Конспект урока «Плесневые грибы и дрожжи» |
Содержание - Естественные науки |
02.07.2021 08:31 |
Коньякова Людмила Ивановна, учитель химии и биологии МБОУ СШ №41 города Ульяновска.
Урок «Плесневые грибы и дрожжи»
Цель: расширение знаний о плесневых грибах и дрожжах. Задачи: Образовательные: способствовать в ходе урока усвоению нового материала о морфолого-анатомических особенностях, размножении, значении плесневых грибов; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, описывать грибы по плану; продолжить формирование умения работать с текстом учебника, комментировать рисунки в учебнике и на таблице. Развивающие: развивать поисково-информационные умения, развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить развитие учебно-познавательных умений: сравнивать грибы с растениями, высказывать свою точку зрения при решении биологических вопросов. Воспитательные: формировать у учащихся мировоззренческий вывод о связи строения организма и среды обитания. Подчеркнуть значение грибов в природе, их практическую значимость для человека и в медицине. Основные понятия и термины урока: грибы, дрожжи, плесневые грибы.
Ход урока: 1. Организация познавательной деятельности учащихся к цели урока/ черный ящик - Какой на ваш взгляд самый ценный гриб – боровик, трюфель, а может пеницилл? (модели грибов, микропрепарат «Пеницилл») Историческая справка! Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют «хлебом дьявола и плевком Бога». Она сказочно красива, но вызывает – отвращение. Благодаря ей, во вторую мировую войну 95% военнослужащих с инфицированными ранами вылечились, а после окончания войны 1945 году это чудо стал главным оружием медицины. Относясь к ней пренебрежительно и порой несерьезно, мы даже не подозреваем, насколько опасной она может быть. Так о ком идет речь? И почему она заслуживает такого внимания со стороны человека? А для чего нужны нам эти знания, где они могут пригодиться? - Определите цель нашего урока?/ Изучить особенность строения грибов, размножение и значение. Определяют и записывают тему урока. Изучить плесневые грибы с использованием микропрепаратов по представленному плану и дополнительной литературой. 2. Лабораторная работа «Плесневые грибы» Образцы: 1 группа: Мукор 2 группа: Пеницилл 3 группа: Дрожжи План изучения: 1. Среда обитания (продукты) 2. Цвет гриба 3. Тип питания 4. Особенности строения 5. Размножение 6. Роль в природе 7. «+ и - роль» Информация:
Гриб Мукор
1. Поселяется на пищевых продуктах овощах, хлебе, на навозе, растительных остатках. 2. Белый пушок 3. Сапрофиты, гетеротрофное питание 4. Тело Мукора состоит из разветвленного одноклеточного многоядерного мицелия без хроматофора 5. Вегетативно, т.е. частями мицелия, либо спорами, которые развиваются в спорангиях. В головке развиваются тысячи спор. Эти споры, попадая в питательную среду, прорастают. 6. «-» Часто Мукор вырастает на кормах, пищевых продуктах, вызывая их порчу. Тепловая обработка никак на эти токсины не влияет. Поэтому заплесневевшие продукты (будь то варенье, хлеб, овощи, фрукты или орехи) нужно сразу же выбрасывать. Иногда Мукор вызывает болезни животных и человека. 7. «+» Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. В странах Азии гриб Мукор применяется для изготовления соевого сыра, башкирского национальный продукта – “kорот”. Они обитают в почве, разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в образовании плодородного слоя Земли и круговороте веществ минерализуют органические вещества.
Гриб Пеницилл (кистевик)
1. Поселяется на пищевых продуктах, хлебе, варенье, цитрусовых почве, растительных остатках. 2. Ввиде сизой плесени. 3. Сапрофиты, гетеротрофное питание. 4. Тело пеницилла состоит из многоклеточного мицелия, с спорангиями в виде кистей. 5. Вегетативно, т.е. частями мицелия, либо спорами, которые развиваются в спорангиях головке в виде кисти, развиваются тысячи спор. Эти споры, попадая в питательную среду, прорастают. Роль в природе 6. «-»Часто пеницилл вырастает на кормах, пищевых продуктах, вызывая их порчу – плесневение. Тепловая обработка никак на эти токсины не влияет. Поэтому заплесневевшие продукты (будь то варенье, хлеб, овощи, фрукты или орехи) нужно сразу же выбрасывать. Иногда пеницилл вызывает болезни животных и человека. 7.«+» Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. Пенициллин широко применяется в медицине, а так же для изготовления пенициллина, применяемого в медицине для лечения многих заболеваний. Широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты и других кислот. Они обитают в почве, разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в образовании плодородного слоя Земли и круговороте веществ.
История его получения. В 70-х годах прошлого столетия зашел между учеными спор: правда или нет, будто из зеленой плесени развиваются не видимые простым глазом микробы, которые несут человеку болезни. Доктор Манассеин решил проверить, так ли это. Кончиком стального прокаленного пера он сеял споры гриба в пробирку с питательной жидкостью. Там вырастал зеленый пушок, но микробов в соседстве с грибом микроскоп не обнаруживал. В те же годы работал в Петербурге доктор Алексей Герасимович Полотебнов. К нему в клинику поступил больной с незаживающими язвами на руке. Во время перевязки Полотебнов приложил к язвам кусочки материи, пропитанные смесью, невиданной еще в медицине. Странная была эта смесь! Кусочки грибницы, да зеленая пыль плесени. Ее Полотебнов смел рисовальной кисточкой с позеленевшей апельсиновой корки и растер в чашечке с миндальным маслом. Но именно эта смесь помогла больному. Через два дня незаживающие язвы зажили. Но Полотебнов не мог объяснить, почему зеленая плесень излечивает больных. Тогда наука еще не в силах была дать на это ответ. Ответ был найден позже, уже после смерти Полотебнова, когда знаменитый ученый Илья Ильич Мечников открыл “закон борьбы” между микробами. Он первый сказал, что борьбой, которая происходит в природе между микробами, может воспользоваться и человек. Те микробы, которые убивают болезнетворных микробов, могут стать помощниками человека. Микробы против микробов! Закон, открытый Мечниковым, стали применять в своих работах ученые всего мира. Долго работали ученые над тем, чтобы превратить пенициллин в лекарство. Им удалось сделать это 1941 году. Была война. На нашу Родину напали фашисты. Нам нужно было много пенициллина – чудесного лекарства, которое спасало жизнь раненым. И советские ученые-ботаники в короткое время решили эту задачу. В одном из московских бомбоубежищ были расставлены чашечки с картофелем, смоченным слабым раствором медного купороса. Это были приманки для плесневых грибов. Как только в чашечки вырастал зеленый пушок, его доставляли в лабораторию профессора Ермолаева на испытание. Первым больным, исцеленным советским пенициллином, был красноармеец, раненный в грудь осколком снаряда. Однако рана не заживала. Микроб стафилококк продолжал разрушать кровь. Раненого привезли с фронта в московский госпиталь без сознания. Но, когда в зараженную кровь был введен пенициллин, кровь постепенно очистилась от гноя. Рана зажила, больной стал чувствовать себя намного лучше и вскоре был выписан из клиники. Уже впервые два месяца лечения пенициллином раненных в московском госпитале удалось вернуть здоровье 1227 больным. Это была новая победа советской медицины, которая в дни войны приближала День Победы. Пенициллин не только убивает стафилококка, вызывающего у человека заражение крови. Пенициллин побеждает микробов – возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких, сибирской язвы и других болезней. Грибы Дрожжи
1. Они живут в жидкостях богатой сахаром, поселяются на пищевых продуктах, содержащих сахара – варенье, фрукты, ягоды 2. Бесцветные шарики 3. Сапрофиты, гетеротрофное питание 4. Тело дрожжей не имеет мицелия в виде шарообразных клеток 5. Дрожжи размножаются почкованием. Сначала на взрослом клетке появляется выпуклость. Затем эта выпуклость превращается в самостоятельную клетку. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки. Большая скорость размножения. 6. «-» Часто дрожжи вызывают порчу продуктов (брожение), сахара превращаются в углекислый газ и спирт. Могут вызывать различные заболевания. Обыкновенный комар, выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми знакомый зудящий волдырь на месте укуса. 7. «+» В тесте дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Пузырьки углекислого газа, которые появляются в тесте, делают его легким и пористым. Для этого опару нужно ставить в теплое место. Через 2 часа опара поднимается. Биотехнология – отрасль, в которой используются микроорганизмы для получения важных продуктов ( вина, пива, лекарств, витаминов, кормов для животных). Грибы выращивают для получения органических кислот, например, лимонной. Это плесневые грибы – на сахаре. Нет необходимости выращивать лимоны. Для 2 кг. кристаллов лимонной кислоты - надо переработать 1 тонну лимонов. Существуют дрожжи, которые участвуют в очищении сточных вод, т.к. питаются их органическими веществами. Они обитают в почве. Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в образовании плодородного слоя Земли и круговороте веществ минерализуют органические вещества. 3. Проблемное обсуждение вопросов. - Почему грибы – это особая группа живых организмов? - Что у них общего с растениями, и чем они от них отличаются? - Каких плесневых грибов вы сегодня узнали? - Какое значение они имеют в нашей жизни? - Что нового вы узнали? Отвечают на проблемные вопросы. Делают вывод о значении дрожжей и плесневых грибов Для прорастания плесневых грибов необходимо высокая влажность и тепло. Плесень может появиться везде: на стенах, на бумаге, на мебели, даже на одежде. Может поселиться на любых продуктах питания, если их хранить не правильно. Хлеб и булочные изделия нельзя хранить в полиэтиленовой упаковке. Чтобы обезопасить свою жизнь, и предотвратить появление плесени на продуктах и в помещениях нужно соблюдать несколько правил борьбы с плесенью: - уменьшить влажность; - обеспечить хорошую вентиляцию; - ликвидировать очаги плесени; - правильно хранить продукты питания. 4.Тест по теме: «Плесневые грибы и дрожжи» 1. Грибница мукора - это: А) многоклеточные образования; Б) одна многоядерная клетка; В) одна одноядерная клетка; Г) неклеточное образование. 2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что: А) его нити погибают и загнивают; Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета; В) в его головках образуются споры. 3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство: А) пеницилл; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора. 4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком: А) дрожжи; Б) Трутовик; В) мукор; Г) фитофтора. 5. Дрожжи размножаются: А) спорами; Б) почкованием; В) мицелием; Г) гифами. 5.Рефлексия Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка деятельности на уроке. Высказывают суждение о достижении цели урока, выявляют его личностную значимость. Анализируют результаты своей деятельности 6.Задание Домашний эксперимент Выяснить, какие условия являются наиболее благоприятными для развития одноклеточных грибов. Инструкция 1) Вспомните, какие факторы окружающей среды влияют на развитие организмов. 2) Подберите условия проведения опыта и проверьте, как влияет на развитие плесневых грибов каждый из факторов. 3) Грамотно оформите работу, указав для каждого опыта название, цель, проверяемую гипотезу, условия проведения, краткие результаты и вывод. 4) Материалы: четыре небольших кусочка черного или белого хлеба, полиэтиленовый пакет. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».