Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874384
Статья на тему: «Когнитивные технологии на уроках географии».
Содержание - Естественные науки
16.11.2018 00:00

Денисенко Татьяна Валерьевна, учитель географии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа №18» ГО «город Якутск». 
Статья на тему: «Когнитивные технологии на уроках географии», может послужить теоретической информацией, как для преподавателей географии, так и для будущих педагогов. В статье содержатся теоретические аспекты когнитивного развития обучающихся, а так же описан кратко подход в работе по активизации умственной деятельности детей на уроках географии.

КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Что такое когнитивные технологии. Это выражение вошло в наш обиход после Указа Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"[1], нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

Эпоха когнитивных технологий начиналась с педагогических исследований. Когнитивные способности (новое название) это то же самое, что познавательные способности и психология познания, бурно развивавшаяся в двадцатом веке. Суть когнитивных технологий в том, чтобы разгадать, как человек воспринимает и перерабатывает получаемую информацию, какие шаблоны (когнитивные схемы) формирует.

Когнитивные технологии отличаются от познавательных тем, что познание происходит в новой информационной среде. Это не только люди, природа, техника, знаки (книги), но и компьютеры и сети (социальные и компьютерные).

Ниже представлен один из модифицированных методов, используемых на уроках географии, как часть современной когнитивной технологии.

Метод «Карта ассоциаций»

Какие навыки формирует:

1. управления информацией;

2. самоуправления;

3. мышления;

4. креативного подхода.

Оборудование: учебники, электронные гаджеты, интерактивная доска, электронный учебник и т.д.

Суть метода состоит в следующем:

Подобно тому, как наш мозг хранит информацию, соединяя ее в виде ветвистого дерева, обучение становится эффективным в случае, когда установлена и обеспечена система, выявлены закономерности и структурированы все связи. Метод «Карта ассоциаций» в подобном случае считается оптимальным. Кроме того, он может быть использован в качестве инструмента планирования и осуществления контроля. Метод активизирует различные способы познания (визуальный, кинестетический) и побуждает учеников к размышлениям о закономерностях и связях в процессе обучения, помогает ученикам использовать оба полушария головного мозга. В процессе планирования метод может быть дополнен, модифицирован. При выполнении заданий, в ходе которых ученикам необходимо устанавливать причины, следствия, метод может применяться в сочетании с методами «Колесо последствий» [2] и «Стратегия причинно-следственных связей» [3].

Примерные темы для использования метода «Карты ассоциаций»:

1. География: реки, озёра, моря…

2. Литература: герои или темы в книге …

3. История: Армада…

4. Иностранные языки: лексика по теме «Досуг»…

Последовательность в реализации метода

1. Ученики фиксируют в центре большого листа тему или вопрос.

2. Используя стрелки, ученики записывают главные идеи, касающиеся ключевого понятия, соединяя эти стрелки с центром. Ученики могут использовать разные цвета отдельно для каждого ключевого понятия и маркеры для того, чтобы подчеркнуть ключевые слова и понятия. Кроме того, рекомендуется сопровождать записи рисунками для усиления визуального аспекта своих «ассоциативных» карт.

3. Ученики рисуют «под-стрелки» для того, чтобы выделить идеи, связанные с главными звеньями.

4. В качестве инструментария для более детальной проверки ученики используют «ассоциативную карту». К примеру, допускается разработка памятки по анализу изменений после модификаций на почтовых открытках, для каждого субзвена. На этих открытках могут быть использованы такие же цвета и изображения, как и на соответствующем им субзвене, расположенном на их «ассоциативной» карте.

5. Опрос после завершения работы может быть основан на побуждении учеников к анализу принципов группировки определенных идей, к размышлению о воздействии «ассоциативной» карты на их мышление.

Таким образом, в результате работы с помощью метода «карты ассоциаций», а так же внедрением современных поисковых средств, можно получить положительный результат усвоения тем программы. Подробнее эффективность метода можно наглядным образом отразить в Рисунке 1. Действие «Карты ассоциации» на обучающихся.

alt

 

Литература: 

1. Д.Зимин, некоммерческий научно-популярный проект «Элементы большой науки». Статья «Указ президента Российской Федерации от 7 июля 2011года № 899». (1.10.2018г.) http://elementy.ru/Library9/u899.htm 

2. Научно-популярный психологический портал: «Psychojournal.ru». Статья: «Жан Пиаже - создатель теории когнитивного развития» (14.08.2018г.) https://psychojournal.ru/article/ 

3. Александр Истомин. «Речевая стратегия. Причинно-следственная связь». (2018г). https://avernus.ru/rechevie-strategii/rechevaya-strategiya-prichinno-sledstvennaya-svyaz


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР