Пятыгина Елена Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Левушка» Свердловская область, Алапаевский район, п. Верхняя Синячиха. Проект предназначен для детей старшего возраста. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых разных стран, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. Важно, научить детей бережно обращаться с насекомыми, не проявлять по отношению к ним жестокость. Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это несомненное повышение уровня экологической воспитанности детей.
Дата публикации: 29.12.2017
Аннотация
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых разных стран, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают интересоваться природой, задавать разные вопросы. Для того чтобы воспитать у детей экологическую культуру надо сформировать у них гуманное отношение к природе в целом.
Взрослые должны не только отвечать на детские вопросы, но и создавать ситуации, в которых у детей возникает радость от общения с самыми меньшими из братьев, стремится вызвать у детей интерес к ползающим насекомым – жукам, муравьям, положительные эмоции от созерцания за работой пчёлки у цветка, своеобразного полета и красоты бабочек, стрекоз. Важно, научить детей бережно обращаться с насекомыми, не проявлять по отношению к ним жестокость. Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это несомненное повышение уровня экологической воспитанности детей.
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий таинственный и красочный мир летающих и ползающих букашек, козявок и жучков – мир насекомых.
Проект «Насекомые разных стран»
Насекомых разных много,
Кто питается травою,
Кто пыльцу с цветка снимает,
Кто коренья поедает.
Кто-то кровь употребляет,
Кто-то фрукты поглощает,
В общем разные бывают,
Насекомых мы всех знаем!
В дошкольном возрасте дети получают много эмоций и впечатлений, общаясь с природой, накапливают представления о разных формах жизни. Но происходит это только в том случае, если взрослые, которые занимаются с детьми, сами обладают определенными знаниями: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Главная задача экологического образования дошкольников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Во время прогулки мы с детьми наблюдали за насекомыми: кузнечиками, муравьями, бабочками божьими коровками, разными жуками. Часть детей с интересом рассматривали насекомых, другие – пытались посадить насекомых в ведёрко и унести в группу, кто – то попросту испугался, а кто-то хотел их уничтожить. Мнение детей разделились. Педагог предложил посмотреть, каких ещё насекомых дети видят и что хотели бы они узнать об удивительном мире насекомых. Так родилась идея – узнать как можно больше о мире насекомых и не только нашей страны, но и о насекомых других стран. Из всего этого появилась проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят природе?»
Цель проекта: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через создание проблемно-поисковой ситуации по изучению насекомых разных стран.
Задачи проекта:
- Формировать у детей навыки познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать любознательность, наблюдательность.
- Формировать у детей углубленные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и так далее), их строении, способах передвижения, пользе, которую приносят насекомые;
- Познакомить детей с насекомыми разных стран, предложить некоторых особей изучить.
- Развивать бережное отношение к насекомым.
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Вид проекта: краткосрочный с 1 по 23августа 2017г
Состав участников: дети седьмого года жизни, воспитатель, родители.
Итоги освоения темы (целевые ориентиры):
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок обладает художественным восприятием, развито воображение, имеет интерес к самостоятельной творческой деятельности.
- Ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребёнком»
- Консультация для родителей на тему: «Первая помощь при укусах насекомых»
- Консультация для родителей на тему: «Если ребёнок боится насекомых»
- Консультация для родителей на тему: «Насекомые в жизни человека»
- Индивидуальное и групповое консультирование родителей по проблеме на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: телевизор, флешка, коллекция насекомых с журналами на каждого насекомого.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап
|
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Поисковый
|
постановка проблемной ситуации, создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми
|
24.07.– 01.08. 2017
|
Подготовительный
|
Введение детей в проектную деятельность, выбор форм работы с детьми, родителями. Подбор художественного, иллюстративного (наглядного) материала для создания развивающей среды в группе. Подбор дидактических игр, по теме проекта, художественной литературы для чтения в ходе НОД и в самостоятельной деятельности.
Первичный анализ задачи, выдвижение предположений. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми,
|
01.08. – 04.08.2017
|
Практический
|
Проведение организованной образовательной деятельности с детьми, чтение художественной литературы, организация сюжетно-ролевых игр, оформление книжного уголка по теме, проведение бесед с детьми и родителями детей
|
07.08. – 15.08.2017
|
Заключительный
|
Создание «реки времени» по педтехнологии, что было сначала, что потом.
Выставка поделок, рисунков сделанных детьми во время НОД с воспитателем.
Прослушать сообщения подготовленные детьми.
Оформление конспектов и сценариев мероприятий, проведенных с детьми в рамках проекта. Анализ полученных, в ходе реализации проекта, предположений результатов и формулирование выводов
|
16.08. – 23.08. 2017
|
Презентационный
|
Выступление на ММО
|
2018 год
|
Межпредметные связи
Образовательная область
|
Виды детской деятельности
|
Задачи
|
- социально-коммуникативное развитие;
|
Игровая
Игра-викторина для детей "Мир насекомых".
Дидактические игры «Бабочки».
Дидактическая игра «Удивительные превращения»
|
Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.
Познакомить детей с превращениями, которые происходят в мире с насекомыми, с этапами развития. Развивать умение восстанавливать последовательность этапов развития, замечать изменения в развитии.
|
ü Трудовая
ü Общественно-полезный труд: приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
ü Труд в природе: закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву.
ü На прогулке: подметать дорожки, поливать цветы, рыхлить землю на клумбах, прибирать за собой выносной материал.
ü
|
Развивать навыки свободного межличностного общения, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
|
|
ü Игровая
Математические игры:
- счёт насекомых (прямой, двойками, парами, на ощупь);
- ориентировка в пространстве «Найди насекомое»;
- игры на логическое мышление «Определи по контуру», «Четвёртый - лишний».
|
Учить детей понимать основные математические термины.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
|
ü Познавательно-исследовательская
üИзучить и ознакомиться с коллекцией насекомых разных стран в стекле.
üНаблюдения за насекомыми в природе окружающего мира
üЗнакомство со схемой отличительных особенностей насекомых от других объектов живой природы.
üНаблюдение за кузнечиками, сравнивание его с саранчой и с богомолом.
üПросмотр детских презентаций «Насекомые - наши соседи»
üПросмотр презентации «Этот загадочный мир насекомых!»
üНаблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.
üПросмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик», «Пчёлка Майя», «Под грибом».
|
Систематизировать знания развития познавательных интересов о мире насекомых.
|
|
Коммуникативная
üРассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых.
üРассматривание книжных иллюстраций о насекомых
üРассматривание демонстрационного материала "Насекомые разных стран"
üРассматривание иллюстраций к рассказам и стихотворениям по теме недели.
Звуковой анализ и синтез слов: паук, муха;
- разгадывание ребусов по теме;
- дидактическая игра «Закончи предложение»;
- дидактическая игра «Ребус»;
- составление по плану описательного рассказа о насекомом по выбору детей.
|
Познакомить детей с внешним видом насекомых
Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками, коммуникативные способности, уверенность в себе.
|
- речевое развитие;
- Чтение художественной литературы
|
- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
- В. Степанов «Стрекоза»,
- В. Бонзельс «Пчелка Майя»,
- В. Брагин «В стране дремучих трав»,
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
- А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
- С. Михалков «Академия наук»,
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»),
- К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,
- Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»,
- И. Крылов басня «Стрекоза и муравей»,
- Н. Майер «Паучок-художник».
- К. Ушинский «Капустная белянка»,
- Загадывание загадок;
- Разучивание стихов о насекомых: Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука»,
Т. Собакакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик». Л. Модзалевский «Мотылёк».
|
Углубленно приобщать к осознанно - бережному отношению к природным объектам через чтение художественной литературы о насекомых.
Познакомить детей с литературными произведениями
|
Составление описательного рассказа о насекомом с использованием схем.
В течение дня, во время одевания на прогулку с детьми проводились беседы на темы:
- «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…»,
- «Почему нужно беречь природу»,
- «Как уберечься от опасных насекомых»,
- «Об укусах и первой помощи»,
- «Почему нельзя уничтожать насекомых?»,
- «Насекомые, какие они?»,
- «Зачем насекомым растения?»,
- «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»,
Сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».
|
Уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме проекта.
|
- художественно-эстетическое развитие;
- Изобразительная, продуктивная
|
Работа с раскрасками по теме проекта
- Рисование по шаблонам и трафаретам
- Графические упражнения "Дорисуй насекомое"
- Подбор коллекции насекомых - игрушечных муляжей.
|
- Умение отображать богатый мир насекомых в рисунках и поделках.
|
Конструирование из цветной бумаги «Бабочка».
|
Развивать творческое мышление детей
|
Музыкальная
Прослушивание и узнавание музыкальных произведений:
- Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»,
- С. Прокофьев. "Детская музыка"- №7 "Шествие кузнечиков",
- Р. Шуман «Бабочки».
|
Развивать музыкальный слух.
|
|
üДвигательная
Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»
- Подвижные игры «Медведь и насекомые», «Медведь и пчёлы».
|
Развивать потребность в положительном эмоциональном фоне при общении со сверстниками и взрослыми.
|
Организационные формы работы над проектом
Формы работы
|
Сроки
|
НОД:Художественное творчество.Лепка. "Божья коровка".
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Развиватьу детей интерес к изучению строения божьей коровки.
|
07.08.2017
|
НОД: Познание: Мир природы. «Эти удивительные насекомые» Цель: расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи.
|
08.08.2017
|
НОД: Познание: Мир природы. « Кто такие насекомые?»
Цель: познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
|
09.08.2017
|
НОД: Художественное творчество.Рисование. «Бабочка»
Цель:Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.
|
10.08.2017
|
НОД: Познание. ФЭМП. Образовательно-развивающая ситуация: «Стрекоза».
Цель: закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику.
|
11.08.2017
|
НОД: Познание. ФЭМП.«Как муравьишка домой спешил»
Цель: развивать навыки количественного счёта (прямого и обратного) в пределах 10; закрепить знание состава чисел первого десятка; умение составлять число из двух меньших чисел; развивать логическое мышление детей: умение находить закономерность и продолжать её; развивать социальные навыки детей: умение работать в команде.
|
14.08.2017
|
НОД: Художественное творчество. Аппликация.«Гусеницы - красавицы».
Цель: создать условия для изучения строения гусеницы, закрепить знания о жизни гусениц.
|
15.08.2017
|
Наблюдения
Наблюдение за бабочками, пчелами, осами во время прогулки.
Наблюдение за кузнечиками: изучить строение, условия жизни в природе.
|
С 1.08 по 23.08.2017
|
Экспериментирование: понаблюдать за кузнечиком, гусеницей, майским жуком в условиях детского сада.
Принести насекомых в группу, посадить их в баночку и понаблюдать смогут ли они выжить в этих условиях.
Рассмотреть засушенного богомола, которого ребенок привез, когда отдыхал на море. Найти, чем отличается богомол от кузнечика.
|
С 14.08 по 18.08.2017
|
Экскурсии по территории детского сада.
«Насекомые в природе» (кузнечики, бабочки, жуки)
|
С 1.08 по 23.08.2017
|
Самостоятельная работа с родителями: приготовить с детьми сообщение, нарисовать или распечатать картинку, про любого насекомого нашей планеты из коллекции.
Поймать любое насекомое и принести в детский сад.
|
С.15.08 по 21.08.2017
|
Групповое обсуждение: поговорить с детьми о пользе и вреде насекомых. Обсудить с детьми, какой вред для людей приносит саранча.
|
22.08-23.08.2017
|
Список литературы
1.Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления [Текст] / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2005. – 35 с.
2.Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст]: Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. – М. : Вако, 2008. – 240 с.
3.Плешаков, А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст]: – М. : Просвещение, 2008. – 45 с.
4.Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста / Н. Рыжова // Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
5.Т.А. Шорыгина. « Насекомые. Какие они?» [Текст]: – М., 2003.
6.Интернет- ресурсы:
http://nasekomiy-mir.ru/
http://bio.1september.ru/
http://macroclub.ru
|