Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868921
Конспект урока по теме «Нитраты – соли азотной кислоты» для 9-го класса.
Содержание - Естественные науки

Таракова Анжелла Рубеновна, учитель химии, МОУ "СОШ №5" г. Саянск, Иркутской области. 
Конспект урока послужит методическим продуктом для учителей химии при подготовке и проведении уроков в 9-м классе. Разработка урока подготовлена с использованием технологии развития критического мышления, что позволяет поддерживать немедленную учебную мотивацию на протяжении всего урока, и способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

 


 

Дата публикации: 15.03.2018


 

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ «НИТРАТЫ - СОЛИ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ»

(с использованием технологии развития критического мышления И.О.Загашева)

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу нитраты СОЛИ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ

 

Фамилия Имя Отчество

Анжелла Рубеновна Таракова

Предмет, класс

химия, 9 класс

Тема урока

Нитраты – соли азотной кислоты

Цель урока (одна, начинается с существительного)

развитие личности школьника, способного влиять на собственную образовательную траекторию через расширение знаний и обретение практических навыков по предмету, ценностное отношение к своему здоровью

Задачи урока

-определить роль и значение солей азотной кислоты – нитратов в природных явлениях и жизнедеятельности человека; научиться определять примерное содержание нитратов в растительных объектах, фиксировать полученные результаты.

-совершенствовать умение учащихся анализировать изучаемый материал, аргументировать, составлять, находить независимые решения, устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи, пропагандировать экологические знания.

-развивать интерес к предмету, формировать убежденность вести здоровый образ жизни и внимательно относиться к собственному здоровью

Используемые:

 

-интерактивные формы

урок-исследование, практическая работа

-интерактивные методы

работа в парах, эвристическая беседа

-интерактивные приёмы

приемы технологии развития критического мышления (автор И.О.Загашев)

Планируемые результаты:

 

-личностные                       

- в ценностно-ориентационной сфере – целеустремленность, отношение к труду; воспитание культуры общения при работе в группе, взаимопомощи, умения слушать и аргументировать;

-в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной – умение управлять своей познавательной деятельностью.

-метапредметные

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация;

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

-использование различных источников для получения химической информации

-предметные

-в познавательной сфере - знать определение, общую формулу и нитратов; уметь классифицировать, называть и составлять формулы по названию соли.

-в ценностно-ориентационной сфере – анализировать последствия для окружающей среды применения данных веществ

Оборудование
(при необходимости)

компьютер, мультимедийное учебное пособие нового образца 9 класс, на столе учителя набор предметов, на столах учеников: интерактивные таблицы (З-ХУ-У), технологические карты, тесты, образцы нитратов

 

Содержание урока:

 

Этапы
урока/занятия

Деятельность учителя/воспитателя

Деятельность обучающихся/
воспитанников

1. Этап «Вызов» (актуализация субъективного опыта)

- в тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками:

 

Что знаем

Что узнаем

Что хотим узнать

 

 

 

- в левой колонке запишите все, что знаете о познавательном объекте

- обменяйтесь своими мнениями в паре

- давайте обсудим, что у вас получилось

- вспоминают все, что связано с рассматриваемым объектом

- рисуют таблицу

 

 

 

 

- записывают в левую колонку все, что вспомнили о познавательном объекте

- обмениваются мнениями

- каждый по очереди информирует класс о том, что он знает

2. Этап «Осмысление»

(ассоциации со словом «нитрат»)

- предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям

- на доске оформляется структурно-логическая схема

Например:

- твердые вещества

- соли

- селитра

- удобрение

- хорошо растворимые в воде

- сложные вещества

- нитрат – ион NO3

- общие свойства (реакция обмена)

- специфические свойства

- электролиты

- получение

- ядовитые

- предлагает основания для классификации сведений

 

 

- записывает структурно-логическую схему

На какие блоки вы бы разделили информацию?

 

Применение

 

Получение

 

Нитраты

 

Свойства

 

Состав Строение

 

3. Этап «чтение с пометками»

- предлагает каждому ученику текст.

Задание: читаем и делаем карандашом пометки в тексте (не более 10) то, что для меня это новое, или хочу знать, может сомневаюсь

- продолжить работу с таблицей индивидуально

- обсуждаем данные

- заполняем вместе «Узнал новое»

- колонку «Хочу узнать» заполняем на доске

- дает установку на домашнее задание (к следующему уроку

необходимо ответить на

вопросы, если возникнут

затруднение, попробуем

разобраться вместе)

Например:

- как попадают нитраты в организм человека?

- какое воздействие они оказывают на организм?

- как можно уменьшить содержание нитратов в овощах и фруктах?

-где накапливают нитраты в растениях?

- получают распечатку текста

- читают и делают пометки

- самостоятельно в тетради заполняют таблицу в соответствии со сделанными

пометками.

- участвуют в обсуждении

- отвечают на вопросы учителя, предлагают свои

варианты

- возникают задания (выбирают вопросы) из колонки «Хочу узнать»

- почему в начале XIX-веке

не было случаев отравления

нитратами?

- создание удобрений нового

поколения

- что может спровоцировать

накопление нитратов

- оказание помощи при отравлении

- технология по замене

нитратов в мясных изделиях на другие соединения?

4. Этап «Рефлексия»

- предлагает каждому ученику текст лабораторной работы

По специальной методике

определить содержание нитратов в растительном объекте

По итогам заполняют таблицу:

Раститель

ный материал

Отсутст

вие нитратов

Неболь

шое кол-во

Большое кол-во

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

Вывод: нитраты – отсутствуют, так как растительный сок изменяет цвет

-получают распечатку текста

и самостоятельно определяют

нитраты в растительных объектах

- записывают результаты, делают выводы по изменению цвета растительного сока исследуемого объекта

- участвуют в обсуждении результатов и подводят итоги

 

5. Этап «Итоги»

Экологически полезные советы:

1) Вносить аз.удобрение в

комплексе с другими

2) Не вносить аз.удобрение в

конце лета

3) Собирать зел.урожай вечером, процесс фотосинтеза замедляется и нитраты восстанавливаются в аминотгр.

4) Не хранить и не консервировать повреждённые

плоды

5) Весенние тепличные овощи,

употреблять только с луком

(богат витамином С) – антиокислитель

6) Сомневаетесь - вымачивайте (50% уменьшает содержание)

7) В небольшом количестве

нитратные добавки поступают в организм с колбасными изделиями и копченостями.

8) Не курить! Табачный дым

содержит аммиак, оксиды азота,

нитросоединение, под воздействием микроорганизмов

рот. полости и кишечника,

нитраты превращаются в

нитриты, которые реагируют с

табачным дымом, лекарствами с образованием сильнейших

канцерогенов-нитрозоалинов

9) Таблетки:

- анальгин

- амидопирин

- тетрациклин

- пирамидон

содержат нитросоединения, при

употреблении обязательно

добавлять витамин С

Выражают собственное отношение к уроку

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Нитраты

Полезно знать

 

Лет пятнадцать назад по некоторым странам Запада - США, Франции, ФРГ и другим —прокатилась волна загадочных отравлений. Заболевали в основном дети. Они задыхались, теряли сознание. Было много смертных случаев. Оказывается, дело было в обыкновенной питьевой воде — водопроводной или колодезной. В ней обнаружили повышенное содержание нитратов, то есть солей азотной кислоты. Они попали в грунтовые воды, просачиваясь с дождями или поливной водой сквозь слой почвы с внесёнными в неё удобрениями.

Любой огородник знает, как стремительно идут в рост растения после подкормки их азотными удобрениями — мочевиной, аммиачной селитрой, безводным аммиаком. Из всех видов удобрений азотные самые важные — ведь азот идёт на строительство молекул белка. Если его мало, растения становятся бледными, анемичными, синтез хлорофилла в них замедляется или прекращается вовсе. Агрономы ставят диагноз: хлороз.

Ещё в конце прошлого века немецкие ученые – агрохимики обнаружили, что если растениям дать слишком много азота, они откладывают его про запас. Кукуруза, овёс, пшеница — в стеблях, капуста — в кочерыжке, салат и шпинат — в листьях. Для нас этот запас оборачивается бедой, да ещё какой.

Дело в том, что, попадая с водой или пищей в организм человека, нитраты и нитриты (соли азотистой кислоты) вступают во взаимодействие с гемоглобином крови. Двухвалентное железо входящее в состав гемоглобина, они переводят в трехвалентное.

В результате эритроциты, то есть красные кровяные тельца, теряют способность доставлять всем органам и клеткам тела кислород. Особенно чувствителен к нитратам и нитритам детский организм. Вот почему задыхались дети во время так называемых « нитратных катастроф». В желудочно-кишечном тракте они превращаются в соли азотистой кислоты — нитриты, которые отравляют организм. При этом снижается работоспособность человека, возникает головокружение и даже потеря сознания, в крови увеличивается содержание молочной кислоты, холестерина, лейкоцитов, снижается количество белков. Еще не так давно химизация сельского хозяйства казалась нам панацеей от всех зол, волшебным ключиком для решения всех проблем. В 60-70-е годы были построены заводы, создана мощная промышленность минеральных удобрений. Уже в 1975 году у нас производилось минеральных удобрений 87 кг на душу населения — гораздо больше, чем в США, ФРГ, Великобритании, Японии. Но вот этот мощный удобрительный вал накатился на наши поля, огороды и теплицы, и — невеселый результат. По данным эстонских ученых, за последние пять лет содержание нитратов в огурцах и свекле увеличилось в два раза, в капусте — в пять, а в картофеле — в десять! Многие специалисты даже рекомендуют теперь картофель перед употреблением вымачивать в воде.

Содержание нитратов в продуктах, получаемых в теплицах, в десятки раз выше, чем при выращивании в открытом грунте, и может достигать колоссальных величин — до десяти граммов на килограмм. А предельно допустимая величина поступления нитратов в организм человека, установленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), - 220 миллиграммов в сутки. Неудивительно, что многие с опаской поглядывают на сельдерей, шпинат, укроп, салат, редис — ведь они накапливают нитратов особенно много. Кроме зеленых культур, к чемпионам по накапливанию нитратов относятся брюква и свекла.

Сейчас уже известно, что накопление нитратов в растениях зависит и от сорта, и от погодных условий, и даже от времени суток. По-разному нитраты накапливаются в разных частях растений — в капусте, например, их больше всего в кочерыжке, так что лучше её не есть. У огурцов рекомендуется срезать кожицу.

Тщательное промывание овощей уменьшает содержание в них нитратов на 10%, механическая очистка дает снижение еще на 15-20%. Варка овощей, особенно очищенных и порезанных, снижает содержание нитратов на 50 и даже 80%. Для уменьшения содержания этих веществ в зелени её рекомендуется перед употреблением вымачивать в холодной воде в течение 1-1,5 ч, что снижает количество нитратов на 20-30%. Уменьшает их содержание в овощах и квашение, соление, маринование. А вот сушка, приготовление соков, торе, наоборот, повышают.

Надо знать также, что наибольшее содержание нитратов в   белокочанной капусте - в наружных листьях, в свекле, редисе, редьке, в моркови — в корнях и наружных слоях корнеплодов (в моркови много нитратов и в сердцевине).


Обнаружение нитратов в растениях

(лабораторная работа)

 

 

Задача.          

Используя специальную методику, определить примерное содержание нитратов в листьях капусты белокочанной, в корнеплодах моркови, в клубне картофеля, в яблоке, в тыкве; зафиксировать полученные результаты и сделать вывод.

 

 

Материал и оборудование.

Раствор дифениламина в серной кислоте (0,1 г дифениламина растворяют в 10 мл крепкой серной кислоты), который хранят в тёмной склянке; пипетки; ступка с пестиком; предметное стекло; стеклянная палочка; растительные объекты, в которых будут определяться нитраты.

 

 

Методика обнаружения нитратов в растительных объектах.

Кусочек растительного объекта растирают пестиком в ступке. Каплю полученного растительного сока помещают на предметное стекло и добавляют в нее несколько капель дифениламина. По изменению окраски судят о содержании нитратов (дифениламин в присутствии иона дает синюю анилиновую окраску). Количество нитратов оценивают по следующей градации: при отсутствии нитратов растительный сок не изменяет цвет; при небольшом количестве нитратов капля растительного сока приобретает светло-голубую окраску; при большом количестве нитратов появляется темно-синяя окраска.

 

 

Вывод:

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР