Статья «Использование межпредметных связей в процессе преподавания химии» |
Содержание - Естественные науки | ||||||||||||||||||||||||
02.09.2019 12:46 | ||||||||||||||||||||||||
Коньякова Людмила Ивановна,учитель химии и биологии, МБОУ СШ №41 города Ульяновска.
«Использование межпредметных связей в процессе преподавания химии» Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов. На первых этапах обучения учащихся приемам установления межпредметных связей преобладает объяснительно-иллюстративный метод. Весь материал межпредметного содержания объясняет сам. Когда у учащихся сформируются умения работы с материалом межпредметного содержания, можно применять репродуктивный и частично-поисковый методы и творческие межпредметные задачи. Приемы реализации межпредметных связей могут быть различны: - вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала. - межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями. - домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера - межпредметные наглядные пособия - обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания. - химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, Использование межпредметных связей вызвало появление новых форм организации учебного процесса: урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексная экскурсия, межпредметная экскурсия и др. Уроки с межпредметным содержанием могут быть следующих видов: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок-ролевая игра; урок-консультация и др. Уроки межпредметного обобщения или тематические задания – проблема педагогики и методики как соединить знания с полезной практической деятельностью. Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.
Интеграция в исследовательской работе учащихся Проводя исследовательскую работу важно научить их использовать не только знания по химии, но и опыт, накопленный в области других естественно - научных дисциплин. Так, проводя изучение вредного воздействия сигарет, выходим на интеграцию сразу трех дисциплин:
(Приложение 1);
(Приложение 2);
(Приложение 3) Химически эксперимент как средство естественно – научной интеграции Химический эксперимент эффективно вплетается в образовательный процесс при изучении химии и биологии, выполняет интегративную функцию через последовательную смену объектов экспериментирования. Приведем примеры лабораторных работ при изучении курса химии 8-9 классов. Интегрированная лабораторная работа «Химические свойства кислот» (8 кл.) Цель: доказать, что все кислоты обладают общими свойствами. Реактивы и оборудование: образцы кислот, разного происхождения, магний, дистиллированная вода, 10% раствор гидроксида натрия, 5% раствор сульфата меди,10% раствор карбоната натрия, универсальная бумага, штатив с пробирками, стаканы, спиртовка. Ход работы: Учащиеся делятся на группы - исследовательские лаборатории. Каждая лаборатория исследует свой объект - растительные или минеральные кислоты. Учащиеся записывают результаты в таблицу. Вывод: изученные образцы кислот разного происхождения проявляют сходные свойства. Интегрированная лабораторная работа «Ферменты - биологические катализаторы» (9 кл.) Цель: исследовать воздействие ферментов на скорость химических реакций; Реактивы: амилаза, клубень картофеля, спиртовой раствор йода, дистиллированная вода, 10% раствор серной кислоты, пробирки, стеклянные стаканы. Ход работы: Опыт 1. Разложение пероксида водорода. 1. Налейте в три пробирки одинаковые объемы раствора пероксида водорода. 2. Добавьте в одну из них на кончике шпателя диоксид марганца, а в другую - очищенный клубень картофеля (брусок). Что наблюдаете? 3. В третью пробирку опускаем кусочек вареного картофеля. 4. Отметьте изменения, произошедшие в пробирках. Приложение 1 Краткое содержание исследовательской работы по теме: «Изучение вредного воздействия сигарет», рекомендуемое для учащихся 11 кл. Обоснование темы исследования. Курение — серьезная проблема, медицинская, и социальная. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения. Курение табака — одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. Цель работы: пропаганда здорового образа жизни, подтвердить вредное воздействие сигарет на живые организмы, и ознакомить с результатами своей работы учащихся школы и сформировать у них негативное отношение к курению. В ходе исследования решаются следующие задачи: 1.выявить популярности различных марок сигарет среди учащихся на основе школьного социологического опроса; 2.качественное и количественное сравнение сортов сигарет и содержание в них смолы и никотина; 3.подготовить теоретическую информацию о вреде сигаретного дыма. 4.доказать практически вредное влияние сигаретного дыма на все живое. Объект исследования — растительные и животные организмы, информационные источники. Предмет исследования — влияние табачного дыма на организмы. Гипотеза — если учащиеся узнают о составе сигаретного дыма, свойствах никотина, последствиях курения, то это приведет к изменению их отношения к курению. Методы исследования: социологический опрос, химический и биологический эксперимент, теоретическое исследование. План работы 1. Диагностика проблемы (социологический опрос) 2. Изучение литературы о вредном влиянии сигаретного дыма на организм. 3. Выполнение практической части. 4. Формулирование выводов. 5. Оформление отчета о работе. 6. Создание компьютерной презентации на основе полученных в работе материалов. 7. Проведение классного часа на тему «Курение - опасная привычка» Химический анализ на разложение аскорбиновой кислоты одной сигаретой. Для этого согласно методике определения йодного числа и перманганатной окисляемости, готовятся табачные вытяжки следующих марок сигарет: Parliament, Петр I, Marlboro, Winston. Затем растворили 2 мл аскорбиновой кислоты в 10мл воды. Далее вливаем в пробирку крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Потом по каплям добавляется 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Далее эксперимент проводится по разработанной методике, суть которой заключалась в определении объема табачного раствора, пошедшего на разрушение определенной массы аскорбиновой кислоты. Затем проделывается перерасчет на одну сигарету. В ходе эксперимента было подтверждено влияние табачного дыма на аскорбиновую кислоту. Выявлено, что больше всего аскорбиновой кислоты разрушает сигарета Marlboro – 6.84 · 10-³ г., а меньше всего – одна сигарета Parliament – 1.25 · 10-³ г. Изучено разрушающее действие табачного дыма на аскорбиновую кислоту. Приложение 2 Интеграция химии и информатики (проведение анкетирования и обработка его результатов)
Приложение 3 Интеграция химии и биологии (изменение биологических функций после курения) Повышение артериального давление и тахикардия — самая распространенная реакция в ответ на попадание никотина в организм. Никотин легко проходит через все барьеры, практически все ткани организма к нему чувствительны и потому реакция (местная и/или общая) со стороны органов и систем неизбежна. Сужаются сосуды, выбрасывает адреналин, повышается активность ГОМК-системы, усиливается работа сердца — повышается АД. Приложение 4 Краткое содержание исследовательской работы «Влияние кислотных дождей», для учащихся 9 класса (интеграция химии и экологии, истории). Исследованием происхождения и состава кислотных дождей стали заниматься сравнительно недавно. Были реально оценены размеры экологического бедствия, связанные с нерациональным, безграмотным использованием природных ресурсов. Цель работы: определить водородный показатель осадков, выпадающих в районе Нижней Террасы города Ульяновска и влияние, оказываемое ими на памятники культуры, а также выяснить, какие конструкционные материалы наиболее стойки к коррозии, ускоряемые кислотными дождями. Объект исследования: скульптуры и конструкции в районе патронного завода. Методы исследования: исторические сведения, химический анализ проб и смывы почв; План работы 1.Историческая справка 2. Выполнение экспериментальной части. - наличие сульфат-ионов; - силикат-ионов, - хлорид-ионов; - нитрат-ионов; 3. Формулирование выводов. 4. Оформление отчета о работе. 5. Меры по охране памятников от кислотных осадков. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».