Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2713576
Статья «Экологическое воспитание в рамках работы школы как социокультурного центра».

Дубинина Галина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «Основная общеобразовательная школа №35» г. Калуги Калужской области. 
Работа предназначена для заместителей директора по воспитательной работе, поможет определить наполненность воспитательными мероприятиями экологическое направление воспитательной работы, а также скорректировать план работы в озвученном направлении.


Дата публикации: 05.03.2018


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

 

     Жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Экологическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе. Работа образовательной организации в рамках социокультурного центра предполагает участие в направлениях работы социальных партнеров. Наша школа функционирует как социокультурный центр с 2006 года. Традиции школы позволяют определить экологическое направление воспитательной работы как одно из основных, так школа располагается в сельской местности.

 

Цели реализации экологического направления работы следующие:

    • овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
    • воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
    • обучение детей правилам общения с природой, познания ее; развитие потребностей в общении с природой.

               

   Социальными партнерами в нашем микрорайоне являются дом культуры, детский сад, сельская библиотека, школа искусств. Именно эти организации совместно со школой претворяют в жизнь идеи экологического воспитания для школьников.

   В течение учебного года в соответствии с совместным планом работы организуются различные мероприятия, несущие определенный воспитательный заряд. Их можно классифицировать следующим образом:

 

1.Совместные праздники в микрорайоне.

Такого рода мероприятия проводятся в микрорайоне систематически, они приурочены к различным датам. Одним из праздников является День Земли, который давно стал праздником в микрорайоне и включает в себя торжественную часть (стихи, песни, презентации, выступления) и практическую часть (посадка деревьев, уборка территории школы и микрорайона др. акции). Все социальные партнеры принимают участие в создании мероприятия в той или иной степени.

2.Классные часы. Индивидуальный подход очень важен в воспитании личности ребенка, это относится и к воспитанию экологической грамотности. Каждый классный руководитель, зная особенности своего класса, строит экологическую работу на классных часах в соответствии с запросами классного коллектива. Подключение приглашенных гостей зависит от уровня и целей мероприятия. Это могут быть представители библиотеки с презентацией о книгах о животных, а может быть представитель экологического центра с рассказом об экологической ситуации в городе.

3.Круглые столы. Данная форма работы приобрела распространение в нашей школе в связи с активизацией работы по предотвращению распространения вредных привычек. Круглый стол – место, где старшеклассники могут не только выслушать теорию по заданному направлению, но и высказать свою точку зрения по ситуации, отстоять ее, узнать мнение товарищей. В рамках Года экологии был разработан специальный цикл круглых столов по проблемам экологии в стране и в нашем регионе. Данную практику мы внедряем и для среднего звена. Огромную помощь в разработке и проведении круглых столов оказывают работники Дома культуры.

 

4.Внеурочная деятельность. В нашей школе введен курс внеурочной деятельности «Юный эколог», где ребята 5-7 классов познают законы природы и изучают всё, что видят вокруг.

 

5.Акции и проекты. Участие в экологических акциях добровольное. Но почти всегда это – праздник, и принимают участие в нем не только школьники, но и воспитанники детского сада, и родители. Мы сажаем деревья, формируем клумбы, приводим в порядок территорию школы, детского сада. Какие-то дела являются реализацией экологических проектов, какие-то остаются в формате акции.

 

6.Экскурсионная деятельность. Так как наша школа располагается в сельской местности, очень живописной и довольно отдаленной от центра города, то экскурсии на природу для нас это обычное дело. Организуются они во всех параллелях классными руководителями, представителями экологического центра, руководителем курса внеурочной деятельности. По итогам экскурсий составляются выставки рисунков, поделок, организуются конкурсы сочинений.

 

7.Научно-исследовательская деятельность. Интерес к природе часто формируется в исследовательскую работу. С такими работами наши ребята выступают на городских и областных научно-практических конференциях школьников.

 

В итоге вся жизнь школьника пронизана экологическим воспитанием, потому что работа по приобщению ребенка к природе ведется целенаправленно: начинается с детского сада и не заканчивается до последнего дня в школе. Это позволяет ребенку по-настоящему стать частью природы, научиться охранять ее и жить в ней.