Конспект урока в 10 классе «Жиры.Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров». |
Содержание - Естественные науки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Козлова Зинаида Аркадьевна, учитель химии, МБОУ «Аксубаевская СОШ№3» пгт Аксубаево, Аксубаевского района Республики Татарстан. Дата публикации: 11.10.2018 УРОК: «ЖИРЫ. СОСТАВ И СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ» 10 класс Цель урока: рассмотреть химический состав, строение и свойства жиров как группы сложных эфиров. Задачи урока:
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок-исследование. Методы и методические приемы: словесные, частично-поисковый, исследовательский методы, работа с текстом, самостоятельная работа в группах, обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение результатов работы, самооценка своей работы. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация; на демонстрационном столе: подсолнечное масло, сливочное масло, оливковое масло, рыбий жир, свиной жир; на ученических столах: штатив с пробирками, спирт, бензин, вода, подсолнечное масло, чипсы, шоколад, семечки. Ход урока 1.Организационная часть урока. Наиболее рациональный прием изучения нового есть перенос знаний ранее изученного на неизвестное. Ларошфуко. Приветствие учителя. 2. Определение темы и постановка целей урока. Учитель: Итак, ребята, перед вами чистая доска, я не тороплюсь произносить всем знакомую фразу «Тема нашего урока…» Это право предоставляю вам. Посмотрите на слайд, подумайте 5 секунд и скажите, что вы видите? (слайд 3) (Полных людей… ) Хорошо. Что вы об этом думаете? Обсудите в парах с партнером по плечу в течение 10 секунд. Кто начнет говорить первым, решите сами. О чем это заставляет вас задуматься? Обсуди те в парах с партнером по лицу. О какой актуальной проблеме человечества идет речь (обсуждение в парах). (Ожирение). В настоящее время на земном шаре около 7% взрослых людей (250 млн. чел.) страдают ожирением (слайд 4). Обратите внимание, как много людей в разных странах страдают этим недугом.
Растет распространенность ожирения среди детей. Корень этого слова? (Жир). Тема нашего урока …..(Жиры). Итак, тема нашего урока: «Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров». Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока (слайд 5). А какие цели вы поставите перед собой? Цель урока: узнать химический состав, строение и свойства жиров. Что вы ожидаете от нашего урока? А я надеюсь, что вы на уроке будете активными, успешными и легко усвоите новый материал. 3. Актуализация знаний учащихся. Учитель: Прежде чем перейти к изучению нового материала, мы с вами определимся, а что нам уже известно о жирах из курса биологии и других источников. У вас на столах карточки с утверждениями (слайд 6). Если вы согласны с утверждением, то в колонке «До» поставьте, пожалуйста, знак «+». Если вы не согласны с утверждением, то поставьте знак «-». У вас есть 1 минута, чтобы выполнить это задание.
К этим утверждения мы еще вернемся. 4. Изучение нового материала. Учитель: Итак, для работы на уроке доску мы разделили на 4 блока: 1 блок. Строение и физические свойства. 2блок. Номенклатура. 3 блок. Изомерия. 4 блок. Получение. А вы разделились на 3 группы. 1-ая группа отвечает за «Состав и строение жиров», 2-ая группа – «Номенклатура и классификация», 3-ая группа – «Физические свойства». Откройте учебники на стр. 228, § 21 (слайд 7).На столах у вас есть дополнительный материал по теме. Работаем в группах в течение 7 мин. по инструкциям, а затем вы должны оформить ваш отчет о проделанной работе на листах А3. Ваша задача: кратко, но доступно преподнести всем остальным ваш материал. Кто сделает это от вашей группы, вы решите сами. Самостоятельная работа в группах. Инструкция для 1 группы. 1.Прочитайте текст. Дайте определение жирам. 2.Напишите общую формулу жиров. Какие кислоты входят в состав животных и растительных жиров (названия и формулы). 3.Кратко расскажите историю открытия жиров: кто из ученых определил состав и строение жиров. 4.Сделайте устный отчет. Инструкция для 2 группы. 1.Выясните, как называются жиры по ИЮПАК. 2.Приведите примеры. 3.Дайте классификацию жиров. Покажите одну из классификаций на демонстрационном столе. 4.Сделайте отчет. Инструкция для 3 группы. 1.Изучите физические свойства жиров: а) растворимость растительного масла в воде, спирте, бензине (эксперимент). б) плотность; в) температура плавления. 2. Сделайте отчет по плану: агрегатное состояние, плотность, растворимость в воде, спирте и бензине, температура плавления. Работа в группах в течение 7 мин. Отчеты групп о проделанной работе. 1 группа. Состав и строение (слайд 8). Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
2 группа. Номенклатура (слайд 9). Номенклатура жиров довольно сложная. По ИЮПАК жиры называют триацилглицеринами. У ацилов суффикс – оил.
3 группа. Физические свойства. 1.Легче воды 2.Нерастворимы в воде. 3.Растворимы в органических веществах (бензине, ацетоне). Как можно удалить жирные пятна с одежды? Учитель: Следующий блок: « Получение» мы заполним вместе. Что такое жиры? (Сложные эфиры). Способы получения сложных эфиров вам известны. Как же можно получить жиры? (Реакцией этерификации). Напишем уравнение реакции получения жиров.
5 блок. Химические свойства жиров. Учитель: Зная, что жиры – это сложные эфиры, скажите, каким основным свойством они должны обладать? (гидролиз)
1. Гидролиз. Шеврель впервые осуществил гидролиз жиров – они представляют собой сложные эфиры. Жирам как сложным эфирам свойственна обратимая реакция гидролиза, катализируемая минеральными кислотами.
При участии щелочей гидролиз жиров происходит необратимо. Продуктами в этом случае являются мыла – соли высших карбоновых кислот и щелочных металлов.
Натриевые соли – твердые мыла, калиевые – жидкие. Реакция щелочного гидролиза жиров, и вообще всех сложных эфиров, называется также омылением. 2.Гидрирование жиров. При этом водород присоединяется по двойной связи, содержащейся в углеводородном радикале молекул масел.
Полученный продукт называется «саломас». Гидрирование жиров используется в производстве маргарина. 3.Взаимодействие с перманганатом калия доказывает наличие непредельных кислот в растительных жирах. Эксперимент. 5.Закрепление изученного материала. Учитель: Ну что ж, молодцы. А теперь вернемся к утверждениям (слайд 11). Если вы согласны с утверждением, то в колонке «После» поставьте, пожалуйста, знак «+». Если вы не согласны с утверждением, то поставьте знак «-». Времени дается 15 секунд. Изменилось ли ваше представление о жирах? Обсудите в парах с партнером по плечу, в течение 10 секунд. В чем изменилось? (Раньше я думал так, а оказалось…..) (слайд 12). А теперь сравните свои ответы в колонке «После» с ответами на слайде (слайд 13). Учитель: Вернемся к проблеме, которая была озвучена в начале урока. Что же такое ожирение? Ожирение – это хроническое заболевание, при котором происходит накопление избыточного количества жировой ткани в организме (слайд 14). Вам, наверное, интересно, нет ли этой проблемы у вашего организма. Как определить, достаточное или избыточное количество жировой ткани в вашем организме? (слайд 15) Наиболее точная и принятая во всем мире оценка статуса по индексу массы тела(ИМТ). ИМТ = вес (кг)___________ Каждый из вас определит это индивидуально, формула для расчета указана на вашей карточке и дана таблица «Оценка степени ожирения» (слайд 16). Оценка степени ожирения по ИМТ
Учитель: Мне бы хотелось поставить жирную точку в конце нашего урока. У вас на столах продукты питания, которые вы покупаете в магазинах: чипсы, семечки, шоколад. На фильтровальной бумаге раздавите, пожалуйста, каждый свой продукт. Покажите мне вашу точку. Самая жирная она оказалась у ….группы. Я думаю, что вы каждый для себя сделаете определенные выводы о правильном питании и помнить при этом, без жира нельзя! (слайд 17).
Все ваши жирные точки сложились в многоточие, то есть изучение жиров продолжится на следующем уроке. 6. Домашнее задание. § 21, упр.3,4 стр.232. Подготовить сообщение «Роль жиров в организме». 7. Рефлексия. Учитель: Как вы считаете, достигли ли вы своей цели, поставленной в начале урока? Оправдались ли ваши ожидания?
Литература 1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю. 2.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. 3.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. 4.Материалы Интернета.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».