Конспект урока химии по теме «Альдегиды. Физические и химические свойства, применение альдегидов» |
Содержание - Естественные науки | ||||||||||||
Альметкина Илона Васильевна, учитель химии, МБОУ «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Г. Тимирясова» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. Конспект урока: «Альдегиды. Физические и химические свойства, применение альдегидов» Цель: изучить строение, изомерию и номенклатуру альдегидов; знать физические и химические свойства представителей этих соединений, их значение в живой природе и повседневной жизни. Задачи: Образовательные: изучить гомологический ряд, виды изомерии, свойства применения альдегидов; уметь характеризовать и подтверждать уравнениями химических реакций их химические свойства; владение навыками учебно-исследовательской деятельности, способностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применения различных методов познания. Развивающие: продолжить совершенствование умений ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и осмысливать данную информацию; владение языковыми средствами (умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства). Воспитывающие: воспитывать умение общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно участвовать в дискуссии; формировать уважение к отечественной науке. Используемые технологии: проблемное обучение, системно-деятельностный подход, интерактивные и здоровьесберегающие технологии, технология развития «критического мышления». Оборудование и реактивы: гидроксид натрия, сульфат меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, раствор формалина, водная настойка ванилина и лимона, спиртовка, штатив, пробирки, держалки. Словарная работа: альдегиды, функциональная группа, Реактив Толленса, изомерия, реакция «серебряного зеркала». Межпредметные связи: математика (решение задач на выведение формулы вещества), экология. 1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности . Приветствие детей. I. Работа с дидактическими карточками. (Учащиеся выполняют тестовую работу). Давайте организуем проверку в парах. Проверьте ответы теста друг у друга, оцените. Критерии оценивания на доске. (Ученики осуществляют взаимопроверку). - Какой теме посвящено наше тестирование? (Учащиеся отвечают, что альдегидам). 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии II. Определение темы урока. Постановка учебных задач. - На какой вопрос теста затруднились ответить? Какое новое незнакомое слово встретилось вам? Какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока? III.Работа с учебником, закрепление прочитанного. -Что такое альдегиды? -Что называют функциональной группой? -Какие виды изомерии характерны для альдегидов? (Учащиеся отвечают на вопросы, работают с материалом учебника, дают определения.) IV. Определение затруднений в пробном действии 1. - Дайте названия следующим соединениям: а) СН3-С=О б) СН3-СН2-СН-СН2-СН2-C=О Н СН3 Н 2. В 1835 году Ю.Либих выделил вещество, установил его состав и назвал его безводородный алкоголь или альдегид (слайд). Выведите молекулярную формулу данного вещества, если известно, что плотность по водороду его равна 22. По массовому составу вещество содержит: С – 54,55%, Н – 9,09%, О – 36,36%. Выведите молекулярную и составьте структурную формулу вещества. (Учащиеся дают названия предложенным соединениям по ИЮПАК, решают задачу). 3. Открытие нового знания. V. Выдвижение гипотез, решение проблемы. Работа в группах: 1 группа. Составление плана темы «Альдегиды», работа с учебником. - В какой области можно использовать благотворное влияние некоторых высших альдегидов? (Ученики работают с учебником, составляют план изучения темы: 1.Физические свойства альдегидов. 2.Химические свойства альдегидов 3. Применение. Значение в жизни человека. 2 группа. Работа с информационным листом «Физические свойства» (приложение 1) (Учащиеся 2 группы анализируют, обобщают полученную информацию). 3 группа. Определяют «химические свойства» альдегидов. - Изучите инструктивную карту, и выполните предложенный опыт. - Окисление формальдегида гидроксидом меди (ІІ). Инструктивная карта (Приложение 2). (Учащиеся вспоминают правила ТБ, изучают инструкции, проводят эксперимент, фиксируют свои наблюдения в тетрадях, делают выводы). Уравнение реакции: НСОН + 2Сu(OH)2 → НСООН + Сu2О+ 2Н2О VI. Сообщение учащегося о Б. Толленсе. Демонстрационный опыт: реакция «серебряного зеркала». Опыт окисления формальдегида аммиачным раствором оксида серебра. - Что мы знаем об устойчивости этой кислоты? Рассуждают, приходят к выводу о том, что кислота неустойчивая, распадается до углекислого газа и воды. Результаты исследования: уравнение химической реакции: HCHО + Ag2O→ НСООН + 2Ag (блестящий налет на пробирке). Образовавшаяся муравьиная кислота окисляется до угольной кислоты. Продукты этой реакции: углекислый газ, серебро, аммиак и вода. - Альдегиды легко вступают в реакции присоединения. Самым активным является формальдегид. Как вы считаете, с чем это связано? ( Учащиеся выдвигают предположения и должны прийти к выводу, что, возможно, из-за отсутствия радикала, он является самым активным в этом ряду). 4. Практическая (самостоятельная) деятельность. VII. Работа с учебником (стр. 201).Запись реакций нуклеофильного присоединения циановодорода к альдегидам и нуклеофильного присоединения с гидросульфитом натрия. - Обратите внимание: продукт реакции с циановодородом содержит на один атом углерода больше. Какой вывод из этого следует? (Вывод учащихся: данная реакция подходит для наращивания углеродной цепи в случае необходимости). Реакция с гидросульфитом натрия позволяет обнаруживать альдегиды и выделять их из смеси. Карбонильная группа активирует углеродный атом связанного с ним радикала. Запишем уравнение реакции: СН3-СН2-С=О + Сl2 → СН3- СН-СОН +HCl Н Cl VIII. Самостоятельная работа «Применение альдегидов». - С применением отдельных альдегидов можете ознакомиться на странице 204 учебника. Выпишите области применения альдегидов. (Учащиеся выписывают в тетрадь полученные сведения). Рефлексия, домашнее задание. Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли поставленной цели? Мне было интересно узнать… Самым сложным для меня было… Эти знания я могу применить… (Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку своей деятельности на уроке). Выполнить Д/З: п.19, упражнения 4,6, 10 на с.205.Выполнить самостоятельную работу: «Применение формальдегида в промышленности, медицине Правила техники безопасности при работе с альдегидами». Список использованной литературы: 1.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев. ‒ 2 изд., М.: Дрофа, 2014г. 2.Номенклатура органических соединений: учебное пособие / [А. А. Вшивков, В. С. Мошкин, Д. Л. Обыденнов, А. В. Пестов; под общ.ред. В. Я. Сосновских]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. 236 с. 3.Универсальный кодификатор. Химия, 10-11 классы, ФГБНУ «ФИПИ», 2021 4.Сайт Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение 1 Формальдегид – газ с резким запахом, ацетальдегид - жидкость, обладающая запахом прелых яблок. Обратите внимание: запахи альдегидов неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако некоторые высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи. Запах ванили и лимона понижает давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Температура кипения альдегидов возрастает с увеличением молекулярной массы. Кипят они при более низкой температуре, чем соответствующие спирты, например, t кипения пропионового альдегида составляет 48,8оС, а t кипения пропилового спирта равна 97,8оС. Плотность альдегидов меньше единицы. Муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворяются в воде, последующие – хуже.
Приложение 2 Инструктивная карта «Окисление формальдегида гидроксидом меди (ІІ) 1.В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II) до появления взвеси. 2. Добавьте 1 мл раствора формалина (растворенный в воде формальдегид). 3.Верхнюю часть пробирки нагрейте до кипения. Прекратите нагревание, как только начнётся изменение цвета. 4. Что наблюдаете? Результаты исследования запишите в таблицу.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».