Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7950112
Конспект урока химии по теме «Альдегиды. Физические и химические свойства, применение альдегидов»
Содержание - Естественные науки

Альметкина Илона Васильевна, учитель химии, МБОУ «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Г. Тимирясова» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. 
Конспект урока предназначен для начинающих учителей. Рассчитан на учеников 10 класса с углубленным изучением химии.


Конспект урока: «Альдегиды. Физические и химические свойства, применение альдегидов»

Цель: изучить строение, изомерию и номенклатуру альдегидов; знать физические и химические свойства представителей этих соединений, их значение в живой природе и повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные: изучить гомологический ряд, виды изомерии, свойства применения альдегидов; уметь характеризовать и подтверждать уравнениями химических реакций их химические свойства; владение навыками учебно-исследовательской деятельности, способностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применения различных методов познания.

Развивающие: продолжить совершенствование умений ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и осмысливать данную информацию; владение языковыми средствами (умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства).

Воспитывающие: воспитывать умение общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно участвовать в дискуссии; формировать уважение к отечественной науке.

Используемые технологии: проблемное обучение, системно-деятельностный подход, интерактивные и здоровьесберегающие технологии, технология развития «критического мышления».

Оборудование и реактивы: гидроксид натрия, сульфат меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, раствор формалина, водная настойка ванилина и лимона, спиртовка, штатив, пробирки, держалки.

Словарная работа: альдегиды, функциональная группа, Реактив Толленса, изомерия, реакция «серебряного зеркала».

Межпредметные связи: математика (решение задач на выведение формулы вещества), экология.


1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности .

Приветствие детей.

I. Работа с дидактическими карточками. (Учащиеся выполняют тестовую работу).

Давайте организуем проверку в парах. Проверьте ответы теста друг у друга, оцените. Критерии оценивания на доске. (Ученики осуществляют взаимопроверку).

- Какой теме посвящено наше тестирование? (Учащиеся отвечают, что альдегидам).


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

II. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

- На какой вопрос теста затруднились ответить? Какое новое незнакомое слово встретилось вам? Какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока?

III.Работа с учебником, закрепление прочитанного.

-Что такое альдегиды?

-Что называют функциональной группой?

-Какие виды изомерии характерны для альдегидов?

(Учащиеся отвечают на вопросы, работают с материалом учебника, дают определения.)

 

IV. Определение затруднений в пробном действии

1. - Дайте названия следующим соединениям:

а) СН3-С=О         б) СН3-СН2-СН-СН2-СН2-C

               Н                               СН3                 Н

2. В 1835 году Ю.Либих выделил вещество, установил его состав и назвал его безводородный алкоголь или альдегид (слайд). Выведите молекулярную формулу данного вещества, если известно, что плотность по водороду его равна 22. По массовому составу вещество содержит: С – 54,55%, Н – 9,09%, О – 36,36%. Выведите молекулярную и составьте структурную формулу вещества.

(Учащиеся дают названия предложенным соединениям по ИЮПАК, решают задачу).


3. Открытие нового знания.

V. Выдвижение гипотез, решение проблемы.

Работа в группах:

1 группа. Составление плана темы «Альдегиды», работа с учебником.

- В какой области можно использовать благотворное влияние некоторых высших альдегидов?

(Ученики работают с учебником, составляют план изучения темы:

1.Физические свойства альдегидов.

2.Химические свойства альдегидов

3. Применение. Значение в жизни человека.

2 группа. Работа с информационным листом «Физические свойства» (приложение 1)

(Учащиеся 2 группы анализируют, обобщают полученную информацию).

3 группа. Определяют «химические свойства» альдегидов.

- Изучите инструктивную карту, и выполните предложенный опыт.

- Окисление формальдегида гидроксидом меди (ІІ). Инструктивная карта (Приложение 2).

(Учащиеся вспоминают правила ТБ, изучают инструкции, проводят эксперимент, фиксируют свои наблюдения в тетрадях, делают выводы).

Уравнение реакции: НСОН + 2Сu(OH)2 → НСООН + Сu2О+ 2Н2О

VI. Сообщение учащегося о Б. Толленсе. Демонстрационный опыт: реакция «серебряного зеркала».

Опыт окисления формальдегида аммиачным раствором оксида серебра.

- Что мы знаем об устойчивости этой кислоты?

Рассуждают, приходят к выводу о том, что кислота неустойчивая, распадается до углекислого газа и воды. Результаты исследования: уравнение химической реакции: HCHО + Ag2O→   НСООН + 2Ag (блестящий налет на пробирке). Образовавшаяся муравьиная кислота окисляется до угольной кислоты. Продукты этой реакции: углекислый газ, серебро, аммиак и вода.

- Альдегиды легко вступают в реакции присоединения. Самым активным является формальдегид. Как вы считаете, с чем это связано?

( Учащиеся выдвигают предположения и должны прийти к выводу, что, возможно, из-за отсутствия радикала, он является самым активным в этом ряду).


4. Практическая (самостоятельная) деятельность.

VII. Работа с учебником (стр. 201).Запись реакций нуклеофильного присоединения циановодорода к альдегидам и нуклеофильного присоединения с гидросульфитом натрия.

- Обратите внимание: продукт реакции с циановодородом содержит на один атом углерода больше. Какой вывод из этого следует?

(Вывод учащихся: данная реакция подходит для наращивания углеродной цепи в случае необходимости).

Реакция с гидросульфитом натрия позволяет обнаруживать альдегиды и выделять их из смеси. Карбонильная группа активирует углеродный атом связанного с ним радикала. Запишем уравнение реакции:

СН3-СН2-С=О + Сl2 → СН3- СН-СОН +HCl

                   Н                              Cl


VIII. Самостоятельная работа «Применение альдегидов».

- С применением отдельных альдегидов можете ознакомиться на странице 204 учебника. Выпишите области применения альдегидов.

(Учащиеся выписывают в тетрадь полученные сведения).


Рефлексия, домашнее задание.

Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли поставленной цели?

Мне было интересно узнать…

Самым сложным для меня было…

Эти знания я могу применить…

(Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку своей деятельности на уроке).

Выполнить Д/З: п.19, упражнения 4,6, 10 на с.205.Выполнить самостоятельную работу: «Применение формальдегида в промышленности, медицине Правила техники безопасности при работе с альдегидами».


Список использованной литературы:

1.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев. ‒ 2 изд., М.: Дрофа, 2014г.

2.Номенклатура органических соединений: учебное пособие / [А. А. Вшивков, В. С. Мошкин, Д. Л. Обыденнов, А. В. Пестов; под общ.ред. В. Я. Сосновских]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. 236 с.

3.Универсальный кодификатор. Химия, 10-11 классы, ФГБНУ «ФИПИ», 2021

4.Сайт Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki

 

Приложение 1

Формальдегид – газ с резким запахом, ацетальдегид - жидкость, обладающая запахом прелых яблок.

Обратите внимание: запахи альдегидов неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако некоторые высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи. Запах ванили и лимона понижает давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость.

Температура кипения альдегидов возрастает с увеличением молекулярной массы. Кипят они при более низкой температуре, чем соответствующие спирты, например, t кипения пропионового альдегида составляет 48,8оС, а t кипения пропилового спирта равна 97,8оС.

Плотность альдегидов меньше единицы. Муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворяются в воде, последующие – хуже.

 

Приложение 2

Инструктивная карта «Окисление формальдегида гидроксидом меди (ІІ)

1.В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II) до появления взвеси.

2. Добавьте 1 мл раствора формалина (растворенный в воде формальдегид).

3.Верхнюю часть пробирки нагрейте до кипения. Прекратите нагревание, как только начнётся изменение цвета.

4. Что наблюдаете? Результаты исследования запишите в таблицу.

 

Что делал

Наблюдение, уравнение реакции

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР