Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ребятам о зверятах». |
Шеховцова Вера Геннадьевна, педагог дополнительного образования, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» г.о.Королев Московская область. Дата публикации: 04.12.2017
Данная образовательная программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими образовательную деятельность: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) 2. Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» 3. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5.«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41) 6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 7. «Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся» (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499). 8. «Инструктивное письмо Министерства образования Московской области» от 26.08.2013 № 10825 13 в/07 «Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области» 9. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». 10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 №10825 13 в/07).
1.1 Направленность программы - естественнонаучная. Уровень программы – стартовый. Срок реализации программы –1 год. Возраст обучающихся: 6-11 лет. 1.2 Актуальность программы обусловлена вниманием современного общества к проблемам экологии, безнравственному отношению к животным. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности. Можно рассматривать экологическое воспитание как процесс формирования осознанногоотношения детей к объектам природы, основой чего является наличие знаний о них, деятельность ребенка и опора на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость, стремление оказать свое покровительство более слабым живым существам. Новизна программы заключается в том, что она является интегрированной, в её основе изучение основ нескольких наук: зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, зоогеографии, этологии. 1.3 Цель программы – формирование личности, понимающей необходимость сохранения и укрепления связей между всеми живыми организмами Земли.
Воспитательные задачи - воспитание эмпатии по отношению к животным; - воспитание эстетического восприятия животных; - воспитание понятия значимости и ценности всего живого на земле. Развивающие задачи - развитие воображения, творческих способностей; - развитие коммуникативных навыков; - развитие потребности детей применять на практике навыки общения с животными; - развитие умения наблюдать, анализировать и делать выводы в процессе выполнения практических заданий; - развитие умения охарактеризовать животное. Образовательные задачи - формирование представлений о многообразии живых существ, знакомство с их классификацией; - формирование знаний о среде и месте обитания животных: - ознакомление детей с животным миром и экологическими проблемами региона; - обучение детей основам науки о поведении животных, общения с ними, правильного ухода и содержания; - обучение навыкам наблюдения за животными, проведения исследовательских работ 1.4 Отличительная особенность программы состоит в том, что в рамках её освоения осуществляются метапредметные связи с художественной литературой, изобразительным искусством, музыкой, театральным искусством). Кроме того, программа предполагает активное использование игровой технологии. 1.5 Адресат программы: дети младшего школьного возраста – 6-11 лет. Младший школьный возраст — возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В этом возрасте ведущей является учебная деятельность. На ее основе у младших школьников формируется словесно-логическое мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ,мысленное планирование); меняются интересы, ценности ребенка, закладывается фундамент личности, формируются базовые социальные установки, привычки, развиваются многообразные отношения с окружающим миром. Приоритетным видом деятельности продолжает оставаться игра, в процессе которой реализуется потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру, эмоциональность и непосредственность переживаний. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. В связи с этим данная программа предлагает детям обучение основам зоологических знаний и направлена на формирование у них навыка слушать и слышать не только окружающих людей, но и «меньших братьев» - животны 1.6 Обьем и срок освоения Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа). 1.8 Форма обучения – очная. 1.9 Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 учебному часу 1.10 Планируемые результаты По результатам освоения программы предполагается достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты обучающихся могут быть отслежены в ходе проведения мониторинговых исследований, наблюдения. Метапредметные результаты, развитие универсальных учебных действий можно отследить в ходе наблюдения, выполнения специальных диагностических задач, направленных на оценку их уровня, и в процессе выполнения практических заданий. Личностные результаты - осознание значимости и ценности всего живого на земле; - понимание необходимости сохранения и укрепления связей между всеми живыми организмами Земли; - осознание личной ответственности за гармоничное сосуществование живых организмов. Метапредметные результаты - развитие коммуникативных способностей; - развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер; - формирование мотивации к изучению мира животных. Предметные результаты освоения программы: Предполагается, что по окончании освоения программы дети приобретут следующие знания и умения. Знания - знание основ классификации животных; - понятие о среде и месте обитания животных; - понятие об особенностях животных; - знание правил содержания домашних животных, ухода за ними; - знание основ безопасности при общении с животными. Умения - иметь навыки гуманного общения с животными; - оказывать животным посильную необходимую помощь; - проводить наблюдение, анализ, делать выводы, связанные с жизнью определённых представителей животного мира; - видеть последствия тех или иных действий человека в отношении животного мира; - умение рассказать об особенностях животных; - находить эстетический компонент в окружающем мире. - фотовыставка; - выставка рисунков; - журнал с рисунками и рассказами детей; - праздник 1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов - журнал посещаемости занятий - грамоты обучающимся - мониторинг 1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов - доклад; - выставка рисунков; - журнал с рисунками и рассказами детей; - фотовыставка; - праздник 1.14 Материально-техническое обеспечение - учебная аудитория, класс; - оборудование: магнитофон, компьютер, флэш-карты; - дидактический материал 1.15 Информационное обеспечение - аудиоматериал; - видеозаписи; - фотоматериал; - интернет источники.
1.16 Кадровое обеспечение программы – педагог дополнительного образования Шеховцова Вера Геннадиевна.
Тема 1. Правила дорожного движения (7 часов) Теория Дорожно-транспортная среда. Что должен знать пешеход? Правила перехода улиц и дорог. Безопасное поведение в общественном транспорте. Движение по улице в зимний период. Безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта. Безопасность перед началом движения и во время движения на велосипеде. Практика Сочинить и сыграть ситуации на основе правил дорожного движения. Участие в викторине. Тема 2. От подцарства простейших до подцарства многоклеточных (2 часа) Теория Понятие предмета зоология. Подцарство простейшие. Общая характеристика. Подцарство многоклеточные. Общая характеристика. Практика Игра «Угадать, как выглядит инфузория -туфелька и нарисовать её». Игра «Фраза из слов». Написать рассказ «Встреча с медузой». Тема 3. Тип Моллюски и Иглокожие (2 часа) Теория Моллюски и иглокожие. Общая характеристика. Особенности строения. Практика Игра-превращение. Игра «Диалог улиток». Игра «Фраза из слов». Игра «Да-нет». Подготовка доклада, исследовательской работы.
Тема 4. Членистоногие (9 часов) Теория Ракообразные. Общая характеристика. Видовое разнообразие насекомых. Насекомые. Их многообразие и особенности. Практика Просмотр мультфильма «Отшельник и Роза» (ответы на вопросы). Работа над текстом Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»( игры «Угадай насекомое», «Помоги герою», «Полезные насекомые»). Просмотр фрагментов документального фильма «Микромир». Работа над текстом Б.Заходера «История одной гусеницы». Работа с набором открыток с изображениями бабочек. Нарисовать бабочку. Игра-лото «Фразеологический зверинец». Игра «Экскурсовод». Сочинить рассказ на тему «Как я превратился в…» (насекомое на выбор). Заполнить ««анкету» животного (опрос). Подготовка доклада, исследовательской работы. Инсценировка отрывков из книги Медведева «Баранкин, будь человеком!». Тема 5. Тип Хордовые (3 часа) Теория Рыбы. Общая характеристика. Аквариумные рыбки. Правила содержания. Изучение Красной книги рыб. Практика Игра «Путешествие в подводное царство» (превращение по подгруппам). Прослушивание произведения К.Сен Санса «Карнавал животных» («Аквариум») и зарисовка возникших образов. Создать портрет рыбы. Заполнить ««анкету» рыбы. Подготовка доклада, исследовательской работы. Тема 6. Класс земноводные (3 часа) Теория Особенности строения земноводных. Амфибии Лосиного острова. Изучение Красной книги амфибий. Практика Игра «Фраза из слов». Игра «Да-нет». Работа над текстом книги Б.Заходера «Серая звёздочка». Заполнить «анкету» животного. Подготовка доклада. Тема 7. Класс Пресмыкающиеся (3 часа) Теория Происхождение рептилий. Особенности строения. Рептилии Лосиного острова. Значение рептилий. Красная Книга рептилий. Практика Игра «Факир и змеи». Просмотр документального фильма и обсуждение. Заполнить «анкету» животного. Подготовка доклада, исследовательской работы. Тема 8. Класс Птицы (11 часов) Теория Птицы. Общая характеристика. Птицы города. Птицы Лосиного острова. Красная книга птиц. Образы птиц в русских художественных промыслах. Практика Прослушивание диска «Голоса птиц» и игра «Угадай, кто это?». Зарисовка птиц. Просмотр фрагментов мультфильма «Путешествие Нильса с дикими гусями» с последующим обсуждением и включением нравственного аспекта. Прослушивание произведений К. Сен Санса «Кукущка» ( угадать, какой птице посвящено), «Куры и петухи» (угадать действия птиц), «Лебедь» (рассказать, какой образ птицы создаёт музыка). Заполнение «Анкеты» птицы. Инсценировка отрывков из книги Медведева «Баранкин, будь человеком!». Игра «Экскурсовод». Подготовка доклада.
Тема 9. Класс Млекопитающие (17 часов) Теория Млекопитающие. Общая характеристика. Млекопитающие как помощники и друзья человека. Млекопитающие Лосиного острова. Изучение Красной книги млекопитающих. Образы животных в русских художественных промыслах.
Практика Игра-лото «Фразеологический зверинец». Знакомство с материалами по группам пород собак. Игра «Угадай эмоцию». Изучение изображений мимики псовых. Посещение городской кинологической службы. Просмотр изображений различных пород кошек. Изучение изображений мимики кошек и их характерных поз. Просмотр документальных фильмов, мультфильмов и обсуждение. Заполнение «Анкеты» животного. Игра «Экскурсовод». Характеристика животных по репродукциям картин. Инсценировка текста. Подготовка доклада, исследовательской работы. Тема 10. Животный мир континентов (7 часов) Теория Знакомство с континентами и их животным миром. Практика Игра «Путешествие в Антарктиду». Игра «Путешествие в Австралию». Игра «Путешествие в Южную Америку». Игра «Путешествие в Северную Америку». Игра «Путешествие в Африку». Игра «Путешествие в Евразию». Игра «Кто? Где? Когда?» Чтение фрагментов из книг Д.Дарелла (использование их в играх). Просмотр документальных фильмов и обсуждение. Тема 11. Домашние животные (7 часов) Теория Домашние животные. Общая характеристика. Правила содержания и ухода за домашними животными. Практика Наблюдения за животным (рассказ об особенностях поведения, характера домашнего животного). Написать рассказ от имени домашнего животного (от первого лица). Участие в фотовыставке и выставке рисунков «Любимые животные». Принципы обучения, применяемые в ходе реализации программы 1.Принцип опоры на положительные эмоции ребенка — на занятиях дети получают положительные эмоции, общаясь друг с другом, с педагогом, испытывают радость от осознания своих успехов. 2.Принцип учёта возрастных особенностей обучающихся. 3.Принцип сотрудничества. 4.Принцип наглядности — присутствие на каждом занятии наглядного материала. Для этих целей используется раздаточный материал (изображения, репродукции по теме, видеоматериал). 5.Принцип доступности 6.Принцип системности и последовательности - излагаемый материал вытекает и неразрывно связан с материалом предыдущих занятий и часто опирается на жизненный опыт ребенка, на объекты ближайшего окружения. 7.Принцип научности (полученные знания становятся основой формирования мотивации действий обучающихся, развития познавательного интереса, формирования основ их мировоззрения. 8.Принцип интегративности, создающий развивающее пространство познания образа жизнедеятельности и самовыражения обучающихся на основе межпредметных связей. 9.Принцип связи теории с практикой. По источнику получения знаний используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ педагога рассказ ребёнка, беседа, объяснение); - наглядный (наличие раздаточного материала, показ изображений животных, видеоматериала); - практический (наблюдение за живыми объектами, зарисовки животных, подготовка докладов и исследовательских работ). По степени активности познавательной деятельности можно назвать такие методы как: - объяснительно-иллюстративный (демонстрация изучаемого материала с параллельным объяснением) - репродуктивный (обучающиеся воспроизводят изученное) - метод проблемного обучения (педагог определяет проблему и нацеливает обучающегося на пути её решения) - частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения поставленной задачи) - исследовательский (после инструктажа педагога обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения) методы воспитания - убеждение - беседа - поручения - поощрение - мотивация - самоанализ - стимулирование Формы организации образовательного процесса - групповая - работа в подгруппе Формы организации учебного занятия - практическое занятие - игра - викторина - праздник - экскурсия Педагогические технологии Технология группового обучения (В.К. Дьяченко) Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Технология развивающего обучения. (И.П. Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов, Л.В. Занков) Игровые технологии (Т.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин) Информационно-коммуникативные технологии. (А.И.Яковлев) Технология развития творческих качеств личности (Т.С.Альтшуллер) Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов) Алгоритм учебного занятия 1. Приветствие. 2. Повторение пройденного материала. 3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). 4. Ознакомление с теоретическим материалом. 5. Просмотр видеоматериала и обсуждение. 6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия. 7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Дидактический материал - набор открыток с изображениями животных; - дидактические игры (лото, пазлы, ребусы). - коллекция дисков с документальными фильмами о животных; - коллекция дисков с мультфильмами и художественными фильмами о животных; - аудиоматериал «Голоса птиц»; - репродукции картин с изображениями животных Список использованных источников для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост — наше лекарство. — М.: Наука и техника, 2008, — 304 с. 2. Акимушкин И. Мир животных. Насекомые, пауки, домашние животные. — М.: Мысль, 2000, — 463 с. 3. Акимушкин И. Мир животных. Птицы. — М.: Молодая гвардия, 1998, — 378 с. 4. Акимушкин И. Насекомые. Пауки. Домашние животные. — М.: Мысль, 1999. 5. Акимушкин И. Проблемы этологии. — Смоленск, Русич, 2002, — 192с. 6. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. — Ярославль: Академия развития, 2003, — 235 с. 7. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. — Ярославль: Академия развития, 2002, — 255 с. 8. О.С., Петрова В.И., Методика воспитательной работы в начальных классах.— М.: Просвещение, 2002, — 384с. 9.Корен С. Как разговаривать с собакой. — М.: Добрая книга, 2007, — 392с. 10. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» 11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) 12. Хацкевич Ю. Все о животных. Простейшие. Насекомые. Пресмыкающиеся. — М.: АСТ, 2002, — 702 с. 13. Хацкевич Ю. Все о животных. Рыбы и земноводные. — М.: АСТ, 2002, — 527 с. Список литературы для детей 1. Горбунова М., Граблевская И. и др. Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и ответах. — Смоленск: Русич, 2005, — 540 с. 2.Джонсон Дж. Тайны жизни животных. — М.: АСТ, 2007, — 264 с. 3. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова. Почемучка. — М.: Педагогика, 1997, — 381 с. 4. Старикович С. Зачем барану рога, а воробью розовые очки? — М.: Детская литература, 1991, — 223 с. 5. Старикович С. Зверинец у крыльца. — М.: Русская книга, 1996, — 368 с. 6. Старикович С. Почему у пуделя черный нос? — М.: Детская литература, 2001, — 127 с. 7. Хацкевич Ю. Занимательная зоология. Минск: Харвест, 2002, — 352с. 8. Хэрриот Д. Истории о кошках и собаках. — М.: Захаров, 2008, — 624 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».