Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7326819
Конспект урока в 8 классе по теме «Класс Птицы»
Содержание - Естественные науки
06.03.2023 05:52

Коньякова Людмила Ивановна, учитель химии и биологии, МБОУ СШ им.генерала-лейтенанта А.Ф. Казанкина, г. Ульяновск.
Конспект урока по биологии в 8 классе по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы». Углубление знаний о разнообразии птиц, значении их в природе и жизнедеятельности человека, объяснять и применять эти знания при решении практических задач.

 


 

Тема урока: «Класс Птицы»

Цель: способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику Класса Птицы

Задачи:

- образовательные: познакомить с общей характеристикой Класс Птицы, особенностями их строения в связи со средой обитания.

- развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы.

- воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение; уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; биологические понятия «киль», «перья», «воздушные мешки», «лёгкое», «сердце», «зоб», «пищеварительная железа», «копчиковая железа», «глаза», «почки», «дифференциация тела»;

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности;

Познавательные УУД: знание общей характеристики Класса Птицы, о местообитании и строении и образе жизни представителей этого класса;

Коммуникативные УУД: уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, критично относиться к своему мнению.

 

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

 

Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, догадайтесь сами, послушав интересные факты о них.

 

1. В прежнее время рудокопы часто брали клетку с ними в шахту и во время работы следили за их поведением. Если она внезапно начинала проявлять признаки беспокойства или падала, люди поспешно покидали шахту. Дело в том, что их организмы очень чувствительны к газам, и гибнут даже от его незначительной примеси в воздухе.

2. Их перья весят больше, чем их скелет.

3. Они видят магнитное поле Земли. Это возможно за счёт наличия криптохром — белки, дающие клеткам возможность воспринимать синий и ультрафиолетовый свет.

4. Существует мнение, что при испуге они закапывают голову в песок. В действительности они склоняют свою голову к земле и глотают песок или гравий. Они отбирают из земли твёрдые камушки гравия, которые улучшают их пищеварительный процесс. Также просто роняют голову на землю после продолжительной погони за ними, когда у них уже не остается сил ни бежать, ни даже держать голову поднятой.

5.Согласно Книге рекордов Гиннесса, самой опасной птицей на Земле является казуар. Обычно она скрытная, однако если её потревожить, она может нанести опасный удар своими мощными ногами. Ноги казуара имеют кинжалообразные когти, которые способны убить практически любое живое существо с одного удара.

6. У представителей очень развита забота о потомстве — кроме строительства гнезда и насиживания кладки, она также проявляется в выкармливании птенцов, в согревании и защите их от погодных условий.

- Про каких животных говорится?

Учащиеся: Птицы

Учитель: Согласно теории, птицы и динозавры жили вместе шестьдесят миллионов лет. Среди находок были перья, мышцы, перепонки. Исследуя останки, палеонтологи сделали такое заключение: предки древних птиц плавали. Чтобы добыть пищу из воды, они ныряли.

Наука, занимающаяся изучением птиц, называется орнитологией.

Определите, что же мы должны узнать на уроке? (узнать строение и многообразие птиц). А также познакомиться со значением птиц в природе и жизни человека.

/запись темы урока в тетрадь

 

3. Изучение нового материала. /Беседа с классом.

Учитель: Птицы – это группа теплокровныхяйцекладущихпозвоночных животных, традиционно рассматриваемая в ранге отдельного класса. В связи с тем, что птицы передвигаются по земле на двух ногах и способны к полету, они обладают рядом прогрессивных признаков, отсутствующих у древних рептилий. Передвижение на задних конеч­ностях отразилось на строении скелета птиц. Часть костей срослась, что придало им прочность. Скелет облегчен — кости тонкие, заполне­ны воздухом. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост — киль. Тело птиц покрыто перьям. Хвостовые перья, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осущест­вляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.

По подсчетам, в мире сейчас существует примерно 9700 видов птиц, а общее количество пернатых – около 50 миллиардов особей. Это в шесть раз больше, чем людей, однако некоторые виды очень редки. При этом четыре вида составляют «клуб миллиардеров» – их популяции превышает миллиард особей. Это обитающий во многих частях света домовый воробей, европейский скворец, делавэрская чайка и амбарная ласточка.Встречали ли вы когда-нибудь представителей данного типа животных? Если да, то какие?

Учащиеся: снегири, дятел, ястреб, воробей, голуби

Как вы думаете, в какую среду обитания они занимают?

Учащиеся: наземно-воздушная

Действительно. Птицы расселились по всем миру и заняли самую разнообразную среду обитания, начиная с приполярных широт и заканчивая пустынями.

Демонстрация: модель птицы

Учитель: Посмотрите внимательно на внешний вид птицы.

Давайте рассмотрим особенности данного класса животных.

Учащиеся: обтекаемая форма, наличие крыльев, перьев, клюва.

- Определите систематическое положение птиц.

Какое царство организмов мы изучаем сейчас?

Учащиеся: Царство Животные

Да, действительно.

Как вы думаете к многоклеточным или одноклеточным животным можно представителей этого класса?

Многоклеточным / составление схемы систематического положения птиц / работа в тетради

Надцарство Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Класс Птицы

В Классе Птицы выделяют более 30 отрядов и 9000 видов!

Пример систематического положения\\

Царство: Животные. Тип: Хордовые. Подтип: Позвоночные

Класс: Птицы

Отряд: Дятлообразные

Семейство: Дятловые

Род: Пёстрые дятлы

Вид: Большой пёстрый дятел

 

4. Самостоятельная работа с учебником. Заполнение сравнительной таблицы.

/работа учащихся по группам и представление своих отрядов с использованием слайдов

Сравнительная характеристика основных отрядов класса птиц

Отряд, представители, область распространения

Особенности образа жизни

Особенности внешнего и внутреннего строения

Группа отрядов бески­левых птиц. (Отряды Страусы, Нанду, Эму, Казуары, Киви). Всего 10 видов. Степи Австра­лии, Южной Америки и Африки

Быстро бегают, но не могут летать. Яйца на­сиживает самец

Крылья редуцированы. Опе­рение рыхлое, строение пера примитивное, плотных опа­хал не образуется. Задние ко­нечности длинные и силь­ные. Число пальцев сокращено до трех или двух. Грудина маленькая, киля нет (вследствие потери способно­сти к полету). Ключиц нет, кости неполые, таз закрытый

Пингвины. 15 видов. Императорский пинг­вин, королевский пинг­вин. Распространены в холодных областях Южного полушария

Летать и бегать не мо­гут, основной способ пе­редвижения — плава­ние и ныряние. Моногамные птицы, па­ры образуются на всю жизнь. Гнездятся боль­шими колониями на низких каменистых бе­регах или на льду. Яйца насиживает самец. Чрезвычайно выражена забота о потомстве.

Крылья превращены в ласты, с их помощью птицы плавают. Устройство скелета позволяет ластам при плавании почти винтообразно вращаться в плечевом суставе. Кости, обра­зующие скелет ластов, упло­щены. Стопа широкая, с пере­понками, что позволяет неуклюже ходить в верти­кальном положении, а при плавании рулить. Оперение очень плотное, сильно измене­но, напоминает мех. У груди­ны имеется киль. Грудные мышцы сильно развиты (силь­нее, чем у многих летающих птиц). Кости неполые

Воробьинообразные. (Воробьи, жаворонки, ласточки, трясогузки, скворцы, свиристели, синицы, ткачики, вороны, соро­ки, грачи, дрозды, соло­вьи.) Обычны в лесах теплых и жарких ши­рот всех частей света

Са­мый крупный отряд птиц — более 5 тыс. видов (около 60% всех видов птиц). Наземных видов немно­го. Строят искусные гнезда. Птенцовые. В пище преобладают насекомые

Ноги четырехпалые, сравни­тельно короткие, первый па­лец направлен назад. Когти загнутые. Клюв, как прави­ло, прямой и довольно корот­кий. Много певчих видов, со сложно устроенной гортанью

Ржанкообразные. Свы­ше 300 видов. (Кулики, чибисы, чайки, зуйки, перевозчики.) Широко распространены по все­му земному шару

Живут по побережьям водоемов и по заболо­ченным местам. Гнез­дятся на земле. Перелет­ные, оседлые или кочующие. Выводковые

Ноги длинные, трех- или че­тырехпалые, иногда имеется плавательная перепонка. Клюв длинный, тонкий. Крылья довольно длинные, узкие, острые. Оперение плотное, неяркое

Гусеобразные. Более 150 видов. (Гуси, лебе­ди, утки.) Широко рас­пространены почти по всему земному шару. Важнейшие промысло­вые птицы. Многие представители одомаш­нены

Хорошо плавают и ле­тают. Гнездятся вблизи воды или на водоемах. Большинство — пере­летные. Выводковые

Шея длинная (облегчает до­бывание пищи из-под воды). Ноги короткие с четырьмя пальцами; передние пальцы соединены перепонкой. Клюв широкий, имеет роговые пла­стинки или зубцы. Оперение густое, плотное, с большим количеством пуха

Соколообразные. (Днев­ные хищные.) Около 250 видов. (Орлы, яс­требы, соколы, грифы, скопа) Распро­странены по всему зем­ному шару

Прекрасно летают, спо­собны к парению. Гнез­дятся на деревьях, ска­лах, земле. Гнезда простого устройства. Одни виды оседлы, дру­гие кочуют, третьи — перелетные. Птенцовые

Оперение жесткое. Окраска неяркая. Клюв загнут, его ос­нование ярко окрашено, края — острые, режущие. Глаза большие, зрение отлич­ное. Ноги четырехпалые с сильными когтями. Пальцы довольно длинные, с подушеч­ками (для удержания добы­чи). Непереваренные остатки пищи (шерсть, кости, хитин) отрыгиваются в виде ком­ков — погадок

Курообразные. Около 250 видов. (Рябчики, те­терева, глухари, перепе­ла, куропатки, куры, фазаны, павлины, цесар­ки, индейки). Широко распространены почти по всему земному шару. Многие представители одомашнены

Добывают пищу, раз­гребая землю ногами. Гнездятся на земле, гнезда примитивны. Хорошо ходят и бегают. Оседлы или кочуют на небольшие расстояния. Выводковые

Ноги сильные. Крылья ко­роткие и широкие. Оперение плотное и жесткое. Клюв ко­роткий, надклювье слегка за­гнуто

Аистообразные. Около 120 видов. (Цапли, аис­ты, ибисы.) Распростра­нены широко, особенно в тропиках и субтропи­ках; на севере — до тун­дры включительно

Живут около водоемов или во влажных мес­тах. Хорошо приспособ­лены к полету и к пере­движению по земле. Гнездятся на деревьях, зданиях, некоторые — на земле. Оседлые или перелетные. Птенцовые

Шея длинная, клюв длинный и острый. Добычу глотают целиком. Ноги длинные; задний палец поставлен низ­ко и служит опорой при ходь­бе. Крылья большие, широ­кие. Есть копчиковая желе­за. (Внешне похожи на жу­равлей, но отличаются от них некоторыми внешними и внутренними признаками.)

Голубеобразные. Около 200 видов (Вяхирь, горлицы, сизый го­лубь.) Распространены в тропиках и умеренном поясе

Живут на деревьях или на земле. В основном оседлые. Птенцовые; первое время родители выкармливают птен­цов, отрыгивая «птичье молоко», которое выде­ляется эпителием сте­нок зоба

Оперение густое и плотное. Крылья обычно длинные, острые. Клюв небольшой, прямой. Хорошо развит зоб

Дятлообразные. Около 400 видов (Большой и малый пестрые дятлы, зеленый дятел, черный дятел (желна), верти­шейка, тукан.) Распро­странены во всех лесах земного шара, особенно в тропиках и умеренном поясе (за исключением Австралии и Мадагас­кара)

Гнездятся в дуплах. Оседлы, но осенью и зи­мой многие кочуют. Птенцовые

Оперение рыхлое, пуха нет. У большинства — клюв доло­тообразный, череп прочный, мощные мышцы шеи. Ноги короткие, но сильные, с крепкими крючковатыми когтями, приспособлены к лазанью по деревьям. Хвост с жесткими перьями. Язык длинный, тонкий, с зазубри­нами

Стрижеобразные. Около 400 видов (Стрижи, колибри.) Широко распространены на открытых пространствах

Всю жизнь проводят в полете (не бегают, не ходят, не плавают и не ныряют). Птенцовые

Крылья приспособлены к длительному полету — очень длинные с укороченными маховыми перьями второго порядка и очень короткими плечевыми костями. Ноги короткие. Некоторые виды спо­собны ориентироваться с по­мощью эхолокации. Большое количество мелких и даже крошечных представителей, у которых температура тела непостоянна. У колибри серд­це по объему втрое больше же­лудка и занимает половину полости тела

Кукушкообразные. Около 150 видов. (Кукушки, турако.) Распространены широко особенно в тропических лесах

Виды умеренных широт в основном перелетные, остальные — оседлы.Многие хорошо летают. Одни виды всю жизнь проводят в кронах деревьев, другие — чисто наземные. Многим свойствен гнездовой паразитизм. Птенцовые

Ноги короткие, четырехпалые. Крылья острые, длинные. Оперение жесткое плотно прилегает к телу пух развит слабо. Перья голени удлинены и образуют «штаны»

 

5. Закрепление материала. Работа в парах. Взаимопроверка.

1. Выполните задание.

2. Распределите птиц по отрядам

 

alt

6. Фронтальный устный опрос.

1.Какая наука изучает птиц? (Орнитология)

2.Самая маленькая птица в мире? (Колибри)

3.Какова температура тела птицы зимой, а какая летом? (одинаковая: +40 - +42оС)

4.У какой птицы 2 пальца на ногах? (У африканского страуса)

5.Какие птицы нашей местности выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты)

6.С помощью, какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклан).

7.Дышит ли цыпленок в яйце? (Да, через поры в скорлупе)

8.Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)

9.Отгадайте загадку: кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)

10.Как называется группа птиц, которая имеет грудную кость без киля?            (бескилевые)

11.Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

12.Назовите самую большую птицу в мире (Страус, ее вес может превышать 150 кг, а высота 2 м)

13.Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)

14.Какие птицы прилетают в нашу местность первыми? (Грачи, скворцы)

15.«Фабрика косметики» у птиц – это? (Копчиковая железа).

16.Второе название фламинго? (красный гусь)

17.Что внутри птичьих костей ?(воздух).

18.Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (кукушки).

19.Птица – символ мира и чистоты? (голубь).

20.Что птицам страшнее зимой – холод или голод? (голод).

21.Что восполняют птицам отсутствие зубов? (камушки, стёклышки в желудке).

7. Итоги урока. Рефлексия.

• Что нового сегодня узнали на уроке?

• Как оцениваете свою работу на уроке? Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Прочитать параграф

Творческое задание: создать музыкальный калейдоскоп из голосов птиц\ на выбор

Проект: «Красная книга: птицы нашего края»