Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2713580
Проект «Насекомые разных стран».

Пятыгина Елена Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Левушка» Свердловская область, Алапаевский район, п. Верхняя Синячиха. 
Проект предназначен для детей старшего возраста. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых разных стран, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. Важно, научить детей бережно обращаться с насекомыми, не проявлять по отношению к ним жестокость. Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это несомненное повышение уровня экологической воспитанности детей.


Дата публикации: 29.12.2017


Аннотация

            Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых разных стран, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. 

В старшем дошкольном возрасте дети начинают интересоваться природой, задавать разные вопросы. Для того чтобы воспитать у детей экологическую культуру надо сформировать у них гуманное отношение к природе в целом. 

Взрослые должны не только отвечать на детские вопросы, но и создавать ситуации, в которых у детей возникает радость от общения с самыми меньшими из братьев, стремится вызвать у детей интерес к ползающим насекомым – жукам, муравьям, положительные эмоции от созерцания за работой пчёлки у цветка, своеобразного полета и красоты бабочек, стрекоз. Важно, научить детей бережно обращаться с насекомыми, не проявлять по отношению к ним жестокость. Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это несомненное повышение уровня экологической воспитанности детей.

Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий таинственный и красочный мир летающих и ползающих букашек, козявок и жучков – мир насекомых.

  

Проект «Насекомые разных стран»

 

Насекомых разных много,

Кто питается травою,

Кто пыльцу с цветка снимает,

Кто коренья поедает.

Кто-то кровь употребляет,

Кто-то фрукты поглощает,

В общем разные бывают,

Насекомых мы всех знаем!

 

насекомые 

В дошкольном возрасте  дети получают много эмоций и впечатлений, общаясь с природой, накапливают представления о разных формах жизни.  Но происходит это только в том случае, если взрослые, которые занимаются с детьми, сами обладают определенными знаниями: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  Главная задача экологического образования дошкольников –  формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Во время прогулки мы с детьми наблюдали за насекомыми: кузнечиками, муравьями, бабочками божьими коровками, разными жуками. Часть детей с интересом рассматривали насекомых, другие – пытались посадить насекомых в ведёрко и унести в группу, кто – то попросту испугался, а кто-то хотел их уничтожить. Мнение детей разделились. Педагог предложил посмотреть, каких ещё насекомых дети видят и что хотели бы они узнать об удивительном мире насекомых. Так родилась идея – узнать как можно больше о мире насекомых и не только нашей страны, но и о насекомых других стран.  Из всего этого появилась проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят природе?»

Цель проекта: создать условия для  развития познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через создание проблемно-поисковой ситуации по изучению насекомых разных стран.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей навыки познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Развивать любознательность, наблюдательность.
  3. Формировать у детей углубленные  представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и так далее), их строении, способах передвижения, пользе, которую приносят насекомые;
  4. Познакомить детей с насекомыми разных стран, предложить некоторых особей изучить.
  5. Развивать бережное отношение к насекомым.
  6. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Вид проекта: краткосрочный с 1 по 23августа  2017г

Состав участников: дети седьмого года жизни, воспитатель, родители.

Итоги освоения темы (целевые ориентиры):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок обладает художественным восприятием, развито воображение, имеет интерес к самостоятельной творческой деятельности.
  • Ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих  делах, совместных действиях, деятельности других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими.

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребёнком»
  2. Консультация для родителей на тему: «Первая помощь при укусах насекомых»
  3. Консультация для родителей на тему: «Если ребёнок боится насекомых»
  4. Консультация для родителей на тему: «Насекомые в жизни человека»
  5. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по проблеме на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: телевизор, флешка, коллекция насекомых с журналами на каждого насекомого.

 

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

 

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

постановка проблемной ситуации, создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми

 24.07. 01.08. 2017

Подготовительный

 Введение детей в проектную деятельность, выбор форм работы с детьми, родителями. Подбор художественного, иллюстративного (наглядного) материала для создания развивающей среды в группе. Подбор дидактических игр, по теме проекта, художественной литературы для чтения в ходе НОД и в самостоятельной деятельности.

Первичный анализ задачи, выдвижение предположений. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми,

 01.08. – 04.08.2017

Практический

 Проведение организованной образовательной деятельности с детьми, чтение художественной литературы, организация сюжетно-ролевых игр, оформление книжного уголка по теме, проведение бесед с детьми и родителями детей

 07.08. – 15.08.2017

Заключительный

 Создание «реки времени» по педтехнологии, что было сначала, что потом.

Выставка поделок, рисунков сделанных детьми во время НОД с воспитателем.

Прослушать сообщения подготовленные детьми.

Оформление конспектов и сценариев мероприятий, проведенных с детьми в рамках проекта. Анализ полученных, в ходе реализации проекта, предположений результатов и формулирование выводов

 16.08. – 23.08. 2017

Презентационный

 Выступление на ММО

 2018 год

 

 

 

 

Межпредметные связи

 

Образовательная область

Виды детской деятельности

Задачи

  • социально-коммуникативное развитие;

Игровая

Игра-викторина для детей "Мир насекомых".

Дидактические игры «Бабочки».

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Удивительные превращения»

 Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

 

Познакомить детей с превращениями, которые происходят в мире с насекомыми, с этапами развития. Развивать умение восстанавливать последовательность этапов развития, замечать изменения в развитии.

ü  Трудовая

ü    Общественно-полезный труд: приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

ü    Труд в природе: закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву.

ü    На прогулке: подметать дорожки, поливать цветы, рыхлить землю на клумбах, прибирать за собой выносной материал.

ü     

Развивать навыки свободного межличностного общения, чувство взаимопомощи и коллективизма.

 

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

 

Развивать творчество и инициа­тиву при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

 

 

  • познавательное развитие;

ü Игровая

Математические игры:

- счёт насекомых (прямой, двойками, парами, на ощупь);

- ориентировка в пространстве «Найди насекомое»;

- игры  на логическое мышление «Определи по контуру», «Четвёртый -  лишний».

 Учить детей понимать основные математические термины.

Учить детей ориентироваться в пространстве.

ü  Познавательно-исследовательская

üИзучить и ознакомиться с коллекцией насекомых разных стран в стекле.

üНаблюдения за насекомыми в природе окружающего мира

üЗнакомство со схемой отличительных особенностей насекомых от других объектов живой природы.

üНаблюдение за кузнечиками, сравнивание его с саранчой и с богомолом.

üПросмотр детских презентаций «Насекомые - наши соседи»

üПросмотр презентации «Этот загадочный мир насекомых!»

üНаблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.

üПросмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик», «Пчёлка Майя», «Под грибом».

Систематизировать знания развития познавательных интересов о мире насекомых.

 

 

Коммуникативная

üРассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых.

üРассматривание книжных иллюстраций о насекомых

üРассматривание демонстрационного материала "Насекомые разных стран"

üРассматривание иллюстраций к рассказам и стихотворениям по теме недели.

Звуковой анализ и синтез слов: паук, муха;

- разгадывание ребусов по теме;

- дидактическая игра «Закончи предложение»;

- дидактическая игра «Ребус»;

 - составление по плану описательного рассказа о насекомом по выбору детей.

 

Познакомить детей с внешним видом насекомых

 

Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками, коммуникативные способности, уверенность в себе.

 

  • речевое развитие;
    • Чтение художественной литературы

- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

- В. Степанов «Стрекоза»,

- В. Бонзельс «Пчелка Майя»,

- В. Брагин «В стране дремучих трав»,

- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,

- А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

- С. Михалков «Академия наук»,

- Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,

- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»),

- К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,

- Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»,

- И. Крылов басня «Стрекоза и муравей»,

- Н. Майер «Паучок-художник».

- К. Ушинский «Капустная белянка»,

- Загадывание загадок;

- Разучивание стихов о насекомых: Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука»,

Т. Собакакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик». Л. Модзалевский «Мотылёк».

Углубленно приобщать к осознанно - бережному отношению к природным объектам через чтение художественной литературы о насекомых.

 

Познакомить детей с литературными произведениями

  • Коммуникативная

Составление описательного рассказа о насекомом с использованием схем.

В течение дня, во время одевания на прогулку с детьми проводились беседы на темы:

- «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…»,

- «Почему нужно беречь природу»,

- «Как уберечься от опасных насекомых»,

- «Об укусах и первой помощи»,

- «Почему нельзя уничтожать насекомых?»,

- «Насекомые, какие они?»,

- «Зачем насекомым растения?»,

- «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»,

Сообщения детей о насекомых.

Отгадывание загадок.

Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».

Уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме проекта.

 

  • художественно-эстетическое развитие;
  • Изобразительная, продуктивная

Работа с раскрасками по теме проекта

- Рисование по шаблонам и трафаретам

- Графические упражнения "Дорисуй насекомое"

- Подбор коллекции насекомых - игрушечных муляжей.

- Умение отображать богатый мир насекомых в рисунках и поделках.

 

Конструирование из цветной бумаги «Бабочка».

Развивать творческое мышление детей

Музыкальная

Прослушивание и узнавание музыкальных произведений:

- Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»,

- С. Прокофьев. "Детская музыка"- №7 "Шествие кузнечиков",

- Р. Шуман «Бабочки».

 

Развивать музыкальный слух.

 

üДвигательная

Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

- Подвижные игры «Медведь и насекомые», «Медведь и пчёлы».

 Развивать потребность в положительном эмоциональном фоне при общении со сверстниками и взрослыми.

 

 

Организационные формы работы над проектом

 

Формы работы

Сроки

НОД:Художественное творчество.Лепка.  "Божья коровка".

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Развиватьу детей интерес к изучению строения божьей коровки.

07.08.2017

НОД: Познание: Мир природы. «Эти удивительные насекомые»  Цель: расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи.

 

08.08.2017

НОД: Познание: Мир природы. « Кто такие насекомые?»

Цель: познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

09.08.2017

НОД: Художественное творчество.Рисование. «Бабочка»

Цель:Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

10.08.2017

НОД: Познание. ФЭМП. Образовательно-развивающая ситуация: «Стрекоза».

  Цель: закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику.

11.08.2017

НОД: Познание. ФЭМП.«Как муравьишка домой спешил» 

Цель: развивать навыки количественного счёта (прямого и обратного) в пределах 10; закрепить знание состава чисел первого десятка; умение составлять число из двух меньших чисел; развивать логическое мышление детей: умение находить закономерность и продолжать её; развивать социальные навыки детей: умение работать в команде.

14.08.2017

НОД: Художественное творчество. Аппликация.«Гусеницы - красавицы».

Цель: создать условия для изучения строения гусеницы, закрепить знания о жизни гусениц.

15.08.2017

Наблюдения

Наблюдение за бабочками, пчелами, осами  во время прогулки.

Наблюдение за кузнечиками: изучить строение, условия жизни в природе.

С 1.08 по 23.08.2017

Экспериментирование: понаблюдать за кузнечиком, гусеницей, майским жуком в условиях детского сада.

Принести насекомых в группу, посадить их в баночку и понаблюдать смогут ли они выжить в этих условиях.

 

Рассмотреть засушенного богомола, которого ребенок привез, когда отдыхал на море. Найти, чем отличается богомол от кузнечика.

 С 14.08 по 18.08.2017

Экскурсии по территории детского сада.

«Насекомые в природе» (кузнечики, бабочки, жуки)

 С 1.08 по 23.08.2017

Самостоятельная работа с родителями: приготовить с детьми сообщение, нарисовать или распечатать картинку,  про любого насекомого нашей планеты из коллекции.

Поймать любое насекомое и принести в детский сад.

 С.15.08 по 21.08.2017

Групповое обсуждение: поговорить с детьми о пользе и вреде насекомых. Обсудить с детьми, какой вред для людей приносит саранча.

 22.08-23.08.2017

 

 

  Список литературы 

1.Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления [Текст] / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2005. – 35 с.

2.Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст]: Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. –   М. :  Вако, 2008. – 240 с.

3.Плешаков, А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст]:  – М. : Просвещение, 2008. – 45 с.

4.Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшко­льного возраста / Н. Рыжова // Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").

5.Т.А. Шорыгина.  « Насекомые. Какие они?» [Текст]: –  М., 2003.

6.Интернет- ресурсы:

http://nasekomiy-mir.ru/

http://bio.1september.ru/

http://macroclub.ru


skachat


5нас 

нас3

 

нас6

нас 7

4нас

3нас

2нас 

1нас