Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868686
Экологическое воспитание обучающихся начальных классов в процессе внеурочной деятельности. (Статья. Из опыта работы.)

Федотова Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Кирова Калужской области. 
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В статье описываются формы работы по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. В статье просматривается ход экологического праздника «День Птиц».

 


 

Дата публикации: 30.11.2017


Экологическое воспитание обучающихся начальных классов в процессе внеурочной деятельности. (Из опыта работы)

История человечества неразрывно связана с историей природы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы в мире, большое  значение приобретает экологическое воспитание человека всех возрастов и профессий. Если люди в ближайшем будущем не научаться, бережно относиться к природе,  они погубят себя. А начинать экологическое воспитание нужно: чем раньше, тем лучше. Не исключением становятся и учащиеся начальных классов. Именно в младшем школьном возрасте нужно заложить основы бережного отношения к природе,  так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Экологическое воспитание обучающихся начальных классов является одним из направлений моей работы, которая проводится как в учебной деятельности, так и во внеурочное время.

Каждый год учащиеся моего класса участвуют в общешкольной акции «Чистый город».

С 2016 года участвуем в муниципальном проекте раздельного сбора твёрдо – бытовых отходов.  Приглашаем в школу представителей экологической службы «Реммонтаж», которые проводят просветительские беседы, а также практические занятия по раздельному сбору отходов.

Каждый год весной и осенью в школе поводим экологические недели.

Цель которых: формирование экологического сознания  и чувства уважения к планете Земля, воспитание бережного  отношения и любви к окружающему миру.

 Задачи, решаемые во время мероприятий:

1. Повысить образовательный уровень учащихся.

2. Показать основные экологические проблемы в масштабе своей страны и города.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развить творческую активность учащихся.

5. Развивать умения работать в группах, воспитывать толерантность.

6. Повысить уровень профессиональной компетентности учителей.

Содержание этих недель разнообразное, но всегда в себя включает не только познавательную, но и практическую деятельность. Приведу пример плана мероприятий экологических недель: весна 2016/2017 учебный год:

Класс

Название мероприятия

Дата

проведения

Время

проведения

Ответственные

1

1-4

Открытие недели экологии.

12.05.17

13.00-13.20

Руководитель МО

2

1-4

Классный час «Наша планета в опасности»

12.05.17

13.10-13.50

Учителя нач. классов

3

    1-4

Конкурс рисунков «Цвети, Земля!»

13. 05.17

13.00-13.40

Учителя нач. кл.

4

1-4

Игры на экологическую тему (КВН, крестики – нолики, «своя игра», викторины и т. д.)

14.05.17

13.00-13.40

Учителя нач. классов

5

1-4

Экскурсия «Экологическая тропа»

15.05.17

13.00-13.40

Учителя нач. кл.,

6

1-4

Подведение итогов предметной недели. Номера художественной самодеятельности на экологическую тему.

16.05.17

13.00-13.30

Учителя нач. кл., Руководитель МО


Осень 2017/2018 учебный год:

 

Класс

Название мероприятия

Дата

проведения

Время

проведения

Ответственные

1

1-4

Открытие недели экологии. Конкурс рисунков «Берегите природу»

20.11.17

13.00-13.20

Руководитель МО

Учителя нач. кл.,

2

1-4

«Лесная почта» (письмо лесным жителям)

21.11.17

 

Учителя нач. классов

3

1-4

Классные часы: «Будь природе другом», «Берегите воду», «Лес и человек» и др.

21.11.17

13.00-13.40

Учителя нач. кл.,

4

    1-4

«День птиц» (викторины о птицах, вывешивание кормушек)

22.11.17

13.00-14.00

Учителя нач. кл.

5

1-4

Экологическая игра  «В гости к Лесовичку»

23.11.17

13.00-13.40

Учителя нач. классов

6

1-4

Подведение итогов предметной недели. Выступление агитбригад на тему: «Наша жизнь в наших руках»

24.11.17

13.00-13.45

Учителя нач. кл., Руководитель МО


Также на протяжении всего учебного года провожу классные часы, беседы, КТД на экологическую тему. Принимаем участие в Международной акции, посвящённой  Международному  Дню  Птиц. Учащиеся мастерят кормушки и скворечники, вывешивают  их около школы.  В рамках этой акции провожу праздник Птиц. Учащиеся заранее разбились на 3 команды. Каждая команда придумала название и девиз. У каждого ученика была эмблема. Капитаны команд готовили интересные факты из жизни птицы, в честь которой была названа команда. Также домашним заданием было приготовить альбомы о птицах, с которым дети справились прекрасно. Команда «Синички» приготовила альбом «Зимующие птицы». Команда «Степные орлы» продемонстрировала альбом  «Хищные птицы», а команда «Ласточки» - «Перелётные птицы».

Среди команд прошли следующие конкурсы:

1.         «Визитная карточка»

2.         «Разминка». Учащиеся отгадывали загадки о птицах.

3.         «Викторина». После прослушивания вопроса, ученикам предлагалось три ответа. Задача – выбрать – правильный.

4.         «Живые синонимы» Нужно продолжить народную поговорку, вставив название птицы. (Могучий, как … и т. д)

5.         Конкурс  капитанов «Веришь – не веришь»

6.         «Узнай по портрету». Детям предлагались слайды с изображением птиц. Они давали название.

7.         «Конкурс актёрского мастерства». Каждая команда изображала стаю каких-то птиц и подражала их пению.

8.         В «Конкурсе пословиц и поговорок» - кто быстрее соберёт пословицы из частей.

9.         Конкурс «Музыкальный». На лучшее исполнение куплета из песни «У дороги чибис»

10.       В последнем конкурсе «Домашнее задание» команды демонстрировали свои альбомы.

Праздник закончился стихотворением  Заболотского «Просьба». Приложение1.

Такие праздники расширяют кругозор детей, развивают мотивацию к сохранению природы и всего живого, что нас окружает.

Вопросами экологического воспитания младших школьников занимаются многие педагоги. Правильно используя различные методы по экологическому воспитанию младших школьников, умением увлечь детей  полезной, общественно значимой деятельностью,  грамотно организовать эту деятельность, учитель может повысить уровень ответственности детей к поведению в природе, сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Литература

1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание

младших школьников. // Начальная школа. 2003. № 5. С. 6475.

2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: . Новый аспект образования. М.: Просвещение, 1990. 132с.

3 Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.

Приложение1.

  день птиц
Фотография: участие в Международной акции, посвящённой  Международному Дню Птиц


празд птиц

Фотография: праздник Птиц





История человечества неразрывно связана с историей природы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы в мире, большое  значение приобретает экологическое воспитание человека всех возрастов и профессий. Если люди в ближайшем будущем не научаться, бережно относиться к природе,  они погубят себя. А начинать экологическое воспитание нужно: чем раньше, тем лучше. Не исключением становятся и учащиеся начальных классов. Именно в младшем школьном возрасте нужно заложить основы бережного отношения к природе,  так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Экологическое воспитание обучающихся начальных классов является одним из направлений моей работы, которая проводится как в учебной деятельности, так и во внеурочное время.

Каждый год учащиеся моего класса участвуют в общешкольной акции «Чистый город».

С 2016 года участвуем в муниципальном проекте раздельного сбора твёрдо – бытовых отходов.  Приглашаем в школу представителей экологической службы «Реммонтаж», которые проводят просветительские беседы, а также практические занятия по раздельному сбору отходов.

Каждый год весной и осенью в школе поводим экологические недели.

Цель которых: формирование экологического сознания  и чувства уважения к планете Земля, воспитание бережного  отношения и любви к окружающему миру.

 Задачи, решаемые во время мероприятий:

1. Повысить образовательный уровень учащихся.

2. Показать основные экологические проблемы в масштабе своей страны и города.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развить творческую активность учащихся.

5. Развивать умения работать в группах, воспитывать толерантность.

6. Повысить уровень профессиональной компетентности учителей.

Содержание этих недель разнообразное, но всегда в себя включает не только познавательную, но и практическую деятельность. Приведу пример плана мероприятий экологических недель: весна 2016/2017 учебный год:

Класс

Название мероприятия

Дата

проведения

Время

проведения

Ответственные

1

1-4

Открытие недели экологии.

12.05.17

13.00-13.20

Руководитель МО

2

1-4

Классный час «Наша планета в опасности»

12.05.17

13.10-13.50

Учителя нач. классов

3

    1-4

Конкурс рисунков «Цвети, Земля!»

13. 05.17

13.00-13.40

Учителя нач. кл.

4

1-4

Игры на экологическую тему (КВН, крестики – нолики, «своя игра», викторины и т. д.)

14.05.17

13.00-13.40

Учителя нач. классов

5

1-4

Экскурсия «Экологическая тропа»

15.05.17

13.00-13.40

Учителя нач. кл.,

6

1-4

Подведение итогов предметной недели. Номера художественной самодеятельности на экологическую тему.

16.05.17

13.00-13.30

Учителя нач. кл., Руководитель МО

Осень 2017/2018 учебный год:

Класс

Название мероприятия

Дата

проведения

Время

проведения

Ответственные

1

1-4

Открытие недели экологии. Конкурс рисунков «Берегите природу»

20.11.17

13.00-13.20

Руководитель МО

Учителя нач. кл.,

2

1-4

«Лесная почта» (письмо лесным жителям)

21.11.17

 

Учителя нач. классов

3

1-4

Классные часы: «Будь природе другом», «Берегите воду», «Лес и человек» и др.

21.11.17

13.00-13.40

Учителя нач. кл.,

4

    1-4

«День птиц» (викторины о птицах, вывешивание кормушек)

22.11.17

13.00-14.00

Учителя нач. кл.

5

1-4

Экологическая игра  «В гости к Лесовичку»

23.11.17

13.00-13.40

Учителя нач. классов

6

1-4

Подведение итогов предметной недели. Выступление агитбригад на тему: «Наша жизнь в наших руках»

24.11.17

13.00-13.45

Учителя нач. кл., Руководитель МО

Также на протяжении всего учебного года провожу классные часы, беседы, КТД на экологическую тему. Принимаем участие в Международной акции, посвящённой  Международному  Дню  Птиц. Учащиеся мастерят кормушки и скворечники, вывешивают  их около школы.  В рамках этой акции провожу праздник Птиц. Учащиеся заранее разбились на 3 команды. Каждая команда придумала название и девиз. У каждого ученика была эмблема. Капитаны команд готовили интересные факты из жизни птицы, в честь которой была названа команда. Также домашним заданием было приготовить альбомы о птицах, с которым дети справились прекрасно. Команда «Синички» приготовила альбом «Зимующие птицы». Команда «Степные орлы» продемонстрировала альбом  «Хищные птицы», а команда «Ласточки» - «Перелётные птицы».

Среди команд прошли следующие конкурсы:

1.       «Визитная карточка»

2.       «Разминка». Учащиеся отгадывали загадки о птицах.

3.       «Викторина». После прослушивания вопроса, ученикам предлагалось три ответа. Задача – выбрать – правильный.

4.       «Живые синонимы» Нужно продолжить народную поговорку, вставив название птицы. (Могучий, как … и т. д)

5.       Конкурс  капитанов «Веришь – не веришь»

6.       «Узнай по портрету». Детям предлагались слайды с изображением птиц. Они давали название.

7.       «Конкурс актёрского мастерства». Каждая команда изображала стаю каких-то птиц и подражала их пению.

8.       В «Конкурсе пословиц и поговорок» - кто быстрее соберёт пословицы из частей.

9.       Конкурс «Музыкальный». На лучшее исполнение куплета из песни «У дороги чибис»

10.     В последнем конкурсе «Домашнее задание» команды демонстрировали свои альбомы.

Праздник закончился стихотворением  Заболотского «Просьба». Приложение1.

Такие праздники расширяют кругозор детей, развивают мотивацию к сохранению природы и всего живого, что нас окружает.

Вопросами экологического воспитания младших школьников занимаются многие педагоги. Правильно используя различные методы по экологическому воспитанию младших школьников, умением увлечь детей  полезной, общественно значимой деятельностью,  грамотно организовать эту деятельность, учитель может повысить уровень ответственности детей к поведению в природе, сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Литература

1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание

младших школьников. // Начальная школа. 2003. № 5. С. 6475.

2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: . Новый аспект образования. М.: Просвещение, 1990. 132с.

3 Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.

Приложение1.

  

Фотография: участие в Международной             Фотография: праздник Птиц

 акции, посвящённой

 Международному  Дню  Птиц

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР