Статья с конспектом занятия на тему: «Современное экологическое воспитание дошкольников через музыкальные занятия и развлечения». |
Арсланова Набира Гирфановна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада «Улыбка» с. Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан. Дата публикации: 23.11.2017 Экологическое образование - составная часть нравственного воспитания. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые должны дать в образовательных учреждениях в ходе образовательного процесса. В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность уже с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности. Дошкольный возраст - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Ведь именно в этом периоде у ребенка закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни дошкольник начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Экология – это то, что окружает каждого из нас, это наш дом, наша Земля, наша Планета. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, «Поле чудес», и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагоги детского сада не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!». Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей. 22 апреля ежегодно отмечается Всемирный День Земли. Целью праздника является привлечение взрослых и детей к экологическим проблемам. И наш детский сад не остается в стороне и всегда ответственно подходит к празднованию данного праздника. Мы проводим для дошкольников различные мероприятия и развлечения, посвященные экологии, экологическим проблемам и т.д. Например, в этом году в подготовительной группе мы провели развлечение КВН «Береги Землю», а в старшей группе развлечение «День Земли», сценарий мероприятия которого приведен ниже, разработанный мною.
КВН «Береги Землю»
ДЕНЬ ЗЕМЛИ Ведущий: Много раз встречали праздник в этом зале, но таких как этот мы еще не знали. Ребята, как вы думаете, какой сегодня праздник? Ответы детей … Ведущий: Послушайте загадку: Ни начала, ни конца Ни затылка, ни лица, Но знают все и млад и стар Что она огромный шар (Земля) Правильно, сегодня мы отмечаем День рождение земли, нашего общего дома. Посмотри, как он хорош, дом в котором ты живешь! 1 ребенок: Словно крыша над землей, Голубые небеса А под крышей голубой Реки, горы и леса. 2 ребенок: Океаны, пароходы, И поляны, и цветы, Страны все и все народы И, конечно, я и ты. 3 ребенок: Жить должны все мы на свете, Не ругаясь, не грозя, Как хорошие соседи Или добрые друзья. Ведущий: Край, который с детства дорог, Родиной зовется. Для нас с вами маленькой Родиной, самой дорогой, родиной является наше село (Бижбуляк). Со своими домами, улицами, соседями, друзьями, животными, птицами, которые поют и летают высоко в небе, лесами, садами, горами, реками, которые нам с вами нужно беречь. Исполняется песня « Про край родной» Ведущий: Ребята, кто в году четыре раза переодевается (Земля) Ведущий: Идет матушка весна, Отворяй ка ворота, Первым март пришел, Первый снег сошел, А за ним и апрель Отворил окно и дверь, А уже как пришел май, Солнце в терем приглашай. Входит Весна: Меня зовут весною, я в гости к вам пришла, Я шла тропой лесною, без отдыха и сна, Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи, Чтоб с юга прилетели веселые грачи, стрижи. Ведущий: Весна – красна! Что принесла? Весна: Теплое солнышко Красное леточко! Ведущий: Весна – красна! На чем пришла? На чем приехала? Весна: На жердочке На бороночке На пшеничном колосочке. Дети исполняют песню «Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко Ведущий: Ребята сегодня мы с вами поиграем в «Колесо чудес» (Юла со стрелочкой, а вокруг вопросы) Весна загадывает загадки 1) Тает снежок, ожил лужок День прибывает, когда это бывает? (Весной) 2) Шагает красавица Легко земли касается Идет на поле, на реку, И по снежку и по цвету. Кто отгадает, тот будет крутить колесо чудес. 1. Чем жизнь весной отличается от жизни в зимнее время? 2. Перечислите труд весной? 3. Какое время придет после весны? 4. Почему весной тает снег? 5. Какие вы знаете признаки весны? Перечислите их? Ведущий: Молодцы Дети хорошо справились с заданиями. Стук в дверь. Залетает Сова. Угадайте, что за птица? Света яркого боится Клюв крючком, глаза пятачком Ушастая голова это… (Сова) Сова: Здравствуйте дети! На праздник я к вам спешила Летала, летала и наконец-то прилетала Со своими загадками. Загадки: Всех известных птиц черной, враг, личинок и червей, В огороде, словно врач, ходит важно. Это (Грач) Любит зернышки, Чирикает на солнышке. (Воробей) Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. (Сорока) Вопросы: Какую птицу называют почтальоном? (Голубь) Какая птица днем спит, а ночью летает (Сова) Кого называют лесным доктором? Какие птицы прилетают из теплых стран. Дети исполняют песню « Птички прилетают» муз. А. Филиппенко. Забегает лесовичок. Ребята, как это вы меня забыли? Я услышал, что Сова собралась к вам на праздник, и мне тоже захотелось с вами повеселиться. Но я пришел не с пустыми руками. 1)Какие животные просыпаются от зимней спячки? (Ежик, Медведь) 2)Какой лесной житель сушит грибы на деревьях (Белка) 3)Кто собирает яблоки спиной (Еж) 4)За каким зверем бегал волк в мультфильме « Ну погоди» (Заяц) 5)Кто является санитаром леса ( Волк) Дети исполняют танец «Круговая пляска» р.н.м. « Калинка» Ведущий: Земля – общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах. Рыбы, птицы и звери В душу людям смотрят, Как будто просят нас: Люди не убиваете зря, Ведь море без рыб - не море, Ведь небо без птиц – не небо, Земля без зверей – не земля, А нам без Земли нельзя. Посмотрите, как красиво наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает. Давайте беречь красоту Земли. Стихи: 1) Мы родиной зовем Места, где мы родились. И она нас зовет Где - бы мы не находились. 2) Когда встает рассвет В любое время года Нас за душу берет Родимая природа. 3) Лесов, у нас аж пять, Один другого краше И все, что есть в лесах Конечно тоже наше. 4) И если сбережем Что создало природа Она нас охраняет Минуя нас невзгоды. Воспитатели исполняют « Экологический гимн» муз Э. Пашуткина Ведущий: Чтобы оставить о себе добрую память, каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево. Сейчас самое время сажать деревья. Дети с родителями сажают деревья и кустарники.
Список используемой литературы 1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011 г. 2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001 г. 4. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001 г. 5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006 г. 6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности. Дошкольный возраст - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Ведь именно в этом периоде у ребенка закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни дошкольник начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Экология – это то, что окружает каждого из нас, это наш дом, наша Земля, наша Планета. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, «Поле чудес», и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагоги детского сада не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!». Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей. 22 апреля ежегодно отмечается Всемирный День Земли. Целью праздника является привлечение взрослых и детей к экологическим проблемам. И наш детский сад не остается в стороне и всегда ответственно подходит к празднованию данного праздника. Мы проводим для дошкольников различные мероприятия и развлечения, посвященные экологии, экологическим проблемам и т.д. Например, в этом году в подготовительной группе мы провели развлечение КВН «Береги Землю», а в старшей группе развлечение «День Земли», сценарий мероприятия которого приведен ниже, разработанный мною.
КВН «Береги Землю»
ДЕНЬ ЗЕМЛИ Ведущий: Много раз встречали праздник в этом зале, но таких как этот мы еще не знали. Ребята, как вы думаете, какой сегодня праздник? Ответы детей … Ведущий: Послушайте загадку: Ни начала, ни конца Ни затылка, ни лица, Но знают все и млад и стар Что она огромный шар (Земля) Правильно, сегодня мы отмечаем День рождение земли, нашего общего дома. Посмотри, как он хорош, дом в котором ты живешь! 1 ребенок: Словно крыша над землей, Голубые небеса А под крышей голубой Реки, горы и леса. 2 ребенок: Океаны, пароходы, И поляны, и цветы, Страны все и все народы И, конечно, я и ты. 3 ребенок: Жить должны все мы на свете, Не ругаясь, не грозя, Как хорошие соседи Или добрые друзья. Ведущий: Край, который с детства дорог, Родиной зовется. Для нас с вами маленькой Родиной, самой дорогой, родиной является наше село (Бижбуляк). Со своими домами, улицами, соседями, друзьями, животными, птицами, которые поют и летают высоко в небе, лесами, садами, горами, реками, которые нам с вами нужно беречь. Исполняется песня « Про край родной» Ведущий: Ребята, кто в году четыре раза переодевается (Земля) Ведущий: Идет матушка весна, Отворяй ка ворота, Первым март пришел, Первый снег сошел, А за ним и апрель Отворил окно и дверь, А уже как пришел май, Солнце в терем приглашай. Входит Весна: Меня зовут весною, я в гости к вам пришла, Я шла тропой лесною, без отдыха и сна, Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи, Чтоб с юга прилетели веселые грачи, стрижи. Ведущий: Весна – красна! Что принесла? Весна: Теплое солнышко Красное леточко! Ведущий: Весна – красна! На чем пришла? На чем приехала? Весна: На жердочке На бороночке На пшеничном колосочке. Дети исполняют песню «Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко Ведущий: Ребята сегодня мы с вами поиграем в «Колесо чудес» (Юла со стрелочкой, а вокруг вопросы) Весна загадывает загадки 1) Тает снежок, ожил лужок День прибывает, когда это бывает? (Весной) 2) Шагает красавица Легко земли касается Идет на поле, на реку, И по снежку и по цвету. Кто отгадает, тот будет крутить колесо чудес. 1. Чем жизнь весной отличается от жизни в зимнее время? 2. Перечислите труд весной? 3. Какое время придет после весны? 4. Почему весной тает снег? 5. Какие вы знаете признаки весны? Перечислите их? Ведущий: Молодцы Дети хорошо справились с заданиями. Стук в дверь. Залетает Сова. Угадайте, что за птица? Света яркого боится Клюв крючком, глаза пятачком Ушастая голова это… (Сова) Сова: Здравствуйте дети! На праздник я к вам спешила Летала, летала и наконец-то прилетала Со своими загадками. Загадки: Всех известных птиц черной, враг, личинок и червей, В огороде, словно врач, ходит важно. Это (Грач) Любит зернышки, Чирикает на солнышке. (Воробей) Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. (Сорока) Вопросы: Какую птицу называют почтальоном? (Голубь) Какая птица днем спит, а ночью летает (Сова) Кого называют лесным доктором? Какие птицы прилетают из теплых стран. Дети исполняют песню « Птички прилетают» муз. А. Филиппенко. Забегает лесовичок. Ребята, как это вы меня забыли? Я услышал, что Сова собралась к вам на праздник, и мне тоже захотелось с вами повеселиться. Но я пришел не с пустыми руками. 1)Какие животные просыпаются от зимней спячки? (Ежик, Медведь) 2)Какой лесной житель сушит грибы на деревьях (Белка) 3)Кто собирает яблоки спиной (Еж) 4)За каким зверем бегал волк в мультфильме « Ну погоди» (Заяц) 5)Кто является санитаром леса ( Волк) Дети исполняют танец «Круговая пляска» р.н.м. « Калинка» Ведущий: Земля – общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах. Рыбы, птицы и звери В душу людям смотрят, Как будто просят нас: Люди не убиваете зря, Ведь море без рыб - не море, Ведь небо без птиц – не небо, Земля без зверей – не земля, А нам без Земли нельзя. Посмотрите, как красиво наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает. Давайте беречь красоту Земли. Стихи: 1) Мы родиной зовем Места, где мы родились. И она нас зовет Где - бы мы не находились. 2) Когда встает рассвет В любое время года Нас за душу берет Родимая природа. 3) Лесов, у нас аж пять, Один другого краше И все, что есть в лесах Конечно тоже наше. 4) И если сбережем Что создало природа Она нас охраняет Минуя нас невзгоды. Воспитатели исполняют « Экологический гимн» муз Э. Пашуткина Ведущий: Чтобы оставить о себе добрую память, каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево. Сейчас самое время сажать деревья. Дети с родителями сажают деревья и кустарники.
Список используемой литературы
1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011 г. 2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001 г. 4. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001 г. 5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006 г. 6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Электронный ресурс - http:// www.doshvozrast.ru. 2. Электронный ресурс - http://www.maam.ru/
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».