Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431589
Проект урока по теме «Удельная теплота плавления».
Содержание - Естественные науки

Симанкова Елена Владимировна, учитель физики МБОУ «Гимназия №2», Московская об-ласть, г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный.
Данный проект урока предназначен для учителей физики, работающих по УМК А.В. Перышкина. Физика (7-9). Урок «открытия» нового знания разработан в соответствии со стандартами второго поколения (ФГОС). Урок построен так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахожде-ния вариантов правильных решений. Урок сопровождается компьютерной презентацией.


Дата публикации: 24.08.2017


Проект урока по теме  «Удельная теплота плавления».

Предмет: физика

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: продолжить формирование знаний о плавлении и кристаллизации твердых тел, сформировать знания о физической величине – удельная теплота плавления. Развивать умение  применять знания для решения задач в процессе работы с текстами физического содержания.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные УУД:

Познавательные:

Ученик:

- анализирует, сопоставляет, систематизирует, обобщает и интерпретирует информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- заполняет и дополняеттексты, таблицы, схемы, диаграммы;

- находит в тексте требуемую информацию, представляет информацию в сжатой словесной форме;

- ориентируется в содержании текста, понимает целостный смысл текста;

-выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

 Ученик:

- развивает диалогическую и монологическую речь;

- организует интерактивный диалог со средствами обучения;

-  работает в группе.

Регулятивные:

Ученик:

-  действует по алгоритму изучению физической величины (удельная теплота плавления);

- принимает учебную задачу;

- видит и исправляет указанные ошибки, оценивает результат действий на уроке с помощью автоматизации контроля, адекватно принимает оценку.

Личностные:

Ученик:

- формирует адекватную, позитивную самооценку, осознает необходимость саморазвития;

- фиксирует изменения в уже имеющихся знаниях и применяет их для решения задач.

Предметные:

Ученик:

- распознаёт и объясняет на базе имеющихся знаний условия протекания тепловых явлений: плавление, кристаллизация;

- описывает изученные тепловые явления: плавление, кристаллизация, используя физическую величину – удельная теплота плавления;

- применяет формулу Q = λ m для решения задач и вычисляет значение:

  • количества теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела;
  • количества теплоты,  выделяемого при кристаллизации жидкости.

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии: проблемного обучения, ИКТ, технология диалогового взаимодействия.

Система средств обучения:   персональный компьютер, проектор, экран, презентация «Удельная теплота плавления», раздаточный материал (карточки для  самостоятельной работы, рефлексии и оценки деятельности на уроке).

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и пробного учебного действия. (3 мин.).

2. Постановка проблемы. (5 мин).

3. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин.).

4. Реализация построенного проекта. (8 мин.).

5. Первичное закрепление во внешней речи. (5 мин.).

6. Физкультминутка. (2 мин.).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин.).

8. Первичное включение нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

 (5 мин.).

9. Фиксации нового знания и оценка собственной деятельности. (5мин. )

10. Домашнее задание. (2 мин.).

11. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.).

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивации к учебной деятельности, актуализация знаний и пробного учебного действия.

Побуждает учащихся   к осознанию  темы урока. Устно оценивает ответы учащихся, выделяет наиболее удачные.

- На прошлом уроке вы научились читать графики плавления и отвердевания льда.

(Слайд 2).

Пользуясь графиком, объясните, что происходит с водой в отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика? Какие участки соответствуют плавлению и отвердеванию? Почему эти участки параллельны оси времени.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Участвуют в беседе.

2. Постановка проблемы.

Создает проблемную ситуацию.

- Но во время процесса плавления лед получает энергию от сгоревшего топлива. Может ли энергия исчезнуть?

- На что же расходуется энергия топлива во время плавления льда?

- Какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы дать ответ?

- Найдите ответ на поставленный вопрос в тексте учебника и озвучьте его

- Выясните:

- почему требуется разное количество теплоты для превращения различных кристаллических веществ в жидкость, при условии, что вещества имеют температуру плавления и одинаковую массу?

- Вы назвали ранее не встречавшуюся физическую величину – удельная теплота плавления, о которой необходимо на уроке получить знания.

- Сформулируйте тему урока и цель урока.

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Высказывают свои предположения.

Определяют причины затруднения: для ответа на поставленный вопрос  недостаточно имеющихся знаний.

Читают текст учебника, дают ответы на вопросы.

- Вся энергия, которую получает кристаллическое тело, после того как оно нагрето до температуры плавления, расходуется на разрушение кристаллической решётки твёрдого тела. (Слайд 2).

- У различных кристаллических веществ разная удельная теплота плавления. Количество теплоты, необходимое для плавления вещества зависит от табличной величины – удельной теплоты плавления.

- Удельная теплота плавления.

 

 

- Используя алгоритм изучения физической величины, получить знания об удельной теплоте плавления и применить эти знания для выполнения заданий.

3. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

- Удельная теплота плавления физическая величина, уточните, по какому алгоритму вы изучаете любую физическую величину?

- Используя учебник, подготовьте устное сообщение об удельной теплоте плавления по алгоритму изучения физической величины.

 

- Действуем по алгоритму изучения физической величины:

1. Дать определение физической величине.

2.Указать какой буквой обозначается физическая величина.

3. Указать формулу физической величины.

4. Назвать единицы измерения физической величины.

5. Указать физический смысл физической величины (что она показывает?).

6. Применение формул для решения задач.

4. Реализация построенного проекта.

 

Контролирует самостоятельную работу.

 

 

Работают индивидуально, самостоятельно. Находят в текстах требуемую информацию, готовят устные ответы по алгоритму.

5. Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи.

Просит рассказать об удельной теплоте плавления, придерживаясь пунктов алгоритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как изменяется внутренняя энергия воды массой 1 кг при температуре 0 0С при отвердевании?

 

- Как изменяется внутренняя энергия льда массой 1кг, взятого при 0 0С при плавлении?

Рассказывают об удельной теплоте плавления, придерживаясь пунктов алгоритма.

(Слайд 4).

1. Определение. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние, называется удельной теплотой плавления.

2. Удельная теплота  плавления обозначается буквой λ (лямбда).

3. Формула λ= Q/m

4. Единица удельной теплоты  плавления 1 Дж/кг.

5. Это означает, что для превращения куска льда массой 1кг, взятого при 00С, в воду такой же температуры требуется затратить 3,4 ∙105 Дж энергии.

6. Для решения задач применяют формулы:

Q = λ ∙ m;

λ = Q / m;

m = Q / λ.

(Слайд 5).

- При отвердевании воды выделяется 3,4 ∙ 105 Дж теплоты, при этом внутренняя энергия воды уменьшается.

- При плавлении точно такое же количество теплоты поглощается, внутренняя энергия увеличивается.

6. Физкультминутка

Проводит занятие по устранению физических нагрузок опорно-двигательного аппарата.

Приложение 1.

Упражнения на движения руками

1. При плавлении льда его внутренняя энергия ... (увеличивается, руки вверх) 

2. При отвердевании воды ее внутренняя энергия … (уменьшается, руки вниз) 

3. При наличии в жидкости посторонних частиц, например пылинки, скорость кристаллизация  ... (увеличивается, руки вверх) 

4. Скорость молекул в охлажденном расплавленном состоянии (уменьшается, руки вниз) 

5. Температура льда во время всего плавления ... (не изменяется, руки в стороны). 

6.Температура жидкости во время отвердевания  … (не изменяется, руки в стороны) 
Упражнения на вращения головой – 3 раза: 

7. Плавление вещества  происходит при неизменной температуре?

Учащиеся кивают головой  «Да, да, да»

8. Внутренняя энергия 1 кг воды при температуре плавления меньше внутренней энергии 1 кг льда при температуре плавления.

Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет». 

Выполняют упражнения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

- Выполните работу с  текстом «Удельная теплота плавления», заполните пропуски в тексте.

Приложение 2.

Удельной теплотой плавления называется физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1кг, чтобы при температуре плавленияполностью перевести его в жидкоесостояние.

Удельную теплоту плавления обозначают  буквой  λ (лямбда).

Единицей измерения удельной теплоты плавления в СИ является

1 .

Удельная теплота плавления льда равна 3,4 · 10 . Это означает, что для для превращениякуска льда массой 1 кг, взятого при температуре 0 С, в воду такой же температуры требуется затратить 3,4 · 10 Дж энергии.

Для решения задач используются формулы:  Q = λ · m; λ =  ; m =  

 

- Осуществите самопроверку полученного вами текста по предложенному эталону.

- Сформулируйте затруднения, которые вы испытали при выполнении задания, укажите ошибки, и осуществите коррекцию самостоятельно.

Работают с  тестом, заполняют пропуски в тексте.

Сравнивают свою работу с эталоном, определяют ошибки и осуществляют их исправление самостоятельно.

Слайд 6.

 

 

7. Первичное включение нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Предлагает ответить на вопросы устно.  Организует работу с таблицей № 4 «Удельная теплота плавления некоторых веществ».

1.Что означает число

λ = 0,84 кДж/кг?

2.Чему равна удельная теплота плавления для меди? Что означает это число?

Слайд 7.

Предлагает решить задачу.

Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении 10 граммов серебра до 62°С при температуре плавления.

Слайд 8.

Работают с таблицей.  Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Записывают краткое условие задачи. Выполняют перевод в систему Си. Анализируют процессы, происходящие с веществом, строят график процессов. Записывают формулы для процессов, происходящих с веществом. Выполняют вычисления.

8. Фиксация нового знания и оценка собственной деятельности.

Организует самостоятельную работу. Предлагает выполнить контрольный тест.

Приложение 3.

Тест. Вариант 1.

1. Удельная теплота плавления стали 84 кДж/(кг).  Это означает, что:       

А. Для плавления 84 кг стали, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 1 кДж энергии.

Б. Для нагревания и плавления 1 кг стали необходимо сообщить ей 84 кДж энергии.

В. Для плавления 1 кг стали, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 84 кДж энергии.

Г. Для плавления 84 г стали, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 84 Дж энергии.

2. Чтобы расплавить медь массой 2 кг, взятую при температуре плавления, нужно затратить:

А. 1500 кДж энергии.

Б. 75 кДж энергии.

В. 300 кДж энергии.

Г. 420 кДж энергии.

3. Железный и свинцовый бруски массой 1 кг каждый  нагреты до температуры их плавления. Для плавления свинцового бруска требуется:

А. Меньшее количество теплоты, чем для железного.

Б. Большее количество теплоты, чем для железного.

В. Такое же количество теплоты, как и для железного.

4. На графике представлены процессы нагревания и плавления двух кристаллических веществ (массы и нагреватели одинаковые). 

 

1. Температура плавления вещества  I:

А. Равна температуре плавления вещества II

Б. Меньше температуры плавления вещества  II.

В. Больше температуры плавления вещества II.

2. Удельная теплоемкость вещества  II:

А. Равна удельной теплоемкости вещества I

Б. Больше  удельной теплоемкости вещества  I

В. Меньше удельной теплоемкости вещества I .

3. Удельная теплота плавления вещества I:

А. Больше удельной теплоты плавления вещества II.

Б. Меньше удельной теплоты плавления вещества II.

В. Равна удельной теплоте плавления вещества II.

Тест. Вариант 2.

1. Удельная теплота плавления серебра 87 кДж/(кг).  Это означает, что:       

А. Для плавления 87 кг серебра, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 1 кДж энергии.

Б. Для нагревания и плавления 1 кг серебра необходимо сообщить ей 87 кДж энергии.

В. Для плавления 1 кг серебра, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 87 кДж энергии.

Г. Для плавления 87 г серебра, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 84 Дж энергии.

2. Чтобы расплавить лед массой 2 кг, взятую при температуре плавления, нужно затратить:

А. 1200 кДж энергии.

Б. 130 кДж энергии.

В. 680 кДж энергии.

Г. 340 кДж энергии.

3. Железный и стальной бруски массой 1 кг каждый нагреты до температуры их плавления. Для плавления стального бруска требуется:

А. Меньшее количество теплоты, чем для железного.

Б. Большее количество теплоты, чем для железного.

В. Такое же количество теплоты, как и для железного.

4. На графике представлены процессы нагревания и плавления двух кристаллических веществ (массы и нагреватели одинаковые). 

 

1. Температура плавления вещества  I:

А. Равна температуре плавления вещества II.

Б. Больше температуры плавления вещества  II.

В. Меньше температуры плавления вещества II.

2. Удельная теплоемкость вещества  II:

А. Больше удельной теплоемкости вещества I.

Б. Равна  удельной теплоемкости вещества  I.

В. Меньше удельной теплоемкости вещества I .

3. Удельная теплота плавления вещества II:

А. Больше удельной теплоты плавления вещества I.

Б. Меньше удельной теплоты плавления вещества I.

В. Равна удельной теплоте плавления вещества I.

Слайд 9.

Выполняют самостоятельную работу. Работают в парах. Проводят взаимопроверку, оценивают результаты самостоятельной работы.

Слайд 10.

9. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.

§ 15. Ответить на вопросы (устно), выучить определения.

Упр. 12 (2-5).

Задание 1 стр.47 учебника.

Слайд 11.

Записывают домашнее задание.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

А) Выставление оценок

Б) Рефлексия.

 

 

Подводит итог, выставляет оценки. Предлагает оценить уровень своих знаний, ответив на вопросы.

Поставьте знак ( +) или ( - ) рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.

1. После урока стал(а) знать больше

2. Углубил (а) знания по теме, могу применить их на практике.

3. На уроке было над чем подумать

4. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил (а) ответы.

5. На уроке я работал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла)

6. На уроке было интересно

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 6 плюсов, 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса…

Слайд 12.

Ставят  знак ( +) или ( - ) рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.

 

 

Источники информации:

1. Физика. 8 класс. : учебник / А.В. Перышкин, М. : дрофа 2014; электронное приложение к учебнику www.drofa.ru.

2. Н.В. Филонович. Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкин. М: Дрофа, 2015г. 

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

 

 

Приложение 1.

 Физкультминутка 

Упражнения на движения руками

  1. 1.При плавлении льда его внутренняя энергия ... (увеличивается, руки вверх) 
  2. 2.При отвердевании воды ее внутренняя энергия … (уменьшается, руки вниз) 
  3. 3.При наличии в жидкости посторонних частиц, например пылинки, скорость кристаллизация  ... (увеличивается, руки вверх) 
  4. 4.Скорость молекул в охлажденном расплавленном состоянии (уменьшается, руки вниз) 
  5. 5.Температура льда во время всего плавления ... (не изменяется, руки в стороны). 
  6. 6.Температура жидкости во время отвердевания  … (не изменяется, руки в стороны) 

    Упражнения на вращения головой – 3 раза: 
  7. 7.Плавление вещества  происходит при неизменной температуре?

Учащиеся кивают головой  «Да, да, да»

  1. 8.Внутренняя энергия 1 кг воды при температуре плавления меньше внутренней энергии 1 кг льда при температуре плавления.

Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет».  

 

 

Приложение 2.

Заполните пропуски в тексте.

Удельной теплотой плавления называется физическая величина, показывающая, какое ………                                                                                                                 необходимо сообщить кристаллическому телу массой …. , чтобы при температуре … полностью перевести его в ……. состояние.

Удельную теплоту плавления обозначают  буквой ……

Единицей измерения удельной теплоты плавления в СИ является …….

Удельная теплота плавления льда равна 3,4 · 10 . Это означает, что для ……… куска льда массой …. взятого при температуре 0С, в воду такой же температуры требуется ……..

 3,4 · 10 Дж ……...

Для решения задач используются формулы: 

Q = …..  ;

 λ = …… ;

 m = …..  .

 

 

 

Приложение 3.

Тест. Вариант 1.

1. Удельная теплота плавления стали 84 кДж/(кг).  Это означает, что:       

А. Для плавления 84 кг стали, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 1 кДж энергии.

Б. Для нагревания и плавления 1 кг стали необходимо сообщить ей 84 кДж энергии.

В. Для плавления 1 кг стали, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 84 кДж энергии.

Г. Для плавления 84 г стали, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 84 Дж энергии.

2. Чтобы расплавить медь массой 2 кг, взятую при температуре плавления, нужно затратить:

А. 1500 кДж энергии.

Б. 75 кДж энергии.

В. 300 кДж энергии.

Г. 420 кДж энергии.

3. Железный и свинцовый бруски массой 1 кг каждый  нагреты до температуры их плавления. Для плавления свинцового бруска требуется:

А. Меньшее количество теплоты, чем для железного.

Б. Большее количество теплоты, чем для железного.

В. Такое же количество теплоты, как и для железного.

4. На графике представлены процессы нагревания и плавления двух кристаллических веществ (массы и нагреватели одинаковые). 

 

1. Температура плавления вещества  I:

А. Равна температуре плавления вещества II

Б. Меньше температуры плавления вещества  II.

В. Больше температуры плавления вещества II.

2. Удельная теплоемкость вещества  II:

А. Равна удельной теплоемкости вещества I

Б. Больше  удельной теплоемкости вещества  I

В. Меньше удельной теплоемкости вещества I.

3. Удельная теплота плавления вещества I:

А. Больше удельной теплоты плавления вещества II.

Б. Меньше удельной теплоты плавления вещества II.

В. Равна удельной теплоте плавления вещества II.

 

Тест. Вариант 2.

1. Удельная теплота плавления серебра 87 кДж/(кг).  Это означает, что:       

А. Для плавления 87 кг серебра, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 1 кДж энергии.

Б. Для нагревания и плавления 1 кг серебра необходимо сообщить ей 87 кДж энергии.

В. Для плавления 1 кг серебра, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 87 кДж энергии.

Г. Для плавления 87 г серебра, взятой при температуре плавления, необходимо затратить 84 Дж энергии.

2. Чтобы расплавить лед массой 2 кг, взятую при температуре плавления, нужно затратить:

А. 1200 кДж энергии.

Б. 130 кДж энергии.

В. 680 кДж энергии.

Г. 340 кДж энергии.

3. Железный и стальной бруски массой 1 кг каждый нагреты до температуры их плавления. Для плавления стального бруска требуется:

А. Меньшее количество теплоты, чем для железного.

Б. Большее количество теплоты, чем для железного.

В. Такое же количество теплоты, как и для железного.

4. На графике представлены процессы нагревания и плавления двух кристаллических веществ (массы и нагреватели одинаковые). 

 

1. Температура плавления вещества  I:

А. Равна температуре плавления вещества II.

Б. Больше температуры плавления вещества  II.

В. Меньше температуры плавления вещества II.

2. Удельная теплоемкость вещества  II:

А. Больше удельной теплоемкости вещества I.

Б. Равна  удельной теплоемкости вещества  I.

В. Меньше удельной теплоемкости вещества I .

3. Удельная теплота плавления вещества II:

А. Больше удельной теплоты плавления вещества I.

Б. Меньше удельной теплоты плавления вещества I.

В. Равна удельной теплоте плавления вещества I.

 

Презентация

skachat (все файлы архивом)

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР