Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874422
Лабораторные и практические работы по ботанике 6 класс
Содержание - Естественные науки
20.11.2020 10:56

Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ Калининская СОШ, с. Аскиз, Аскизский район, Республика Хакасия. 
Лабораторные и практические работы по ботанике 6 класс.


Практические и лабораторные работы на уроках биологии в 6 классе

2020 год

 

Практическая работа

Изучение строения семян двудольных растений.

Цель: изучить строение семени фасоли.

Ход работы:

1.Возьмите в руки фасоль. Найдите вогнутую сторону семени. Найдите на ней рубчик – это место прикрепления семени к семяножке.

2.Зарисуйте внешнее строение фасоли и обозначьте рубчик.

3.Над рубчиком находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода. Если перевести с греческих слов «микрос» - малый и «пиле» - ворота то, как оно будет называться? Подпишите название этой составной части семени фасоли на вашем рисунке.

4.Подумайте, чем может быть покрыто семя? (Подсказку можно посмотреть в учебнике). Обозначьте её на вашем рисунке.

5.Снимите блестящую плотную кожуру. Под ней находится зародыш.

6.Аккуратно разделите семядоли на две половинки.

7.Пользуясь учебником, определите, какие части зародыша видны на семени.

8.Зарисуйте внутреннее строение семени фасоли и подпишите её составные части. Не забывайте подписывать под рисунками их номера и названия (Рис. 1. Внешнее строение семени фасоли; Рис. 2 Внутреннее строение семени фасоли).

9.Запишите вывод, пользуясь схемой предложенной ниже. Перепишите вывод, вставляя пропущенные слова (можно пользоваться учебником).

 

Вывод: Семя фасоли состоит из _____________ и ___________. ___________________ защищает зародыш от высыхания и механических повреждений. Зародыш (семядоля) фасоли – зачаток будущего растения. Он состоит из _________, __________ и _______. Фасоль – это двудольное растение, так как оно состоит из ______ семядолей. В семени фасоли запас питательных веществ находится в клетках __________, в основном в ________.

 

Практическая работа

Изучение строения семян однодольных растений.

Цель: изучить строение семян однодольных растений.

Ход работы:

1.Пользуясь учебником, нарисуйте строение семян пшеницы, лука и частухи. Подпишите их составные части. Под рисункам подпишите: рис. 1. Строение семени пшеницы;

                                                                             рис. 2. Строение семени лука;

                                                                            рис. 3. Строение семени частухи.

 

2.Запишите вывод.

 

Вывод: Семя пшеницы одето золотисто - жёлтым кожистым ______________. Он так плотно сросся с _________________ ____________, что разделить их невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемый _____________.

Семена лука, ландыша имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у _____ и других злаков.

У частухи созревшие семена не имеют ________________. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и ___________, в семядоли которого сосредоточены ________, накопленные при созревании семени.

Семена содержат ___________________ и _________________. У двудольных растений зародыш имеет _____ семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в _________, либо в __________. Зародыш однодольных имеет _______ семядолю, а питательные вещества находятся в __________.

 

Практическая работа «Типы корневых систем»

Цель: определить типы корневых систем.

Оборудование: гербарий.

Ход работы:

1.Пользуясь гербарием, заполните таблицу

Типы корневых систем

Название растения

Тип корневой системы

Класс

 

 

 

 

 

 

 

2.Зарисуйте типы корневых систем: стержневую и мочковатую.

3.Запишите вывод, вставляя вместо точек необходимые слова.

Вывод: совокупность всех корней одного растения называют ________________. Различают два типа корневых систем: _________________ и __________________. Стержневая корневая система имеет ____________ корень, а мочковатая корневая система образована _____________ и ____________ корнями. Главный корень у растений с мочковатой корневой системой недостаточно развит или рано отмирает. Стержневая система характерна для ______________, а мочковатая - ____________ (указать класс).

 

Лабораторная работа

«Корневой чехлик и корневые волоски»

Цель: изучить строение корневого чехлика и корневых волосков.

Оборудование: микроскоп, емкость с водой, пипетка, предметное стекло, иголочка, растение (редис или пшеница) с корневыми волосками, лупа.

Ход работы:

1.Рассмотрите корешок растения невооруженным глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

2.Зарисуйте строение и зоны корня, пользуясь учебником. Подпишите, где расположен корневой чехлик. Под рисунком сделайте запись: рис. 1. Строение и зоны корня.

3.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Они находятся в зоне всасывания. Отметьте зону всасывания на рисунке 1.

4.Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.

5.Зарисуйте строение корневого волоска, пользуясь учебником. Под рисунком сделайте запись: рис. 2. Строение корневого волоска. Найдите и подпишите: 1.клеточная оболочка, 2.цитоплазма, 3.ядро, 4.пластиды, 5.вакуоль с клеточным соком.

6.Запишите вывод.

Вывод: корневой волосок – относительно длинный вырост ___________. Корневые волоски недолговечны. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к ____________. Зона всасывания всегда находится ближе __________. Корневые волоски всасывают из почвы ________________. Корневые волоски увеличивают _____________.

 

Лабораторная работа «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Цель: изучить строение почек и их расположение на стебле.

Оборудование: видео «Строение побега»,

Ход работы: 1.Посмотрите видео «Строение побега» и зарисуйте строение побега. Рисунок пронумеруйте и напишите его название.

                       2.Пользуясь слайдом 13,14, 15 зарисуйте расположение почек на побеге. Рисунок пронумеруйте и подпишите.

                         3.Посмотрите видео «Почка» и зарисуйте строение почек. Рисунок пронумеруйте и подпишите.

                       4.Запишите определения: вегетативная и генеративная почки.

                       5.Запишите вывод.

Вывод: 1.Каково значение побега в жизни растений?

               2.Что такое почка?

               3.За счет чего происходит развитие побега.

 

Практическая работа «Листья простые и сложные, их жилкование»

Цель работы: определить листья простые и сложные, их жилкование и принадлежность к классу.

Оборудование: гербарий

Ход работы:

1.Пользуясь гербарием, заполните таблицу.

Название растения

Лист простой или сложный

Жилкование

Класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Напишите вывод.

Вывод. К однодольным относятся растения имеющие ____________ жилкование и _______________ корневую систему. К двудольным относятся растения имеющие ____________ жилкование и _______________ корневую систему.

 

Лабораторная работа «Клеточное строение листа»

Цель работы: изучить особенности внутреннего строения листа.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, пипетка, емкость с водой, лист растения.

Ход работы:

1.Аккуратно снимите пленку с листа.

2.Капнирте на предметное стекло каплю воды и разместите пленку листа.

3.Рассмотрите строение листа под микроскопом.

4.Зарисуйте устьица (при необходимости воспользуйтесь учебником) и сделайте необходимые подписи.

5.Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите все составные части листа (при необходимости воспользуйтесь учебником).

6.Напишите вывод.

Вывод. Сверху и снизу лист покрыт ____________. В кожице располагаются _____________, которые образованы замыкающими клетками и устьичной щелью. Через устьичную щель в лист проникает ________, и происходит испарение __________.

Под кожицей находится мякоть листа, которая образована клетками ____________ ткани и клетками __________ ткани.

 

Лабораторная работа

«Внутреннее строение ветки дерева»

Цель: изучить внутреннее строение ветки дерева.

Оборудование: спил дерева, или ветка дерева.

Ход работы: 1. Под руководством учителя изучите строение стебля.

                       2.Зарисуйте поперечный срез ветви. Пронумеруйте и подпишите рисунок.

                       3.Заполните таблицу.

 

Внутреннее строение стебля

Участки стебля

Функции

Кора:

1.Кожица

 

 

2.Пробка –

 

3.Луб –

 

Камбий

 

Древесина

 

Сердцевина

 

               4.Напишите вывод, указав отличия в строении стебля травянистых растений от строения стебля древесных пород.

 

Практическая работа

«Строение видоизмененных побегов»

 

Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.

Оборудование и материалы:

1.Лупа ручная.

2.Клубень картофеля, луковица лука репчатого.

Ход работы:

1.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите под лупой глазки, найдите в них почки. Пользуясь учебником, подпишите строение клубня. Пронумеруйте и подпишите рисунок.

2.Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Пользуясь учебником, подпишите строение луковицы. Пронумеруйте и подпишите рисунок.

3.Пользуясь рисунком в учебнике рассмотрите корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Подпишите рисунок

4.Сделайте общий вывод.

Вывод: клубень, луковица и корневище – это ____________________________. Корневище есть у крапивы, _____, __________, ________________, ____________. Внешне корневище напоминает корень, но у него, как у наземного побега, имеются __________ и ____________ почки, а также пленчатые чешуйки - _______________.

Клубни встречаются у картофеля, _____________, _____________. На поверхности клубня в углублениях находятся почки, называемые ____________.

Луковицы образуют лук репчатый, ___________, _____________, ____________. В нижней части луковицы репчатого лука расположен почти плоский стебель – это ___________. Наличие на донце почек подтверждает, что луковица – _______________.    

Функции видоизмененных побегов:

 

Лабораторная работа

«Соцветия»

Цель: познакомиться с типами соцветий покрытосеменных растений.

Оборудование: презентация «Соцветия».

Ход работы:

1.Заполните таблицу, пользуясь презентацией «Соцветия».

 

Типы соцветий

Название растения

Вид соцветия

Простое или сложное соцветие

Рисунок соцветия

ландыш, черемуха

 

 

 

подорожник, иссоп обыкновенный

 

 

 

аир, кукуруза

 

 

 

вишня, первоцвет

 

 

 

одуванчик, ромашка, василек

 

 

 

клевер

 

 

 

калина

 

 

 

окопник, незабудка

 

 

 

пшеница, рожь

 

 

 

морковь, укроп

 

 

 

сирень, виноград

 

 

 

2.Напишите вывод, указав: что такое соцветие; какие соцветия называются простыми, а какие сложными.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР