Интегрированный урок «Растительные сообщества и изображение пейзажа» |
Содержание - Естественные науки | ||||||||||||
29.09.2020 07:01 | ||||||||||||
Султрекова Антонина Михайловна, Короткова Инна Алексеевна - учителя МБОУ Калининская СОШ, село Аскиз. Интегрированный урок «Растительные сообщества и изображение пейзажа» Предмет: биология и изобразительное искусство Тема: Растительные сообщества и изображение пейзажа Класс: 6 Цель урока: формирование экологической культуры учащихся и ответственного отношения к природным ресурсам. Планируемые результаты: Личностные: осознание ценности биологического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение организовывать свою работу на занятии, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализировать и отбирать нужную информацию; умение использовать таблицы, ПК; умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе; умение ориентироваться в окружающем мире. Предметные: усвоение понятий «природное сообщество», «растительное сообщество», овладение умениями читать и составлять, таблицы, рисунки по разнообразию организмов и насыщенности ими природных пространств; развитие способностей делать выводы. Методы: сравнение, описание, классификация растительных сообществ Тип занятия: изучение новой темы. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (слайды - художественные картины с пейзажем, слайды типов растительного сообщества), листы бумаги, кисти, краски. Формируемые УУД: познавательные - П, коммуникативные - К, регулятивные – Р; Ход занятия. 1.Организационный момент 1 этап. Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что вы сегодня, будете внимательны и активны. Желаю вам творческой работы. Учитель: «Хочу предложить вам отрывок из стихотворения поэта И.С. Никитина. Прослушайте и подумайте, как оно называется? Ученица читает под тихую музыку стихотворение: Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой! Я с детства понимать привык Твое молчание немое И твой таинственный язык Как что-то близкое, родное… Ответ учащихся: «Это стихотворение о лесе». Учитель: «Лес – это один из самых известных природных сообществ. Лес - богатство нашей страны, богатство народа – занимает более трети территории России. Зеленый величественный океан раскинулся от западных границ до Курильских островов. Природа создала уникальную дендрологическую коллекцию. В лесах преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна, лиственница, кедр сибирский. В лиственных лесах произрастают дуб, клен, ясень, липа, береза, осина, ольха, бук. А какие еще природные сообщества вам известны? Какие леса вы знаете?» Учащиеся: «Лиственные, еловые, сосновые и др.», «Сообщества бывают: луга, степи, болота, тайга, тундра, пустыня, тропически леса». 2 этап. Актуализация знаний. Учитель: «Какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?» Учащиеся предлагают название темы урока Учитель: «Растительные сообщества» Учитель: «Какую цель мы можем поставить для изучения данной темы?» Учащиеся: пытаются сформулировать цели. Учитель: «Давайте конкретизируем нашу цель урока». На экране появляются слайды темы и цели урока № 1 и 2
3 этап. Реализация поставленных целей и задач. Учитель комментирует тему, предлагает ответить на вопросы: что такое фитоценоз? Что называется флорой и когда этот термин применяется? Предполагаемые ответы учащихся: 1.Фитоценоз – естественные заросли, или скопления разных видов растений. 2.Флора – совокупность растений, обитающих на определенной территории. 3.Термин «флора» применяется, когда хотят рассказать о растениях.
4 этап. Учитель организует поиск новых знаний по таблицам и картинкам типов растительного сообщества лес. Учитель: «Скажите, ребята, какие компоненты входят в состав растительного сообщества леса?» Учащиеся: «Деревья, кустарники и травы, кроме того в лесу встречаются грибы, мхи и лишайники». Учитель: «Какие растения преобладают в лесах различного типа? Посмотрите следующие слайды и назовите эти растения». Выступление учеников: демонстрируются готовые слайды, подготовленные учениками с краткой характеристикой. Презентации 3,4,5,6,7,8. Учащиеся аргументировано отвечают на поставленные вопросы после просмотра слайдов (предполагаемые ответы – «В хвойных лесах преобладают хвойные деревья, в смешанных – встречаются дуб, береза, осина; в широколиственных лесах можно увидеть рядом с елью березу и рябину»).
Учитель биологии: как вы думаете, могут ли растения, обитающие совместно на одной территории, оказывать влияние друг на друга? Ученики: растения, обитающие совместно, оказывают влияние друг на друга. Учитель: какое влияние могут оказывать друг на друга растения? Ученики: Большие деревья в лесу создают тень, соответственно под ними не могут расти светолюбивые растения. Корневые системы растений сильно переплетаются под землей. Некоторые растения (например, мхи) могут создавать для других растений условия влажности, при которых они не могут существовать. Учитель: можно сделать вывод, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами. Ярусное строение природного сообщества обеспечивает возможность существования на небольшой территории большого количества разных видов. Кроме основных видов растительности - эдификаторов в сообществе обитают и сопутствующие виды растений. Например, для елового леса характерными видами (кроме ели) являются такие, как черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный, и т. д. Кроме того, в еловом лесу могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев – различные лишайники.
Самостоятельная работа учащихся с учебником. Формируется 3 группы. Работа в группе. Пользуясь текстом учебника (учебник В. В. Пасечника параграф 31 страница 188) заполните таблицу.
Этап 5. Физкультминутка: Раз подняться подтянуться. Два согнуться разогнуться. Три головою три кивка. На четыре руки шире. Пять руками помахать. Шесть за парту сесть опять.
Учитель биологии: Ребята, а теперь давайте рассмотрим, что же такое ярусность в растительных сообществах и дадим определение данному понятию. Ярус — элемент вертикальной структуры фитоценоза. Ярусы различаются визуально по неоднородности вертикального распределения фитомассы. Выделяют ярусность надземную и подземную. Благодаря ярусному расположению растений в сообществе наиболее полно используются природные условия (свет, тепло, почва). От принадлежности к определённому ярусу зависит качество жизни, так как экологические условия на разных ярусах неодинаковы. В лесах ярусы образованы растениями отдельных жизненных форм и выделяют следующие ярусы: 1 ярус A — древостой (ярус деревьев); 2 ярус B — подлесок (ярус кустарников); 3 ярус C — травяной (ярус травянистых растений); 4 ярус D — мохово-лишайниковый ярус. Ну а теперь ребята, все, что мы с вами изучили, попробуем изобразить на рисунке. Слово учителю изобразительного искусства. Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся картинами известного хакасского художника Константина Мамышева. Показ слайда:
Путь в искусство у Константина Мамышева не был простым: в силу тяжелых жизненных обстоятельств он не смог получить образования и работал с тем багажом, которым его наградила природа. Но, вступив в 2002 году в Союз художников РФ, он окончательно определил свой стиль и стержень, который художник Григорий Краснов обозначил так: «Любовь к родной Хакасии, особенно к горам. К ним он прикипел с детства, и тема эта прослеживается почти во всех его картинах». Вдова Мамышева Венера Хамматова после смерти художника передала в фонд Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова 18 живописных работ мастера. Среди них: «Подтаежная Хакасия», «Осень в Аскизских горах», «За горами Тува и Монголия», «Табунщики едут», «Дорога в горы» и многие другие. С именем Константина Гордеевича прежде всего связывают представление о сельских пейзажах. Для него это дань своей малой Родине, близкая и понятная тематика, кажущаяся порой однообразной: сельские избушки, невысокие горы и скалы, табуны лошадей, проселочные дороги. Но в каждом сюжете художник находил самобытность и внутреннюю поэзию. Учитель ИЗО: сейчас вы сделаете зарисовки пейзажа на тематику: сельские избушки, невысокие горы и скалы, табуны лошадей. Сделайте разминку рук и смотрите слайды на экране. Приступаем к работе. 4. Практическая работа учащихся. Задание. Выполнить изображение пейзажа: сельские избушки, невысокие горы и скалы, табуны лошадей (работа красками и пастельными мелками). Во время практической работы учитель делает целевые обходы. 5. Итог урока. 1. Выставка работ учащихся. 2. Заключительное слово учителей. Учитель ИЗО: Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Учитель биологии: Мы рассмотрели, что такое растительное сообщество, его особенности, среду обитания, ярусность, а так же зарисовали это все в наши альбомы. 6. Рефлексия: 1. На уроке я работал ______________________________________________ 2. Своей работой на уроке я _______________________________________ 3. Результатом моей деятельности служит___________________________ 4. Мое настроение (выберите нужный смайл) |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».