Современные подходы к формированию экологической культуры обучающихся (статья). |
Килик Елена Юрьевна, преподаватель химии, экологии КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум», Хабаровский край. Дата публикации: 30.11.2017 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Одной из задач экологического образования на современном этапе является формирование у будущих специалистов современного экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями природы, исходя из принципа «не навреди». Сегодня система экологического образования строится внутри действующей системы образования, являясь её важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами, и преподается в том или ином объёме во всех учебных заведениях. Главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека. Для достижения этой цели акцент учебного процесса должен быть сосредоточен на: формировании знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек-общество-техника-природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем; воспитании бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды; умении анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений. Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры подрастающего поколения. Экологическая культура – это достижение экологических знаний, развитие экологического сознания, приобретение навыков в поведении людей, направленных на сохранение природных условий, необходимых для развития общества, гармоничное взаимоотношение между обществом и природой. В основе экологической культуры выделяем следующие компоненты: · экологическое сознание (естественнонаучные, технические знания и ценностно-ориентированные отношения); · экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные, вероятные, прогностические и другие виды связей); · экологически оправданное поведение, которое характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения. Для построения системы формирования экологической культуры нами определены ведущие принципы, которые определяют требования к экологическому образованию, разработку и использование методов и средств обучения, обеспечивают единство знаний, доступность, целенаправленность. Наиболее важные специфические принципы экологического образования, на которые опираемся при обучении следующие: · принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности становления и развития экологической культуры, предполагает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейное, дошкольное, школьное, профессиональное, вузовское; · принцип фундаментальности является ведущим принципом при отборе содержания эколого-профессионального образования будущего выпускника средне специального заведения, обеспечивающим гарантии его образовательного потенциала; фундаментальность подготовки предполагает овладение студентами экологическими и профессиональными знаниями, обобщенными видами экологической и профессиональной деятельности, обеспечивает возможность адаптации в широкой сфере профессиональной деятельности; · принцип рефлективности предполагает создание в образовательном процессе условий для осмысления, самоанализа, самопонимания личности, для того чтобы осознать свой внутренний мир; · принцип взаимосвязи профессионального и экологического образования предусматривает экологизацию содержания образовательных программ профессионального обучения, учета экологического компонента в стандартах средних специальных учебных заведений; · принцип региональности предполагает учет в экологическом образовании регионального компонента: природных и социально–экономических условий, использование в содержании экологического образования информации, характерной для данного региона, национальных и культурных традиций; · принцип личностности направлен на обращение к личности студента для преобразования общественной необходимости сохранения природы во внутренние личностные потребности и интересы, нормы поведения будущих специалистов по отношению к природе; · принцип междисциплинарности отражает взаимосвязь философских, естественнонаучных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования; предполагает согласованное распределение элементов экологического содержания в структуре отдельных учебных дисциплин, скоординированное развитие на основе междисциплинарных связей экологических знаний и видов экологической деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также поэтапную интеграцию экологических знаний и применение их в экологической деятельности. Возникает резонный вопрос. А как сформировать эти принципы? Применение в учебном процессе современных образовательных технологии вырабатывает умения и навыки системного мышления, пробуждает у студентов стремление к поиску новых идей, побуждает к творчеству и коллективному взаимодействию, способствует формированию готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, посредством усвоения студентами экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности, соответствующих убеждений, потребностей. Главная цель дисциплины «Экология» – способствовать формированию экологического мировоззрения обучающихся, экологической компетентности. Важна экологическая составляющая дисциплины «Химия», в особенности у обучающихся по техническим специальностям. Но без деятельностного подхода один лишь знаниевый компонент не может привести к убеждению и формировать мировоззрение. Переход на новые уровни развития требует качественных изменений в практической педагогике. Ведущее место при этом принадлежит обучению умениям самостоятельно приобретать знания, мыслить, творить. Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск её решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины, помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое мышление, т. е. способности анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Таблица №1 Основные приемы технологии критического мышления
Использование различных приемов данной технологии, таких как составление кластеров, синквейнов позволяет обучающемуся описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, помогает научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме. Технология развития критического мышления направлена на формирование умения применять полученные знания при решении практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач в учебной деятельности, желание активного участия в экологической деятельности по выявлению и содействию решению экологических проблем. КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» планомерно работает по формированию экологического воспитания обучающихся. ХПЭТ - единственное учебное заведение в г. Хабаровске, ведущее обучение по специальности «Технология деревообработки». На базе техникума организована работа тренировочных площадок «Столярное дело», «Плотничное дело» для подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства и соревнования для молодых профессионалов чемпионата WorldSkills Russia. В течении 10 лет работают два научных студенческих общества, осуществляющие реализацию экологических принципов обучения «Эколог» и «Мир вокруг нас». Обучающиеся КГБ ПОУ ХПЭТ принимают ежегодное участие во Всероссийской предметной олимпиаде по экологии социального проекта «Страна Талантов», городских, краевых выставках и субботниках. Такие проекты как «Чистые берега России», «Город в котором я живу», «Вторая жизнь пластика», городской фотоконкурс «Сохраним родную природу» заставила студентов посмотреть на проблему загрязнения окружающей среды с разных сторон. Участие в городских экологических чтениях «Здоровое питание – здоровье нации», акция «Смени сигарету на конфету» продемонстрировала обучающимся ценности сохранения и восстановления здоровья, влияющие на качество жизни, и не только личное благополучие человека, но и национальную, в том числе экономическую, безопасность страны. Применение современных образовательных технологий: метода проектов, деловых игр, технологии развития критического мышления, информационных технологий способствует формированию экологической компетентности, повышению мотивации к изучаемому материалу. Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям.
Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/171918.html |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».