Конспект урока «Озеро Байкал – чудо природы» с презентацией. |
Содержание - Естественные науки |
Курбатова Валентина Николаевна, учитель географии, МКОУ «Светлополянская основная общеобразовательная школа», посёлок Светлые Поляны, Кетовского района Курганской области. Дата публикации: 05.03.2018 РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОЗЕРО БАЙКАЛ - ЧУДО ПРИРОДЫ» Цель урока: показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека Задачи урока: 1. Расширение и углубление знаний учащихся об уникальности озера Байкал, развитие познавательного интереса, творческого мышления. 2. Формирование умения выступать перед аудиторией. 3. Формирование чувства любви к родной природе; экологического сознания; эстетического восприятия красоты русской природы. Учебная цель: 1. Доказать, что слова Л.С. Берга «Байкал - чудо природы во всех отношениях» - верны. Оборудование: мультимедийный проектор и презентация, физическая карта России, атласы по географии для 8 класса.
Ход урока I. Орг. момент. II. Освоение новых знаний. Этап 1: Постановка темы урока. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня я вас приглашаю в виртуальное путешествие на Байкал. Тема урока «Озеро Байкал – чудо природы». Найдите на карте России в атласах озеро Байкал. (Учитель показывает по карте на доске). Откройте тетради, запишите дату и тему урока. «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал» - говорят сибиряки. Байкал включён в «Список всемирного наследия». Более 1 тысячи объектов из этого списка - это разбросанные по всему миру места, обладающие выдающейся культурной или природной значимостью для человечества. Байкал – наша гордость. А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях». - Кто этот человек? - Откройте страницу 144 учебника. (Он был не только географом, но и биологом. Занимался изучением озер и обитающих в них рыб, создал учение о географических ландшафтах). Этап 2: Постановка учебной цели урока. Озеро Байкал – чудо природы во всех отношениях! -Наша цель сегодня на уроке – доказать это утверждение. Выявить, чем уникален и неповторим Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира, что нужно сделать, чтобы сохранить это озеро? Для подтверждения уникальности Байкала изучим озеро по следующему плану (план на доске): 1. Географическое положение озера. 2. История открытия. 3. Геологическая история происхождения (образования) котловины озера и характер его берегов. 4. Климат Байкала. 5. Уникальность воды озера. 6. Органический мир озера 7. Экологические проблемы Байкала Этап 3: Портрет Байкала В далеком прошлом за разные провинности людей отправляли на каторгу, в ссылку в Сибирь, Забайкалье. Бежать на восток – не было дороги, на запад – нужно пересечь озеро. Каторжане садились в смоляные бочки, где солили байкальского омуля, и просили ветер - баргузин «пошевеливать вал», чтобы было легче переплыть озеро. (Звучит песня «Священный Байкал»). В нашем путешествии нам помогут специалисты. Но на первый пункт плана о географическом положении озера отвечу я, как географ. В ходе сообщений и показа презентации вам необходимо заносить основные сведения в ваши тетради, таким образом, чтобы в конце урока получился конспект, который поможет вам в выполнении домашнего задания и подготовке к экзамену (ОГЭ) по географии. Доклады: 1. Географ – учитель. 2. Историк – Никита К. 3. Геолог и геоморфолог – Кирилл К. 4. Климатолог – Ангелина Ф. 5. Гидролог-лимнолог – Роман К. 6. Зоолог и ботаник – Вероника Р. 7. Эколог – Екатерина Б. (Учащиеся заслушивают доклады, в ходе которых составляют конспект в тетради) III. Рефлексия деятельности. - Какую учебную цель поставили в начале урока? Доказать, что слова Л.С. Берга «Чудо природы во всех отношениях» - верны. Как мы можем это доказать? В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»? а) самое древнее, б) самое глубокое, в) самое чистое и прозрачное, г) уникален органический мир д) в озере содержится большой объем пресной воды. (каждое утверждение сопровождается показом слайдов презентации). - Достигли ли мы цели урока? (Ответы детей)
IV Домашнее задание: прочитать §39, конспект в тетради; творческие задания на выбор: 1. Составить 5 вопросов по теме урока, которые бы начинались со слова «Почему….? 2. Написать эссе на тему «Проблемы Байкала и мои предложения по их решению».
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Прежде, чем я выставлю оценки за урок, я хотела бы услышать ваше мнение, за что вы можете похвалить себя сегодня на уроке? (Ответы детей. Выставление оценок.)
Закончить наш урок я хочу словами М. Пришвина: «…Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сохранить эти сокровища – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем сохранять водоёмы. В лесах, степях разные ценные животные – будем охранять леса, степи. Рыбе – вода, птице – воздух. А человеку нужна Родина. И охранять природу – это значит охранять Родину» Используемые материалы: Литература: 1. И.И. Баринова. География России. Природа. М., Дрофа, 2013. Учебник для 8 класса. 2. Е.А. Жижина. Н.А. Никитина. Универсальные поурочные разработки по географии. Природа России. М. Вако. 2015. 3. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ составитель И. И. Баринова. – М.: Школьная пресса, 2006. Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org/wiki/Байкал www.magicbaikal.ru/info/winds.htm az-kozin.narod.ru/kniga_o_baikale.html sea.irk.ru/baikal.html www.ocean.ru/content/view |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».