Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868471
Статья с конспектом занятия на тему: «Современное экологическое воспитание дошкольников через музыкальные занятия и развлечения».

Арсланова Набира Гирфановна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада «Улыбка» с. Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан. 
Экологическое воспитание, формирование у дошкольника основ правильного отношения к окружающему миру через муз. занятия. Научить детей любить и беречь природу. Помочь ребенку понять и осознать экологические проблемы, а также с помощью родителей и дошкольных педагогов на практике осуществлять решение экологич. проблем.


Дата публикации: 23.11.2017


Экологическое образование - составная часть нравственного воспитания. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые должны дать в  образовательных учреждениях в ходе образовательного процесса.

В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность уже  с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности. Дошкольный возраст - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Ведь именно в этом периоде у ребенка закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни дошкольник начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Экология – это то, что окружает каждого из нас, это наш дом, наша Земля, наша Планета.  Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, «Поле чудес», и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагоги детского сада не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей.

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!». Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

22 апреля ежегодно отмечается Всемирный День Земли. Целью праздника является привлечение взрослых и детей к экологическим проблемам. И наш детский сад не остается в стороне и  всегда ответственно подходит к празднованию данного праздника. Мы проводим для дошкольников различные мероприятия и развлечения, посвященные экологии, экологическим проблемам и т.д. Например, в этом году в подготовительной группе мы провели развлечение КВН «Береги Землю», а в старшей группе развлечение «День Земли»,  сценарий мероприятия которого приведен ниже, разработанный мною.

 

КВН «Береги Землю»

 квн

 

ДЕНЬ ЗЕМЛИ

Ведущий:  Много раз встречали праздник в этом зале, но таких как этот мы еще не знали.

                         Ребята, как вы думаете, какой сегодня праздник?

                          Ответы детей …

Ведущий: Послушайте загадку: Ни начала, ни  конца

                                                          Ни затылка, ни лица,

                                                          Но знают все и млад и стар

                                                          Что она огромный шар         (Земля)

                     Правильно, сегодня мы отмечаем День рождение земли, нашего

                      общего  дома.

                     Посмотри, как он  хорош, дом  в котором ты живешь!

1 ребенок: Словно крыша над землей,

                      Голубые   небеса

                      А под крышей голубой

                      Реки, горы и леса.

2 ребенок: Океаны, пароходы,

                      И поляны, и цветы,

                      Страны все и все народы

                       И, конечно, я и ты.  

3 ребенок: Жить должны все мы на свете,

                      Не ругаясь, не грозя,

                      Как хорошие соседи

                      Или добрые друзья.

Ведущий: Край, который с детства дорог, Родиной зовется. Для нас  с вами

маленькой Родиной, самой дорогой, родиной является наше  село (Бижбуляк). Со своими домами, улицами, соседями, друзьями, животными, птицами, которые поют и летают высоко в небе, лесами, садами, горами, реками, которые нам с вами нужно беречь.                                                                         

                 Исполняется песня « Про край родной»

Ведущий: Ребята, кто в году четыре раза переодевается (Земля)

Ведущий: Идет матушка весна,

                    Отворяй ка ворота,

                    Первым март пришел,

                     Первый снег сошел,

                    А за ним и апрель

                    Отворил окно и дверь,

                    А уже как пришел май,

                    Солнце в терем приглашай.

Входит Весна:    Меня зовут весною, я в гости к вам пришла,

                              Я шла тропой лесною, без отдыха и сна,

                              Хочу я, чтоб согрели всех солнышка  лучи,

                              Чтоб с юга прилетели веселые грачи, стрижи.

Ведущий: Весна – красна!

                    Что принесла?

Весна: Теплое солнышко

              Красное леточко!

Ведущий: Весна – красна!

                   На чем пришла?

                   На чем приехала?

Весна: На  жердочке

             На  бороночке

             На пшеничном колосочке.

            Дети исполняют песню «Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко

Ведущий: Ребята сегодня мы с вами поиграем в  «Колесо чудес»     (Юла со стрелочкой, а вокруг вопросы)

Весна загадывает загадки   1)  Тает снежок, ожил лужок

                                                      День прибывает, когда это бывает?   (Весной)

                                                 2)  Шагает красавица

                                                      Легко земли касается

                                                      Идет на поле, на реку,

                                                      И по снежку и по цвету.

     Кто отгадает, тот будет крутить колесо чудес.

     1. Чем жизнь весной отличается от жизни в зимнее время?

     2. Перечислите труд весной?

     3. Какое время придет после весны?

     4. Почему весной тает снег?

     5. Какие вы знаете признаки весны?   Перечислите их?

Ведущий:  Молодцы Дети хорошо справились с заданиями.

      Стук в  дверь. Залетает Сова.

                            Угадайте, что за птица?

                            Света яркого боится

                            Клюв крючком, глаза пятачком

                            Ушастая голова это…   (Сова)

Сова: Здравствуйте дети!

            На праздник я к вам спешила

            Летала, летала и  наконец-то  прилетала

            Со своими загадками.

Загадки:       Всех известных птиц  черной,

                       враг, личинок и червей,

                       В огороде, словно врач, ходит важно.  Это  (Грач)

                       Любит зернышки,

                       Чирикает на солнышке. (Воробей)

                        Не сидит она на месте,

                       На хвосте разносит вести. (Сорока)  

Вопросы:          Какую  птицу называют почтальоном?  (Голубь)  

                           Какая птица днем спит, а ночью летает   (Сова)

                           Кого называют лесным доктором?

                           Какие птицы прилетают из теплых  стран.

         Дети исполняют песню  « Птички прилетают»  муз. А. Филиппенко.

Забегает  лесовичок. Ребята, как это вы меня забыли? Я услышал, что Сова собралась к вам на праздник, и мне тоже захотелось с вами повеселиться. Но я пришел не с пустыми руками.

         1)Какие животные просыпаются от зимней спячки?

                                                                                             (Ежик, Медведь)

          2)Какой лесной житель сушит грибы на деревьях

                                                                                                (Белка)

         3)Кто собирает яблоки спиной

                                                                (Еж)

         4)За каким зверем бегал волк в мультфильме « Ну погоди»

                                                                                                                   (Заяц)

          5)Кто является санитаром леса

                                                              ( Волк)

                 Дети исполняют танец «Круговая пляска» р.н.м. « Калинка»

Ведущий: Земля – общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах.

                               Рыбы, птицы и звери

                               В душу людям смотрят,

                               Как будто просят нас:

                               Люди не убиваете зря,

                               Ведь море без рыб - не море,

                               Ведь небо без птиц – не небо,

                               Земля без зверей – не земля,

                               А нам без Земли нельзя.

Посмотрите, как красиво наша Земля,  особенно  весной, когда вся природа оживает. Давайте беречь красоту Земли.

Стихи:     1) Мы родиной зовем

                     Места, где мы родились.

                     И она нас зовет

                     Где - бы  мы не находились.

                 2) Когда встает рассвет

                     В любое время года

                     Нас за душу берет

                    Родимая природа.

                3)   Лесов, у нас аж пять,

                      Один другого краше

                      И все, что есть в лесах

                      Конечно тоже наше.

               4)    И если сбережем

                      Что создало природа

                      Она нас охраняет

                      Минуя нас невзгоды.           

       Воспитатели исполняют « Экологический гимн» муз Э. Пашуткина

Ведущий:  Чтобы оставить о себе добрую память, каждый человек должен посадить  хотя бы одно дерево. Сейчас самое время сажать деревья.

        Дети с родителями сажают деревья и кустарники.

   

                       

 

Список используемой литературы

1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011 г.

2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001 г.

4. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001 г.

5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006 г.

6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003г.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 
1. Электронный ресурс - http:// www.doshvozrast.ru.
2. Электронный ресурс - http://www.maam.ru/

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности. Дошкольный возраст - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Ведь именно в этом периоде у ребенка закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни дошкольник начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Экология – это то, что окружает каждого из нас, это наш дом, наша Земля, наша Планета.  Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, «Поле чудес», и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагоги детского сада не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей.

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!». Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

22 апреля ежегодно отмечается Всемирный День Земли. Целью праздника является привлечение взрослых и детей к экологическим проблемам. И наш детский сад не остается в стороне и  всегда ответственно подходит к празднованию данного праздника. Мы проводим для дошкольников различные мероприятия и развлечения, посвященные экологии, экологическим проблемам и т.д. Например, в этом году в подготовительной группе мы провели развлечение КВН «Береги Землю», а в старшей группе развлечение «День Земли»,  сценарий мероприятия которого приведен ниже, разработанный мною.

 

КВН «Береги Землю»

 

 

ДЕНЬ ЗЕМЛИ

Ведущий:  Много раз встречали праздник в этом зале, но таких как этот мы еще не знали.

                         Ребята, как вы думаете, какой сегодня праздник?

                          Ответы детей …

Ведущий: Послушайте загадку: Ни начала, ни  конца

                                                          Ни затылка, ни лица,

                                                          Но знают все и млад и стар

                                                          Что она огромный шар         (Земля)

                     Правильно, сегодня мы отмечаем День рождение земли, нашего

                      общего  дома.

                     Посмотри, как он  хорош, дом  в котором ты живешь!

1 ребенок: Словно крыша над землей,

                      Голубые   небеса

                      А под крышей голубой

                      Реки, горы и леса.

2 ребенок: Океаны, пароходы,

                      И поляны, и цветы,

                      Страны все и все народы

                       И, конечно, я и ты.  

3 ребенок: Жить должны все мы на свете,

                      Не ругаясь, не грозя,

                      Как хорошие соседи

                      Или добрые друзья.

Ведущий: Край, который с детства дорог, Родиной зовется. Для нас  с вами

маленькой Родиной, самой дорогой, родиной является наше  село (Бижбуляк). Со своими домами, улицами, соседями, друзьями, животными, птицами, которые поют и летают высоко в небе, лесами, садами, горами, реками, которые нам с вами нужно беречь.                                                                         

                 Исполняется песня « Про край родной»

Ведущий: Ребята, кто в году четыре раза переодевается (Земля)

Ведущий: Идет матушка весна,

                    Отворяй ка ворота,

                    Первым март пришел,

                     Первый снег сошел,

                    А за ним и апрель

                    Отворил окно и дверь,

                    А уже как пришел май,

                    Солнце в терем приглашай.

Входит Весна:    Меня зовут весною, я в гости к вам пришла,

                              Я шла тропой лесною, без отдыха и сна,

                              Хочу я, чтоб согрели всех солнышка  лучи,

                              Чтоб с юга прилетели веселые грачи, стрижи.

Ведущий: Весна – красна!

                    Что принесла?

Весна: Теплое солнышко

              Красное леточко!

Ведущий: Весна – красна!

                   На чем пришла?

                   На чем приехала?

Весна: На  жердочке

             На  бороночке

             На пшеничном колосочке.

            Дети исполняют песню «Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко

Ведущий: Ребята сегодня мы с вами поиграем в  «Колесо чудес»     (Юла со стрелочкой, а вокруг вопросы)

Весна загадывает загадки   1)  Тает снежок, ожил лужок

                                                      День прибывает, когда это бывает?   (Весной)

                                                 2)  Шагает красавица

                                                      Легко земли касается

                                                      Идет на поле, на реку,

                                                      И по снежку и по цвету.

     Кто отгадает, тот будет крутить колесо чудес.

     1. Чем жизнь весной отличается от жизни в зимнее время?

     2. Перечислите труд весной?

     3. Какое время придет после весны?

     4. Почему весной тает снег?

     5. Какие вы знаете признаки весны?   Перечислите их?

Ведущий:  Молодцы Дети хорошо справились с заданиями.

      Стук в  дверь. Залетает Сова.

                            Угадайте, что за птица?

                            Света яркого боится

                            Клюв крючком, глаза пятачком

                            Ушастая голова это…   (Сова)

Сова: Здравствуйте дети!

            На праздник я к вам спешила

            Летала, летала и  наконец-то  прилетала

            Со своими загадками.

Загадки:       Всех известных птиц  черной,

                       враг, личинок и червей,

                       В огороде, словно врач, ходит важно.  Это  (Грач)

                       Любит зернышки,

                       Чирикает на солнышке. (Воробей)

                        Не сидит она на месте,

                       На хвосте разносит вести. (Сорока)  

Вопросы:          Какую  птицу называют почтальоном?  (Голубь)  

                           Какая птица днем спит, а ночью летает   (Сова)

                           Кого называют лесным доктором?

                           Какие птицы прилетают из теплых  стран.

         Дети исполняют песню  « Птички прилетают»  муз. А. Филиппенко.

Забегает  лесовичок. Ребята, как это вы меня забыли? Я услышал, что Сова собралась к вам на праздник, и мне тоже захотелось с вами повеселиться. Но я пришел не с пустыми руками.

         1)Какие животные просыпаются от зимней спячки?

                                                                                             (Ежик, Медведь)

          2)Какой лесной житель сушит грибы на деревьях

                                                                                                (Белка)

         3)Кто собирает яблоки спиной

                                                                (Еж)

         4)За каким зверем бегал волк в мультфильме « Ну погоди»

                                                                                                                   (Заяц)

          5)Кто является санитаром леса

                                                              ( Волк)

                 Дети исполняют танец «Круговая пляска» р.н.м. « Калинка»

Ведущий: Земля – общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах.

                               Рыбы, птицы и звери

                               В душу людям смотрят,

                               Как будто просят нас:

                               Люди не убиваете зря,

                               Ведь море без рыб - не море,

                               Ведь небо без птиц – не небо,

                               Земля без зверей – не земля,

                               А нам без Земли нельзя.

Посмотрите, как красиво наша Земля,  особенно  весной, когда вся природа оживает. Давайте беречь красоту Земли.

Стихи:     1) Мы родиной зовем

                     Места, где мы родились.

                     И она нас зовет

                     Где - бы  мы не находились.

                 2) Когда встает рассвет

                     В любое время года

                     Нас за душу берет

                    Родимая природа.

                3)   Лесов, у нас аж пять,

                      Один другого краше

                      И все, что есть в лесах

                      Конечно тоже наше.

               4)    И если сбережем

                      Что создало природа

                      Она нас охраняет

                      Минуя нас невзгоды.           

       Воспитатели исполняют « Экологический гимн» муз Э. Пашуткина

Ведущий:  Чтобы оставить о себе добрую память, каждый человек должен посадить  хотя бы одно дерево. Сейчас самое время сажать деревья.

        Дети с родителями сажают деревья и кустарники.

   

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011 г.

2.      Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

3.       Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001 г.

4.      Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001 г.

5.      О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006 г.

6.      Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003г.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 

1.      Электронный ресурс - http:// www.doshvozrast.ru.

2.      Электронный ресурс - http://www.maam.ru/

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР