Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7427454
Конспект урока в 8 классе по теме «Класс Насекомые»
Содержание - Естественные науки
12.12.2022 09:36

Коньякова Людмила Ивановна, Учитель химии и биологии МБОУ СШ №41 им.А.Ф.Казанкина г.Ульяновск.
Конспект урока по биологии в 8 классе по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» Углубление знаний о строении насекомых, значении их в природе и жизнедеятельности человека, объяснять и применять эти знания при решении практических задач.


Урок биологии, 8 класс.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые

 

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Класс Насекомые”

Задачи:

Образовательная:

-     Познакомить учащихся с разнообразием класса Насекомые;

-     Показать их значение в жизни человека и в природных сообществах;

-     Совершенствовать умение узнавать на рисунках, таблицах;

-     Объяснять особенности строения и жизнедеятельности класса Насекомые;

-     Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающая:

-     Продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать);

-     Продолжить развитие культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в группе;

-     Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой на уроке и при выполнении домашнего задания;

-     Продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитательная:

-     Способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности мира;

-     Привлечь внимание детей к экологическим проблемам;

-     Формировать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: биологический атлас, коллекции насекомых, рисунки

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент

Девиз нашего урока: «Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!

2. Постановка целей и задач урока

Тему сегодняшнего урока нам помогут определить загадки! Будьте внимательны! Отгадайте:

Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки. (Кузнечик)

 

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза

Кто же это? (Стрекоза)

 

Над цветками я жужжу,

Целый день в заботах –

Я пыльцу в карман беру,

Наполняю соты.  (Пчела)

 

Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит. (Комар)

 

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

 

Ростом мал, но работящий

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает. (Муравей)

 

Он шнырял, шуршал в шалфее,

Он ужасный шум затеял

Сколько дел он натворил

Даже муху разбудил. (Шмель)

На каждый ответ на доске появляется рисунок или картинка с изображение насекомого.

3. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня совершим путешествие в удивительный мир – мир насекомых!

Тема урока: Класс Насекомые. Их роль в природе и жизни человека\ запись в тетради.

4. Основная часть урока

1.Насекомые – самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов.

От какого слова произошло название класса – насекомые?

Слово "насекомые" произошло от глагола "насекать" (сечь). То есть, первоначально, "насекомые" дословно переводилось, как "(животные) насечённые, с насечками".

Изучением насекомых занимается наука - энтомология\запись в тетради

– Посмотрите ещё раз внимательно на картинки с изображением насекомых и других животных (лиса, собака, голубь)

Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (Шесть ног, голова, грудь, брюшко и т.д.)  и тело имеет насечки.

2. Особенности строения насекомых на примере майского жука \ работа с учебником и коллекцией насекомых

1. Внешнее строение насекомого: голова, грудь, брюшко

2. Какие органы на голове\.....

3. Какие органы на груди\.....

4. Какие органы на брюшке\...

3. Класс Насекомые\  работа учащихся  по группам по отрядам насекомых

– Класс Насекомые делятся на отряды: Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые \ составление таблицы «Отряды Насекомых, их особенности строения и развитие

План работы учащихся по группам / на столах биологический атлас насекомых и карточки с информацией о насекомых. Учащиеся должны выбрать из предложенного тот материал, который относится к описанию предложенного отряда

1.Легенда, стихотворение и т.д про представителя насекомых

2.Особенности строения насекомых, входящих в отряд

 3.Развитие насекомых данного отряда

 4.Значение насекомых в природе и жизни человека

1 группа. Отряд Чешуекрылые 

А.Фет

Ты прав. Одним воздушным очертаньем.

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Легенда.

«Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки.

И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.

2.Особенности строения.

Тело бабочки разделяется на 2 больших отдела — тело и крылья. В состав тела входит голова, достаточно жестко соединенная с туловищем. Она имеет круглую форму с приплюснутым затылком. Большие глаза, которые занимают бо́льшую часть головы, имеют круглую или овальную форму, и сложное строение, которое позволяет насекомым различать некоторые цвета и хорошо воспринимать движущиеся предметы. Брюшко цилиндрической формы состоит из десяти сегментов в виде колец и расположенных в них дыхальцев. Крылья бабочки покрытыми мелкими чешуйками, это хорошо видно на картинке, созданной при макросъемке. Размер крыльев, цвет, строение изменяются в зависимости от принадлежности к виду.

3.Развитие бабочек: они относятся к насекомым с полным превращением – у них имеются все четыре стадии соответствующего жизненного цикла: яйцо, куколка, гусеница-личинка и имаго – взрослое насекомое.

4.Значение в природе и жизни человека

В основном главное значение бабочек заключается в перекрёстном опылении растений — взрослые особи переносят на своём теле пыльцу с цветка на цветок. Кроме того, бабочки и гусеницы, служат пищей многим другим животным, а следовательно являются важным звеном биологических цепей.

Тутовый шелкопряд – бабочка из семейства настоящие шелкопряды, производитель шёлка. Одомашнен в Китае около 3000 лет до н. э.

 

2 группа. Отряд Жесткокрылые \ на примере майского жука или божьей коровки

1.Скорость полета майского жука около двух-трёх метров в секунду, крылья совершают 46 взмахов в секунду. В погожие дни жуки способны перелетать на расстояние до 20-ти километров. Летят они на высоте от шести до 100 метров и всегда по прямой. Вначале, жук, взмыв вверх, делает ознакомительный полет по спирали, а затем летит к своей цели. Здесь нужно заметить, что есть два вида майских хрущей: восточный и западный. Так вот, цель восточного жука ближайший лес или высокие деревья. Их силуэты четко выделяются на фоне слабо освещенного сумеречного неба. А западные майские хрущи берут курс на самые высокие предметы над горизонтом. Обычно это лесистые возвышенности.

2.Тело майского жука выпуклое, продолговато-овальное, бочкообразное. Оно покрыто мелкими волосовидными чешуйками, которые на голове и переднеспинке отличаются большей длиной и образуют продольные полоски. Окраска тела может быть черной или красно-бурой, с желто-бурыми или красно-бурыми надкрыльями, иногда с зеленоватым отливом на переднеспинке и голове.

3. Стадии развития майского жука — личинки и имаго. За свою жизнь они проходят четыре стадии развития — яйцо, личинка, куколка, имаго (взрослое насекомое). Жизнь майского жука довольно длинная. В зависимости от разновидности и условий обитания — от 3 до 5 лет.

4. От майского жука больше вреда, чем пользы. Он питается многими вида сельскохозяйственных культур. Поедают деревья и декоративные растения. Личинки жука питаются корнями растений, тем самым портя их. Часто это приводит к гибели самого растения. Польза этих жуков в том, что ими и их личинками питаются птицы. Кроме птиц, майскими жуками питаются ежи, земноводные. Поэтому, в дикой природе, майский жук полезен.

3 группа. Отряд Перепончатокрылые \ медоносная пчела

4 группа. Отряд Двукрылые \муха комнатная

6 группа. Отряд Прямокрылые \ саранча

 

5. Выступление групп учащихся по плану

6. Вывод: Класс Насекомые очень разнообразный и многочисленный. У представителей сложное поведение и многообразное значение.

Как  вы сейчас понимаете девиз   нашего урока? «Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!

(При  изучении  Насекомых есть место и для наблюдений, удивлению и восхищения хрупкости представителей данного класса)

7.Викторина: вопрос- ответ\ устно

Что такое энтомология? (наука о насекомых)

Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (Майский жук)

Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? Почему? (жук-олень, жук-слоник)

Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все входы и выходы)

К какому отряду относят Платяную моль? (Отряд Чешуекрылые)

В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина? (комар, муха, шмель)

Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое? (майский жук)

Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком»? (в бабочку Махаон, капустницу, муравьев)

Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты, слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский)

Крупные прыгающие усатые насекомые (Кузнечики)

Строители муравейников (Муравьи)

8. Итоги урока. Оценивание работы групп.

–Что интересного узнали на уроке?

– Что для себя нового открыли на уроке?

9. Домашнее задание

– Приготовить информацию о насекомых, которых человек использует в хозяйственных целях.

 

Спасибо всем за урок!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР