Обобщенный опыт по теме: «Формирование нестандартного мышления посредством применения методов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) на уроках биологии». |
Содержание - Естественные науки | ||||||
Омарова Зинаида Гельмановна, учитель биологии, МБОУ «Быковская ООШ» с. Быковка, Яковлевского района Белгородской области. Дата публикации: 01.03.2018 Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ на уроках биологии»
XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных. Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от учителя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного школьного образования. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в школьном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Формы общения и взаимодействия педагога и ребенка в традиционной педагогической модели вошли в противоречие с интересами развития личности ребенка, несовместимыми с гуманистическим воззрением, ставящим в центр своего внимания веру в творческие силы ребенка. Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые учитываю в работе с детьми. Считаю, что ребенок с раннего детства может и должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Разрешение противоречий и преодоление трудностей есть условия развития творческих, т.е. личностных качеств человека. Деятельность в режиме творчества менее утомляет ребенка, возможен его оздоровительный эффект. Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Считаю, что технология ТРИЗ актуальна при решении следующих задач:
Использование ТРИЗ является весьма интересным, познавательным и эффективным направлением не только в развитии детей, но и в совершенствовании возможностей взрослых. Исследование и изучение данных ТРИЗ своевременно, целесообразно и значимы в современном мире педагогике и образования. Длительность работы над опытом составляет 2 года, возрастной диапазон 12-14 лет. Использование технологии ТРИЗ в моей работе занимает важное место. Как показывает опыт, уровень развития творческого мышления у детей недостаточно высок. Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач. Низкая логическая «вооруженность», низкий уровень видения объектов окружающего мира в системе проявляется в неумении самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ: - У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. - ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как системность, диалектичность; с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Задачи:
деятельностью;
В оcнове раccматриваемой нами методики лежит принцип, что новые знания дети должны приобретать не в процеccе урока, а приходить к ним как к конечному результату. И, cоответcтвенно, знания, которые получит ребенок, должны cлужить цели воcпитания творчеcкой личноcти, которая в будущем cможет cамоcтоятельно понимать закономерноcти и противоречия мира вокруг него, и cпоcобcтвовать решению житейcких проблем. Методика ТРИЗ дает возможноcть преподавателям передавать знания по отдельно взятой теме или отраcли как cамоcтоятельную проблему. В этом cлучае, у учителя еcть широкое поле деятельноcти в направлении внедрения интегрированного обучения, главным cредcтвом при этом являетcя педагогичеcкий поиcк. Ученики узнают информацию не как непреложную иcтину, а как теорему, которую надо вывеcти cамоcтоятельно и применить ее в дальнейшей жизни. Для решения поставленных задач использую следующие методы ТРИЗа:
Cамая главная цель, которую cтавит перед cобой ТРИЗ - педагог - формирование у детей творчеcкого мышления, то еcть воcпитание творчеcкой личноcти, подготовленной к cтабильному решению неcтандартных задач в различных облаcтях деятельноcти. Он требует определенной подготовки воcпитателя, его иcкреннего желания творить, иcкать и находить новое, нетрадиционное, казалоcь бы, в обыденном. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчеcкой личноcти, поcкольку ее девиз - «творчеcтво во вcем»: в поcтановке вопроcа, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном cмыcле cлова, еcть инcтрумент, c помощью которого учителя и родители cами «изобретают» cвою педагогику, озаренные cветом детcких идей. Нет и воcпитания в привычном его значении, еcть cпоcоб овладения навыками, которые позволяют жить интереcно вcем вмеcте и творить cебя: и учителю, и родителям, и детям. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во вcем его многоцветии, многообразии и многогранноcти. ТРИЗ учит детей творчеcки находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодитcя ребенку и в школе и во взроcлой жизни. «Пуcть творчеcких людей cтанет как можно больше, творец вcегда поймет творца. И мир изменитcя к лучшему» (Л.Е. Белоуcова). Наблюдение за детьми в совместных играх и занятиях, анализ продуктов творческой деятельности (кластеры, презентации, буклеты и т. д.) выявили бедность воображения, отсутствие оригинальности, использование стандартного рационального подхода в решении задач, пассивность, неумелость в социальных отношениях. Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческого воображения возможно только при одновременной активности этих процессов. В дальнейшем работа с детьми строилась по следующим направлениям: · Познавательное развитие детей; · Социально - личностное развитие; · Развитие творческого воображения. Педагогическое творчество - непременное условие современного процесса воспитания, центральной фигурой которого стал ребёнок. Он представляет собой неповторимую личность. А значит, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения. Таким образом, педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их преобразовывать, а так же сотрудничать со своими воспитанниками Как можно использовать ТРИЗ:
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:
Практическая значимость педагогического опыта: 1. Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности школьников. 2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй. Теоретическое мышление включает в себя совокупность умений, которым нужно последовательно обучать учащихся: 1) умение различать и классифицировать закономерности, законы и теории; Все эти умения формируются с помощью специально подобранных или составленных учителем творческих (проблемных) заданий и творческих работ (планирование исследований, проектирование, экспертиза). Основная методическая задача развивающего образования заключается в том, чтобы такие задания и работы присутствовали на каждом уроке и, следовательно, каждый урок обеспечивал развитие теоретического мышления учащихся. Мы часто задаем вопросы детям – “Как называется…?”, “Что такое...?”, и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но не способствуют всестороннему развитию мышления. Следовательно, необходимы и познавательные вопросы, которые начинаются со слов: “Почему..?”, “Можно ли..?”, “Являются ли..?”, “Как..?”, “Зависит ли..?”, и т.д. Например: “Почему происходит движение листьев?”, “Как кислород поступает в организм лягушки?”, “Как объяснить, что состав крови постоянный?”. Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления, в ходе ответов учащиеся повторяют и закрепляют знание законов, формул, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесообразные заключения и выводы, ориентироваться в областях применения. Вот несколько интересных вопросов, которые задавала учащимся и на основе которых сконструировала творческие задачи исследовательского или изобретательского типов: Строение и жизнедеятельность мхов и папоротников Теория 1. Как вы думаете, в результате каких причин, древние предки мхов и папоротников – многоклеточные водоросли – “вышли” на сушу из воды: 1) подъем морского дна; 2) пересыхание водоемов; 3) вынос течением на берег? Ответ поясните. Как можно проверить ваши предположения? 2. Прочтите в учебнике общую характеристику мхов и папоротников, выделите существенные признаки и составьте определения понятий. Сравните существенные признаки. 3. Рассмотрите гербарии мхов и папоротников, прочтите материалы учебника об их строении и выявите отличительные признаки. Какие проблемы возникают в жизнедеятельности этих растений? Проблемные вопросы. Метод контрольных вопросов. Это модифицированный мозговой штурм, при котором для облегчения процесса решения задач применяются контрольные вопросы, направляющие мышление решателей в область возможных ответов: Какие проблемы возникают в процессе размножения мхов и папоротников? В одном районе осушили болото. Как вы считаете, приведет ли это к полному исчезновению мхов? Почему? Как можно применить к изучаемым объектам систему – тело, вещество, явление, процесс. Древние папоротники были древесными растениями, а современные травянистыми, почему вымерли древовидные папоротники? Творческие работы. Докажите, что мхи и папоротники произошли от водорослей, для чего определите общие признаки их строения и жизнедеятельности. Какие наблюдение необходимо проводить в природе для определения численности и состояния охраняемых папоротников? С помощью какого опыта можно установить минимальное количество влаги, при котором выживают мхи? Применение творческих задач на уроках биологии помогает учителю: – использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний); – демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли; – осуществлять диагностику; – выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей; – способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме; – способствовать развитию познавательного интереса учащихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач; – способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе. В основе всей работы лежит принцип успешности обучения, означающий направленность на собственный успех школьника, на использование сил лидирующего поощрения его активной работы с помощью оценочной и отметочной системы на уроке и дома. Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет стимулирования и поощрения активности учащегося, возможности оценить работу каждого, создания высокого эмоционального подъема, условий для повышения интереса к изучению биологии. В качестве основных методов и приемов используются:
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Цель: развитие творческих способностей, внимания, закрепление терминологии, грамотности.
Цель: развитие интеллектуальных способностей, закрепление знаний.
Цель: развитие памяти и внимания, закрепление и проверка знаний.
Существует удобный термин "модель", обозначающий некое общее понятие для ограниченной части учебного материала. Моделью может быть понятие, закон, фрагмент теории, принцип и т.д. Творческие задачи можно классифицировать на пять типов: 1.Узнавание учащимися модели в условии. Типовые формулировки задач: Назовите используемую в подборке примеров модель. Выберите правильное, в соответствии с моделью, утверждение из заданного ряда. Продолжите фразу в соответствии с моделью. 2.Прямое применение учащимися модели. Типовые формулировки задач: Примените модель и получите заданный результат. Найдите ошибку в применении модели. Приведите свои примеры использования модели. Дополните ряд примеров. 3.Применение учащимися нескольких освоенных моделей (на выбор) без указаний, когда, где и как именно их применять. Типовые формулировки задач: Примените некоторые из освоенных моделей и получите заданный результат. Примените некоторые из освоенных моделей и получите гамму возможных ответов (это обычно исследовательские задачи). Сформулируйте задачу под известное решение. 4.Задачи на применение биологического эффекта или явления. Типовая формулировка задач: Где, когда и зачем можно применить данный биологический эффект (явление) 5.Исследовательские задачи. Типовые формулировки задач: На основании данных сделать обобщающий вывод. Сравнить, какая модель более эффективна и оптимальна; указать условия для такой модели. Предложить серию экспериментов для проверки факта, гипотезы. Типовые схемы работы с группами могут быть различны, но независимо от выбранного пути весьма эффективно объединение всех предлагаемых заданий единым смыслом и содержанием. Типовые схемы работы с группами. 1. Группы получают одно и то же задание. «Спикер» каждой из групп сообщает результаты работы. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Учащиеся в таких случаях активизируются, и учитель на острие их интереса строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия. 2. Группы получают разные задания. Группы получают для рассмотрения одну из проблем, всесторонне анализируют ее в соответствии с поставленными вопросами и затем докладывают классу результат. 3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Задача может быть решена «по частям»: каждая группа получает свою часть вопроса; ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп, после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу. А учитель использует это и не раз еще обратится к сделанным выводам. Диверсионный анализ (методика выявления нежелательных явлений). Сущность диверсионного анализа заключается в том, что вместо вопроса: какие проблемы, дефекты, нарушения возможны у того или иного биологического объекта - задается вопрос: как нарушить, как испортить, как навредить, как вызвать сбой в работе рассматриваемого биологического объекта, используя уже имеющиеся ресурсы. Как обеспечить получение дефектов и нарушений (т.е. речь идет о придумывании диверсии). После того как диверсия придумана, можно приступить к ее устранению. Устранению заранее, до того, как она превратиться в реальную проблему. Важное достоинство диверсионного подхода - выявление задач, раннее не предполагавшихся в данной системе; решение проблемы до того как она возникнет. Под творческой задачей в системе ТРИЗ понимается проблема: - с нечетко заданными условиями; - содержащая некое противоречие; - допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных. Инструментарий ТРИЗ: Противоречие, ИКР (идеальный конечный результат), Ресурсы. Решение творческих задач по биологии и экологии имеет общие механизмы; алгоритм решения исследовательских и изобретательских задач: 1.Выявление учащимися типа задачи. 2.Формулировка учащимися противоречия. 3.Формулирование учащимися ИКР (идеального конечного результата решения поставленной задачи). ИКР: Система сама выполняет нужное действие, не допуская при этом нежелательных эффектов. 4. Поиск учащимися необходимых Ресурсов. Учащиеся должны стремиться использовать то, что уже есть в системе (известно по условию задачи), а не вводить новые элементы в систему. Классификация Ресурсов может быть следующей: - Ресурсы Поля (энергии, потоков). - Ресурсы Вещества. - Ресурсы Информации. - Ресурсы Времени. 5.Использование учащимися различных способов и приемов по разрешению Противоречий. Противоречия могут быть разрешены: - во времени, - в структуре, - в воздействиях. Основу концептуального положения данной теории составляет гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Акцент в ТРИЗ делается именно на изучение развития техники, а не на “озарение” (“инсайт”) изобретателя при решении сложных задач. Идеи, лежащие в основе ТРИЗ, следующие:
Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным, из-за постоянно растущего - по мере развития общества - количества и сложности новых проблем. Осуществление этического, эстетического и правового воспитания на уроках биологии (ценностный аспект биологического образования) - главное содержательное ядро педагогической деятельности учителя биологии. Игра без высокого духовного содержания неизбежно обращается в развлечение, в забаву и, как правило, обречена на вырождение. Конструирование интеллектуальных игр и заданий по системе ТРИЗ осуществлялось мною именно с этих позиций, с учетом ценностного аспекта: максимальное насыщение учебного материала таким содержанием, которое способствовало бы формированию у учащихся экологической культуры и нравственных ориентиров, концептуального стиля мышления, идеи коэволюции Человека и Природы. Цель, которую я ставила перед собой, заключалась в развитии, с одной стороны, таких качеств мышления, как системность, диалектичность; с другой — поисковой, разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. В результате применения технологии ТРИЗ:
Это и будет подлинное образование, то есть единство знания, понимания, деятельности и нравственности. Учитель, имея "в руках" интересный биологический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Использование методов ТРИЗ позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Выбрав тему педагогического опыта и начав работу с ребятами, предполагались следующие результаты в отношении детей: • систематизация знаний детей по лексическим темам, закрепление знаний об окружающем мире; • пополнение и активизация словарного запаса детей; • развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи; • формирование целостности окружающего мира; • умение договариваться и работать слажено; • умение обратиться к взрослому с вопросом; • умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике; • умение обрабатывать собранный материал; в отношении родителей: • повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности; • повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе. Мониторинг результатов. Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей. Мониторинг наблюдений проводила в 5-7-классах по направлениям: психологическая диагностика; диагностика ЗУН. Одним из показателей успешности применения технологии ТРИЗ является позитивная динамика качества знаний учащихся по предметам. 2015 - 2016 учебный год – 48% 2016 – 2017учебный год – 60% Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы и внести необходимые коррективы в работу. За период работы по технологии были использованы лишь некоторые методы развития творческого мышления, воображения и речи. Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников. Использование описанных приемов педагогической техники в основной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В ходе изучения проблемы иcпользования ТРИЗ - технологии в образовательном процеccе были изучены работы ведущих cпециалиcтов - дидактов по данной проблеме. В оcнову работы положены методичеcкие разработки таких ученых, как Гин C.И., Жихар О.П., Корзун А.В., Cидорчук Т.А. и др. Кроме того, раccмотрены вопроcы иcтории возникновения различных методов ТРИЗ и их применения для обучения детей. В итоге были cделаны cледующие выводы: 1. ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей; 2. ТРИЗ позволяет преподноcить знания в увлекательной и интереcной для детей форме, обеcпечивает их прочное уcвоение и cиcтематизацию; 3. ТРИЗ cтимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчеcтва как детьми, так и педагогами; 4. ТРИЗ работает на принципах педагогики cотрудничеcтва, cтавит детей и педагогов в позицию партнеров, cтимулирует cоздание cитуации уcпеха для детей, тем cамым, поддерживая их веру в cвои cилы и возможноcти, интереc к познанию окружающего мира. Таким образом, уроки с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения старших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои уроки. «Чтобы творческую личность Нам в системе развивать Технологию ТРИЗ Я желаю применять! Рост профессиональный Обеспечите себе. Ориентир ребёнку дальний Обозначите в судьбе». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение Внеурочная деятельность в 5-7 классах «ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПОДСКАЗАННЫЕ ПРИРОДОЙ». Цель: знакомство учащихся с наукой биомиметика, как современное научное направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде оригинальных материалов, процессов и технологий, имитирующих природные аналоги. Задачи: Предметные: познакомиться с биомиметикой, как современное научное направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде оригинальных материалов, процессов и технологий, имитирующих природные аналоги. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Метапредметные: Формировать умение находить информацию и извлекать ее из собственных наблюдений. УУД: Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию. Коммуникативные: умение работать в группах. Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы. Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач. Планируемые результаты:
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный. Оборудование: презентация, задания для детей.
1.На основе действия колючек репейника созданы липучки на куртках, обуви и многих других изделиях. Репейник и застежка - «липучка» действуют по одному принципу. 2.Наблюдая, как паук плетет паутину, человек научился делать сети. А жители островов Тробриан до сих пор используют паутину гигантских лесных пауков как рыболовную снасть. 3.Люди переняли у животных такой прием охоты, как засада. Самый знаменитый хищник земной флоры – венерина мухоловка подсказала идею капкана. 4.Рыба-прилипала дала идею изобретения клея. 5.Первая бумага изготовлена китайцами из туевого дерева в ходе наблюдения за стенными осами. Они разжевывали дерево, перерабатывая его в материал для строительства своих гнезд. 6.Многие животные наделены природой удивительными способностями и возможностями. Изучение их уникальных свойств позволило научно-техническому прогрессу в ХХ веке сделать резкий рывок вперед. Организмы этих животных послужили образцами для высокоточных приборов, аппаратов и технологий. Заимствование и использование человеком в своих целях изобретений природы, ее идей получило название бионики. 7.На создание акваланга Жак-Ива Кусто подтолкнуло наблюдение за жучком, тянувшим за собой в воду пузырек воздуха. 8.Устройство уха тюленя подсказало идею изобретения гидрофона. 9.Изучение быстроходных рыб послужило толчком к борьбе с турбулентностью воды при движении морских и речных судов и повысило их скорость. 10.Благодаря исследованиям листьев лотоса создали самоочищающиеся покрытия. По подсказке природы сделаны парашюты и дельтапланы. 11.Стрекозы дали идею вертолета. 12.Подарки гремучей змеи … Змея наделена удивительным органом, при помощи которого видит тепловые (инфракрасные) лучи. Две ямки на голове дают ей потрясающую зоркость ночью. Змея способна увидеть на расстоянии 200 метров выползающую из норки полевую мышь и поймать ее. Разглядывая своеобразный портрет теплокровного животного, она улавливает разницу в тысячную долю градуса! Эта способность змеи была использована людьми при создании…..ИКР (итоговый конечный результат) - …..при создании медицинских аппаратов и приборов ночного видения. Повысив точность «змеиного метода» до одной десятитысячной доли градуса, ученые создали потрясающую тепловизорную диагностику. На обработанных компьютером снимках сверхчувствительной аппаратуры видно все, что находится в недрах земли на несколько километров. Можно диагностировать здания и сооружения. Под домами, мостами, дорогами, трубопроводами четко видны разломы земной коры, карстовые пустоты и потоки грунтовых вод. Зная о них раньше, строители обошли бы стороной эти гиблые для сооружений места, и не было бы «загадочных» обрушений зданий. 13.Интересная рыба — периофтальмус — живет на побережьях Азии, Африки и Полинезии. Глаза у нее работают, как перископ. В чем заключается эта особенность? ИКР:скрываясь под водой или в грязи, она выставляет их из воды и выслеживает добычу. II. «КТО ВЫЛУПИЛСЯ ИЗ ЯЙЦА?» Цель: развивать фантазию, нестандартное мышление. Сегодня в нашу школу пришло письмо. (Показывает конверт с изображением любого сказочного героя). Незнайка пишет: "Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо, Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не такой кто-то, кто обычно из яйца вылупливается, а ... совсем наоборот. Наверное, подумали мы, это будет очень добрый, очень веселый и находчивый, никогда не унывающий и такой умный и в самом расцвете сил, такой красивый щенок! Или нет - воробей! Нет, лучше робот, летающий с пропеллером на спине, как у Карлсона. Или нет!!! Может быть.... В общем, долго мы пытались представить себе этого... не знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не решит. Поэтому мы и обращаемся к вам: помогите нам решить, кто (что) вылупится из яйца? Что у него будет за имя? Как он будет выглядеть? Очень ждем! Да поторопитесь, а то наши враги Гусеницы поглядывают на это яйцо. Приходится его охранять. Пишите нам и рисуйте! Незнайка и все жители Солнечного города". III. «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТАЙНУ "ДВОЙНОГО"» Цель: выделять противоречивые свойства предметов и явлений. "Встретились два мальчика. Саша говорит - Ветер очень хороший. Он .... Дети должны самостоятельно придти к умозаключению – правы оба мальчика. Ветер бывает разным: создает прохладу в жаркую погоду, крутит крылья мельниц, разгоняет мух и комаров, разносит семена растений, сушит белье, надувает паруса кораблей, с его помощью летают дельтопланы, дирижабли, планеры, воздушные змеи, крутит флюгеры, ветряные двигатели, которые вырабатывают электроэнергию. Переносит теплый воздух из жарких стран в холодные и наоборот. Передвигает облака и дождевые тучи по всей земле. Хорошо это или плохо? (Дети отвечают: "хорошо!"). портит прическу, выветривает плодородный слой почвы, ломает деревья, обрывает электрические провода, усиливает ощущение холода морозной зимой, шторм, цунами... Хорошо это или плохо? (Дети отвечают: "плохо!"). АУТОТРЕНИНГ Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку) Учитель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Учитель: Ой, ребята, посмотрите, а как у нас оказалось письмо «Незнайки» в руке? Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим. (Дети украшают письмо) Учитель: А можно я это письмо подарю Незнайке на память о нас. Дети: да, конечно. Список литературы. 1.Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489. 2.Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160. 3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010. 4.Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. – Паритет, 2012. -256. 5.Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256. 6.Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. – Учитель, 2010. 7.Смирнова О.Б. Ставим эксперимент-изучаем главные функции живых организмов: Методическое пособие для учителей биологии, студентов и школьников.-Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2010-48с.
Примерные задания для групповой работы по теме: «Методы исследования в биологии» 5 класс.
Ресурсы: Литература для учителя: 1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с. А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005 2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003 3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003 4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003 5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997 Литература для учащихся: 1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» -М.: Дрофа, 2012. 2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012 3. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986 4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684. Электронные издания: 1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий», Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова. Единая коллекция ЦОР. Таблица сравнения методов изучения живой природы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/ ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv) ЭОР №130845 «Измерительные приборы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm)
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».