Развитие познавательных УУД на уроках химии |
Содержание - Естественные науки |
02.08.2022 17:25 |
Вишневская Светлана Николаевна, учитель химии, МБОУ СОШ поселка Аскиз, Аскизского района республики Хакасия. Развитие познавательных УУД на уроках химии
УУД - это совокупность способов действия обучающегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции УУД: Регуляция учебной деятельности (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач; контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности); создание условий для саморазвития и самореализации личности; готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешности обучения (формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания). Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: Личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция; познавательные – это общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем; коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов. Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на четыре группы: общеучебные, знаково-символические, проблемно-поисковые, логические. Общеучебные универсальные учебные действия направлены на работу с информацией. Это отбор необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции. К знаково-символическим универсальным учебным действиям относится прежде всего моделирование. Это составление и преобразование модели для выявления общих закономерностей в какой- либо предметной области. Проблемно-поисковые универсальные учебные действия: выявление, постановка и решение проблемы. Логические универсальные учебные действия: анализ объектов для выявления их признаков, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотезы, доказательство и т.д. Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля; переводить информацию из одной формы в другую (умение составлять таблицы, графические схемы, кластеры, логические цепочки); строить схему, алгоритм действий; искать информацию с помощью разных источников (учебник, энциклопедия, справочник, интернет); постановка и формулирование учебной проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Как пример - это понимание условия задачи, решение задачи по составленному алгоритму (выбор наиболее эффективного способа решения), умение работать с таблицами и диаграммами, а также составление опорных конспектов. Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Виды заданий, формирующие логические действия: «Найди отличия», «Поиск лишнего», «Цепочки превращений». Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сравнивать факты и явления; классифицировать факты и явления; выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам. Познавательные логические действия также формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны: - определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь (классификация веществ). - определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции. Задание Преобразовать схему Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции: Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O. Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции. Задание Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O Задание Осуществить превращения: AlCl3 — Al(OH)3 ——Na[Al(OH)4] ‑—Al(OH)3. Задание «Логическая цепочка» Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции: a) HBr → H2 → ͢Cа Проблемно-поисковые универсальные действия Способы формирования проблемно-поисковых универсальных действий 1. Выполнение практической работы. 2. Участие в проектной и исследовательской деятельности. Знаково-символические универсальные учебные действия: К знаково-символическим универсальным учебным действиям относится, прежде всего, моделирование. Это составление и преобразование модели для выявления общих закономерностей в какой-либо предметной области. Конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования. Один из примеров формирования знаково-символических УУД является изучение темы «Строение атома» на примере «Планетарной» модели строения атома Э.Резерфорда. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».