«Реакции разложения», конспект урока. |
Содержание - Естественные науки |
27.09.2023 04:25 |
Козлова Зинаида Аркадьевна,учитель химии,МБОУ "Аксубаевская СОШ№3", пгт Аксубаево, Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. Урок в 8 классе «Реакции разложения»
Тема урока: « Реакции разложения». Цель урока: сформировать представления о реакциях разложения; дать понятие о катализаторах, ферментах. Задачи: образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: На столе учителя: бихромат аммония, бутылка с газированной водой, пероксид водорода, оксид марганца (IV), спиртовка, портрет Д. Пристли, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички. На столах учеников: раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок - исследование Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения» И. Ньютон
ХОД УРОКА
1.Организационная часть урока. 1. Приветствие учителя. 2. Постановка проблемного вопроса. Перед вами несколько предметов: портрет Джозефа Пристли, лупа, колба с кислородом, перманганатом калия, бутылка газированной воды. Что объединяет эти предметы? Ваши предположения? (Ответы учащихся). (Выдвижение гипотезы). Ну что ж, в конце урока мы ответим на этот вопрос и выясним, кто был прав. 2. Актуализация знаний учащихся. Ребята, для успешной работы на уроке мы с вами разделимся на группы таким образом: у вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова. В течение 2 минут вы должны прочитать, посмотреть друг у друга слова, словосочетания и разделиться по смыслу предложений на группы. Встали, задвинули стулья. (Обсуждение и деление на группы «химические явления, признаки химических реакций, условия химических реакций, химические уравнения»). Почему вы оказались в одной группе? Прочитайте ваше предложение. Садитесь за 1 стол - химические явления; 2-й стол – признаки химических реакций; 3-й стол – условия течения химических реакций; 4-й стол – химические уравнения. 3.Определение темы и постановка целей урока. Подумайте, а какая связь существует между вашими группами по смыслу предложений? (Обсуждение в группах в течение 30 секунд)
Итак, тема нашего урока: «Реакции разложения». Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд 2) А какие цели вы перед собой поставите? Цель урока: познакомиться с реакциями разложения и научиться их определять. А что вы ожидаете от нашего урока? А я надеюсь, что вы на уроке будете активными, успешными и легко усвоите новый материал. Предлагаю вам план проведения урока (слайд 5). 1.Реакции разложения. 2.Скорость химической реакции. 3.Катализаторы. Ферменты. Все согласны? 4. Изучение нового материала. Учитель: Реакций, протекающих вокруг человека и внутри его, очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций? Конечно, разложить всё по полочкам или классифицировать. Введение понятия реакции разложения С одной из классификаций – по признаку поглощения и выделения теплоты вы уже познакомились. Вспомните, как называются реакции, идущие с выделением теплоты, с поглощением теплоты? А сегодня мы рассмотрим ещё одну классификацию, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. Рассмотрим реакции: 1.Откройте §29 стр 151, найдите и прочитайте, какой опыт провёл английский учёный Джозеф Пристли? (слайд 6) В 1774 году английский учёный Джозеф Пристли как-то раз, оксид ртути нагревая, обнаружил странный газ. (слайд 7) Рассмотрим эту реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения. Посмотрим видеоролик «Механизм реакции разложения оксида ртути» (слайд 8). Обратите внимание на признаки реакции. Давайте попробуем записать уравнение реакции. Оксид ртути = ртуть + кислород (слайд 9). (у доски 1 ученик записывает уравнение реакции и расставляет коэффициенты.) 2HgO = 2Hg + O2 И под формулами напишем, что это за вещества по составу. 2.Кислород также можно получить путём разложения перекиси водорода. Лабораторный опыт №1. Проведите эксперимент с перекисью водорода Н2O2, строго соблюдая правила по ТБ и придерживаясь инструкции учителя. Инструкция к лабораторному опыту №1. 1.Возьмите 1-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2 . 2.В пробирку с перекисью водорода из другой пробирки насыпьте оксид марганца MnO2. 3.Что наблюдаете? 4.Внесите тлеющую лучинку в пробирку. 5.Сделайте вывод, какой газ образуется в результате разложения пероксида водорода.
Известно, что перекись водорода — это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода. - Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций? - Нет. - Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода. - Нагреть. - Правильно. А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа. В другой пробирке найдите оксид марганца и высыпьте это в пробирку с перекисью водорода. Что вы наблюдаете? Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. Что наблюдаем? - Тлеющая лучина загорается. - Какой газ выделяется из пробирки? - Правильно, кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды. Перекись водорода разложилась на воду и кислород. А оксид марганца (IV) MnO2 ускорил протекание этой реакции. Такие вещества в химии называются катализаторами. 2Н2 O2 = 2Н2 O+ O2 - Расставьте коэффициенты в уравнении этой реакции. (Объяснение ученика). 3.Демонстрационный опыт №3. Учитель: Ребята, а следующий опыт я проведу сама. Если поднести лучинку к горке вещества оранжевого цвета — дихромата аммония, начинается бурная реакция. Образуется серо-зеленое вещество – оксид хрома, выделяется газ, появляется пламя. Происходит превращение вещества – химическое явление. (NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4 H2O Расставим коэффициенты (объяснение ученика). - Ребята, посмотрите внимательно на все уравнения реакций. 2HgO → 2Hg + O2 ↑ 2Н2О2 → MnO2 2H2O + O2 (NH4)2 Cr2O7 → t N2 + Cr2O3 + 4 H2O Подумайте и ответьте на следующий вопрос: Что объединяет все эти реакции? (Слайд 10) Идет процесс разложения веществ. Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных. Как, одним словом мы можем назвать процессы, которые протекают? (Слайд 10) Реакция разложения. Вывод: 1.Идет процесс разложения веществ (реакция разложения). Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных. Попытайтесь сформулировать определение реакции разложения. (Ученики дают определение реакций разложения.) Прочитайте в учебнике на стр.155 определение реакций разложения (слайд 11). Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ, называются реакциями разложения. Отличается наше определение от определения в учебнике? Практически не отличается, молодцы!
2.Как правило, почти все реакции разложения относятся к эндотермическими реакциям, т.к. для протекания требуется определенные условия, нагревание, электрический ток, присутствие других веществ, ускоряющих реакцию – катализаторов. (Слайд 12) Катализаторы. Ферменты. Какие же вещества называются катализаторами? На стр. 152 учебника прочитайте определение о катализаторах. Катализаторы - это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными. Вернемся к лабораторному опыту, который вы уже провели. Посмотрите внимательно, на дне пробирки вы видите черный оксид марганца, он цел и невредим? А теперь мы с вами повторим этот опыт: к перекиси водорода положим (1-я и 2-я группы) – кусочек картофеля, а 3-4 группы – кусочек моркови. О чем говорит этот опыт? Подумайте, почему эти овощи растительного происхождения ускоряют химические реакции? Потому что они являются тоже катализаторами, но называются по- другому – ферменты. Прочитайте на стр. 153 определение ферментов. Инструкция к лабораторному опыту №2. 1.Возьмите 2-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2 . 2.В пробирку с перекисью водорода положите кусочек картофеля. 3.Что наблюдаете? 4.Почему картофель ускоряет химическую реакцию? Учитель. А теперь я предлагаю вам прочитать небольшой текст о катализаторах (слайд 13)и ответить на вопрос: Что интересного вы для себя узнали о катализаторах. Какая информация вас особенно удивила? Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания. В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др. Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4. Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся. И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах? Поделитесь вашими мыслями в своей паре.. (Обсудите информацию в паре и подготовьтесь кратко сказать о самом важном). 4. Физкультминутка. Театральные этюды. У каждой группы на столе лежит задание. Подготовить театральный этюд о реакции разложения. Выйти ко мне к столу и без слов показать ваш вариант. Остальные группы угадывают, что они вам проиграли. На обдумывание дается 2 мин. Итак время пошло. Демонстрация этюдов. 5. Закрепление изученного материала. Ну, а теперь закрепим знания, полученные на этом уроке. Задание 1. Вставьте пропущенное слово: Реакции разложения – это…. Задание 2. Работа по карточкам тренажерам. По вашему варианту выберите схему реакции разложения. Почему вы выбрали именно эту схему? (Если будет неполный ответ, сама показываю, как это делать. Я выбрала схему под номером один, так как в левой части одно сложное вещество, значит это реакция разложения. Моделирование. Задание 3. (слайд 14).На слайде вы видите уравнения реакций. Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б. 1) 2 H2O = 2H2 + O2 2) 2Na+Cl2=2NaCl 3) CaO+H2O =Ca(OH) 2 4) 2KMnO4 = K2 MnO4+ MnO2 + O2 5) 2H2 + O2 = 2 H2O 6) Cu(OH)2=CuO+H2O (Показываю ответ, и прошу встать тех, кто справился с этим заданием на 5.) Молодцы. Почему вы выбрали эти ответы? А какую ошибку сделали вы? Задание 3. (слайд 15): Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты: 1. H2SiO3 → А. NaNO2 + O2↑ 2. NaNO3 → Б. C + H2↑ 3. NaHCO3 → В. SiO2 + H2O 4. C2H6 → Г. Na2CO3 + CO2↑ + H2O 6. Итогурока. Какое значение имеют реакции разложения для человека? (Обсуждение в группах в течение 1 минуты). 7. Домашнее задание: Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. §29, выучить выделенные определения; «3» — упр3 (устно), стр. 155; «4»- упр. № 1, стр. 155( письменно); «5»-упр. № 4, стр. 155 (письменно). Итак, вернемся к нашему заданию. Что объединяет эти предметы? (Ответы учащихся). - Открытие Пристли кислорода. - Газированная вода – нечаянное открытие ученого. Ну а теперь, ребята, тишина. Взяли бутылки газированной воды и по моему сигналу открываем крышки. Что вы слышите? Что происходит? Реакция разложения при обычных условиях.
8. Рефлексия. Посмотрите на слайд и давайте попробуем с помощью прилагательных оценить наш урок. (На слайде слово «Химия»). Последние 2 буквы и я. Оцените вашу работу на уроке. Поставьте в тетрадь себе оценку за работу.
Список литературы: 1.Габриелян О.С. 2.О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В.Яшукова 3.О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. 4.Л.Ю. Аликберова 5.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта +, 2000. 6.Материалы Интернета. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».