Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868961
Методическая разработка урока по физике для 7 класса. Тема урока: «Плотность вещества».
Содержание - Естественные науки

Купорова Наталья Николаевна, учитель физики МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» пгт Аксубаево Аксубаевского района Республики Татарстан. 
Методическая разработка по физике предназначена для 7 класса. Физическая величина плотность является одной из основных понятий в физике. Урок изучения нового материала носит исследовательский характер, разработан с использованием системно - деятельностного подхода, сопровождается иллюстративной компьютерной презентацией, преобладает групповая форма работы, в ходе деятельности дети сами «добывают» и систематизируют знания. ИКТ, обучающие структуры (Сингапурская методика) и мыслительные приемы, используемые при создании данной методической разработки, знакомят учащихся с особенностями физической величины «Плотность вещества». Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учащихся.


Дата публикации: 29.01.2018


Физическая величина  плотность является одной из основных понятий в физике. Урок изучения нового материала носит исследовательский характер, разработан с использованием системно - деятельностного подхода, сопровождается иллюстративной компьютерной презентацией, преобладает групповая форма работы, в ходе деятельности дети сами «добывают» и систематизируют знания.

ИКТ, обучающие структуры (Сингапурская методика) и мыслительные приемы, используемые при создании данной методической разработки,  знакомят учащихся  с особенностями физической величины «Плотность вещества». Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учащихся.  


Тема: Плотность вещества. Физика. 7 класс

Урок следует после изучения темы «Масса вещества. Измерение массы тела».  Изучение новой физической величины – плотности опирается на усвоенное учащимися понятие массы, на умение  производить измерения массы с помощью учебных весов. Физическая величина плотность является одной из основных понятий в физике.

Цели урока: сформировать понятие плотности вещества

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с  физической величиной  плотность вещества;

развивающие: формировать умения определять массу тела теоретически и экспериментально; выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, самостоятельно получать знания, развитие критического мышления,

воспитательные: развивать умения взаимодействовать, высказывать свою точку зрения, продолжить формирование научного мировоззрения,

способствовать развитию внимания, наблюдательности;  формированию устойчивого познавательного интереса к изучению физики.

Метапредметные:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Систематизировать и обобщать различные виды информации..
  3. Развивать умение высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других
  4. Способствовать умению применять полученные знания в конкретной обстановке.

Тип урока: изучение нового материала, носит исследовательский характер.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский  метод, практический метод, демонстрационный метод.

Формы работы: фронтальный эксперимент, групповая , индивидуальная, работа в парах.

Педагогические технологии: системно-деятельный подход, ИКТ, проблемное обучение,

обучающие структуры и приемы обучения (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУНС, КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Сингапурская методика))

Необходимое оборудование: весы, пластилин, цилиндры из алюминия и стали, опорный конспект, презентация.

Медиапродукт: презентация из 32 слайдов (среда Power Point).

 Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редакторMicrosoft Word.

План урока:

 

Название этапа

Форма работы

Время

1

Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

1

2

Актуализация знаний учащихся.

Экспериментальное задание. Придерживаясь правила взвешивания, соблюдая технику безопасности, измеряют массу данного тела. Исследование зависимости массы тела  от объема и от вещества, из которого изготовлено тело.

5

3

Мотивация и постановка цели урока.

Создание проблемной ситуации.

3

4

Изучение нового материала

Организация самостоятельного «открытия» знаний по плану изучения физической величины:  

1.Определение физической величины

2.Обозначение

3.Формула

4.Единицы измерения физической величины

5.Способы измерения

6.Практическое значение или применение

Установить, что:  плотность различных веществ различна; плотность одного и того же вещества  в разных агрегатных состояниях  различна; плотность зависит от молекул, от расстояния между молекулами.

20

5

Закрепление новых знаний и умений.

Решение качественных задач и экспресс- диагностика

6

6

Рефлексия.

Открытость учащегося в осмыслении своих действий и самооценки.

3

7

Формулировка домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

2

 

Ход урока

 

  1. 1.Организационный этап

- Здравствуйте ребята! Поприветствовали друг друга, дайте пять партнеру по плечу, улыбнитесь. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: «Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то новое.» Готовы?  Приступим к работе. Чтобы узнать что-то новое надо вспомнить изученное. СЛАЙД 1

2. Актуализация знаний учащихся

- Что мы знаем о массе тела?(- величина, которая является мерой инертности, m- масса, кг в СИ, весы)

Задание №1 (на каждый стол - разная работа) Работают парами. СЛАЙД 2

Экспериментальное задание. Придерживаясь правила взвешивания, соблюдая технику безопасности, измеряют массу данного тела. (3мин)

Оборудование для групп: весы 8 шт, гири;

1 стол -два деревянных цилиндра – разного объема;

2 стол -деревянный и алюминиевый бруски –одинаково объема;

3 стол – гвоздь и скомканная газета;

4 стол – масло подсолнечное и вода -одинаковой массы.

1. Определите массы двух деревянных цилиндров разного объема. 

2. Определите массы деревянного и алюминиевого брусков одинакового объема

3. Определите массы двух тел из разных веществ (гвоздь и бумага) разных объемов.

4. Определение массы двух разных жидкостей (подсолнечное масло и вода)

  • Вывод: m1 = ……г                   m2

По истечению времени – работа в группах, сравнивают полученные результаты.

  • Сравниваем  массы, объемы, вещество
  • Вывод на Бланке №1.
  • Представление вывода одним участником группы. Результаты вывешиваются на доске.

Бланк №1:

Название тела (вещество)

Объём

Масса (г)

вывод

1  дер. цил.

2  дер. цил.

V1       <    V2

m1    <          m2

из двух тел одного вещества масса больше у того у кого больше объем

1  дер. брусок

2  алюм. брусок

V1       =     V2

m1    <          m2

из двух тел разного вещества одинаково объема, массы разные

1  пластилин (гвозди)

2  пенопласт (бумага)

V1       <    V2

m1    =       m2

тела одинаковой массы изготовленные из разных веществ имеют разный объем

1  масло

2  вода

V1       >    V2

m1    =          m2

жидкости одинаковой массы имеют разный объем

         

ПОЧЕМУ?

По результатам наблюдений эксперимента учащиеся  самостоятельно делают выводы:

Вывод: массы тел зависят от объема и от вещества из которого изготовлено тело. СЛАЙД 3

 

3.Мотивация и постановка цели урока.

Какими способами можно определить массу тела? (ответы: взвешиванием, сравнивая массы и скорости взаимодействующих тел).  

Есть ещё способы?СЛАЙД 4

Предлагается задача (проблемная ситуация): Определить массу кирпича, лежа­щего на демонстрационном столе, с помощью ли­нейки? (Учащиеся предлагают различные ва­рианты, но правильный ответ дать затрудня­ются..

Каждый думает. 10 сек.. Обсудите с партнером по плечу. Таймд-пэа-шэа 10 сек. Начинает тот у кого пуговиц больше. По истечению времени. Кто нашёл решение? Нет! Вот в конце урока мы вернемся к этой задаче. СЛАЙД 5

Мы сделали вывод: массы тел зависят от объема и от вещества из которого изготовлено тело. Есть харак­теристика, которая одинакова у тел из одного и того же вещест­ва, — плотность вещества.

Плотность вещества- это тема нашего урока. Запишем  число, тему в тетрадях.

Цели урока (ставят уч-ся) по памятке. План изучения физической величины. СЛАЙД 7,8

7.Определение физической величины

8.Обозначение

9.Формула

10.Единицы измерения физической величины

11.Способы измерения

12.Практическое значение или применение

 

4. Изучение нового материала СЛАЙД 6

СЛАЙД 9,10,11,12 Все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности. Очевидно, что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом веществе. Молекулы ТВ. Тела плотнее, чем молекулы газов. Плотность показывает, чему равна масса вещества взятого в объеме 1 м3 или 1см3

Работа с учебником 2 минуты. Запись в тетради. (1-4 пункты). Спросить у одного участника  каждого стола (группы). СЛАЙД 13,14,15

1.Плотность вещества равна отношению массы тела к его объему.

На доске и в тетрадях делаются записи:

alt

1) плотность =масса/ объем

2)Если ρ — плотность вещества; т — масса тела; Vобъем тела,  

4)Вводится единица измерения плотности в системе СИ, уста­навливается связь между единицами плотности. Единица плотности в системе СИ

Сравнение плотности различных веществ (работа с таблицей)  стр.63. Таблица 3,4,5 СЛАЙД 16

Формулирует задание: Работая в группах, пользуясь инструкцией №2 выполните заданиеПлейсмэт консенсус.  Через 2 минуты представить свой ответ СЛАЙД 17,18,19

 

Задание2

Учащиеся, работая в группах,  выполняют практическую работу по инструкции № 2:

Инструкция2:

пользуясь таб. 3,4,5 в учебнике стр. 63 выполните задания:

1.  Найдите в таблице плотности льда, воды, водяного пара. Почему плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях различна?  Стол 1,2

2. Найдите в таблице плотности льда, воды, водяного пара. Изучив рисунок. Сформулируйте вывод: От чего зависит плотность вещества?  Стол 3,4

 

Участники №4  формулируют выводы  о проделанной работе, размещают на доске. СЛАЙД 20,21,22

ВЫВОДЫ: Плотность различных веществ различна

Плотность одного и того же вещества  в разных агрегатных состояниях  различна

Плотность зависит от молекул, от расстояния между молекулами.

5.Способы измерения

6.Практическое значение или применение СЛАЙД 23,24,25 Сообщение уч-ся:

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что  величина очень важна и для промышленности  и для строительства и для  сельского хозяйства.

Использование материалов  с малой плотностью  в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого  титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует  тому, что  уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит.

Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при  распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая,  то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается.  Сильный дождь разрушает  верхний  самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы .

5. Закрепление новых знаний и умений. СЛАЙД 26

 

alt

Выполняют тестовую работу. Взаимопроверка. Оценивание. СЛАЙД 27

Возвращаемся к проблеме СЛАЙД 28,29, поставленной в начале изучения материала: как же определить массу кирпича с помощью ли­нейки? Что для этого необходимо знать? Что нужно измерить? На доске и в тетрадях записывается формула  и правило: масса тела равна произведению плотности вещества на объем тела.

Да. Мы можем определить плотность вещества для тела правильной формы. Измерим линейкой длину, ширину  и высоту тела. Перемножим их, определим объем. Посмотрим плотность в таблице и по формуле, определим массу

К доске вызывается ученик для решения этой задачи.

6. Рефлексия. СЛАЙД 30

Коннект-экстенд-челэндж. – мыслительный прием (свяжите- расширьте-продумайте)

-Что вы знали?

- Что узнали?

- Какие трудности? Что было непонятно?

7. Формулировка домашнего задания.

Домашнее задание: §  22, ДОМ эксперимент. Определить массу воздуха в комнате.

Спасибо  всем за урок. Молодцы! СЛАЙД 31

Опыт: Коктейль « О- Плотность!» СЛАЙД 32

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР