Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7500243
Сценарий урока географии в 5 классе по теме «Горы».
Содержание - Естественные науки

Синицина Инна Робертовна, учитель географии, МОУ «Милославская школа», р.п. Милославское, Рязанской области. 
Данная разработка предназначена для учителей географии при подготовке и проведении уроков в 5-м классе. Разработка урока позволяет поддерживать учебную мотивацию на протяжении всего урока, и способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении.


Дата публикации: 07.06.2018


Урок географии в 5 классе по теме «Горы»

УМК: атлас 5 класс, учебник: География 5-6 классы. А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. под ред. А. И. Алексеева

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока   Для учителя:

  • Образовательные:

- организовать учебную деятельность, направленную на освоение понятий «горы», «горный хребет», «горная страна», умения выделять существенный признак гор – высоту;

- организовать процесс, направленный на развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, о процессе формирования гор;

- организовать процесс, направленный на развитие умения составлять классификацию;

- организовать процесс, направленный на развитие умения читать карту;

  • Развивающие:

- организовать процесс, направленный на развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения;

- организовать процесс, направленный на развитие умения самостоятельно планировать пути  достижения целей;

- организовать процесс, направленный на развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- организовать процесс, направленный на развитие умения  определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи,

- организовать процесс, направленный на развитие уменияорганизовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  • Воспитательные:

- создать условия для формирования ответственного отношения к учению;

- создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

- создать условия для формирования ценности безопасного образа жизни.

На данном уроке применяются освоенные учащимися регулятивные УУД – целеполагание, планирование, и в то же время на предметной области география будут организованы действия по приобретению и применению познавательных УУД – создавать схемы для решения задач.

Для учащихся:

- освоить знания определений рельеф, горы, горный хребет, горная страна, назвать виды гор по высоте;

- понять и объяснять причинно-следственные связи между движением вещества мантии и горами (объяснить процесс формирования гор);

- сформировать умения показывать по карте крупные горные системы мира.

Оборудование: атлас 5 класс, учебник: География 5-6 классы. А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. под ред. А. И. Алексеева,

презентация «Рельеф Земли. Горы»,

презентация «Рельеф Земли. Горы»,фрагмент видеофильма «История планеты Земля»,

компьютер, проектор, фото В. Высоцкого,

аудиозапись песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образов.

ресурс

УУД

Время

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Надеюсь, мы сегодня хорошо поработаем и добьемся успехов.

- Какую тему вы изучили на прошлом уроке?

 

- Дайте определение равнины.

 

 

 

- Над чем вы работали дома?

 

 

 

 

 

- Я предлагаю вам фото равнин, а вы покажите их на карте.

(Восточно-Европейская, Западно –Сибирская)

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рельеф Земли. Равнины.

 

 

Формулируют определение равнины.

 

 

- Находили и показывали крупные равнины по карте.

 

 

По фото определяют название равнины, показывают положение равнины на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1, 2 (фото равнин)

пользуются правилами поведения,общими для всех людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют информацию

 

 

2 мин.

Мотивация

- Вы знаете , что был такой поэт, певец, актер Владимир Высоцкий?

(фото Высоцкого).

 

- Послушайте его песню.

(аудиозапись песни «Лучше гор могут быть только горы»).

 

- Как вы думаете, какую тему вы будите сегодня изучать?

- Записывает тему на доске.

 

 

 

 

- А вы бывали в горах?

- Поднимите руки, кто был в горах.

- А где вы любите отдыхать?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте изучим тему, и вы посмотрите, а может отдых в горах ничем не хуже того, который предпочитаете вы.

- Что-то слышали, а может, не знаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока «Горы».

 

 

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

 

 

Показывают, кто был в горах.

 

 

 

Высказывают свои предпочтения об отдыхе.

- На море, на природе – в лесу, дома, чтобы не ходить в школу.

 

 

- Давайте изучим.

Слайд 3, фото В. Высоцкого

 

 

 

 

 

Аудиозапись песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы».

 

 

3 мин.

Целеполагание

- Какие знания, умения, и понимание чего вам может быть полезным? Определите цели своей учебной деятельности.

(фиксирует цели на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как будем осуществлять контроль достижения поставленной цели?

Ставят цели учебной деятельности:

- Освоим знания по определению понятия «горы».

- Поймем и сможем объяснить, как формируются горы, какие бывают горы, т.е. составим классификацию гор.

- Сформируем умения работать с картой, покажем горы на карте.

 

 

- Цели будут достигнуты, когда мы сможем дать определение понятия «горы», сможем объяснить, как формируются горы, сможем объяснить, какие бывают горы, т.е. составим классификацию гор, покажем на карте горы.

 

определят цели учебной деятельности

5 мин.

Планирование деятельности

- Что вы будите делать для достижения целей? Спланируйте свою деятельность.

(фиксирует план на доске у каждой цели)

- Для достижения первой цели мы будем анализировать текст.

-Для достижения целей по пониманию как образовывались горы можно проанализировать текст, можно рассмотреть обучающие модели.

- Для составления классификации будем анализировать текст, и рисунок в тексте.

 

планирование путей достижения целей

2 мин.

Реализация деятельности по достижению целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С чего начнем?

 

 

 

 

 

 

- Что будите делать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сколько потребуется времени?

 

 

 

Предлагает проверить достижение цели.

 

 

 

 

 

 

 

- Какая следующая цель?

 

 

 

 

 

 

- Рассмотрите внимательно фотографии гор (выводит на слайде фото отдельной горы, гонного хребта, горной страны)

- Сравните фото и найдите отличия.

 

- Сделайте эту работу в паре.

 

 

 

 

- Сколько времени вам надо на эту работу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Найдите в тексте понятия характеризующие, фото, дайте определение каждого из понятий.

 

 

 

 

 

- Вы уже знакомы с понятием классификация.

 

 

 

 

- Что такое классификация?

 

 

 

 

 

 

- Вы знаете, что это умение классифицировать предметы это УУД, которой нужно на многих предметах, например на биологии – классификация грибов, на истории

 

 

 

 

 

 

- Давайте с вами подумаем. По какому признаку можно классифицировать горы?

- А какой из них на ваш взгляд будет самым значимым?

 

 

 

 

 

 

 

Проанализируйте рис. 57 на стр. 85и составьте классификацию гор.

 

- Сколько времени вам потребуется на эту работу?

 

Предлагает проверить задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предлагает соотнести результат с поставленной целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какая следующая цель?

 

 

 

 

 

 

- Для достижения этой цели я предлагаю вам видео фрагмент фильма « История планеты Земля».

 

 

 

 

 

- Так можете вы объяснить, как образовались горы?

 

 

 

 

 

 

- Назовите причину?

 

- Следствие?

 

 

- Предлагает соотнести результат с целью.

 

 

 

 

- Следующая цель?

 

 

 

 

 

- С чем вы будите работать для достижения этой цели?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сколько времени вы отведете себе на эту работу?

 

 

 

- Определите, какая карта нужна для нахождения гор.

 

 

 

Выводит фото Гималаев с комментарием, что это самые высокие горы мира

 

-Найдите и покажите их по карте.

 

 

-Определите и назовите самую высокую точку этих гор.

 

 

 

 

 

 

Вводит фото Кавказа.

Предлагает найти и показать их по карте.

 

- Назовите самую высокую точку этих гор.

 

 

 

 

 

 

 

- А какой музей мы с вами посещаем на территории нашего района?

 

 

- А вы знаете, почему у него такая двойная фамилия?

 

 

 

 

- Рассмотрите фото гор Тянь – Шань в честь которых, Петр Петрович получил такую приставку к фамилии.

 

- Найдите и покажите их по карте.

 

 

 

- Начнем с первой цели – освоить знания определения понятия «горы.»

 

 

- Будем действовать по плану для достижения целей -

Анализировать текст и формулировать определение понятия   «горы».

 

- Для этого нам понадобится одна минута.

 

 

 

- Цель достигнута, т.к. мы можем дать определение понятия горы.

- Горы – это обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши.

 

- Следующая цель определить, какие бывают горы, составить классификацию гор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, что будут работать с соседом по парте.

 

- Нам потребуется 3 минуты

Анализируют фото, сравнивают, находят черты различия, называют их:

- На одном фото одна горы, на другом гор много, а на третьем – горы выстроены в ряд.

 

Анализируют текст, определяют понятия, дают определения понятий.

- 1 фото – гора,

-2 фото – горная страна, 3 фото – горный хребет.

 

- Да, знакомы, мы познакомились на прошлом уроке, когда изучали равнины.

 

- Классификация - распределение предметов на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- По возрасту, где они расположены, по высоте.

 

 

- Мы думаем, все важные, но самый важный для гор, наверное – по высоте.

 

 

 

 

 

Анализируют, составляют классификацию гор по высоте

 

- На эту работу нам понадобиться 3 минуты.

 

- По высоте горы принято делить на 4 группы:

- низкие до 1000 м.

- средневысотные от 1000 м до 2000 м.

- высокие выше 2000 м.;

- высочайшие более 5000 м.

Соотносят достижение с поставленной целью.

- Мы считаем, что цель достигнута, т.к. мы составили классификацию гор по высоте, и можем назвать, какие бывают горы по высоте

 

- Понять и объяснить, как образуются горы.

 

 

 

 

- Давайте посмотрим, это интересно.

 

Просматривают видеофрагмент, анализируют с целью объяснить, как образовались горы.

- Вещество мантии движется, приводит в движение литосферные плиты, они сталкиваются и образуются горы.

- Движение литосферных плит.

- Столкновение, складки, горы

 

-Цель достигнута, т.к. мы можем объяснить процесс образования гор.

- Сформировать умение находить и показывать горы на карте.

 

 

- Будем действовать согласно планированию деятельности – работать с картой и фотографиями гор, которые предложит учитель.

 

- На такую работу нам потребуется 3 минуты

 

 

- Физическая.

Открывают карту для работы.

 

 

Знакомятся с фото.

 

 

 

 

Находят и показывают горы на карте.

 

 

Анализируют карту,

- Самая высокая гора – Джомолунгма или Эверест 8848 м.

 

 

Находят и показывают горы на карте.

 

 

 

Анализируют карту, называют самую высокую гору Кавказа.

- Эльбрус, высота 5642 м.

 

- Это музей П.П. Семенова –Тян-Шанского.

 

 

- Мы думаем, что у него всегда была такая фамилия.

- а может, он что-то открыл.

 

 

Рассматривают фото.

 

 

 

 

 

Анализируют карту. Находят и показывают горы Тянь-Шань.

 

При работе с картой, один из учащихся показывает горы на настенной карте, остальные - в атласах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4, фото горы, горного хребта, горной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент фильма «История планеты Земля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5, фото гор Гималаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6, фото Кавказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7, фото Тянь-Шаня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работают по плану, сверяясь с целью, оценивают степень успешности достижения цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывают поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классифицируют по самостоятельно выбранным основаниям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устанавливают причинно- следственные связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Давайте подведем итоги урока.

- Достигли ли вы поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А кто теперь хочет отдохнуть в горах?

 

 

 

 

 

 

 

- Над чем вам желательно поработать дома, что бы ваш отдых был более интересным?

 

- Мы достигли каждой из целей, т.к. можем дать определение понятий горы, горная страна, горный хребет; - Можем объяснить, как формируются горы,

- И можем показать горы Гималаи, Кавказ, Тянь-Шань на карте.

 

Поднимают руки те, кто после изучения темы захотел отдохнуть в горах.

 

 

 

- Нам было интересно._ Мы хоти узнать, какие еще есть горы, что там интересного

 

Осуществляют коммуникативную рефлексию,

 

 

 

 

 

 

 

 

оценивают степень успешности достижения цели

5 мин.

Домашнее задание

Исходя из анализа целей урока определяет домашнее задание.

П. 25, стр. 87 «шаг за шагом», письменно, горная система по выбору.

В. 10 – по желанию.

(записывается на доске)

 

 

 

3 мин.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР