Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5040080
Статья «Использование межпредметных связей в процессе преподавания химии»
Содержание - Естественные науки
02.09.2019 12:46

Коньякова Людмила Ивановна,учитель химии и биологии, МБОУ СШ №41 города Ульяновска. 
Использование педагогами при разработке уроков по химии. Рассчитан для учащихся 8-11кл.

 


 

«Использование межпредметных связей в процессе преподавания химии»

Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов.

На первых этапах обучения учащихся приемам установления межпредметных связей преобладает объяснительно-иллюстративный метод.

Весь материал межпредметного содержания объясняет сам. Когда у учащихся сформируются умения работы с материалом межпредметного содержания, можно применять репродуктивный и частично-поисковый методы и творческие межпредметные задачи.

Приемы реализации межпредметных связей могут быть различны:

- вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.

- межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями.

- домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера

- межпредметные наглядные пособия - обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.

- химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления,

Использование межпредметных связей вызвало появление новых форм организации учебного процесса: урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексная экскурсия, межпредметная экскурсия и др.

Уроки с межпредметным содержанием могут быть следующих видов: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок-ролевая игра; урок-консультация и др.

Уроки межпредметного обобщения или тематические задания – проблема педагогики и методики как соединить знания с полезной практической деятельностью.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

Разделы программы по химии

Логические связи предметов естественно-научного цикла

1. Вещества и их свойства.

Является ли растение телом природы? Из чего

оно состоит? Отличаются ли вещества, из

которых состоит растение, от веществ неживой природы?

Значение ионов кальция и других элементов для формирования растущего организма.

2. Чистые вещества и смеси.

Ввести понятие об органических веществах как

веществах, которые образуются в клетках в

процессе питания (сахар, крахмал).

Питательные вещества, и определить их как

органические и минеральные вещества, которые

поступают в клетку и образуются в ней в процессе питания.

Деление веществ на металлы и неметаллы.

3. Физические и химические явления.

Развитие полученные в курсе окружающего мира знания о веществе, в курсе физики 7 класса – физических явлениях.

А.М. Бутлеров - на примере керосиновой лампы можно подвести к пониманию, почему коптящее пламя делается

ярким, белым, когда на лампу надевают цилиндр и как влияет длина цилиндра на характер пламени; приводил примеры кристаллизации соли и воды в мороз на окнах.

4. Химические знаки.

История открытий. Ученые – химики.

5. Вода. Растворы.

Физические свойства воды.

Растворимые и нерастворимые вещества,

растворение и растворы.

Поступление веществ в клетку.

Очистка природной воды. Использование воды.

Значение воды для человеческого организма.

Практические работы по приготовлению растворов определенной концентрации.

Уроки-конференции.

6. Кислород.

Свойства, диффузия, охрана атмосферы.

Дыхание растений и животных. Проблема парникового эффекта.

7. Основные классы неорганических соединений

Полезные ископаемые на карте России.

Экология, производство, применение.

Препараты бытовой химии.

Консерванты. Соль. Избыток и недостаток в организме.

Первая помощь при отравлениях веществами.

Интегрированные лабораторные работы

Модульные уроки химии и географии

8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Строение атома”

Развитие знаний о строении атомов, полученные в курсе физики 7 класса.

9. Экзотермические и эндотермические реакции.

Почему в результате работы мышц тело человека

нагревается и выделяет большое количество тепла?

При изучении растений и животных учащиеся

узнают, что в результате окисления органических

веществ и в организме в процессе дыхания выделяется

тепло.

Почему при работе мышц тепла выделяется

значительно больше, чем, например, при дыхании семян?

10. Химия - металлов. Сплавы.

Полезные ископаемые, экология, производство.

Сплавы в медицине.

Проектные уроки: «Влияние алюминия на окружающую среду и организм человека»

11. Химия – неметаллы.

Углерод. Азот. Кремний.

 

 

Центры производства минеральных удобрений.

Роль химии в развитии животноводства и

растениеводства.

Нитраты в овощах. Здоровье человека. Лекарства.

Строительство. Стекло.

Проектные уроки

Интеграция в исследовательской работе учащихся

Проводя исследовательскую работу важно научить их использовать не только знания по химии, но и опыт, накопленный в области других естественно - научных дисциплин. Так, проводя изучение вредного воздействия сигарет, выходим на интеграцию сразу трех дисциплин:

  • химии (сравнительный количественный анализ табачных вытяжек сигарет, определение содержания оксида углерода (IV) в воздухе, разложение аскорбиновой кислоты.

(Приложение 1);

  • информатики (проведение анкетирования и обработка его результатов

(Приложение 2);

  • биология (определение изменений биологических функций организма человека; частоты пульса, кровяного давления, внимания)

(Приложение 3)

Химически эксперимент как средство естественно –

научной интеграции

Химический эксперимент эффективно вплетается в образовательный процесс при изучении химии и биологии, выполняет интегративную функцию через последовательную смену объектов экспериментирования. Приведем примеры лабораторных работ при изучении курса химии 8-9 классов.

Интегрированная лабораторная работа

«Химические свойства кислот» (8 кл.)

Цель: доказать, что все кислоты обладают общими свойствами.

Реактивы и оборудование: образцы кислот, разного происхождения, магний, дистиллированная вода, 10% раствор гидроксида натрия, 5% раствор сульфата меди,10% раствор карбоната натрия, универсальная бумага, штатив с пробирками, стаканы, спиртовка.

Ход работы:

Учащиеся делятся на группы - исследовательские лаборатории. Каждая лаборатория исследует свой объект - растительные или минеральные кислоты. Учащиеся записывают результаты в таблицу.

Вывод: изученные образцы кислот разного происхождения проявляют сходные свойства.

Интегрированная лабораторная работа

«Ферменты - биологические катализаторы» (9 кл.)

Цель: исследовать воздействие ферментов на скорость химических реакций;

Реактивы: амилаза, клубень картофеля, спиртовой раствор йода, дистиллированная вода, 10% раствор серной кислоты, пробирки, стеклянные стаканы.

Ход работы: Опыт 1. Разложение пероксида водорода.

1. Налейте в три пробирки одинаковые объемы раствора пероксида водорода.

2. Добавьте в одну из них на кончике шпателя диоксид марганца, а в другую - очищенный клубень картофеля (брусок). Что наблюдаете?

3. В третью пробирку опускаем кусочек вареного картофеля.

4. Отметьте изменения, произошедшие в пробирках.

Приложение 1

Краткое содержание исследовательской работы по теме:

«Изучение вредного воздействия сигарет», рекомендуемое для учащихся 11 кл.

Обоснование темы исследования.

Курение — серьезная проблема, медицинская, и социальная. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения. Курение табака — одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей.

Цель работы: пропаганда здорового образа жизни, подтвердить вредное воздействие сигарет на живые организмы, и ознакомить с результатами своей работы учащихся школы и сформировать у них негативное отношение к курению.

В ходе исследования решаются следующие задачи:

1.выявить популярности различных марок сигарет среди учащихся на основе школьного социологического опроса;

2.качественное и количественное сравнение сортов сигарет и содержание в них смолы и никотина;

3.подготовить теоретическую информацию о вреде сигаретного дыма.

4.доказать практически вредное влияние сигаретного дыма на все живое.

Объект исследования — растительные и животные организмы, информационные источники.

Предмет исследования — влияние табачного дыма на организмы.

Гипотеза если учащиеся узнают о составе сигаретного дыма, свойствах никотина, последствиях курения, то это приведет к изменению их отношения к курению.

Методы исследования: социологический опрос, химический и биологический эксперимент, теоретическое исследование.

План работы

1. Диагностика проблемы (социологический опрос)

2. Изучение литературы о вредном влиянии сигаретного дыма на организм.

3. Выполнение практической части.

4. Формулирование выводов.

5. Оформление отчета о работе.

6. Создание компьютерной презентации на основе полученных в работе материалов.

7. Проведение классного часа на тему «Курение - опасная привычка»

Химический анализ на разложение аскорбиновой кислоты одной сигаретой.

Для этого согласно методике определения йодного числа и перманганатной окисляемости, готовятся табачные вытяжки следующих марок сигарет: Parliament, Петр I, Marlboro, Winston.

Затем растворили 2 мл аскорбиновой кислоты в 10мл воды. Далее вливаем в пробирку крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Потом по каплям добавляется 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Далее эксперимент проводится по разработанной методике, суть которой заключалась в определении объема табачного раствора, пошедшего на разрушение определенной массы аскорбиновой кислоты. Затем проделывается перерасчет на одну сигарету. В ходе эксперимента было подтверждено влияние табачного дыма на аскорбиновую кислоту.

Выявлено, что больше всего аскорбиновой кислоты разрушает сигарета Marlboro – 6.84 · 10-³ г., а меньше всего – одна сигарета Parliament – 1.25 · 10-³ г.

Изучено разрушающее действие табачного дыма на аскорбиновую кислоту.

Приложение 2

Интеграция химии и информатики

(проведение анкетирования и обработка его результатов)

 

Приложение 3

Интеграция химии и биологии

(изменение биологических функций после курения)

Повышение артериального давление и тахикардия — самая распространенная реакция в ответ на попадание никотина в организм. Никотин легко проходит через все барьеры, практически все ткани организма к нему чувствительны и потому реакция (местная и/или общая) со стороны органов и систем неизбежна. Сужаются сосуды, выбрасывает адреналин, повышается активность ГОМК-системы, усиливается работа сердца — повышается АД.

Приложение 4

Краткое содержание исследовательской работы

«Влияние кислотных дождей», для учащихся 9 класса

(интеграция химии и экологии, истории).

Исследованием происхождения и состава кислотных дождей стали заниматься сравнительно недавно. Были реально оценены размеры экологического бедствия, связанные с нерациональным, безграмотным использованием природных ресурсов.

Цель работы: определить водородный показатель осадков, выпадающих в районе Нижней Террасы города Ульяновска и влияние, оказываемое ими на памятники культуры, а также выяснить, какие конструкционные материалы наиболее стойки к коррозии, ускоряемые кислотными дождями.

Объект исследования: скульптуры и конструкции в районе патронного завода.

Методы исследования: исторические сведения, химический анализ проб и смывы почв;

План работы

1.Историческая справка

2. Выполнение экспериментальной части.

- наличие сульфат-ионов;

- силикат-ионов,

- хлорид-ионов;

- нитрат-ионов;

3. Формулирование выводов.

4. Оформление отчета о работе.

5. Меры по охране памятников от кислотных осадков.