Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868940
Конспект урока физики в 7 классе. Тема урока: "Инерция".
Содержание - Естественные науки

Кук Юлия Александровна, учитель физики, МКОУ Елизаветовская СОШ с. Елизаветовка, Павловского района Воронежской области. 
Конспект урока физики в 7 классе.


Дата публикации: 07.06.2018


Тема урока: "Инерция".

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Ребята, с каким понятием связаны предмет «физика» и «вождение автомобиля»?

(с понятием механическое движение)

- Поднимите руку у кого папы или мамы водят автомобиль. А вы бы хотели, разумеется, когда вырастите, водить машину? Безусловно, что в наш век автомобиля и техники каждый второй будет водить автомобиль.

- Что нужно знать, чтобы водить автомобиль? (правила дорожного движения).

Законы природы – это тоже правила, которым подчиняется всё в природе.

- В нашей жизни очень часто возникают ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики, которые в некоторых случаях даже могут спасти жизнь ч человека.

 

- И этот урок я бы хотела провести немного в необычной форме. Разрешите, я буду инспектором, который принимает у вас экзамен на получение водительского удостоверения. У вас на столах для каждого лежит водительское удостоверение. Посмотрите на них и запишите фамилию и имя.

- Каждый этап урока соответствует категории в правах. У вас есть возможность открыть все категории от А до Е, если будете активно работать на каждом этапе урока.

Водительское удостоверение

Ф.И.

Категория

Этап урока

Разрешающие отметки

 

A

Повторение ранее изученного.

Постановка целей и задач урока.

 

B

Исследование проблемы.

 

C

Физкультминутка.

 

D

Закрепление материала.

 

E

Подведение итогов.

 

 

2.Повторение пройденного.

- На прошлых уроках вы познакомились с понятием механическое движение и с его характеристиками, которые описывают это движение.

- Давайте немного вспомним.  У вас на столе лежит тест. Обведите букву, соответствующую правильному ответу. На его выполнение вам дается 5 минут. Будьте внимательны.

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.


1. По какой формуле определяется скорость тела?

           1. (И)   2. (В)

2. В каких единицах измеряется скорость?

           1. (Б) м                     2. (Н) м/с        3. (В) м∙с          4. (Г) м/с2

 

3. По какой формуле определяется время?

           1. (Е) t=sv                 2. (Р) t=s

                                                             v       

4. Какая единица является основной единицей времени в Международной системе (СИ)?

           1. (Р) с                2. (А) мин                   3. (В) ч

5. По какой формуле определяется расстояние?

           1. (Ц)            2. (Б) s=v             3. (Г) s=t

                                                         t                             v

6. Какая единица является основной единицей длины в Международной системе (СИ)?

           1. (А) Сантиметр.       2. (Г) Километр.             3. (И) Метр.                4. (В) Миллиметр.

 

7.Изменение с течением времени положения тела относительно других тел называется…

            1. (В) Немеханическим движением               2. (Я) Механическим движением

 

-Обменяйтесь листами, если ответ правильный ставим «+», если нет «-».

-Теперь обменяйтесь обратно листами. Если у вас 5 или 4 плюса, то я разрешаю открыть категорию А. У кого «+» меньше 4, то нет. Но не расстраивайтесь, у вас еще есть возможность открыть другие категории.

3. Введение в проблему урока.

- Ребята, а как вы думаете:

  • Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  • Зачем нужны ремни безопасности для пассажиров автомобилей?

(А почему автомобиль не может сразу остановиться? Мы сидим на сиденье, а продолжаем двигаться, почему?).

- Правильно ответить на эти и другие вопросы с точки зрения физики нам помогут знания, которые мы сегодня получим на уроке.

Если вы правильно ответили на все вопросы теста, то можете мне ответить, что за физическое явление устраивает нам такие ситуации. Прочитайте слово, которое у вас получилось из подчеркнутых букв.

-Да ребята вы правы. Это физическое явление ИНЕРЦИЯ.

-Запишите тему урока: «Инерция»

-Итак, каковы цели урока?

  • Понять, что такое инерция.
  • Рассмотреть примеры из жизни.
  • Изучить пользу или вред приносит это явление.

4. Основной этап.

-Явление инерции начнем изучать с небольших опытов. Работаем в группе по 4 человека. У каждой группы на столах карточка с заданием. Прочитайте задание и выполните его. Запишите вывод.

1-2 группа.

  • Положите шар на стол и пронаблюдайте, что с ним происходит?

Вывод:

3-4 группа.

  • Положите шар на стол и толкните его рукой, что произошло?

Вывод:

5-6 группа.

  • Возьмите шар, положите его на наклонную плоскость, что с ним произошло?

Заслушиваем ответы учащихся – делаем вывод. Кто правильно ответил открывает категорию В.

 -Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией.

-В переводе с латинского инерция означает – бездеятельность, неподвижность

Найдите в учебнике параграф 18 и запишите в тетрадь определение инерции.

-Именно так экспериментально в 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, но может ещё и двигаться. Галилей использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости.

-Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с песком, а после без него, т.е. без воздействия. (учитель показывает опыт)

-Поместим на наклонный желоб шарик. Шарик, скатившись с него на стол и попав на песок быстро останавливается, на своем пути он встречает препятствие в виде песка, скорость шарика уменьшается очень быстро, его движение неравномерное.

-Разровняем песок и вновь пустим по желобу шарик. Теперь он пройдет большее расстояние по столу, прежде, чем он остановится, его скорость изменяется медленнее и шарик движется равномерно. Если совсем убрать песок с пути шарика, он пройдет еще большее расстояние до того, как остановится и его скорость не меняется.

-Какой вывод можно сделать из проделанного опыта?  (тело не изменит скорость, если на его не подействует другое тело, т.е. тело будет сохранять свою скорость).

-А движение тела при отсутствии действия на него других тел называется движением по инерции.

Теперь мы можем ответить на вопрос: «Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?»

 

 -Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её.

Вот почему мы падаем вперед, когда споткнемся и падаем назад, когда поскользнемся. Мы продолжаем свое движение по инерции. Так, велосипедист, перестав работать педалями, продолжает двигаться. Футбольный мяч, после удара, движется по инерции. Без инерции не было бы многих видов спорта. Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды.

- Итак, если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью.

5.Физкультминутка.

Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в автобусе.

Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться.

-Молодцы ребята, садитесь!

-Какое физическое явление вы наблюдали? (инерцию). Теперь мы можем ответить на вопрос: «Зачем нужны ремни безопасности для пассажиров автомобилей?». Почему мы можем упасть во время торможения автомобиля?

-Молодцы ребята, с заданием справились все! Разрешаю вам открыть категорию С!

6.Закрепление материала

-А теперь, для того чтобы открыть категорию D вам необходимо выполнить следующие задания: заполнить таблицу «польза и вред инерции». Впишите номер ответа.

Польза инерции

Вред инерции

2, 5

1, 3, 4

  • Резкое торможение автомобиля.
  • Катание с горки на санках.
  • Человек споткнулся и упал.
  • Человек подскользнулся и упал.
  • Спортивные игры.

Кто правильно справился с этим заданием, открывает категорию D.

Тест

Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.

2. Кто открыл явление инерция?

С. Галилео Галилей.

Д. Исаак Ньютон.

3. 4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились

вправо?

И. Автобус остановился.

Е. Автобус повернул направо.

П. Автобус повернул налево.

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились

влево?

И. Автобус остановился.

Е. Автобус повернул направо.

Ч. Автобус повернул налево.

5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

К. Чтобы выше подпрыгнуть.

Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Ответы УСПЕХ

Учитель. Проверим ответы. Кто получил в таблице кодовое слово «успех»?

Вы достигли успеха в усвоении явления инерция.

-Тем, кто был самым активным на этом этапе и правильно выполнил тест может открыть категорию Е.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

-Итак давайте теперь подведем итоги нашего урока и ответим на следующие вопросы.

Ответить на вопросы из презентации.

  • С каким явлением вы сегодня познакомились на уроке?
  • Дайте определение ИНЕРЦИИ.
  • Зачем нужно знать о явлении инерции?

- У вас на партах лежат сфетофоры, если вы все поняли - возьмите зеленый цвет, если что-то было непонятно желтый, если вы ничего не поняли красный. Поднимите карточки, прочитайте вопрос, записанный сзади, кто готов ответить поднимите руки.

-Давайте подведем итоги и выставим оценки за урок. Кто сегодня открыл все 5 категорий? Отлично! Молодцы! А 4 категории? Здорово! Вам я ставлю пятерки. У кого 3 категории? Вы получаете четверки!

-Ну а кто открыл 1-2 категории не расстраивайтесь! Экзамен можно пересдать, выполнив домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Прочитайте § 17.

Составить таблицу: инерция в быту, технике, спорте, природе.

Спасибо вам за урок! Будьте очень внимательны на дороге! Ведь явление инерции это закон природы.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР