Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429496
Конспект урока в 10 классе «Жиры.Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров».
Содержание - Естественные науки

Козлова Зинаида Аркадьевна, учитель химии, МБОУ «Аксубаевская СОШ№3» пгт Аксубаево, Аксубаевского района Республики Татарстан. 
Конспект урока предназначен для учителей химии, работающих в профильных (физико-химическом, химико-биологическом) классах. Изучение органической химии должно вестись системно, в логической цепочке. Поэтому больший упор делается на внутрипредметную и межпредметную интеграцию, что позволяет учителю компактно сформировать программный материал в информативно емкие блоки. Данная работа окажет методическую помощь молодым учителям в успешном освоении методики преподавания химии.


Дата публикации: 11.10.2018

УРОК: «ЖИРЫ. СОСТАВ И СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ»

10 класс

Цель урока: рассмотреть химический состав, строение и свойства жиров как группы сложных эфиров.

Задачи урока:

  • создать условия для самостоятельного получения знаний по теме «Жиры» и формирования представлений об их химическом составе, строении, классификации и значении жиров для человека;
  • развивать познавательный интерес к предмету, реализуя межпредметные связи курсов химии и других естественных наук;
  • продолжить формирование положительного отношения к самостоятельному получению знаний, воспитание творческой, ответственной личности, умеющей работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы и методические приемы: словесные, частично-поисковый, исследовательский методы, работа с текстом, самостоятельная работа в группах, обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение результатов работы, самооценка своей работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация; на демонстрационном столе: подсолнечное масло, сливочное масло, оливковое масло, рыбий жир, свиной жир; на ученических столах: штатив с пробирками, спирт, бензин, вода, подсолнечное масло, чипсы, шоколад, семечки.

Ход урока

1.Организационная часть урока.

Наиболее рациональный прием изучения нового есть

перенос знаний ранее изученного на неизвестное.

Ларошфуко.

Приветствие учителя.

2. Определение темы и постановка целей урока.

       Учитель: Итак, ребята, перед вами чистая доска, я не тороплюсь произносить всем знакомую фразу «Тема нашего урока…» Это право предоставляю вам.

       Посмотрите на слайд, подумайте 5 секунд и скажите, что вы видите? (слайд 3)

(Полных людей… )

       Хорошо. Что вы об этом думаете? Обсудите в парах с партнером по плечу в течение 10 секунд. Кто начнет говорить первым, решите сами.

       О чем это заставляет вас задуматься? Обсуди те в парах с партнером по лицу.

       О какой актуальной проблеме человечества идет речь (обсуждение в парах). (Ожирение).

       В настоящее время на земном шаре около   7% взрослых людей (250 млн. чел.) страдают ожирением (слайд 4). Обратите внимание, как много людей в разных странах страдают этим недугом.

  • В Америке - 61% населения;
  • В России – 54% населения;
  • В Великобритании – 51 % населения;
  • В Германии – 50% населения;
  • В Китае – 15% населения.

Растет распространенность ожирения среди детей.

       Корень этого слова? (Жир).

       Тема нашего урока …..(Жиры).     Итак, тема нашего урока: «Жиры. Состав и строение

молекул. Физические и химические свойства жиров».

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока (слайд 5).

       А какие цели вы поставите перед собой?

Цель урока: узнать химический состав, строение и свойства жиров.

       Что вы ожидаете от нашего урока?

       А я надеюсь, что вы на уроке будете активными, успешными и легко усвоите новый материал.

3. Актуализация знаний учащихся.

       Учитель: Прежде чем перейти к изучению нового материала, мы с вами определимся, а что нам уже известно о жирах из курса биологии и других источников. У вас на столах карточки с утверждениями (слайд 6). Если вы согласны с утверждением, то в колонке «До» поставьте, пожалуйста, знак «+». Если вы не согласны с утверждением, то поставьте

знак «-».

       У вас есть 1 минута, чтобы выполнить это задание.

До

Утверждения

После

 

Жиры – это сложные эфиры

 
 

Жиры растворяются в спирте и бензине

 
 

Жиры являются важной составной частью пищи человека и животных

 
 

В состав жиров входят глицерин и высшие карбоновые кислоты

 
 

Все животные жиры твердые

 
 

Жиры входят в состав ферментов

 
 

Основная часть жиров расщепляется в тонком кишечнике

 

К этим утверждения мы еще вернемся.

4. Изучение нового материала.

         Учитель: Итак, для работы на уроке доску мы разделили на 4 блока:

1 блок. Строение и физические свойства.

2блок. Номенклатура.

3 блок. Изомерия.

4 блок. Получение.

        А вы разделились на 3 группы.

1-ая группа отвечает за «Состав и строение жиров»,

2-ая группа – «Номенклатура и классификация»,

3-ая группа – «Физические свойства».

       Откройте учебники на стр. 228, § 21 (слайд 7).На столах у вас есть дополнительный материал по теме. Работаем в группах в течение 7 мин. по инструкциям, а затем вы должны оформить ваш отчет о проделанной работе на листах А3.

Ваша задача: кратко, но доступно преподнести всем остальным ваш материал. Кто сделает это от вашей группы, вы решите сами.    

         Самостоятельная работа в группах.

Инструкция для 1 группы.

1.Прочитайте текст. Дайте определение жирам.

2.Напишите общую формулу жиров. Какие кислоты входят в состав животных и растительных жиров (названия и формулы).

3.Кратко расскажите историю открытия жиров: кто из ученых определил состав и строение жиров.

4.Сделайте устный отчет.

Инструкция для 2 группы.

1.Выясните, как называются жиры по ИЮПАК.

2.Приведите примеры.

3.Дайте классификацию жиров. Покажите одну из классификаций на демонстрационном столе.

4.Сделайте отчет.

Инструкция для 3 группы.

1.Изучите физические свойства жиров:

а) растворимость растительного масла в воде, спирте, бензине (эксперимент).

б) плотность;

в) температура плавления.

2. Сделайте отчет по плану: агрегатное состояние, плотность, растворимость в воде, спирте и бензине, температура плавления.

Работа в группах в течение 7 мин.

Отчеты групп о проделанной работе.

1 группа. Состав и строение (слайд 8).

       Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

alt

2 группа. Номенклатура (слайд 9).

        Номенклатура жиров довольно сложная. По ИЮПАК жиры называют триацилглицеринами. У ацилов суффикс – оил.                                                        

alt

alt

alt

 

3 группа. Физические свойства.

1.Легче воды

2.Нерастворимы в воде.

3.Растворимы в органических веществах (бензине, ацетоне).

Как можно удалить жирные пятна с одежды?

       Учитель: Следующий блок: « Получение» мы заполним вместе. Что такое жиры? (Сложные эфиры). Способы получения сложных эфиров вам известны. Как же можно получить жиры?

(Реакцией этерификации). Напишем уравнение реакции получения жиров.

alt

5 блок. Химические свойства жиров.

       Учитель: Зная, что жиры – это сложные эфиры, скажите, каким основным свойством они должны обладать? (гидролиз)

  • Что такое гидролиз? (обмен веществ с водой)
  • Процесс гидролиза жиров происходит и в организме человека. Как и где это происходит? (вспомнить из биологии).

1. Гидролиз.

       Шеврель впервые осуществил гидролиз жиров – они представляют собой сложные эфиры. Жирам как сложным эфирам свойственна обратимая реакция гидролиза, катализируемая минеральными кислотами.

 alt

При участии щелочей гидролиз жиров происходит необратимо. Продуктами в этом случае являются мыла – соли высших карбоновых кислот и щелочных металлов.

alt

Натриевые соли – твердые мыла, калиевые – жидкие. Реакция щелочного гидролиза жиров, и вообще всех сложных эфиров, называется также омылением.

2.Гидрирование жиров.

При этом водород присоединяется по двойной связи, содержащейся в углеводородном радикале молекул масел.

alt

Полученный продукт называется «саломас». Гидрирование жиров используется в производстве маргарина.

3.Взаимодействие с перманганатом калия доказывает наличие непредельных кислот в  растительных жирах.

Эксперимент.

5.Закрепление изученного материала.

       Учитель: Ну что ж, молодцы. А теперь вернемся к утверждениям (слайд 11). Если вы согласны с утверждением, то в колонке «После» поставьте, пожалуйста, знак «+». Если вы не согласны с утверждением, то поставьте знак «-». Времени дается 15 секунд.

         Изменилось ли ваше представление о жирах? Обсудите в парах с партнером по плечу, в течение 10 секунд.

         В чем изменилось? (Раньше я думал так, а оказалось…..) (слайд 12).

         А теперь сравните свои ответы в колонке «После» с ответами на слайде (слайд 13).

Учитель: Вернемся к проблеме, которая была озвучена в начале урока. Что же такое ожирение?

         Ожирение – это хроническое заболевание, при котором происходит накопление избыточного количества жировой ткани в организме (слайд 14).

         Вам, наверное, интересно, нет ли этой проблемы у вашего организма.

         Как определить, достаточное или избыточное количество жировой ткани в вашем организме? (слайд 15)

Наиболее точная и принятая во всем мире оценка статуса по индексу массы тела(ИМТ).

ИМТ =   вес (кг)___________
           рост (в метрах)2

         Каждый из вас определит это индивидуально, формула для расчета указана на вашей карточке и дана таблица «Оценка степени ожирения» (слайд 16).

Оценка степени ожирения по ИМТ

Тип массы тела

ИМТ (кг/м2)

Риск сопутствующих заболеваний

Дефицит массы тела

‹ 18,5

Низкий (повышен риск других заболеваний)

Нормальная масса тела

18,5 – 24,9

Обычный

Избыточная масса тела (предожирение)

25,0 – 29,9

Повышенный

Ожирение I степени

30,0 – 34,9

Высокий

Ожирение II степени

35,5 – 39,9

Очень высокий

Ожирение III степени

(резко выраженное)

› 40

Чрезвычайно высок

 

       Учитель: Мне бы хотелось поставить жирную точку в конце нашего урока. У вас на столах продукты питания, которые вы покупаете в магазинах: чипсы, семечки, шоколад. На фильтровальной бумаге раздавите, пожалуйста, каждый свой продукт. Покажите мне вашу точку. Самая жирная она оказалась у ….группы. Я думаю, что вы каждый для себя сделаете определенные выводы о правильном питании и помнить при этом, без жира нельзя!

(слайд 17).

  • Жиры по калорийности должны составлять 31% энергетической ценности пищи.
  • Ежедневно нам необходимо от 60-100 г жира.

Все ваши жирные точки сложились в многоточие, то есть изучение жиров продолжится на следующем уроке.

6. Домашнее задание. § 21, упр.3,4 стр.232. Подготовить сообщение «Роль жиров в организме».

7. Рефлексия.

Учитель: Как вы считаете, достигли ли вы своей цели, поставленной в начале урока? Оправдались ли ваши ожидания?

  • Каковы ваши главные результаты: что вы поняли, чему научились?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

 

Литература

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю.

2.Габриелян О.С., Остроумов И.Г.

3.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

4.Материалы Интернета.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР