Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4982323
Конструирование урока географии по курсу 8 класса раздел «Внутренние воды России» тема урока «Реки России» по учебнику под редакцией А.И Алексеева «Природа России и населения».
Содержание - Естественные науки
09.12.2019 06:45

Панина Елена Ивановна, учитель географии МБОУ "СОШ №46" г.Братск, Иркутская область. 
Урок предназначен для учителей географии. Рассчитан на учеников 8 класса. Проводится в форме работы по группам. В ходе урока-практикума ребята через проблемно-поисковый метод изучают новую тему по уровням исследуя матеиал.


Конструирование урока географии по курсу 8 класса, раздел «Внутренние воды России», тема урока «Реки России» по учебнику под редакцией А.И Алексеева «Природа России и населения»

Пояснительная записка

География как наука о законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию научного мировоззрения. Для развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся основное внимания уделяем методам научного познания мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, личностное саморазвитие, поиск жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматриваю как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений. Но и процесс овладения компетенциями. Это определило основные цели обучения географии:

1. Освоение знаний о:

- Крупных речных системах России.

2. Овладение умениями:

- навыков работы в группах;

- умение навыка работать с контурной картой;

-описывать обобщать результаты работы с разными источниками информации (презентации, учебника, атласа);

- представлять результаты исследований с помощью таблиц;

- применять полученные знания для объяснения природных явлений на реках России;

- формирование умения работы с демонстрационным комплексом, электронными наглядными пособиями;

- формирования правил поведения в чрезвычайных ситуациях при наводнениях, половодье, паводков.

3. Развитие:

- самостоятельности при выполнении групповых заданий;

- интеллектуальных и творческих способностей;

4. Воспитание:

- бережного отношения к водным ресурсам России;

-воспитание чувства прекрасного через произведения художников, поэтов, публицистов к рекам России.

5. Применение полученных знаний и умений:

- для решения практических задач повседневной жизни.

Урок предусматривает формирование у школьников:

- познавательной деятельности;

- информационно-коммуникативной (владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение);

- рефлексивной (владение навыками оценки своей деятельности).

Тема урока «Реки России»

Цели:

  • познакомиться с крупными речными системами России;
  • определить их зависимость от климата и рельефа;
  • сформировать понятие уклон и падение реки.

Задачи урока:

1. Образовательная:

1.Изучить крупнейшие речные системы России.

2.Определить зависимость речной системы от климата, направления и рельефа.

3.Объяснить особенности питания и режим рек.

2. Воспитательная: Формирование чувства любви к родной природе.

3. Развивающая

1.Развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом.

2.Формировать критическое мышление.

3.Выявить значения рек для хозяйственной деятельности человека.

Здоровье – сберегающие: предупредить переутомление детей путем смены деятельности.

Педагогическая технология:личностно-ориентированная система обучения.

Форма урока:групповая работа.

Форма обучения:урок - практикум.

Метод обучения:проблемно-поисковый

Тип урока: урок изучения новой темы.

Средства обучения: Учебник, атлас, комплект контурных карт, репродукции художников, стихотворения, карточки - задания для групп.

ТСО: ноутбук, интерактивная доска, видеопроектор, презентация.

Перед началом урока дети поделены на группы по принципу продвинутого, базового, минимального уровня знаний. Так как дети работают групповым методом не первый раз, деление на группы им известно.

Синий стол - продвинутый уровень;

Фиолетовый стол - базовый уровень;

Зеленый стол - минимальный уровень знаний

 

РЕКИ РОССИИ.

Реки России очень просторны

Их берега красивы, спокойны

В широких просторах русской земли

Они продолжают нести свои воды

Живут там рыбы разной породы,

В прибрежных болотах кричат журавли

А хищная птица парит над волною,

В поисках пищи для всей семьи.

Река, ты бываешь спокойна, бываешь бурлива,

При полном разливе свободна, красива!

Чтоб нашим потомкам их «донести»

Мы сохраним эти реки, Россия!


 

 

 

Технологическая карта урока 

 

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Учащиеся продвинутого уровня, владеющие методами проекта

Учащиеся базового уровня, имеющие навыки коллективного творчества

Учащиеся минимального уровня знаний, работающие по инструкции

Ориентировочно-мотивационный

Формирование мотива действий

 

В процессе урока у обучающихся формируются:

Личностные.

Метапредметные.

Предметные.

Коммуникативные.

Регулятивные.

Познавательные результаты.

Защита групповой работы

Защита групповой работы

Защита групповой работы

Актуализация знаний

Прочитать стихотворение Реки России.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока.

Формулируют тему урока.

Формулируют тему урока.

Построение учебной задачи

Сегодня вы сможете побывать в качестве разных ученых: экспериментаторов, наблюдателей, теоретиков.

Настраиваются на работу, распределяют обязанности в группе.

Настраиваются на работу, распределяют обязанности в группе.

Настраиваются на работу, распределяют обязанности в группе.

Создание ориентировочной основы действий

Сегодня на уроке мы будем проводить исследование в группах. И изучат наши Российские реки.

Каждая группа получат свою карточку - задание. Следуя инструкции. В течение 15 минут, вы должны выполнить работу. Командиры групп следят за культурой труда и выполнением хода работы каждого участника группы. Успехов вам в работе и хороших правильных результатов.

Краткое сообщение –напоминания о правилах работы в группах. Сл 2 презентация

Краткое сообщение –напоминания о правилах работы в группах. Сл 2 презентация

 

Краткое сообщение – напоминания о правилах работы в группах. Сл 2 презентация

 

Операционно-исполнительский

Решение учебной задачи.

Организация исследовательской деятельности на уроке. Следит за ходом выполнения работы, дисциплиной, являясь куратором помощником ребятам.

1. Провести исследования новых понятий по учебнику стр: Падение, уклон, твердый сток, расход воды в реке. Записать определения в словарь. 2.Рассчитать падение уклон рек: Волга, Ангара, Лена. 3.Нанести на контурную карту полученные расчеты. 4.Выявить экологические проблемы гидросооружения на реке, вероятные стихийные бедствия на реках.

5. Вспомнить из курса ОБЖ правило поведения при ЧС.

1.Составить таблицу рек Северного Ледовитого океана. С краткой характеристикой (Название реки, исток, устье притоки главные, направления течения, режим рек, хозяйственное использование рек).

2. Ответить на вопросы – от чего зависит характер течения реки, как реки используется в хозяйственной деятельности людей.

3. Определите крупные речные порты России.

Следуйте плану действий: 1. В атласе открыть стр 14-15, рассмотреть реки России. Найти:

а) Волгу, б) Обь,

в) Енисей, г) Лену,

д) Амур, е) Иртыш

ж) Индигирка, з) Колыма.

2. Притоки, каких рек перечислены?

- Алдан, Тобол, Зея, Вилюй.

3. Найдите исток устье, притоки, бассейн реки Амур, какой характер течения имеет река?

4. Подпишите в контурной карте перечисленные реки.

Формирование общего способа

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на предложенные учителем карточки задания Поощрение самостоятельности, инициативы, самопознания в учебном процессе.

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленные учителем вопросы. Организация сотрудничества учеников между собой, взаимопомощи.

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленные учителем вопросы.

Организация сотрудничества учеников между собой, взаимопомощи.

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленные учителем вопросы. Организация сотрудничества учеников между собой, взаимопомощи.

Моделирование

 

Ваша защита должна занять не более 3-5 минут.

Третья группа сдает выполненные по шаблону работы.

Защита групп предложенных заданий

Защита групп предложенных заданий

Защита групп предложенных заданий.

Рефлексивно-оценочный

Предварительный контроль знаний

Закрепить изученный материал с помощью презентаций.

Выводы по ходу урока.

Мы узнали новые понятия:

падение, уклон, твердый сток, расход воды в реке. Научились рассчитать падение уклон рек: Волга, Ангара, Лена. Нанесли на контурную карту полученные расчеты. Выявили экологические проблемы гидросооружения на реках, вероятные стихийные бедствия на реках. Разработали правила поведения при ЧС.

Мы составлять характеристику предложенных рек. Ответили на вопросы – от чего зависит характер течения реки, как реки используется в хозяйственной деятельности людей.

Мы нашли и подписали на контурной карте главные реки России, их притоки, с помощью атласа определили характер течения, направления рек их истоки и устья.

Итоговая самооценка

 

Комментарий выполненных работ учащихся, взаимообсуждение.

Взаимоконтроль

 

Домашнее задание дается дифференцированно.

1. Творческое задание для всех.

Найти произведения художников, поэтов, публицистов рекам России.

Составить презентацию по темам реки России.

Составить кроссворд по теме реки России.

Прочитать и пересказать по учебнику параграф по теме реки.

Психологическая пауза.

Под фонограмму песни об Ангаре выполняется психологическая пауза.

Откройте конверты. На рисунках изображены весы: на первом – улыбка перевешивает скуку; на втором скука перевешивает улыбку; на третьем – скука и улыбка уравновешивают друг друга. Выберите тот рисунок, который отражает ваше настроение на конец урока и прикрепите его на карту России.

Спасибо за урок.

Открыли конверт. Выбрали тот рисунок, который отражает настроение на конец урока и прикрепили на карту.

Открыли конверт. Выбрали тот рисунок, который отражает настроение на конец урока и прикрепили на карту.

Открыли конверт. Выбрали тот рисунок, который отражает настроение на конец урока и прикрепили на карту.

 

Используемая литература:

 

            1

А.И Алексеева

Учебник «Природа России и населения».

М. «Дрофа», 2011 г

2

 

Атлас «Физическая географии России» 8-9 класс

Просвещение 2011г

3

Раздаточный материл

Карточки задания

 

4

ИКТ ресурсы

1 сентября, Сайты

 

 

Психологическая пауза

 

 alt