Верташова Татьяна Васильевна, Кемеровская область, г. Белово, пгт Бачатский, учитель географии МБОУ лицея № 22 города Белово. Программа внеурочной деятельности «Основы проектирования» предназначена для обучающихся 5-9 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации. Содержание программы позволяет учащимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме. Цель курса проектной деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.
Дата публикации: 14.06.2018
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Основы проектирования» предназначена для обучающихся 5-9 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Содержание программы позволяет учащимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.
В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит:
- усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
- овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
- формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;
- формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;
- возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в лицее.
Цель курса проектной деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.
Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Задачи:
- знакомство с технологией проектной деятельности;
- формирование готовности к работе над проектами;
- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся;
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов
В результате прохождения курса «Основы проектирования » учащиеся получат опыт:
- анализа проблемы;
- анализа способов решения проблемы;
- анализа выбора итогового продукта.
Учащиеся научатся:
- описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
- определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
- формулировать проблему;
- формулировать цель на основании проблемы;
- обосновывать достижимость цели;
- ставить задачи, адекватные цели;
- выстраивать шаги (действия);
- рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Общая характеристика курса
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).
Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектной деятельности, заключаются в том, что
- выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;
- процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;
- руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;
- интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;
- учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;
- не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.
В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:
- освоение формы научного поиска работы;
- сбор информации;
- визуальная демонстрация информации;
- умение делать выводы;
- умение участвовать в дискуссии;
- способность оценивать различные точки зрения.
Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Основы проектирования» входит в общеинтеллектуальное направление плана внеурочной деятельности МБОУ лицея № 22 города Белово.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о создании рефератов, подготовке проектов и работы над исследованиями.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 5 лет обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в образовании (обучении) с учетом мотивации образовательной деятельности школьников на основе системного деятельностного подхода;
- сформировать представление об образовании как ведущей ценности в современном обществе; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметные результаты
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения
Содержание курса (1 год обучения)
1. Введение (2 ч)
Основные понятия и методы проектной деятельности. Образование, научное познание, научная деятельность.
2.Информация(10 ч.)
Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Как создать проект.
Практические работы:
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
Использование каталогов и поисковых программ.Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом отделе».
3. Реферат как научная работа (22 ч)
Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.
Практические работы:
Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
Содержание курса (2 год обучения)
- 1.Введение (1 ч.)
Роль науки в развитии общества.
- 2.Типы и характеристика проектов(9 ч.)
Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Бизнес-проекты. Творческие проекты. Игровые проекты.
Практические работы:
Составление игровых проектов. Составление творческих проектов. Составление исследовательских проектов
3. Формулирование цели и задач(2 ч.)
Формулировка цели и конкретных задач
Практические работы:
Формулирование цели и определение задач своей проектно-исследовательской работы
4. Учимся задавать вопросы(2 ч.)
Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.
5. Как работать вместе(12 ч.)
Подготовка проектов. Что такое команда. Правила групповой работы. Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение. Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.
6. Подготовка к публичной защите проекта(4 ч.)
Основные виды презентации итогов проектной деятельности.
Практические работы:
Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
7. Защита проекта (2 ч.)
Защита проекта
Практические работы:
Защита проекта
8. Экспертиза деятельности(2ч.)
Практические работы:
Подведение итогов.Конструктивный анализ выполненной работы.
Содержание курса (3 год обучения)
1. Введение (1 ч.)
Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.
2.Информация (4ч.)
Способы получения и переработки информации. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
3. Исследовательская работа (20 ч)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практические работы:
Работа над введением научного исследования. Составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.Работа над основной частью исследования.Создание компьютерной презентации.
4. Публичное выступление (5 ч)
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практические работы:
Подготовка авторского доклада.
5. Итоговая конференция (2 ч)
Практические работы:
Публичное выступление
6. Экспертиза деятельности (2ч.)
Практические работы:
Подведение итогов.Конструктивный анализ выполненной работы.
Содержание курса (4 год обучения)
1. Введение (3 ч)
Основные понятия и методы проектной и исследовательской деятельности. Что значит оценить
2. Оценка (8 ч)
Что оценивать, а за что ставить отметки? Оценка результата. Отметка. Продуктивная задача. Самооценка. Цель работы. Результат работы. Ошибка. Самостоятельность. Алгоритм самооценки.
3. Результаты контроля (10 ч)
Как фиксировать результаты контроля? Применение алгоритма самооценки. Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка. Классный журнал. Дневник школьника. Устный ответ. Письменная работа. Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия. Продуктивные и репродуктивные задания. «Портфель достижений» (портфолио). Самооценка. Взаимооценка.
4. Критерии оценивания (8 ч)
По каким критериям оценивать? Уровни успешности. По каким критериям оценивать проекты. Критерии исследовательской работы
5. Оценивание (3 ч)
Практические работы:
Оценивание проектов и исследовательских работ
6. Подведение итогов (2 ч)
Как прошла защита. Ошибки в оценивании
Содержание курса (5 год обучения)
1. Введение (1 ч)
Роль науки в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.
2.Информация (2 ч.)
Способы получения и переработки информации. Составление плана информационного текста.
Практические работы:
Этапы проектов.
3. Реферат как научная работа (5 ч)
Реферирование. Реферат, его виды.Научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.
Практические работы:
Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
4. Проекты(5 ч.)
Выбор темы. Зачем проект? Подготовка проекта.
Практические работы:
Составление игровых проектов. Составление творческих проектов
5. Подготовка к публичной защите проекта (4 ч.)
Основные виды презентации итогов проектной деятельности.
Практические работы:
Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
6. Защита проекта (2 ч.)
Защита проекта
Практические работы:
Защита проекта
7. Экспертиза деятельности (2ч.)
Практические работы:
Подведение итогов.Конструктивный анализ выполненной работы.
8. Исследовательская работа (10 ч)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Работа над основной частью исследования. Методы исследования.Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практические работы:
Работа над введением научного исследования. Составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.
9. Публичное выступление (1 ч)
Публичное выступление на трибуне.
Практические работы:
Подготовка авторского доклада.
10. Итоговая конференция (1 ч)
Практические работы:
Публичное выступление
11. Экспертиза деятельности (1ч.)
Практические работы:
Подведение итогов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 год обучения
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
1
|
Введение
|
2
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
2.
|
Информация
|
10
|
Знакомятся со способами получения и переработки информации, видами источников информации. Учатся использовать каталоги и поисковые программы, составлять план информационного текста, формулировать пункты плана, как создать проект.
|
3
|
Реферат как научная работа
|
22
|
Знакомятся с понятиями: Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата..
Практическая работа Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Выбор тематики исследования. Планирование общего хода исследования. Начало разработки тематики.
Знакомятся с понятиями: список литературы. Правила оформления литературных источников.
|
2 год обучения
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
1
|
Введение
|
1
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
2.
|
Типы и характеристика проектов
|
9
|
Знакомятся с понятием проект, основными типами проектов, характеризуют основные типы проектов
|
3
|
Формулирование цели и задач
|
2
|
Знакомятся с понятиями: Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата..
Практическая работа Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Выбор тематики исследования. Планирование общего хода исследования.
|
|
Учимся задавать вопросы
|
2
|
Знакомятся с основными типами вопросов, учатся задавать вопросы и отвечать на них
|
|
Как работать вместе
|
12
|
Учатся работать над проектами в парах и группах
|
|
Подготовка к публичной защите проекта
|
4
|
Устраняют последние недочеты в проектной работе, репетируют выступление
|
|
Защита проекта
|
2
|
Защищают подготовленные проекты
|
|
Экспертиза деятельности
|
2
|
Дают оценку проделанной работы за весь год, анализирует свое выступление и выступление других на защите проектов
|
3 год обучения
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
1
|
Введение
|
1
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
2
|
Информация
|
4
|
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
|
3
|
Исследовательская работа
|
20
|
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.
|
4
|
Публичное выступление
|
5
|
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
Практическая работа Подготовка авторского доклада.
|
5
|
Итоговая конференция
|
2
|
Защищают работу. Участвуют в коллективной оценке результатов.
|
6
|
Экспертиза деятельности
|
2
|
Оценка результатов.
|
4 год обучения
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
1
|
Введение
|
3
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
2
|
Оценка
|
8
|
Знакомятся с понятием оценка, с основными видами оценок
|
3
|
Результаты контроля
|
10
|
Знакомятся с результатами контроля, пытаются сделать выводы по результатам контроля
|
4
|
Критерии оценивания
|
8
|
Разрабатывают критерии оценивания проектов и исследовательских работ, пытаются оценить свои работы и работы других
|
5
|
Оценивание
|
3
|
Производят самооценку и взаимооценку работ и выступлений
|
6
|
Подведение итогов
|
2
|
Делают выводы об оцениванивании работ, выявляют типичные ошибки при оценивании
|
5 год обучения
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
1
|
Введение
|
1
|
Знакомятся с понятиями: образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
2
|
Информация
|
2
|
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.
Практические работы:Этапов проектов.
|
3
|
Реферат как научная работа
|
5
|
Вспоминают понятия: Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата.
|
8
|
Проекты
|
5
|
Подготавливают проекты
|
9
|
Подготовка к публичной защите проекта
|
|
Подготавливаю речь для выступления на защите проектов, репетируют, производят самооценку
|
16
|
Защита проекта
|
2
|
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.
|
17
|
Экспертиза деятельности
|
2
|
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. Работа над введением научного исследования.
|
18
|
Исследовательская работа
|
10
|
Подготавливаю исследовательскую работу
|
19
|
Публичное выступление
|
1
|
Подготовка выступления на конференции, репетиция выступления, самооценка и взаимооценка.
|
20
|
Итоговая конференция
|
1
|
Выступление на конференции
|
21
|
Экспертиза деятельности
|
1
|
Подводят итоги своей деятельности
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для проведения мероприятий понадобятся: карандаши, фломастеры, ватманы, цветная бумага, ножницы; компьютер, проектор, для создания и просмотра презентаций и видеофрагментов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.
- Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.
- Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
- Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents andSettings/User/LocalSettings/TemporaryInternetFiles/Con- tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
- Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.
- Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в вопросах растениеводства;
- проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в образовании (обучении) с учетом мотивации образовательной деятельности школьников на основе системного деятельностного подхода;
- сформировать представление об образовании как ведущей ценности в современном обществе; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметными результатами обучения во внеурочной деятельности в основной школе являются:
- способность к учению (овладение умением учиться как субъекта (индивидуального и коллективного) учебной деятельности), которая обнаруживает себя в готовности и возможности строить собственную индивидуальную образовательную программу (обнаруживать свои учебные «дефициты», определять последовательность учебных целей; оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей; планировать пути достижение целей; обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов; производить контроль своих действий в ходе решения поставленной задачи и оценивать итоги ее решения;
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умении: привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению; понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни.
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
1 уровень - знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. Получение знаний по основам растениеводства, умение выполнять поставленные цели по выращиванию сельскохозяйственных культур
2 уровень - осуществление общественно-полезных действий своими силами. Заинтересованность в деятельности. Активность мышления, идей, проектирования. Умение и желание нее только выполнять поручения по выращиваю культурных растений, но и принимать самостоятельные решения в процессе реализации исследовательской деятельности. Умение самостоятельно воспроизвести этапы деятельности по растениеводству.
3 уровень -откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. Самостоятельное выполнение исследовательской и проектной деятельности от выбора темы до защиты проекта или выступления на научно-практической конференции.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Дата
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
Введение
|
2
|
|
|
1
|
Основные понятия и методы проектной деятельности.
|
1
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
|
2
|
Образование, научное познание, научная деятельность.
|
1
|
Особенности научного познания.
|
Информация
|
10
|
|
|
3
|
Способы получения и переработки информации.
|
|
Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.
|
|
4
|
Виды источников информации.
|
|
Виды источников информации.
|
|
5
|
Использование каталогов и поисковых программ.
|
|
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
|
|
6
|
Составление плана информационного текста.
|
|
Составление плана информационного текста.
|
|
7
|
Формулирование пунктов плана.
Использование каталогов и поисковых программ
|
П
|
Формулирование пунктов плана.
|
|
8
|
Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.
Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом отделе».
|
П
|
Формулирование тезисов, знакомство с видами тезисов, последовательность написания тезисов.
|
|
9
|
Конспект, правила конспектирования.
|
|
Написание конспекта
|
|
10
|
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
|
|
Знакомство с цитированиями, с требованиями к цитируемому материалу
|
|
11
|
Рецензия, отзыв.
|
|
Знакомство с понятиями: рецензия, отзыв, с правилами написания рецензий и отзывов
|
|
12
|
Как создать проект. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
|
П
|
Знакомство с понятием проект, планирование проекта
|
Реферат как научная работа
|
22
|
|
|
13
|
Реферирование
|
|
Знакомятся с понятиями: Реферирование.
|
|
14
|
Реферат, его виды
|
|
Знакомятся с понятиями: реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат.
|
|
15
|
Библиографические рефераты
|
|
|
16
|
Реферативный журнал
|
|
|
17
|
Научно-популярные рефераты
|
|
|
18
|
Учебный реферат
|
|
|
19
|
Реферат
|
|
|
20
|
Тема реферата
|
|
Определение темы,
|
|
21
|
Цель реферата
|
|
Уточнение целей
|
|
22
|
Задачи реферата
|
|
Формулирование задач
|
|
23
|
Актуальность темы
|
|
Выбор рабочей группы
|
|
24
|
Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
|
П
|
Уточняют информацию. Обсуждают задание
|
|
25
|
Структура учебного реферата.
|
|
Анализ проблемы. Определение источников информации.
|
|
26
|
Планирование.
|
|
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
|
|
27
|
Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта
|
П
|
Формулируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
|
|
28
|
Этапы работы.
|
|
Знакомятся с понятиями: Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект
|
|
29
|
Проблема предмет и объект
|
|
|
30
|
Предмет и объект
|
|
|
31
|
Критерии оценки.
|
|
Знакомятся с понятиями: Планирование. Композиция выступлений на научно-практической конференции.
Практическая деятельность: Выбор тематики исследования. Планирование общего хода исследования. Начало разработки тематики.
|
|
32
|
Правила оформления литературных источников.
|
|
Знакомятся с понятиями: список литературы. Правила оформления литературных источников.
|
|
33
|
Реферат
|
|
Защищают рефераты
|
|
34
|
Реферат как научная работа
|
|
Обсуждение результатов защиты
|
Итого:
|
34
|
|
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
Дата
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
Введение
|
1
|
|
|
1
|
Роль науки в развитии общества
|
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
Типы и характеристика проектов
|
9
|
|
|
2
|
Основные признаки проектов.
|
|
Знакомятся с понятием проект, с основными типами проектов
|
|
3
|
Исследовательские проекты
|
|
Знакомятся с понятиями исследовательская работа и основные виды исследовательских работ
|
|
4
|
Бизнес-проекты.
|
|
Знакомство с основными понятиями
|
|
5
|
Игровые проекты.
|
|
Знакомство с основными понятиями
|
|
6
|
Творческие проекты
|
|
Знакомство с основными понятиями
|
|
7
|
Составление игровых проектов.
|
П
|
Самостоятельное составление игровых проектов
|
|
8
|
Составление творческих проектов
|
П
|
Самостоятельное составление творческих проектов
|
|
9
|
Составление исследовательских проектов
|
П
|
Самостоятельное составление исследовательскихпроетов
|
|
10
|
Составление исследовательских проектов
|
П
|
Формулирование цели и задач
|
2
|
|
|
11
|
Формулировка цели и конкретных задач
|
|
Знакомятся с понятиями цель, задачи, учатся формулировать цель и задачи
|
|
12
|
Формулирование цели и определение задач своей проектно-исследовательской работы
|
П
|
Самостоятельно формулируют цель и задачи в своей работе
|
Учимся задавать вопросы
|
2
|
|
|
13
|
Репродуктивные вопросы.
|
|
Знакомятся с понятиями репродуктивные вопросы, учатся задавать репродуктивные вопросы
|
|
14
|
Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы
|
|
Знакомятся с понятиями продуктивно-познавательные и проблемные вопросы, учатся задавать продуктивно-познавательные и проблемные вопросы
|
Как работать вместе
|
12
|
|
|
15
|
Подготовка проектов
|
|
Разработка собственного проекта
|
|
16
|
Что такое команда.
|
|
Знакомятся с понятием команда, учатся работе в парах и группах
|
|
17
|
Правила групповой работы
|
|
Выясняют и устанавливают правила работы в группе
|
|
18
|
Воспитание культуры проектной деятельности
|
|
Разработка собственного проекта
|
|
19
|
Воспитание чувства ответственности за принимаемое решение.
|
|
Учатся принимать решения и отвечать за принятые решения
|
|
20
|
Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе.
|
|
Учатся позитивно относится к подготвке к проектной деятельности
|
|
21
|
Формирование компетентности в сфере социальной деятельности
|
|
Учатся быть компетентными и в своей проектной деятельности
|
|
22
|
Формирование коммуникативной компетентности
|
|
Знакомятся с понятием компетентности, учатся быть компетентными
|
|
23
|
Подготовка проекта
|
|
Разработка собственного проекта
|
|
24
|
Подготовка проекта
|
|
Разработка собственного проекта
|
|
25
|
Подготовка проекта
|
|
Разработка собственного проекта
|
|
26
|
Подготовка проекта
|
|
Разработка собственного проекта
|
Подготовка к публичной защите проекта
|
4
|
|
|
27
|
Основные виды проектной деятельности
|
|
|
|
28
|
Основные виды презентации итогов проектной деятельности
|
|
|
|
29
|
Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
|
|
|
30
|
Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
|
П
|
Защита проекта
|
2
|
|
|
31
|
Защита проекта
|
|
|
|
32
|
Защита проекта
|
П
|
|
Экспертиза деятельности
|
2
|
|
|
33
|
Подведение итогов
|
П
|
|
|
34
|
Конструктивный анализ выполненной работы.
|
П
|
|
Итого:
|
34
|
|
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
Дата
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
Введение
|
1
|
|
|
1
|
Научное исследование как особый вид познавательной деятельности
|
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
Информация
|
4
|
|
|
2
|
Способы получения и переработки информации.
|
|
Вспоминают разные способы получения и переработки информации, пытаются получить информацию разных видов
|
|
3
|
Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана.
|
|
Вспоминают понятие план, составляют свой план. Самостоятельно формулируют пункты плана своего информационного текста
|
|
4
|
Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.
|
|
Вспоминают понятия тезис, виды тезисов, составляют тезисы к своей работе
|
|
5
|
Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
|
|
Вспоминают что такое конспект, цитирование, рецензия, отзыв, правила конспектирования, цитирования, конспектируют самостоятельно, подбирают цитаты, рецензируют работы друг друга.
|
Исследовательская работа
|
20
|
|
|
6
|
Структура исследовательской работы
|
|
Вспоминают что такое исследовательская работа, структура
|
|
7
|
Критерии оценки
|
|
Вспоминают что такое оценка, за что ставится, за что снижают при защите работ
|
|
8
|
Этапы исследовательской работы.
|
|
Составляют этапы исследовательской работы
|
|
9
|
Введение
|
|
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности
Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование
|
|
10
|
Работа над введением научного исследования.
|
|
|
11
|
Работа над введением научного исследования.
|
П
|
|
12
|
Формулировка цели
|
|
Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
|
|
13
|
Составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы
|
|
|
14
|
Отбор фактического материала.
|
|
|
15
|
Основная часть
|
|
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Работа над основной частью исследования. Выполняют исследование. Оформляют работу
|
|
16
|
Работа над основной частью
|
|
|
17
|
Работа над основной частью
|
|
|
18
|
Работа над основной частью
|
|
|
19
|
Методы исследования
|
|
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
|
|
20
|
Методы исследования
|
|
Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
|
|
21
|
Результаты опытно-экспериментальной работы
|
|
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
|
|
22
|
Компьютерная презентация
|
|
Вспоминают как создавать компьютерную презентацию, просматривают чужие компьютерные презентации
|
|
|
Создание компьютерной презентации.
|
П
|
Создают самостоятельно компьютерную презентацию
|
|
23
|
Отзыв
|
|
Пишут отзыв
|
|
24
|
Рецензия
|
|
Пишут рецензию
|
Публичное выступление
|
5
|
|
|
25
|
Как знаменитые люди готовились к выступлениям.
|
|
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Подготовка авторского доклада.
Выполняют исследование. Оформляют работуПодготовка публичного выступления. Выполнение работы
|
|
26
|
Публичное выступление на трибуне и личность.
|
|
Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке
|
|
27
|
Главные предпосылки успеха публичного выступления.
|
|
Подготовка доклада; обоснование исследования, объяснение полученных результатов. Защита или презентация. Оценка, исправление ошибок.Доработка.
|
|
28
|
Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
|
|
|
29
|
Подготовка авторского доклада
|
|
|
30
|
Подготовка авторского доклада.
|
П
|
Итоговая конференция
|
2
|
|
|
31
|
Публичное выступление
|
|
Защищают работу. Участвуют в коллективной оценке результатов.
|
|
32
|
Публичное выступление
|
П
|
Оценка результатов.
|
Экспертиза деятельности
|
2
|
|
|
33
|
Подведение итогов.
|
|
Обсуждение и отчет о проделанной работе
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы. Планирование научно-исследовательской деятельности на новый учебный год
Изучение интересующих тем
|
|
34
|
Конструктивный анализ выполненной работы.
|
|
Итого:
|
34
|
|
Календарно-тематическое планирование
4 год обучения
Дата
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
Введение
|
3
|
|
|
1
|
Основные понятия и методы проектной деятельности.
|
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
|
2
|
Основные понятия и методы исследовательской деятельности.
|
|
|
3
|
Что значит оценить
|
|
Оценка
|
8
|
|
|
4
|
Что оценивать, а за что ставить отметки?
|
|
Вспоминают, что значит оценка, за что ставится оценка
|
|
5
|
Оценка результата. Отметка.
|
|
Оценивают свои работы предыдущих лет. Вспоминают что такое отметка, ставят отметки друг другу
|
|
6
|
Продуктивная задача.
|
|
Вспоминают, как формулировать задачи
|
|
7
|
Самооценка. Алгоритм самооценки.
|
|
Вспоминают, что значит самооценка, как оценить себя, оценивают свои работы
|
|
8
|
Цель работы.
|
|
Формулируют цель, вспоминаю, как правильно формулировать цель
|
|
9
|
Результат работы.
|
|
Продумывают, что может быть результатом творческой работы
|
|
10
|
Ошибка.
|
|
Вспоминают типичные ошибки
|
|
11
|
Самостоятельность
|
|
Вспоминают, что значит самостоятельность, формулируют, что ученик должен сделать самостоятельно, а что под руководством учителя
|
Результаты контроля
|
10
|
|
|
12
|
Как фиксировать результаты контроля?
|
|
Вспоминают способы фиксации результатов контроля
|
|
13
|
Применение алгоритма самооценки
|
|
Вспоминают алгоритм самооценки
|
|
14
|
Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка.
|
|
Формулируют учебную задачу, выясняют, как ставить усредненную отметку
|
|
15
|
Классный журнал. Дневник школьника.
|
|
Формулируют, зачем нужен классный журнал, а зачем дневник
|
|
16
|
Устный ответ. Письменная работа
|
|
Вспоминают, как строится устный ответ, а как письменная работа, в чем отличия при подготовке
|
|
17
|
Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия.
|
|
Думают, что должно получиться в результате творческой работы, какие при этом предъявляются требования. Какие предметные результаты можно уже сформировать. Что значит универсальные учебные действия, какие бывают
|
|
18
|
Продуктивные и репродуктивные задания.
|
|
Формулируют, что значит продуктивные и репродуктивные задания, пробуют составлять
|
|
19
|
«Портфель достижений» (портфолио).
|
|
Составляют свое портфолио ученика за все годы обучения в школе
|
|
20
|
Самооценка.
|
|
Оценивают свое портфолио
|
|
21
|
Взаимооценка
|
|
Оценивают портфолио других
|
|
22
|
Критерии оценивания
|
8
|
|
|
23
|
По каким критериям оценивать?
|
|
Вспоминают, как оценивать, критерии оценивания
|
|
24
|
Уровни успешности.
|
|
Вспоминают, в чем заключается успешность выступления, уровни успешности
|
|
25
|
Уровни успешности.
|
|
|
26
|
По каким критериям оценивать проекты.
|
|
Формулируют критерии оценки проектов, оценивают свой проект
|
|
27
|
По каким критериям оценивать проекты.
|
|
|
28
|
Критерии исследовательской работы
|
|
Формулируют критерии оценки исследовательской работы, оценивают свою исследовательскую работу
|
|
29
|
Критерии исследовательской работы
|
|
Оценивание
|
3
|
|
|
30
|
Оценивание проектов
|
|
Оценивают выступление и проектную работу
|
|
31
|
Оценивание и исследовательских работ
|
|
Оценивают выступление и исследовательскую работу
|
|
32
|
Оценивание проектов и исследовательских работ
|
П
|
Участвуют в общешкольной защите проектов в роли экспертов
|
Подведение итогов
|
2
|
|
|
33
|
Как прошла защита.
|
|
Подводят итоги защиты проектов
|
|
34
|
Ошибки в оценивании
|
|
Выявляют типичные ошибки в оценивании
|
Итого:
|
34
|
|
Календарно-тематическое положение
5 год обучения
Дата
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Основные характеристики деятельности учащихся
|
Введение
|
1
|
|
|
1
|
Выбор образовательного пути
|
|
Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
|
Информация
|
2
|
|
|
2
|
Виды источников информации
|
|
Вспоминают, какие бывают виды источников информации
|
|
3
|
Этапы проектов
|
П
|
Формулируют этапы при выполнении проекта
|
Реферат как научная работа
|
5
|
|
|
4
|
Реферирование. Реферат, его виды
|
|
Вспоминают, что значит реферирование, реферат
|
|
5
|
Формулирование цели и определение задач своей работы
|
П
|
Формулируют цель, задачи
|
|
6
|
Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта
|
П
|
Корректируют цель и задачи. Выбирают объект и предмет работы
|
|
7
|
Научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата.
|
|
Вспоминают виды рефератов, структуру рефератов
|
|
8
|
Этапы работы. Критерии оценки.
|
|
Вспоминают, этапы работы, критерии оценки работ
|
Проекты
|
5
|
|
|
9
|
Выбор темы
|
|
Выбирают тему для своего проекта
|
|
10
|
Зачем проект?
|
|
Думают, над тем зачем вообще нужен проект, свой в частности
|
|
11
|
Подготовка проекта.
|
|
Работают над своим проектом
|
|
12
|
Составление игровых проектов.
|
П
|
Составляют свой игровой мини-проект
|
|
13
|
Составление творческих проектов
|
П
|
Составляют свой творческий мини-проект
|
Подготовка к публичной защите проекта
|
4
|
|
|
14
|
Основные виды презентации итогов проектной деятельности
|
|
Вспоминают, основные виды презентации итогов проектной деятельности, продумывают свое выступление. Вспоминают, что такое систематизация, систематизируют свою информацию. Обрабатывают свою информацию
|
|
15
|
Основные виды презентации итогов проектной деятельности
|
|
|
16
|
Систематизация
|
П
|
|
17
|
Обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
|
П
|
Защита проекта
|
2
|
|
|
18
|
Защита проекта
|
|
Готовятся к защите проекта, репетируют
|
|
19
|
Защита проекта
|
П
|
Защищают свой проект
|
Экспертиза деятельности
|
2
|
|
|
20
|
Подведение итогов
|
П
|
Подводят итоги защиты проектов
|
|
21
|
Конструктивный анализ выполненной работы.
|
П
|
Анализируют свои и чужие работы, находят в них плюсы и минусы
|
Исследовательская работа
|
10
|
|
|
22
|
Структура исследовательской работы, критерии оценки.
|
|
Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. Работа над введением научного исследования.
|
|
23
|
Работа над введением научного исследования.
|
|
|
24
|
Формулировка цели
|
|
формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
|
|
25
|
Основная часть
|
|
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Работа над основной частью исследования.
Выполняют исследование. Оформляют работу
|
|
26
|
Методы исследования
|
|
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
|
|
27
|
Методы исследования
|
|
Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
|
|
28
|
Результаты опытно-экспериментальной работы
|
|
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
|
|
29
|
Компьютерная презентация
|
|
Тезисы и компьютерная презентация.
Создание компьютерной презентации.
|
|
30
|
Отзыв.
|
|
Пишут отзыв на проектную работу
|
|
31
|
Рецензия.
|
|
Пишут отзыв на исследовательскую работу
|
Публичное выступление
|
1
|
|
|
32
|
Подготовка публичного выступления
Подготовка авторского доклада.
|
П
|
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Подготовка авторского доклада.Подготовка авторского доклада.Выполняют исследование.Оформляют работу
|
Итоговая конференция
|
1
|
|
|
33
|
Публичное выступление
|
П
|
Защищают работу.Участвуют в коллективной оценке результатов.
|
Экспертиза деятельности
|
|
Оценка результатов.
|
|
34
|
Подведение итогов
|
П
|
Обсуждение и отчет о проделанной работе
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы
|
Итого:
|
34
|
|
|