Методическая разработка урока по химии на тему «Обобщение знаний по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства». |
Содержание - Естественные науки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мамедеминова Диана Серверовна, преподаватель химии, ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» г. Керчь, Республика Крым. Дата публикации: 21.03.2018 Содержание методической разработки
1.Введение (характеристикатемы). 2.Мотивациятемы. 3.Ходурока. 4.Ожидаемыерезультаты. 5.Приложения. 6.Литература.
1.Введение Содержание темы базируется на знаниях, полученных учащимися на предыдущих уроках неорганической химии. На изучение темы «Классификация неорганических соединений и их свойства» отводится в рабочей программе 12 часов, в том числе на тему«Обобщение знаний по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства» - 1 час. Изучение этой темы позволит сформировать у обучающихся ключевые компетентности, необходимые для социализации, творческой самореализации личности, понимания естественнонаучной картины мира на основе усвоения материала о неорганических веществах, их разновидностях, покажет позитивную роль химии в жизни современного общества и обеспечении потребностей человека, выработает экологический стиль мышления и поведения и воспитание гражданина демократического общества. Эта тема позволит обучающимся осознать и усвоить знания в такой логической последовательности: состав, классификацию, номенклатуру, способы получения, физические и химические свойства и применение основных классов неорганических веществ. Целиданнойметодическойразработки:
2.Мотивация темы
Изучение темы «Классификация неорганических соединений и их свойства» включает в себя такой учебный материал, знать который необходимо подробно и глубоко, так как эти вещества основа природы, основа всех оболочек планеты Земля, без которых не смогут существовать живые организмы и человек как часть ее. Многие из сложных неорганических соединений широко применяются в жизни человека – в медицине, в строительстве, сельском хозяйстве, в пищевой промышленности. Поэтомунеобходимо знать о них, знать, как обращаться с ними, так как эта информация может пригодиться в жизни практически, кому то придется столкнуться с ними в повседневной жизни, в работе. Эта тема поможет расширить кругозор об удивительном многообразном мире химических веществ и вообще сделает учащихся более эрудированными, образованными.
Материально-методическое оснащение урока: Техническое обеспечение:интерактивный комплект – ноутбук, интерактивная доска, проектор. Оборудование для экспериментов: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, штатив с пробирками, металлическая пластинка, спички. Реактивы: растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина, кристаллический бихромат аммония, этиловый спирт. Дидактический материал – раздаточный материал: текстовый материал для каждой группы, видеослайды презентации, таблицы.
Методы обучения, используемые на уроке: - словесные - наглядные - практические - информационно-поисковый - исследовательский.
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства» Цели урока: Методическая:формирование компетенций учащихся на уроках химии путем инновационного подхода. Образовательные: - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об основных классах неорганических соединений; - используя знания учащихся о химических свойствах основных классов неорганических соединений: оксидов, гидроксидов, кислот, солей, установить генетическую связь между ними; - подготовиться к контрольной работе; - закрепить знания учащихся об основных правилах техники безопасности при работе с кислотами, щелочами, незнакомыми веществами, а также при выполнении лабораторных опытов.
Развивающие: - развивать аналитическое логическое мышление, умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученных новых данных; - дать возможность учащимся самостоятельно выдвигать личные предположения и находить правильный ответ на возникшие вопросы; - развивать практические умения и навыки учащихся; - развивать способности к осмысленному чтению и умению делать выводы на основе работы с учебной и дополнительной литературой; - умение выделять наиболее важные сведения в изучаемом материале; - развивать коммуникативные способности учащихся; - развивать навыки работы с ИКТ. Воспитательные: - способствовать формированию сознания у учащихся активной гражданской позиции в потребности ведения здорового образа жизни; - воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи; - способствовать формированию толерантного поведения в коллективе; - формировать основы научного мировоззрения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием инновационных педагогических технологий и методов обучения.
В течение урока были использованы следующие методы обучения: 1) информационно-рецептивный (рассказ, беседа). 2) практический (выполнение химического опыта). 3) демонстрация 4) использование технических средств
Формы работы: работа в группах, эксперимент - лабораторный опыт, работа с текстом. Элементы инновационных технологий, применяемых на уроке: Компьютерные технологии (презентация), работа в группах, тесты, кубик Блума, составление кластеров.
Интеграция:география, биология, литература.
3.Ход урока I. Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. Приветствие обучающихся. Деление обучающихся на 4 группы: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли». Эпиграф урока: «Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области» (М. Горький).
II. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности обучающихся На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Классификация неорганических чоединений и их свойства», то есть совершили путешествие в страну неорганических веществ, многообразие которых не перестает удивлять, эти вещества основа природы, основа всех оболочек планеты Земля, без которых не смогут существовать живые организмы и человек как часть ее. Например, в воздухе (углекислый газ, вода), в водоемах (вода, соли, оксиды), минералы, горные породы земной коры.Многие из сложных неорганических соединений широко применяются в жизни человека – в медицине, в строительстве, сельском хозяйстве, в пищевой промышленности. Давайте вспомним, какие это вещества, и какие основные вопросы о них мы изучили. (Ответ: состав, классификацию, номенклатуру, свойства, получение, применение). Сегодня на уроке нам необходимо обобщить, закрепить, систематизировать полученные знания. III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 1.Каждая группа представляет себя: согласно своему названию формулируют определение оксидов, кислот, оснований и солей. 2.Проверка домашнего задания. Было дано выполнить 4 задания на соответствие – проверка усвоения темы химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Представитель группы говорит ответ и дает пояснения. Группа № 1 «Оксиды» Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми вещество может взаимодействовать
Группа № 2 «Основания» Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми вещество может взаимодействовать
Группа № 3 «Кислоты» Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми вещество может взаимодействовать
Группа № 4 «Соли» Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми вещество может взаимодействовать
3.Начнем мы с путешествия в сказочную страну, но чтобы попасть туда, необходимо пройти препятствие - выполнить 4 задания. Каждая группа выполнит по одному заданию, и мы попадем в сказку. Задание обучающиеся выполняют в группах, а затем выходят отвечать к доске. Группа № 1. Задание № 1. «Крестики-нолики». Выигрышный путь – формулы солей. Дайте названия солям.
Группа № 2. Задание № 2. «Крестики-нолики». Выигрышный путь – формулы кислот. Дайте названия кислотам.
Группа № 3. Задание № 3 Игра «Белая ворона». В каждой строчке найти формулу вещества, которая принадлежит другому классу веществ, и назвать его.
Группа № 4. Задание № 4 Игра «Белая ворона».В каждой строчке найти формулу вещества, которая принадлежит другому классу веществ, и назвать его.
4.Препятствие пройдено, мы оказываемся в сказке. «Дружили соляная кислота и Щелочь – Гидроксид натрия. Однажды соляная кислота пригласила в гости подругу. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят о помощи. - Давай поможем им, - сказала кислота и задумалась. – А как? - Я знаю, как им помочь! - воскликнула щелочь. – Объединим мою ОН – группу и твой водород Н. - С удовольствием,- согласилась кислота. Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек». Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции. Если справитесь с заданием, то чудеса не закончатся, мы станем свидетелями извержения вулкана. Ребята обсуждают в группах. Тот, кто узнает ответ первым, выходит к доске, показывает эксперимент, объясняет происходящие явления в пробирке и записывает уравнения химических реакций на доске. Лабораторный опыт. Для выполнения лабораторного опыта выданы растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, а также фенолфталеин. Перед выполнением опыта обязательно нужно повторить технику безопасности. HCl + NaOH = NaCl +H2Oреакция нейтрализации, ионного обмена H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + OH- + H2O H++ OH-=H2O Лабораторный опыт «Вулканчик».В фарфоровой ступке разотрите 50 г оранжево-красных кристаллов бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Порошок насыпьте горкой на большой лист металла или асбестового картона. На вершине "вулкана" сделайте углубление - "кратер" и налейте туда 1-2 мл спирта. Спирт поджигают, в помещении гасят свет. Начинается активное разложение бихромата аммония. При этом появляется сноп ярких искр и образуется серовато-зеленый Cr2O3 "вулканический пепел". Объем оксида хрома во много раз превышает объем исходного бихромата аммония. Опыт очень напоминает извержение настоящего вулкана, особенно на заключительной стадии, когда снопы красных искр прорываются из глубины пушистого Cr2O3. Обсуждение опыта и уравнения химической реакции (разложение соли). IV. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для выполнения практических заданий. Дидактическая игра «Кубик Блума».(приложение №1) Методика использования Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Учитель (ученик) бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. 1.Назови: 1.На какие группы делятся оксиды? 2.На какие группы делятся основания? 3.На какие группы делятся кислоты? 4.На какие группы делятся соли? 5.Условия протекания до конца реакций ионного обмена 6.Что такое электролиты? 7.Различия между видами оксидов? 8.Различия меду щелочами и нерастворимыми основаниями 9.Что такое амфотерные оксиды и гидроксиды, приведи примеры? 10.Назови общие химические свойства солей 11.Назови общие химические свойства оснований, в чем причина? 12.Назови общие химические свойства кислот, в чем причина? 13.Назови общие химические свойства оксидов 14.Назови неорганические вещества, применяемые в повседневной жизни, быту. Каковы их формулы?
2.Почему: 1.Все кислоты одинаково меняют цвет индикаторов? 2.Все основания одинаково меняют цвет индикаторов? 3.Кислоты и щелочи называют едкими веществами? 4.Растворы кислот, щелочей и солей являются электролитами? 5.Не существует в свободном виде угольной кислоты? 6.Почему необходимо соблюдать меры предосторожности при работе с гашеной известью? 7.Металлы все по-разному взаимодействуют с кислотами? От чего это зависит? 8.Медь не реагирует с соляной кислотой, а магний – реагирует? 3.Объясни: 1.Как можно опытным путем определить соляную кислоту? 2.Как можно опытным путем определить фосфорную кислоту? 3.Как можно опытным путем определить азотную кислоту? 4.Как можно опытным путем определить щелочь - гидроксид натрия? 5.Как можно опытным путем определить щелочь - гидроксид калия? 6.Благодаря какому иону все кислоты проявляют общие химические свойства, например, меняют цвет индикаторов? 7.Благодаря какому иону все щелочи проявляют общие химические свойства, например, меняют цвет индикаторов? 8.причину электропроводности растворов кислот, щелочей и солей? 4.Предложи 1.В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Предложи способ, как их отличить. 2.Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться в жаркую сухую погоду или в дождливую, влажную? 3.способы получения оксида углерода (IV). 4.способы получения оксида гашеной извести из известняка. 5.способы получения оксида меди (II). 6.способы получения гидроксида натрия. 7.способы получения серной кислоты. 8.способы получения оксида углерода (IV). 5.Придумай 1.что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. 2.Ассоциации к слову поваренная соль – хлорид натрия. 3.Ассоциации к слову песок (оксид кремния (IV)). 4.Что будет, если на Земле исчезнет весь углекислый газ в воздухе. 5.Ассоциации к слову известняк (карбонат кальция). 6.Поделись 1.что ты чувствуешь, когда видишь
V. Повторение и анализ основных фактов, явлений. Составление кластеров на тему «Области применения неорганических веществ». Каждая группа в соответствии со своим названием составляет свой кластер. Для этого им выдан текстовый материал, который они должны изучить и составить в группе кластер. После этого каждая группа выходит к доске и представляет свою работу.
Применение оксидов Один из наиболее широко использующихся оксидов — вода H2O, о применении которой в быту, технике и промышленности вы уже знаете. Разнообразное применение находят и некоторые другие оксиды. Так, например, из оксида железа(III) Fe2O3, входящего в состав железных руд, в промышленности получают железо, а из оксида алюминия Al2O3 — алюминий. Оксид алюминия применяют также для изготовления искусственных драгоценных камней — рубина и сапфира. Мелкие кристаллы этого оксида применяются также в производстве наждачной бумаги. Оксид углерода(IV) (углекислый газ) используют в пищевой промышленности для изготовления всех газированных напитков, для увеличения срока сохранности фруктов и овощей. Этим веществом наполняют углекислотные огнетушители. Твердый оксид углерода(IV) под названием «сухой лед» применяют для хранения мороженого, для сильного охлаждения различных материалов. Достаточно широко используется и оксид серы(IV) SO2 (сернистый газ). Он находит применение в производстве серной кислоты, для дезинфекции складских помещений, уничтожения вредных насекомых и бактерий, отбеливания бумаги. Оксид кремния(IV) SiO2 в виде кварцевого песка используется в производстве стекла и бетона. Применяют соединения оксида кремния в ювелирном деле, изготовлении химической посуды, кварцевых ламп.Вместе с оксидом свинца(II) PbO он применяется для изготовления полудрагоценных камней и украшений («кристаллы Сваровски»). Оксид кальция СaO под названием «негашеная известь» применяют при изготовлении различных строительных материалов. Оксиды некоторых других металлов находят применение в производстве красок. Так, например, Fe2O3 используют для изготовления краски коричневого, Сr2O3 — зеленого, ZnO и TiO2 — белого цветов.
Применение оснований Основания используют в промышленности, в лабораториях и в быту. Из всех оснований наибольшее применение находят щёлочи. Гидроксид кальцияCa(OH)2 Техническое название гидроксида кальция — гашёная известь, или пушонка. Взвесь (суспензия) гидроксида кальция в воде называют известковым молоком, а прозрачный раствор этого вещества носит название известковой воды. Гашёную известь с древних времён использовали в строительстве для приготовления скрепляющей смеси — известкового раствора. При смешивании гашёной извести, песка и воды образуется медленно застывающая масса, которую в настоящее время (с некоторыми добавками) используют для оштукатуривания стен. При застывании известкового раствора гидроксид кальция (щёлочь) взаимодействует с углекислым газом (кислотным оксидом), содержащимся в воздухе, в результате чего образуется твёрдая масса (искусственный камень): Ca(OH)2+CO2→CaCO3↓+H2O. Известковое молоко применяют в производстве сахара, а также в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений.
Гидроксид натрия NaOH Другие названия этого вещества: едкий натр, каустическая сода. Гидроксид натрия используют как во многих отраслях промышленности, так и для бытовых нужд. Каустик используют при производстве целлюлозы, моющих средств (мыла, шампуней и других). В быту гидроксид натрия используют в качестве основы некоторых средств для ликвидации засоров канализационных труб.
Гидроксид калия KOH Тривиальное название вещества — едкое кали. Гидроксид калия используют в производстве моющих средств как сырьё для получения различных соединений калия, а также в качестве электролита в гальванических элементах (марганцо-цинковых «батарейках») и никель-кадмиевых аккумуляторах.
Гидроксид магнияMg(OH)2 Гидроксид магния используется как компонент зубных паст, в медицине — как лекарственное средство для уменьшения кислотности желудочного сока и как слабительное, в промышленности — в качестве наполнителя при производстве пластмасс, а также как сырьё для получения оксида магния.
Применение кислот
Азотная кислотаHNO3 широко используется для производства удобрений, красителей, лаков, пластмасс, лекарственных и взрывчатых веществ, а также химических волокон. Серная кислота Н2SО4 расходуется в больших количествах для производства минеральных удобрений, красителей, химических волокон, пластмасс, лекарственных веществ. Используется для извлечения металлов из руд; заполнения кислотных аккумуляторов. Находит применение в нефтяной промышленности для очистки нефтепродуктов. Фосфорная кислота H3PO4используется в составах для обезжиривания металлических поверхностей перед нанесением защитных покрытий, входит в состав композиций для преобразования ржавчины перед покраской, применяется для защиты от коррозии трубопроводов, прокачивающих морскую воду. Соляная кислотаHCl широко применяется в нефтяной промышленности для обработки призабойных зон скважин с целью увеличения нефтеотдачи пластов, используется в составах травильных растворов для удаления ржавчины и отложений в трубопроводах и скважинах, а также как отвердитель фенол-формальдегидных смол. Применение солей Применение солей в промышленности В промышленности соли используют в качестве сырья для получения различных веществ. Хлорид натрия NaCl — для получения гидроксида натрия NaOH, хлора Cl2, пищевой соды NaHCO3. Применение солей в сельском хозяйстве В сельском хозяйстве соли используют для улучшения качества почвы и для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Карбонат кальция CaCO3 вносят в почву для регулирования её кислотности.
В качестве калийных удобрений используют хлорид калия KCl, сульфат калия K2SO4, нитрат калия KNO3. На приусадебных участках в качестве калийного удобрения часто используют золу, которая содержит до 10 % карбоната калия (поташа) K2CO3. Соли меди, цинка, марганца, железа, кобальта используют для подкормки растений в качестве микроудобрений. Применение солей в строительстве
Из известняка CaCO3, доломита CaCO3⋅MgCO3 изготавливают щебёнку,которую используют в строительстве и при ремонте дорог.
Применение солей в медицине Со времён ятрохимии (XVI–XVII в.) соли широко используются для лечения различного рода заболеваний, а также как вспомогательные средства. Жжёный гипс CaSO4⋅0,5H2O применяют для изготовления фиксирующих повязок при переломах. Хлорид натрия NaCl используют для приготовления физиологического раствора. Раствор перманганата калия KMnO4 используется для дезинфекции. Нитрат серебра AgNO3 используется как дезинфицирующее и прижигающее средство. Соли магния применяют в качестве слабительного. В регионах, где ощущается дефицит фтора, для укрепления зубной эмали рекомендуется использовать зубные пасты (или растворы для полоскания), содержащие фторид натрия NaF. Соли алюминия, например, гидроксохлорид AlOHCl2, используются в дезодорантах.
Соли в средствах повышения безопасности В зимний период для борьбы с обледенением дорог и тротуаров используют хлорид натрия NaCl, хлорид кальция CaCl2, ацетат кальция (CH3COO)2Ca. В порошковых огнетушителях основу смеси, используемой для борьбы с огнём, составляют такие соли, как гидрофосфат (NH4)2HPO4 и дигидрофосфат аммония NH4H2PO4, карбонат Na2CO3 и гидрокарбонат натрия NaHCO3.
Солями являются многие драгоценные и поделочные камни. Например, жемчуг, основная составная часть которого — карбонат кальция CaCO3, изумруд 3BeSiO3⋅Al2(SiO3)3, малахит(CuOH)2CO3.
VI. Подведение итогов урока. Выставление отметок. VII. Домашнее задание. Повторить основные понятия темы. Подготовиться к контрольной работе. VIII.Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
5. Планируемые результаты
Обучающиеся научатся: - определять принадлежность веществ к различным классам соединений; - составлять формулы веществ; - называть вещества различных классов по международной номенклатуре; - писать уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства различных классов соединений; - составлять и решать цепочки превращений на генетическую связь между классами неорганических соединений; - проводить простейший химический эксперимент.
Обучающиеся получат возможность научиться: - составлять презентации на выбранную тему и представлять её перед классом; - прогнозировать и сравнивать физические и химические свойства различных классов неорганических соединений; - давать оценку своим действиям и своих товарищей.
6. Приложения Приложение № 1 Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Длячеготебеможетпонадобитьсязнаниеправил …?
Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к слову. Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь, видишь …? Или Почему ты выбрал именно эту тему?
7. При разработке урока использованы ресурсы: 1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Учебник «Химия 11 класс. Профильный уровень», Дрофа – 2011. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».