Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424540
Итоговый урок по теме: "Пищеварение", конспект урока
Содержание - Естественные науки

Лариса Павловна Клиндухова, учитель биологии, МБОУ СОШ №33 с углубленным изучением английского языка, г.Озерск Челябинской области. 
Данный конспект написан для проведения итогового урока по теме "Пищеварение" для учащихся 8-х классов. Он включает задания по следующим урокам: "Пищеварение в ротовой полости", "Пищеварение в желудке", "Пищеварение в двенадцати перстной кишке", "Пищеварение в тонком кишечнике". Задания представлены в виде тестов, биологических задач и вопросов для индивидуального и фронтального опроса. На данном уроке подводятся итоги по изучению темы "Пищеварение".


Дата публикации: 05.10.2018


8 класс «Биология», обобщающий урок по теме «Пищеварение» (2 часа)

alt

Цели:

Обучающая: научить учащихся раскрывать взаимосвязь строения органов пищеварения с выполняемыми функциями, научить определять и распознавать понятия: пищеварение, пищеварительный канал, пищеварительные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, полостное и пристеночное пищеварение, всасывание, дезбактериоз, ферменты, желчь, фактор Касла, показать взаимосвязь нормального функционирования органов и соблюдений правил гигиены и правильного питания.

Развивающая: развитие навыков логического мышления, развитие навыков анализа сложных физиологических процессов при изучении пищеварения. Практическое применение знаний анатомии, физиологии и гигиены пищеварения.

Воспитательная: воспитание, формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, воспитание чувства ответственности. Привитие навыков культуры питания, здорового образа жизни, соблюдение правил гигиены.

Слайд 1

Учитель: «Сегодня мы повторим и обобщим процессы, происходящие в пищеварительной системе».

Слайд 2

  • Что такое «пищеварение»?
  • Какой системой органов осуществляется?

И.П.Павлов (слайд 3) выразил сущность пищеварения: «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала».

Вопрос учителя: «Что подразумевал И. П. Павлов, используя такие выражения как «длинный ряд учреждений», «химические фабрики», «магазины тела»?

Индивидуальный опрос. 1 учащийся: (слайд 4)рассказать общий план строения пищеварительной системы.

В это время все учащиеся 1-го варианта выполняют тест «Найди соответствие». Учащиеся получают раздаточный материал тест-карточку на бумажном носителе.

 

Функции

Сущность

I секреторная

II двигательная

III всасывательная

  1. движение пищи по пищеварительному каналу, ее перемешивание
  2. переход питательных веществ в кровь и лимфу
  3. образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал
  4. расщепление сложных органических соединений до более простых

А также это время все учащиеся 2-го варианта выполняют тест «Выбери правильное суждение».

     1.Основные функции пищеварения: секреторная, двигательная,
             всасывающая.

1.Мягкая часть в центре зуба называется дентин.

2.Червеобразный отросток (аппендикс) находится на границе слепой и
толстой кишки.

3.Пепсин участвует в расщеплении углеводов, он входит в состав слюны.

4.Белки в пищеварительном канале расщепляются до аминокислот.

5.Выделение слюны в ответ на раздражение зрительного, обонятельного,
слухового рецепторов это безусловный слюноотделительный рефлекс.

6.В 12-перстной кишке кислая среда.

7.Поджелудочная железа выделяет желчь.

8.Пристеночное пищеварение изучал русский ученый Уголев.

9.Печень не участвует в переваривании пищи, выполняет барьерную
функцию.

10.Всасывание происходит наиболее интенсивно в тонком и толстом
кишечнике.

11.Жиры в пищеварительном канале расщепляются до глюкозы.

12.Гликоген откладывается в печени.

13.Усвоение веществ, поступающих в организме из окружающей среды -
это энергетический обмен.

14.Поджелудочная железа участвует в выработке гормонов, например
инсулина.

 

Подводим итог по тесту 1-го варианта. I - 3, 4, II - 1, III - 2.

Подводим итог по тесту 2-го варианта. Правильные суждение: 1, 3, 5, 9, 13.

 

Вспомним пищеварение в ротовой полости

Вопрос учителя:

- Какие органы в ротовой полости?

Предполагаемый ответ учащегося (слайды 5, 6, 7).

-Язык, зубы, в ротовую полость впадают протоки слюнных желез.

Индивидуальный опрос. 1 учащийся отвечает устно:

Необходимо дать определение ротовой полости, сказать значение языка, строение и функции зубов, правила ухода за зубами.

Индивидуальный опрос. 2-й учащийся (заполнение заранее заготовленной схемы на меловой доске):

       

 alt

Тест № 1

1 .Какой из перечисленных органов не относится к пищеварительной системе?

а)  глотка

б)  пищевод

в)  трахея

г)  печень

2.В каком случае правильно названо общее количество разных видов зубов у

взрослого человека?

а) 8 резцов, 4 клыка, 20 коренных зубов

б)  4 резца, 8 клыков, 20 коренных

в)  10 коренных, 10 резцов, 8 клыков

3. Какой тканью образован язык?

а)   поперечно-полосатой мышечной

б)  гладкой мышечной
в) соединительной

4.В какой среде действуют ферменты желудочного сока?

а)  в нейтральной

б)  в слабощелочной

в)  в кислой

5. Тонкий кишечник образован:

а) двенадцатиперстной, тонкой, и слепой кишкой

б) двенадцатиперстной и тонкой кишкой

в)      тонкой, слепой кишками и аппендиксом

Тест №2

1. Куда впадает проток поджелудочной железы?

а)  в желудок

б)  в желчный пузырь

в)  в двенадцатиперстную кишку

г)  в печень

2. Какие процессы могут быть нарушены при снижении количества соляной кислоты в желудке?

А) расщепление белков

Б) расщепление жиров

В) расщепление углеводов

3.Расставьте   буквы   в   последовательности,   соответствующей   порядку расположения отделов пищеварительного тракта а) глотка, б) желудок, в) пищевод, г) ободочная кишка, д) двенадцатиперстная кишка, е) ротовая полсть, ж) тонкая кишка, з) прямая кишка, и) слепая кишка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.         Где происходит окончательное переваривание пищи и всасывание
питательных веществ в кровь?

а)   в толстом кишечнике

б)  в тонком кишечнике

в)  в прямой кишке

5.   Куда поступают импульсы от рецепторов пищеварительного тракта при
прохождении пищевого комка?

а)   в спинной мозг

б)  в продолговатый мозг

в)  в мозжечок

 

Весь класс работает над биологическими задачами:

1.У человека раны в ротовой полости заживают быстрее, чем на коже.
Почему?

2.Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус
сменяется сладким?

3.В древней Индии для вопроса о виновности или невиновности,
подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось испытание рисом?

4.Почему при виде разрезанного лимона вызывается слюноотделение?

5.Объясните, почему слюна собаки, которую кормили вареным
картофелем, содержит больше фермента, чем собаки, которую кормили
мясом.

Рассказ ученика по видеофрагменту о методе И.П.Павлова по изучению слюноотделения. (Слайд8)

Просмотр видеозаписи (слайд 9) «Передвижение пищи по пищеводу в желудок»

Вопрос учителя: - Ребята, что мы видим на экране? Какое строение имеет пищевод? Какую функцию он выполняет?

Предполагаемый ответ учеников: Это пищевод. Пищевод - это полая трубка, которая перистальтически сокращаясь, транспортирует пищу в полость желудка. Слизистая пищевода выделяет слизь, облегчающую проскальзывание по нему пищевого комка.

Учитель: - Желудок - это расширенная часть пищеварительного канала. Какое строение имеет желудок, каковы его функции? Итак, рассмотрим пищеварение в желудке.

Индивидуальный опрос. 1 - й учащийся (устно): - рассказать строение желудка (Слайд 11) Индивидуальный опрос. 2-й учащийся:

-на доске составить схему «Слизистая оболочка желудка. Состав желудочного сока» и рассказать.

alt

                                             Тест №3

1 .Какие из перечисленных процессов происходят в желудке?

а)      расщепление белков, всасывание воды и минеральных солей,
образование пепсина

б)      всасывание жиров, расщепление углеводов и минеральных веществ

в)      всасывание белков, расщепление жиров, образование сока
поджелудочной железы.

2.       Соляная кислота: (возможны несколько ответов)

а)       защищает слизистую желудка

б)       способствует расщеплению белков

в)       активизирует ферменты

г) обладает бактерицидным действием

3.       Аппетитный желудочный сок - это:

а)      сок, выделяющийся до еды

б)      сок, выделяющийся во время еды

в)      сок, выделяющийся после еды

   4. На какой из процессов повлияет снижение кислотности желудочного сока?

а)      на сокращения мышц желудка и кишечника

б)      на секрецию

в)     на усиление активности бактерий в желудке

5. Отделение пищеварительных соков регулируется:

       а)    нервным механизмом

б)    гуморальным механизмом

в)   нейрогуморальным механизмом

Тест №4

1.    Какую из гипотез проверял И.П.Павлов в опытах с мнимым кормлением?

а)     если   будут   раздражаться   только   рецепторы   ротовой   полости,   то
желудочный сок все равно будет рефлекторно выделяться

б) чтобы получить желудочный сок, надо накормить животное

в) при мнимом кормлении вырабатываются только безусловные рефлексы

2.   Наилучшим доказательством существования гуморальной регуляции
является:

а) отделение желудочного сока при виде пищи

б)  отделение желудочного сока при раздражении блуждающего нерва

в)  отделение желудочного сока через три часа после еды

3.   Причиной частого обновления клеток желудка (1 раз в три дня) является:

а)  постоянное движение мышц желудка

б)  кислая среда

в)  щелочная

4.   Каким из веществ, скорее всего можно вылечить изжогу, вызванную
повышенной кислотностью желудочного сока?

а) содой

б) водой

в) ферментами

5.   Какую из функций желудок не выполняет?

а)  переваривание белков

б)  секреция соляной кислоты

в)  секреция пепсина

г)  секреция желчи

Вопрос учителя: - По рисунку рассказать о методах И.П.Павлова по изучению желудочного сокоотделения. (Слайд 12)

 

Весь класс решает биологические задачи:

1.Больному анемией врач рекомендует проверить кислотность
желудочного сока и фактор Касла. Почему?

2.Почему не происходит самопереваривание желудка?

3.У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

4.Героиня одной из пьес в момент сильного психического потрясения неожиданно говорит: «Может быть, это покажется безнравственным, но я хочу есть». В чем физиологический смысл этого явления? Можно ли считать женщину бесчувственной?

Вопрос учителя: - Какой отдел пищеварительного канала идёт за желудком?

Предполагаемый ответ ученика: - Двенадцатиперстная кишка, в которую впадают протоки печени и поджелудочной железы, (Слайд 13)

Учитель: Рассмотрим строение и функции печени.

 

Индивидуальный опрос: рассказать строение и функции печени.

 

I вариант выполняет тест №5

1. В двенадцатиперстной кишке:

а)       кислая среда

б)       нейтральная среда

в)       слабощелочная среда

г)       щелочная

2.Поджелудочный сок выделяется:

а)       желудком

б)       железами двенадцати перстной кишки

в)       поджелудочной железой

г)       печенью

3.Какой сок активизирует расщепление жиров?

а)    желчь

б)    панкреатический сок

в)    кишечный сок

г)         желудочный сок

5.    В каком случае выделение желчи будет наименьшим?

а)      при голодании

б)     во время еды

в)     через 2 часа после еды

 

6.      Ферменты кишечного сока действуют
а)   только

б)     на белки, жиры, углеводы

в)     только на жиры и углеводы

 

II вариант решает биологические задачи:

1. У человека больная печень. Врач предлагает больному придерживаться

безжировой диеты. Почему?

2.У человека плохая свертываемость крови, а врач назначает обследование печени. Почему?

3.Заболевания печени, при которых нарушаются все её функции,смертельны. Почему?

Вопрос учителя: - Протоки, какой железы кроме печени впадают в двенадцатиперстную кишку?

Предполагаемый ответ ученика: - Протоки поджелудочной железы. Индивидуальный опрос. 1 - й учащийся: доказать, что поджелудочная железа является железой смешанной секреции.

Используя рисунки, ученик рассказывает строение и функции данной железы.

Индивидуальный опрос. 2-й учащийся: рассказать три этапа пищеварения, происходящих в тонком кишечнике. (Слайд 14)

В это время ребята заполняют таблицу

 

Основные отделы пищеварительного канала

Ответы

Описание процессов

I. Ротовая полость

II. Желудок

III. Тонкая кишка

IV. Толстая кишка

 

  1. Измельчение пищи
  2. Расщепление некоторых видов жиров (например, молоко)
  3. Расщепление крахмала
  4. Расщепление жиров
  5. Расщепление белков
  6. Всасывание питательных веществ

 

 

Желающие заполняют таблицу на «5»

 

Органы пищеварения

Органические вещества

Конечные продукты

Ферменты

Ротовая полость

 

 

 

Желудок

 

 

 

Двенадцатиперстная кишка

 

 

 

Тонкий кишечник

 

 

 

 

Подводим итоги по таблицам.

Ответы к первой таблице: I- 1, 3; II- 2, 5; III- 3, 4, 5, 6; IV- 6.

Ответы ко второй таблице: 1. крахмал - глюкоза - амилаза, мальтаза; 2. белки - аминокислоты - пепсин; 3. углеводы - глюкоза - амилаза, мальтаза, лактаза; белки - аминокислоты - трипсин; жиры - глицерин и жирные кислоты - липаза; 4. углеводы - глюкоза - амилаза, мальтаза, лактаза; белки -аминокислоты - пептидаза, жиры - жирные кислоты и глицерин.

Вопрос учителя: - Что находится на границе между тонким и толстым

кишечником?

Предполагаемый ответ ученика: - аппендикс - рудимент слепой кишки,

доказывающий происхождение человека от животных.

Вопрос учителя: - Какова взаимосвязь строения и выполняемых функций

толстого кишечника? (Слайд 15)

 

Биологические задачи:

1. У больного авитаминоз витаминов группы В и

витаминов группы К. Доктор Наплевайт назначит инъекции этих витаминов,

а доктор Аккурат рекомендует больному проверить флору кишечника.

Почему?

2. Почему после приёма курса антибиотиков необходимо восстанавливать

флору кишечника?

 

Ребята, вам было дано опережающее задание, подготовить сообщение на тему: «Заболевания органов пищеварения». Заслушаем сообщения.

 

Болезни органов пищеварения.

Гастрит. От греч. гастер - желудок. Воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка. Острый и хронический.

            Острый.

Причины - нарушение в пищевом режиме, перегрузка желудка чрезмерно большим количеством пищи, приём в течение длительного времени большого количества некоторых лекарств.

Внутренние причины - самоотравление организма при заболеваниях печени, почек, при нарушении обмена веществ - диабет, воздействие на желудок микробов и продуктов их жизнедеятельности (токсинов) при таких инфекционных заболеваниях, как грипп, воспаление лёгких и др. Склонны к заболеваниям: с пониженной кислотностью желудочного сока, с неустойчивой нервной системой.

Симптомы: боль в ложечной области, отрыжка с запахом тухлого яйца или съеденной пищи, мучительная тошнота, обильная рвота, после которой наступает облегчение.

По прошествии 1 -2 дней все явления проходят, общее состояние восстанавливается. Тяжёлые формы принимают длительное течение (10-15) дней и переходят в хронический гастрит.

            Хронический гастрит развивается в результате часто повторяющегося острого или в результате воздействия таких причин: несоблюдение правильного режима питания, связанного с профессиональными условиями больного (частые разъезды), наличие хронических заболеваний (туберкулёз, воспаление печени, желчного пузыря, кишечника), невнимательное отношение к акту жевания: поспешная еда, недостаточное разжёвывание пищи, проглатывание больших кусков, употребление очень холодной и очень горячей пищи. Больные зубы не только нарушают акт жевания пищи, но и служат очагом, из которого поступают в желудок микробы, токсины. Злоупотребление табаком и алкоголем.

Симптомы - снижение аппетита, отрыжка пищей, тошнота, иногда боли, но чаще ощущение тяжести в подложечной области, рвоты лишь на время облегчают состояние больного. Для х.г. с повышенной кислотностью ж.с. характерны боли в подложечной области после еды, изжога, запоры и пр. Для х.г. с пониженной кислотностью ж.с. х-ны отрыжка тухлым, тошнота, рвота слизью, вздутие живота, понос.

          Язвенная болезнь, заболевание, характеризующееся образованием язвы в желудке или в 12ти перстной кишке. В основе заболевания процесс самопереваривания слизистой оболочки в результате воздействия на неё собственного желудочного сока.

Причины - очень большое значение имеют врождённые особенности организма. На их фоне такие моменты как неправильности в режиме питания, злоупотребление алкоголем и особенно курением провоцируют болезнь при наличии к ней известного предрасположения. Нервные и психические факторы: переутомление, плохой сон, нервно-психические переживания.

Симптомы: боль, связанная с приемом пищи, особенно грубой, солёной или кислой. Боль возникает вскоре после приёма пищи (0,5 ч) или, наоборот, поздно - через 2-3 часа, или даже позже (5-8 ч), т.е. на голодный желудок («ночные» или «голодные» боли).

2-й важный признак язвенной болезни - рвота, для которой характерно приносимое ею чувство значительного облегчения болей. Изжога. Аппетит у больных не только не страдает, но может быть даже и усиленным. Однако многие из них едят мало из-за боязни появления болей после еды.

Часто больные жалуются на плохой сон, раздражительность, неустойчивость настроения, склонность к сердцебиениям, головокружениям, похолодание конечностей. Холецистит. Воспаление желчных путей.

            Ребята, с помощью каких методов исследования можно установить правильный диагноз? Заслушаем сообщения.

Зондирование - вводится резиновая трубка-зонд в полость желудка и двенадцатиперстной кишки для получения желудочного и кишечного соков.

Рентгенография - больному дают выпить жидкую кашицу из вещества, непроницаемого для лучей Рентгена. Затем при просвечивании на экране прибора определяют контуры разных   отделов пищеварительного канала.

Эндоскопия - вводят во внутренние органы человека специальные оптические и осветительные приборы, позволяющие осматривать полость пищеварительного канала и даже протоки желез.

Ультразвуковая локация - получение на экране изображения внутренних органов по отражению ультразвуковых волн от границ.

Сканирующая томография построение на экране компьютера изображения внутренних органов с использованием метода ядерного парамагнитного резонанса.

Радиоэлектронные методы - при прохождении в кишечнике «радиопилюли» (цилиндр, снабженный датчиком) информация о кишечной среде передается с помощью радиоволн.

Учитель: ребята, вот и подошел к концу наш урок. Спасибо всем за работу.

Выставление оценок.