Методическая разработка урока по физике для 7 класса. Тема урока: «Плотность вещества». |
Содержание - Естественные науки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Купорова Наталья Николаевна, учитель физики МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» пгт Аксубаево Аксубаевского района Республики Татарстан. Дата публикации: 29.01.2018 Физическая величина плотность является одной из основных понятий в физике. Урок изучения нового материала носит исследовательский характер, разработан с использованием системно - деятельностного подхода, сопровождается иллюстративной компьютерной презентацией, преобладает групповая форма работы, в ходе деятельности дети сами «добывают» и систематизируют знания. ИКТ, обучающие структуры (Сингапурская методика) и мыслительные приемы, используемые при создании данной методической разработки, знакомят учащихся с особенностями физической величины «Плотность вещества». Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учащихся. Тема: Плотность вещества. Физика. 7 класс Урок следует после изучения темы «Масса вещества. Измерение массы тела». Изучение новой физической величины – плотности опирается на усвоенное учащимися понятие массы, на умение производить измерения массы с помощью учебных весов. Физическая величина плотность является одной из основных понятий в физике. Цели урока: сформировать понятие плотности вещества Задачи: образовательные: познакомить учащихся с физической величиной плотность вещества; развивающие: формировать умения определять массу тела теоретически и экспериментально; выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, самостоятельно получать знания, развитие критического мышления, воспитательные: развивать умения взаимодействовать, высказывать свою точку зрения, продолжить формирование научного мировоззрения, способствовать развитию внимания, наблюдательности; формированию устойчивого познавательного интереса к изучению физики. Метапредметные:
Тип урока: изучение нового материала, носит исследовательский характер. Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации. Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод. Формы работы: фронтальный эксперимент, групповая , индивидуальная, работа в парах. Педагогические технологии: системно-деятельный подход, ИКТ, проблемное обучение, обучающие структуры и приемы обучения (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУНС, КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Сингапурская методика)) Необходимое оборудование: весы, пластилин, цилиндры из алюминия и стали, опорный конспект, презентация. Медиапродукт: презентация из 32 слайдов (среда Power Point). Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редакторMicrosoft Word. План урока:
Ход урока
- Здравствуйте ребята! Поприветствовали друг друга, дайте пять партнеру по плечу, улыбнитесь. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: «Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то новое.» Готовы? Приступим к работе. Чтобы узнать что-то новое надо вспомнить изученное. СЛАЙД 1 2. Актуализация знаний учащихся - Что мы знаем о массе тела?(- величина, которая является мерой инертности, m- масса, кг в СИ, весы) Задание №1 (на каждый стол - разная работа) Работают парами. СЛАЙД 2 Экспериментальное задание. Придерживаясь правила взвешивания, соблюдая технику безопасности, измеряют массу данного тела. (3мин) Оборудование для групп: весы 8 шт, гири; 1 стол -два деревянных цилиндра – разного объема; 2 стол -деревянный и алюминиевый бруски –одинаково объема; 3 стол – гвоздь и скомканная газета; 4 стол – масло подсолнечное и вода -одинаковой массы. 1. Определите массы двух деревянных цилиндров разного объема. 2. Определите массы деревянного и алюминиевого брусков одинакового объема 3. Определите массы двух тел из разных веществ (гвоздь и бумага) разных объемов. 4. Определение массы двух разных жидкостей (подсолнечное масло и вода)
По истечению времени – работа в группах, сравнивают полученные результаты.
Бланк №1:
ПОЧЕМУ? По результатам наблюдений эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы: Вывод: массы тел зависят от объема и от вещества из которого изготовлено тело. СЛАЙД 3
3.Мотивация и постановка цели урока. Какими способами можно определить массу тела? (ответы: взвешиванием, сравнивая массы и скорости взаимодействующих тел). Есть ещё способы?СЛАЙД 4 Предлагается задача (проблемная ситуация): Определить массу кирпича, лежащего на демонстрационном столе, с помощью линейки? (Учащиеся предлагают различные варианты, но правильный ответ дать затрудняются.. Каждый думает. 10 сек.. Обсудите с партнером по плечу. Таймд-пэа-шэа 10 сек. Начинает тот у кого пуговиц больше. По истечению времени. Кто нашёл решение? Нет! Вот в конце урока мы вернемся к этой задаче. СЛАЙД 5 Мы сделали вывод: массы тел зависят от объема и от вещества из которого изготовлено тело. Есть характеристика, которая одинакова у тел из одного и того же вещества, — плотность вещества. Плотность вещества- это тема нашего урока. Запишем число, тему в тетрадях. Цели урока (ставят уч-ся) по памятке. План изучения физической величины. СЛАЙД 7,8 7.Определение физической величины 8.Обозначение 9.Формула 10.Единицы измерения физической величины 11.Способы измерения 12.Практическое значение или применение
4. Изучение нового материала СЛАЙД 6 СЛАЙД 9,10,11,12 Все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности. Очевидно, что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом веществе. Молекулы ТВ. Тела плотнее, чем молекулы газов. Плотность показывает, чему равна масса вещества взятого в объеме 1 м3 или 1см3 Работа с учебником 2 минуты. Запись в тетради. (1-4 пункты). Спросить у одного участника каждого стола (группы). СЛАЙД 13,14,15 1.Плотность вещества равна отношению массы тела к его объему. На доске и в тетрадях делаются записи:
1) плотность =масса/ объем 2)Если ρ — плотность вещества; т — масса тела; V — объем тела, 4)Вводится единица измерения плотности в системе СИ, устанавливается связь между единицами плотности. Единица плотности в системе СИ Сравнение плотности различных веществ (работа с таблицей) стр.63. Таблица 3,4,5 СЛАЙД 16 Формулирует задание: Работая в группах, пользуясь инструкцией №2 выполните заданиеПлейсмэт консенсус. Через 2 минуты представить свой ответ СЛАЙД 17,18,19
Задание2 Учащиеся, работая в группах, выполняют практическую работу по инструкции № 2: Инструкция2: пользуясь таб. 3,4,5 в учебнике стр. 63 выполните задания: 1. Найдите в таблице плотности льда, воды, водяного пара. Почему плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна? Стол 1,2 2. Найдите в таблице плотности льда, воды, водяного пара. Изучив рисунок. Сформулируйте вывод: От чего зависит плотность вещества? Стол 3,4
Участники №4 формулируют выводы о проделанной работе, размещают на доске. СЛАЙД 20,21,22 ВЫВОДЫ: Плотность различных веществ различна Плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна Плотность зависит от молекул, от расстояния между молекулами. 5.Способы измерения 6.Практическое значение или применение СЛАЙД 23,24,25 Сообщение уч-ся: Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы . 5. Закрепление новых знаний и умений. СЛАЙД 26
Выполняют тестовую работу. Взаимопроверка. Оценивание. СЛАЙД 27 Возвращаемся к проблеме СЛАЙД 28,29, поставленной в начале изучения материала: как же определить массу кирпича с помощью линейки? Что для этого необходимо знать? Что нужно измерить? На доске и в тетрадях записывается формула и правило: масса тела равна произведению плотности вещества на объем тела. Да. Мы можем определить плотность вещества для тела правильной формы. Измерим линейкой длину, ширину и высоту тела. Перемножим их, определим объем. Посмотрим плотность в таблице и по формуле, определим массу К доске вызывается ученик для решения этой задачи. 6. Рефлексия. СЛАЙД 30 Коннект-экстенд-челэндж. – мыслительный прием (свяжите- расширьте-продумайте) -Что вы знали? - Что узнали? - Какие трудности? Что было непонятно? 7. Формулировка домашнего задания. Домашнее задание: § 22, ДОМ эксперимент. Определить массу воздуха в комнате. Спасибо всем за урок. Молодцы! СЛАЙД 31 Опыт: Коктейль « О- Плотность!» СЛАЙД 32 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».