Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7959572
Из опыта работы «Внеурочная деятельность учащихся по химии в 5-х классах»
Содержание - Естественные науки

Филина Надежда Валериевна, учитель химии МОУ СОШ №3 г. Лыткарино Московской области. 
Обобщение опыта работы с учащимися 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по химии. В приложенной презентации содержатся примеры заданий, направленных на реализацию требований ФГОС.


Дата публикации: 28.09.2018


Из опыта работы

«Внеурочная деятельность учащихся по химии в 5-х классах»

alt

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Одним из основных критериев готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС основного общего образования является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей реализацию внеурочной деятельности обучающихся.

Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает необходимость организации  обеспечения досуга школьников, который позволит удовлетворить их познавательные интересы, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня.

Для учащихся этого возраста очень важен уровень личных достижений. При посещении внеурочных занятий по химии он может почувствовать радость познания,  приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях. Интерес школьников к занятиям внеурочной деятельности зависит от разнообразия их форм проведения (беседа, игра, химическое творчество, занятия-исследования, химический эксперимент, праздничные мероприятия и др.). Содержание занятий определяется,  следующими критериями: интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.); частая смена видов деятельности; использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых; акцент на практические виды деятельности; обеспечение успеха и психологического комфорта каждому учащемуся путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения…

По ФГОС изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:

  • формирование целостной научной картины мира;
  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • владение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
  • осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Цель изучения пропедевтического курса

  • подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
  • создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
  • сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
  • показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

Занятия проводятся один раз в неделю, 35 часов в год

Основное содержание программы включает в себя 5 разделов:

1. Химия в центре естествознания 2. Периодическая таблица Д. И. Менделеева. Математика в химии 3. Явления, происходящие с веществами 4. Строение атома 5. Чудеса своими руками

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС

Изменение в требованиях к результатам

Стандарт 2004 г.                                                                           Стандарт II поколения

ЗУН                                                                                                               УУД

уметь                                                                                                         Личностные 

знать                                                                                                         метапредметные                    

использовать                                                                                          предметные

       

 

Личностные результаты курса

— Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование мотивации к изучению в дальнейшем химии и физики; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

— воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

— формирование личностного отношения друг к другу, к учителю;

— отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка.

Метапредметные результаты курса

— освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

— формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания);

— формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей,

— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметные результаты изучения курса

— освоение базовых химических знаний, необходимых для дальнейшего изучения курса химии;

— формирование элементарных исследовательских умений;

— применение полученных знаний и умений для решения практических задач; ? соблюдение правил ТБ при работе с химическими веществами.

Примеры заданий, направленных на реализацию требований ФГОС

1. Определить правильную последовательность слов в предложении. Химическое уравнение – это ........

? - химической реакции ? - при помощи ? - формул и ? - запись ? - условная ? – коэффициентов

2. «Кроссворд - наоборот». Все слова кроссворда уже вписаны. Каждому понятию дайте как можно более точное определение.

3. Подчеркни «лишнее» понятие: А) углекислый газ, вода, сахар, алюминий; Б) молоко, воздух, медь, сок; В) ржавление железа, плавление парафина, скисание молока, гашение соды уксусом; Г) натрий, магний, алюминий, кислород.

4. Помоги мышонку пройти к подруге. Учти, что он может двигаться только по клеткам, в которых записаны символы химических элементов (по диагонали ходить нельзя!).

Таким образом,  участие во урочной деятельности по химии позволяет  школьнику приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. На этом эмоциональном фоне приобретенные знания и навыки становятся интегральной частью жизненного опыта ребят. 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР