Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869321
РОЛЬ КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Содержание - Естественные науки

Емельяненко Наталья Николаевна, учитель биологии, старшая вожатая МБОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол Белгородской области. 
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, к изучению родного края. Введение в белгородских школах курса «Белгородоведение» является важной составляющей в привитии детям чувства патриотизма.

 


Дата публикации: 17.03.2016


РОЛЬ КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся должна быть направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся как на ступени начального образования, так и в средней школе. Введение интегрированного курса «Белгородоведение» должно быть направлено на обеспечение духовно-нравственного и патриотического развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является изучение родного края. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

Говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны академик Д. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

По моему мнению, изучение в курса «Белгородоведение» должно начинаться еще в детских садах, а уже затем получить своё продолжение и во всех школах белгородской области. Дошкольные учреждения это начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучение краеведения на занятиях и вне занятий, т.е. во время прогулок.

Одна из активных форм изучения Белгородоведения – экскурсии.

Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.

Изучение курса должно носить системный характер. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.

Изучение Белгородоведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача такой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения - элементарная деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?». А какие животные и растения в нашей Белгородской области находятся на грани исчезновения или уже исчезли?

Термин же "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить для наших детей этой территорией является территория Белгородской области.

На самом деле, краеведение в частности для нас Белгородоведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина научит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения (Белгородоведения) - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение данного курса в школе, особенно в начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал этого курса очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

Изучение Белгородоведения – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Каждое из направлений интегрированного курса обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Быстро проходят годы, на смену одному поколению учеников приходит другое, а то, ушедшее в большую жизнь, - это уже история. И то, каким будет будущее нашей страны, зависит только от нас. Нам, гражданам России, выпало строить свою жизнь в неординарных условиях переходного периода. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился, для нас это Белгородская область.

Краеведческая работа в рамках курса «Белгородоведение» может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан нашего края.

Список использованной литературы:

1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. Т. 3. М., 1978.

3. Капустина, З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России /

З. Я. Капустина // Педагогика. – 2003. – № 9.

4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ //Воспитание школьников. 2005. №1.

5. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодёжи/С.Д. Лаптенок. -Минск, 2001.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР