Конспект урока по теме «Нитраты – соли азотной кислоты» для 9-го класса. |
Содержание - Естественные науки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таракова Анжелла Рубеновна, учитель химии, МОУ "СОШ №5" г. Саянск, Иркутской области.
Дата публикации: 15.03.2018
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ «НИТРАТЫ - СОЛИ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ» (с использованием технологии развития критического мышления И.О.Загашева)
Содержание урока:
ПРИЛОЖЕНИЕ Нитраты Полезно знать
Лет пятнадцать назад по некоторым странам Запада - США, Франции, ФРГ и другим —прокатилась волна загадочных отравлений. Заболевали в основном дети. Они задыхались, теряли сознание. Было много смертных случаев. Оказывается, дело было в обыкновенной питьевой воде — водопроводной или колодезной. В ней обнаружили повышенное содержание нитратов, то есть солей азотной кислоты. Они попали в грунтовые воды, просачиваясь с дождями или поливной водой сквозь слой почвы с внесёнными в неё удобрениями. Любой огородник знает, как стремительно идут в рост растения после подкормки их азотными удобрениями — мочевиной, аммиачной селитрой, безводным аммиаком. Из всех видов удобрений азотные самые важные — ведь азот идёт на строительство молекул белка. Если его мало, растения становятся бледными, анемичными, синтез хлорофилла в них замедляется или прекращается вовсе. Агрономы ставят диагноз: хлороз. Ещё в конце прошлого века немецкие ученые – агрохимики обнаружили, что если растениям дать слишком много азота, они откладывают его про запас. Кукуруза, овёс, пшеница — в стеблях, капуста — в кочерыжке, салат и шпинат — в листьях. Для нас этот запас оборачивается бедой, да ещё какой. Дело в том, что, попадая с водой или пищей в организм человека, нитраты и нитриты (соли азотистой кислоты) вступают во взаимодействие с гемоглобином крови. Двухвалентное железо входящее в состав гемоглобина, они переводят в трехвалентное. В результате эритроциты, то есть красные кровяные тельца, теряют способность доставлять всем органам и клеткам тела кислород. Особенно чувствителен к нитратам и нитритам детский организм. Вот почему задыхались дети во время так называемых « нитратных катастроф». В желудочно-кишечном тракте они превращаются в соли азотистой кислоты — нитриты, которые отравляют организм. При этом снижается работоспособность человека, возникает головокружение и даже потеря сознания, в крови увеличивается содержание молочной кислоты, холестерина, лейкоцитов, снижается количество белков. Еще не так давно химизация сельского хозяйства казалась нам панацеей от всех зол, волшебным ключиком для решения всех проблем. В 60-70-е годы были построены заводы, создана мощная промышленность минеральных удобрений. Уже в 1975 году у нас производилось минеральных удобрений 87 кг на душу населения — гораздо больше, чем в США, ФРГ, Великобритании, Японии. Но вот этот мощный удобрительный вал накатился на наши поля, огороды и теплицы, и — невеселый результат. По данным эстонских ученых, за последние пять лет содержание нитратов в огурцах и свекле увеличилось в два раза, в капусте — в пять, а в картофеле — в десять! Многие специалисты даже рекомендуют теперь картофель перед употреблением вымачивать в воде. Содержание нитратов в продуктах, получаемых в теплицах, в десятки раз выше, чем при выращивании в открытом грунте, и может достигать колоссальных величин — до десяти граммов на килограмм. А предельно допустимая величина поступления нитратов в организм человека, установленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), - 220 миллиграммов в сутки. Неудивительно, что многие с опаской поглядывают на сельдерей, шпинат, укроп, салат, редис — ведь они накапливают нитратов особенно много. Кроме зеленых культур, к чемпионам по накапливанию нитратов относятся брюква и свекла. Сейчас уже известно, что накопление нитратов в растениях зависит и от сорта, и от погодных условий, и даже от времени суток. По-разному нитраты накапливаются в разных частях растений — в капусте, например, их больше всего в кочерыжке, так что лучше её не есть. У огурцов рекомендуется срезать кожицу. Тщательное промывание овощей уменьшает содержание в них нитратов на 10%, механическая очистка дает снижение еще на 15-20%. Варка овощей, особенно очищенных и порезанных, снижает содержание нитратов на 50 и даже 80%. Для уменьшения содержания этих веществ в зелени её рекомендуется перед употреблением вымачивать в холодной воде в течение 1-1,5 ч, что снижает количество нитратов на 20-30%. Уменьшает их содержание в овощах и квашение, соление, маринование. А вот сушка, приготовление соков, торе, наоборот, повышают. Надо знать также, что наибольшее содержание нитратов в белокочанной капусте - в наружных листьях, в свекле, редисе, редьке, в моркови — в корнях и наружных слоях корнеплодов (в моркови много нитратов и в сердцевине).
Обнаружение нитратов в растениях (лабораторная работа)
Задача. Используя специальную методику, определить примерное содержание нитратов в листьях капусты белокочанной, в корнеплодах моркови, в клубне картофеля, в яблоке, в тыкве; зафиксировать полученные результаты и сделать вывод.
Материал и оборудование. Раствор дифениламина в серной кислоте (0,1 г дифениламина растворяют в 10 мл крепкой серной кислоты), который хранят в тёмной склянке; пипетки; ступка с пестиком; предметное стекло; стеклянная палочка; растительные объекты, в которых будут определяться нитраты.
Методика обнаружения нитратов в растительных объектах. Кусочек растительного объекта растирают пестиком в ступке. Каплю полученного растительного сока помещают на предметное стекло и добавляют в нее несколько капель дифениламина. По изменению окраски судят о содержании нитратов (дифениламин в присутствии иона дает синюю анилиновую окраску). Количество нитратов оценивают по следующей градации: при отсутствии нитратов растительный сок не изменяет цвет; при небольшом количестве нитратов капля растительного сока приобретает светло-голубую окраску; при большом количестве нитратов появляется темно-синяя окраска.
Вывод:
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».