Дусь Елена Антоновна, учитель биологии и географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Насоновская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области. Данный конспект предназначен для проведения урока биологии с учащимися 6 класса по теме «Вегетативное размножение растений». Разработка поможет учителям-предметникам увлекательно провести урок, развить интерес к изучению предмета, самостоятельность и творческие навыки. Подготовка к уроку начинается на несколько недель раньше, когда учащиеся, посещающие кружок по биологии сажают комнатные растения, используя различные способы вегетативного размножения. К уроку необходимо подготовить и расставить на парты учащихся комнатные растения, размножающихся различными способами. В данном конспекте отсутствует этап «закрепления материала», его целесообразно проводить на протяжении всего урока, когда учащиеся называют растения, имеющиеся у них в доме или во дворе, размножающиеся данным изученным способом. К конспекту прилагается презентация.
Дата публикации: 01.12.2014
Тема урока: «Вегетативное размножение цветковых растений»
Образовательные задачи:
- изучить особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи:
- развитие навыков работы по высаживанию и уходу за комнатными растениями;
- формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательные задачи:
- воспитание бережного отношения к комнатным растениям;
- осуществление экологического, трудового воспитания.
Ход урока
Девиз: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. (Г. Х. Андерсен)
1. Мотивация новой темы:
На зелёной полянке, вдоль тропинки в лесу, На лужайке, на грядке и на клумбе в саду: Одуванчик лекарственный, земляника садовая, Черемуха пахучая, роза колючая, Мать и мачеха раннецветущая, Груша, плоды дающая. Собрались не напрасно фотосинтез дающие И заспорили меж собой, как им род продолжить свой?
2. Фронтальный опрос.
- Как растения, не имеющие органов передвижения, смогли распространиться по земному шару? (Благодаря размножению)
- Что такое размножение? (Воспроизведение себе подобных)
- Какие вы знаете способы размножения растений? (половое и бесполое)
- Особенности полового размножения? (участвуют две особи, происходит слияние двух половых клеток – оплодотворение)
- Особенности бесполого размножения (участвует только одна родительская особь, образуется организм-точная копия материнской особи, полезные для организма признаки передаются из поколения в поколение.)
- Какие вы знаете способы бесполого размножения? (деление, почкование, спорообразование, вегетативное)
Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений, познакомились с видами бесполого размножения.
Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?
Из дневника садовода-любителя
На часах только восемь утра, а солнце уже начинает припекать. Денёк снова будет жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его абрикос и вишня, малина и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Груши-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…
Что же нужно сделать?
Ответ на этот вопрос мы найдём сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение цветковых растений».
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.
- Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему? (покрытосеменные, семя защищено плодом)
- На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (вегетативные и генеративные)
- Что относят к вегетативным (стебель, корень, лист), а что к генеративным органам (цветок)?
Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега. (Запись в тетрадь)
Как вы думаете, какова цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать?
Формулировка цели урока (озвучивание слайда).
Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.
В тетрадях начертите таблицу из двух колонок: способ размножения, примеры растений. (Внешний вид таблицы на слайде).
Сегодня на уроке будут работать мои помощники, которые уже освоили на кружковых занятиях методику вегетативного размножения и правила посадки растений. Они будут рассказывать о том, чему научились.
При изучении способов вегетативного размножения, учащиеся по очереди берут на столе карточки и зачитывают стихи.
По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу.
Способы вегетативного размножения:
1. Корневыми отпрысками. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми. Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг.
Ученик читает карточку №1
Клубень или луковица
Если высадить на грядку на улицу
Видоизмененный побег будет праздновать успех
Прорастут пазушные почки,
А затем надземные побеги – сыночки и дочки.
2. Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, тапинамбур, георгина, батат)
Ученик читает карточку №2
Всем известный пырей – он же бич полей
Корневищем размножается
С огорода трудно удаляется.
3. Корневищем.Размножаются пырей, ландыш, ирис, орхидея. Есть декоративные корневищные растения. Например, у нас на пришкольном участке растут ирисы. Они цветут в мае – июне, а затем остаются только листья. Можно ли их срезать? Почему? А если это злостные сорняки, например пырей? (Через листья происходит воздушное питание растений и образуются органические вещества для следующего года развития, поэтому листья ириса срезать нельзя, а сорняки необходимо удалять тщательно, чтобы не только листьев, но и корневищ не оставалось.
4. Луковица. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы. Лук, чеснок, тюльпан, нарцисс).
Ученик читает карточку № 3
Человек ветви с деревьев срезает
В черенки он их превращает
Во влажную землю сажает
И черенок новую жизнь начинает.
5.Стеблевыми черенками – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция).
Ученик, вырастивший традесканцию, рассказывает о своих действиях.
Ученик читает карточку №4
Смородину, малину, крыжовник так размножают:
Ранней весной побег пригибают
В нижней части под почкой его надрезают,
А верхушечку вверх направляют.
Осенью от растения побег отрезай
И корни смело в землю зарывай.
6 Отводками – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег (крыжовник, смородина, жасмин)
Ученик читает карточку №5
Ползучими побегами размножаются
Маленькими растениями в узлах развиваются
Листья и корешки у них получаются
Хлорофитумом, земляникой и лютиком они называются.
7. Усами. Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, виктория, лютик, земляника).
Ученик, вырастивший хлорофитум, рассказывает о своих действиях.
8. Делением кустов- большой куст делят на части (Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются (многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула).
Ребята, у меня в доме живет мальчик, мой сосед. Он недавно увлекся комнатным цветоводством, и у него на подоконнике уже стоят горшки с разными растениями. Недавно он ждал гостей к себе на день рождения и решил покрасить масляной краской все горшки, чтоб было красиво. За кисточкой он пришел ко мне. Как вы думаете, я одобрила его намерения? Почему? (Нет, так как через масляную краску не поступает воздух, и корни от его недостатка могут погибнуть, значит погибнет все растение.
9. Листьями – целым листом (бегония, глоксиния, каланхоэ, фиалка) или частью листа (сансевьера).
Ученик, вырастивший хлорофитум, рассказывает о своих действиях.
10.Выводковыми почками - Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения. Каланхое (бриофиллум)
Если под банку с посаженым растением напустить табачного дыма. Как вы думаете, что произойдет с растением? (Оно погибнет). В домах, где живут курильщики, плохо растут цветы. Это еще раз говорит о вреде никотина: он действует как яд не только на растения, но и на человека.
Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.
11. Прививка - это приживление одной части растения на другое растение.
Прививка: а) почкой (летом); б) черенком (весной). Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают Подвой – растение, к которому прививают. Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.
Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).
12. Культура тканей. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют? Об этом вы прочитаете дома в учебнике на странице ____.
Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А какого его значение?
Значение вегетативного размножения:
1. Растения быстро расселяются на новой территории. 2. Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным, например, земляника, ландыш, сныть растущие в тени, практически не цветут и не образуют семян. 3. Сохраняются все признаки материнского растения. 4. Успешная конкуренция с другими растениями. Такие растения быстрее развиваются и раньше начинают плодоносить.
Итоговый вопрос по данному этапу урока: “Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?”
Закрепление.
- Ребята, посмотрите внимательно на значение вегетативного размножения и скажите «В чём заключаются его преимущества и недостатки?»
Ответ: Преимущества раскрывают пункты 1.2.4, а недостаток в том, что дочерние организмы полностью повторяют свойства материнского организма и поэтому плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям среды.
- Могут ли растения самостоятельно в природе, то есть без участия человека, вегетативно размножаться?
Ребята, вы сегодня на уроке хорошо поработали. За посаженными растениями, необходимо ухаживать и наблюдать, как они будут развиваться.
- Работа в группах. А сейчас посмотрите на растения, которые стоят у вас на партах, посоветуйтесь и скажите, каким видом вегетативного размножения его можно размножить.
Задание №1. Подчеркнуть в стихотворении виды вегетативного размножения
Пришла весна. Растаял лед. И веселится весь народ
А садовод, тот просто рад, растений выстроил парад
Тут: черенок, отводок, листья, усы, прививка, все здесь есть
И садовод гордится очень – хвала ему и честь.
Задание №2. Назовите растения, которые размножаются вегетативным способом, сказанным в стихотворении.
Вегетативно размножаться растенья могут черенком
Вы ветку, сломанную ветром вкопайте в рыхлый чернозем
Ее обильно поливайте, смотрите, что будет потом
Она начнет расти, конечно и несмотря на черенок
Вот этот самый, что обломан он даст прекрасный вам росток.
Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике.Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.
Домашнее задание: читать пар. 43, путем вегетативного размножения вырастить растение и принести в школу весной.
Рефлексия.
Выставление оценок.
|