Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419850
Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС.
Содержание - Естественные науки

Динмухаметова Елена Владимировна, учитель биологии, МОУ "ШИСОО с. Ныда" с.Ныда, Надымский район ЯНАО. 
Рабочая программа учебного курса по «Биология» для 5-9 класса разработана на основе Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов / М.: Дрофа. В программу добавлен этнокультурный компонент, который предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития подростков. Программа рассчитана на 245 часов.


Дата публикации: 21.06.2018


Рабочая программа учебного курса по биологии для 5-9 класса разработана на основе Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов / М.: Дрофа 2013 г.

Изучение биологии в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • применение методов биологической науки для изучения клеток и организмов: проведение наблюдений за живыми организмами, постановка несложные биологических экспериментов и объяснение их результатов, описание биологических объектов и процессов;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентирование в системе познавательных ценностей: оценивание информации о живых организмах, получаемой из разных источников, последствий деятельности человека в природе

в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

Изучение биологии в 6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • oосвоить знаний об основных биологических понятиях; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • формировать у обучающихся знания о многообразии растительного мира, классификации растений, развитие растительного мира и т.д.;
  • уметь формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • воспитать позитивно ценностное отношение к живой природе, культуре поведения в природе;

Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • oформирование современной естественнонаучной картины мира;
  • oформирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости животного мира.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях.
  • Овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
  • Воспитывать позитивное, ценностное отношения к живой природе, культуру поведения в природе.
  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, для ухода за домашними животными, соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Изучение биологии в 8 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о месте и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека.

Для достижения целей поставлены следующие задачи:

  • формировать у обучающихся знаний о человеке как биосоциальном существе;
  • развить умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
  • воспитывать позитивное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.

Цели обучения биологии в 9 классах:

  • Приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
  • Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

Для достижения целей поставлены следующие задачи:

  • Способствовать ориентации обучающихся в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей;
  • Формировать экологическое сознание, воспитывать любовь к природе.
  • Развивать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания о живой природе; познавательные качества личности, связанные с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений.

Формы организации образовательного процесса обучающихся являются фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Методы: Объяснительно-иллюстративный метод обучения; поисковый метод; проектный метод; метод проблемного обучения; метод эвристической беседы; анализ; дискуссия;

Технологии используемые в обучении: Развивающего обучения (Выготский Л.С.); Обучение в сотрудничестве; Проблемного обучения (Махмутов М.И.); Личностно-ориентированного обучения (Якиманская И.С); Тест – технологии (Львова С.И.); Развитие исследовательских навыков; ИКТ; ЗОЖ

Предметные образовательные результаты

Учащиеся должны знать:

  • эволюционный путь развития животного мира;
  • историю изучения животных;
  • структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
  • систематику животного мира;
  • особенности строения изученных животных, их много­образие, среды обитания, образ жизни, биологические и эко­логические особенности; значение в природе и жизни чело­века;
  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
  • основные системы органов животных и органы, их образующие;
  • особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
  • эволюцию систем органов животных.
  • основные способы размножения животных и их разно­видности;
  • отличие полового размножения животных от бесполого;
  • закономерности развития с превращением и развития без превращения.

Учащиеся должны уметь:

  • животных, для выведения новых пород животных.
  • находить отличия простейших от многоклеточных животных;
  • правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
  • работать с живыми культурами простейших, исполь­зуя при этом увеличительные приборы;
  • наблюдать за поведением животных в природе;
  • прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучеламин др.);
  • объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
  • правильно использовать при характеристике строений животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
  • доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;
  • характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
  • показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
  • выявлять факторы среды обитания, влияющие на про­должительность жизни животного;
  • ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;
  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные образовательные результаты

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области биологии:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явле­ний;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

5 класс Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

В том числе

практических

работ

В том числе

лабораторных

работ

В том числе

экскурсий

В том числе

контрольных

работ

Введение

6

1

 

1

1

Раздел 1. Клеточное строение организмов

10

1

3

 

1

Раздел 2. Царство Бактерии.

2

     

1

Раздел 3. Царство грибы.

5

 

2

   

Раздел 3. Царство Растения

9

 

4

   

Повторение

3

     

1

Итого

35

2

9

1

4

Содержание тем учебного курса

Введение (6 часов)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. 2.Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. 3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. 4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

5. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.(Обучающая)

Раздел 2. Царство Бактерии (2часа).

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

1. Строение плодовых тел шляпочных грибов. 2. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы 1.Строение зеленых водорослей. 2. Строение мха (на местных видах). 3. Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. 4.     Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Повторение (3 часа)

6 класс Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

В том числе

практических

работ

В том числе

лабораторных

работ

В том числе

экскурсий

В том числе

контрольных

работ

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

-

9

-

2

Раздел 2. Жизнь растений

10

-

3

1

1

Раздел 3. Классификация растений

6

-

1

1

1

Раздел 4. Природные сообщества

3

-

-

1

 

Повторение

2

-

-

 

1

Итого

35

0

13

3

5

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14ч)

     Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

     Демонстрация Внешнее и внутреннее строение корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Строение цветка. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

     Лабораторные работы

1.Строение семян двудольных и однодольных растений. 2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. 3. Корневой чехлик и корневые волоски. 4. Строение почек. Расположение почек на стебле. 5. Внутреннее строение ветки дерева. 6. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). 7. Строение цветка. 8. Различные виды соцветий. 9. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10ч)

     Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян. Питание проростков запасными веществами семени. Получение вытяжки хлорофилла. Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету. Образование крахмала. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Передвижение органических веществ по лубу.

     Лабораторные и практические работы

1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. 2. Вегетативное размножение комнатных растений.3. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейств 3-4 семейств (с учетом местных условий) Класс Однодольные. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

     Демонстрация

Живые и гербарные растения.

Районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

     Лабораторные и практические работы 1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (3ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Повторение - 2 часа

7 класс. Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

В том числе

лабораторных

В том числе

контрольных

Введение.

1

-

 

Раздел 1 Простейшие.

1

 

1

Многообразие животных.

20

5

3

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

6

1

1

Индивидуальное развитие животных.

2

1

-

Развитие животного мира на Земле.

2

-

-

Биоценозы.

1

-

-

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

2

-

1

Итого:

35

7

6

Содержание тем учебного курса.

Введение. Общие сведения о животном мире (1ч)

   История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходст­во и различия животных и растений. Систематика животных.

РАЗДЕЛ 1. Простейшие (1ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места оби­тания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепара­тов простейших.

РАЗДЕЛ 2. Многообразие животных(20ч)

Беспозвоночные животные. Тип Губки; многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особеннос­ти; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни. биологические и экологи­ческие особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепарат пресноводной гидры. Образцов кораллов. Влажных препарат медузы. Видеофиль­ма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жиз­ни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни челове­ка.

Лабораторная работа . Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и эколо­гические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их ра­ковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и эколо­гические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морские звезды и других иглоко­жих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Мно­гообразие. Среда обитания, образ жизни и поведе­ние. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда оби­тания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обита­ния, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа . Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; зна­чение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передви­жением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обита­ния, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняе­мые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологиче­ские и экологические особенности; значение в при­роде и жизни человека; исчезающие, редкие и ох­раняемые виды. Класс Птицы: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и эколо­гические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые ви­ды.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представи­тели отрядов млекопитающих; среда обитания, об­раз жизни и поведение; биологические и экологи­ческие особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

РАЗДЕЛ 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (6ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы ды­хания и газообмена. Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятель­ности организма. Органы размно­жения, продления рода.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа

6. Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 4. Индивидуальное развитие животных( 2ч)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Разви­тие животных с превращением и без превращения. Периоди­зация и продолжительность жизни животных.

Лабораторная работа. Изучение стадий развития животных и опреде­ление их возраста.

РАЗДЕЛ 5. Развитие животного мира на Земле(ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анато­мические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного ми­ра. Усложнение строения животных и разнообра­зие видов как результат эволюции. Ареал обитания. Миграция. Закономерности размещения животных.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 6. Биоценозы (ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водо­ем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явле­ниями в жизни животных.

РАЗДЕЛ 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (ч)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержа­ния и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мо­ниторинга, охраняемые территории. Красная кни­га. Рациональное использование животных.

8 класс. Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

В том числе

лабораторных

В том числе

контрольных

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека.

2

-

-

 

Раздел 2.  Происхождение человека

3

 

1

 

Раздел 3.   Строение организма

4

1

 

 

Раздел   4. Опорно-двигательная система

8

4

1

 

Раздел 5. Внутренняя среда организма

3

1

 

 

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая система

6

3

 

 

Раздел 7. Дыхание

4

1

 

 

Раздел 8. Пищеварение

6

1

1

 

Раздел 9. Обмен веществ и энергии

3

1

 

 

Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение

4

 

 

 

Раздел 11. Нервная система

5

 

 

 

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств

5

1

1

 

Раздел   13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

2

 

 

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

 

 

 

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма

5

 

 

 

Повторение

3

 

1

 

Итого:

68

15

5

           

Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека. (2ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 2.  Происхождение человека (3ч.)

Место человека в систематике. Доказательства происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 3. Строение организма (4 ч.)

Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферические части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлексы рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

   Лабораторная работа Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлексии др.

Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их микро- и макростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы – антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа. Нарушение осанки и развитие плоскостопия: причины выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах

Лабораторные работы 1.Микроскопическое строение кости. 2.Мышцы человеческого тела. 3.Утомление при статической работе. 4. Выявление нарушений осанки. 5. Выявление плоскостопия.

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч.)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитические болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет тканевая совместимость переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа 1.Рассматривание крови человека и лягушки под микроскоп.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая система (6ч.)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления, приёмов остановки кровотечений.

Лабораторные работы 1.Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. 2. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. 3.Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. 4.Опыты, выясняющие природу пульса. 5. Функциональная проба: реакции сердечно сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Раздел 7. Дыхание (4ч.)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких.   Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрации модели гортани;   приёмов искусственного дыхания.

Лабораторные работы Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Раздел 8 Пищеварение (6ч.)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищеварительных отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа .Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.

Раздел 9 Обмен веществ и энергии ( 3ч.)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и не заменимые аминокислоты, макро- и микроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы 1. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. 2. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (4ч.)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитические болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы их предупреждение.

Лабораторные работы (эксперименты) 1. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. 2. Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды

Самонаблюдения: Рассмотрение под лупой тыльной стороны ладонной поверхности кисти.

Раздел 11. Нервная система организма человека (5ч.)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции кора больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы, их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга.

Лабораторные работы 1.Пальцевая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. 2. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. 3. Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Раздел 12. Анализаторы. (5ч.)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Коркавая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха строение и функции наружного, и среднего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей уха; опытов выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружения слепого пятна, определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа 1.Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а так же зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. 2.Обнаружение слепого пятна. 3. Определение остроты слуха.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч.)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения и торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание.

Лабораторные работы 1.Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого образования нового динамического стереотипа. 2. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч.)

Железы внешне, внутренней и смешанной секреции. Свойство гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации: модель головного мозга для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (4ч.)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструация и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и д.р.; их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребёнок и уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

9 класс

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

Практических работ

В том числе

лабораторных

работ

В том числе

экскурсий

В том числе

контрольных

работ

Введение

3

-

-

-

1

Раздел 1. Молекулярный уровень

10

-

1

-

1

Раздел 2. Клеточный уровень

14

1

-

-

1

Раздел 3. Организменный уровень

13

-

1

-

1

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень

8

1

-

1

1

Раздел 5. Экосистемный уровень

6

-

-

1

-

Раздел 6. Биосферный уровень

11

1

-

-

1

Повторение

3

-

-

-

-

Итого

68

3

2

2

6

Содержание тем учебного курса

Введение (3ч)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация

Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы

1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы

2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Раздел 3. Организменный уровень (13ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

1.Выявление изменчивости организмов.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы

1.Изучение морфологического критерия вида.

Экскурсии

Причины многообразия видов в природе.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6ч)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.

Экскурсии

Биогеоценоз.

Раздел 6. Биосферный уровень (11ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсии

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Повторение 3ч

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР