Конспект урока в 8 классе по теме «Класс Птицы» |
Содержание - Естественные науки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.03.2023 05:52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коньякова Людмила Ивановна, учитель химии и биологии, МБОУ СШ им.генерала-лейтенанта А.Ф. Казанкина, г. Ульяновск.
Тема урока: «Класс Птицы» Цель: способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику Класса Птицы Задачи: - образовательные: познакомить с общей характеристикой Класс Птицы, особенностями их строения в связи со средой обитания. - развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы. - воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету. Планируемые результаты: Предметные: должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение; уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; биологические понятия «киль», «перья», «воздушные мешки», «лёгкое», «сердце», «зоб», «пищеварительная железа», «копчиковая железа», «глаза», «почки», «дифференциация тела»; Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности; Познавательные УУД: знание общей характеристики Класса Птицы, о местообитании и строении и образе жизни представителей этого класса; Коммуникативные УУД: уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, критично относиться к своему мнению.
Ход урока 1.Орг. момент. 2.Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, догадайтесь сами, послушав интересные факты о них.
1. В прежнее время рудокопы часто брали клетку с ними в шахту и во время работы следили за их поведением. Если она внезапно начинала проявлять признаки беспокойства или падала, люди поспешно покидали шахту. Дело в том, что их организмы очень чувствительны к газам, и гибнут даже от его незначительной примеси в воздухе. 2. Их перья весят больше, чем их скелет. 3. Они видят магнитное поле Земли. Это возможно за счёт наличия криптохром — белки, дающие клеткам возможность воспринимать синий и ультрафиолетовый свет. 4. Существует мнение, что при испуге они закапывают голову в песок. В действительности они склоняют свою голову к земле и глотают песок или гравий. Они отбирают из земли твёрдые камушки гравия, которые улучшают их пищеварительный процесс. Также просто роняют голову на землю после продолжительной погони за ними, когда у них уже не остается сил ни бежать, ни даже держать голову поднятой. 5.Согласно Книге рекордов Гиннесса, самой опасной птицей на Земле является казуар. Обычно она скрытная, однако если её потревожить, она может нанести опасный удар своими мощными ногами. Ноги казуара имеют кинжалообразные когти, которые способны убить практически любое живое существо с одного удара. 6. У представителей очень развита забота о потомстве — кроме строительства гнезда и насиживания кладки, она также проявляется в выкармливании птенцов, в согревании и защите их от погодных условий. - Про каких животных говорится? Учащиеся: Птицы Учитель: Согласно теории, птицы и динозавры жили вместе шестьдесят миллионов лет. Среди находок были перья, мышцы, перепонки. Исследуя останки, палеонтологи сделали такое заключение: предки древних птиц плавали. Чтобы добыть пищу из воды, они ныряли. Наука, занимающаяся изучением птиц, называется орнитологией. Определите, что же мы должны узнать на уроке? (узнать строение и многообразие птиц). А также познакомиться со значением птиц в природе и жизни человека. /запись темы урока в тетрадь
3. Изучение нового материала. /Беседа с классом. Учитель: Птицы – это группа теплокровныхяйцекладущихпозвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса. В связи с тем, что птицы передвигаются по земле на двух ногах и способны к полету, они обладают рядом прогрессивных признаков, отсутствующих у древних рептилий. Передвижение на задних конечностях отразилось на строении скелета птиц. Часть костей срослась, что придало им прочность. Скелет облегчен — кости тонкие, заполнены воздухом. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост — киль. Тело птиц покрыто перьям. Хвостовые перья, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми. По подсчетам, в мире сейчас существует примерно 9700 видов птиц, а общее количество пернатых – около 50 миллиардов особей. Это в шесть раз больше, чем людей, однако некоторые виды очень редки. При этом четыре вида составляют «клуб миллиардеров» – их популяции превышает миллиард особей. Это обитающий во многих частях света домовый воробей, европейский скворец, делавэрская чайка и амбарная ласточка.Встречали ли вы когда-нибудь представителей данного типа животных? Если да, то какие? Учащиеся: снегири, дятел, ястреб, воробей, голуби Как вы думаете, в какую среду обитания они занимают? Учащиеся: наземно-воздушная Действительно. Птицы расселились по всем миру и заняли самую разнообразную среду обитания, начиная с приполярных широт и заканчивая пустынями. Демонстрация: модель птицы Учитель: Посмотрите внимательно на внешний вид птицы. Давайте рассмотрим особенности данного класса животных. Учащиеся: обтекаемая форма, наличие крыльев, перьев, клюва. - Определите систематическое положение птиц. Какое царство организмов мы изучаем сейчас? Учащиеся: Царство Животные Да, действительно. Как вы думаете к многоклеточным или одноклеточным животным можно представителей этого класса? Многоклеточным / составление схемы систематического положения птиц / работа в тетради Надцарство Эукариоты Царство Животные Подцарство Многоклеточные Тип Хордовые Класс Птицы В Классе Птицы выделяют более 30 отрядов и 9000 видов! Пример систематического положения\\ Царство: Животные. Тип: Хордовые. Подтип: Позвоночные Класс: Птицы Отряд: Дятлообразные Семейство: Дятловые Род: Пёстрые дятлы Вид: Большой пёстрый дятел
4. Самостоятельная работа с учебником. Заполнение сравнительной таблицы. /работа учащихся по группам и представление своих отрядов с использованием слайдов Сравнительная характеристика основных отрядов класса птиц
5. Закрепление материала. Работа в парах. Взаимопроверка. 1. Выполните задание. 2. Распределите птиц по отрядам
6. Фронтальный устный опрос. 1.Какая наука изучает птиц? (Орнитология) 2.Самая маленькая птица в мире? (Колибри) 3.Какова температура тела птицы зимой, а какая летом? (одинаковая: +40 - +42оС) 4.У какой птицы 2 пальца на ногах? (У африканского страуса) 5.Какие птицы нашей местности выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты) 6.С помощью, какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклан). 7.Дышит ли цыпленок в яйце? (Да, через поры в скорлупе) 8.Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову) 9.Отгадайте загадку: кто в воде купался, да сух остался? (Гусь) 10.Как называется группа птиц, которая имеет грудную кость без киля? (бескилевые) 11.Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы) 12.Назовите самую большую птицу в мире (Страус, ее вес может превышать 150 кг, а высота 2 м) 13.Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь) 14.Какие птицы прилетают в нашу местность первыми? (Грачи, скворцы) 15.«Фабрика косметики» у птиц – это? (Копчиковая железа). 16.Второе название фламинго? (красный гусь) 17.Что внутри птичьих костей ?(воздух). 18.Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (кукушки). 19.Птица – символ мира и чистоты? (голубь). 20.Что птицам страшнее зимой – холод или голод? (голод). 21.Что восполняют птицам отсутствие зубов? (камушки, стёклышки в желудке). 7. Итоги урока. Рефлексия. • Что нового сегодня узнали на уроке? • Как оцениваете свою работу на уроке? Выставление оценок. 8. Домашнее задание. Прочитать параграф Творческое задание: создать музыкальный калейдоскоп из голосов птиц\ на выбор Проект: «Красная книга: птицы нашего края» |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».