Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8128798
Разработка урока по биологии «Класс Млекопитающие»
Содержание - Естественные науки
27.01.2025 04:42

Коньякова Людмила Ивановна, учитель биологии МБОУ СШ №41 им.А.Ф.Казанкина города Ульяновска. 
Конспект урока по биологии в 8 классе по теме «Класс Млекопитающие».  Углубление знаний о разнообразии животных, значении их в природе и жизнедеятельности человека, объяснять и применять эти знания при решении практических задач. 

 


 

Тема: Класс Млекопитающие. Роль в природе и жизни человека.

Цель урока: изучение и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: «Класс Млекопитающие»

Задачи:

Образовательная:

 Познакомить учащихся с разнообразием класса Млекопитающие;

 Показать их значение в жизни человека и в природных сообществах;

 Совершенствовать умение узнавать на рисунках, таблицах;

 Объяснять особенности строения и жизнедеятельности;

 Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающая:

 Продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать);

 Продолжить развитие культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в группе;

– Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой на уроке и при выполнении домашнего задания;

– Продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитательная:

  Способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности мира;

  Привлечь внимание детей к экологическим проблемам;

  Формировать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: биологический атлас, коллекции животных, рисунки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Девиз нашего урока:

Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!

2. Постановка целей и задач урока:

Тему сегодняшнего урока нам помогут определить загадки! Будьте внимательны! Отгадайте:

Я ем муравьёв день ото дня,

Поэтому так прозвали меня. Кто я? (муравьед).

Я житель Африки с длинною шеей,

До верха деревьев достать я сумею. Кто я? (жираф). 

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк.

Промелькнул, как огонёк? (белка)

Я прыгаю, когда иду,

И сижу, когда стою.

Кто я? (кенгуру)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки... (рысь)

Я сильный хищник, царь зверей,

В саванне нет меня смелей! Кто я? (лев).

На каждый ответ на доске появляется рисунок или картинка с изображение животного.

3. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня совершим путешествие в удивительный мир – мир животных!

Тема урока: Класс Млекопитающие. Их роль в природе и жизни человека / запись в тетради.

4. Основная часть урока:

Животные – самая высокоорганизованная группа животных, насчитывающая около 4500 видов.

Слово животное в литературном языке XVIII в. означало: «живое существо» (ср. живот – «жизнь»).

Изучением животных занимается наука – зоология / запись в тетради.

– Посмотрите ещё раз внимательно на картинки с изображением насекомых, рыб и других животных (лиса, собака, голубь)

Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять животных? /все животные активно передвигаются, животные гетеротрофы, заботятся о потомстве, размножаются, животные питаются различной пищей.

Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном и южном полюсах, на экваторе.

Особенности строения животных на примере собаки / работа с учебником и коллекцией животных.

Класс Млекопитающие / работа учащихся по группам по отрядам животных.

– Класс Млекопитающие делятся на отряды: насекомоядные, рукокрылые, неполнозубые, грызуны, зайцеобразные, непарнокопытные, парнокопытные, хоботные, хищные, приматы, трубкозубые, сирены, даманы, панголины / составление таблицы «Отряды животных, их особенности строения»

План работы учащихся по группам / на столах биологические атласы и карточки с информацией о животных. Учащиеся должны выбрать из предложенного тот материал, который относится к описанию предложенного отряда:

1. Легенда про представителя.

2. Особенности строения животных, входящих в отряд.

3. Значение в природе и жизни человека.

1 группа. Отряд Грызуны/ белка обыкновенная (образец)

Легенда.

В славянских сказках не раз можно встретить этот символ – волшебная белка, скачущая по ветвям и грызущая золотые орехи. Белке близка стихия грозы – народные представления связывали скачущую белку со сверкающей молнией. Наши предки усматривали некое родство между бурей, грозой и войной, битвой.

Соответственно, это значение переходило и на животных; орел и белка, связанные с громовником, становились одновременно и символами войны. Это подтверждают и народные приметы, говорящие об этих животных как о предвестниках мора и битв.

Особенности строения.

У беличьих, длинные пушистые хвосты, острые когти и крупные уши, иногда с кисточками. Наземные беличьи отличаются более плотным телосложением и короткими, сильными передними конечностями. У всех беличьих задние конечности длиннее передних, но не более чем в 2 раза. Задние конечности 5-, передние 4- или 5-палые. IV палец на передних и задних конечностях наиболее длинный. Волосяной покров густой и мягкий. Окраска однотонная или с полосами и пятнами, варьирует от чёрной и белой до рыжей или тёмно-жёлтой. Сосков от 2 до 6 пар. Зубов всего 20–22.

Значение в природе и жизни человека.

Значение грызунов в природе заключается в том, что они являются важным звеном пищевых цепей. Поедая растения, грызуны перерабатывают растительную биомассу в более энергетически концентрированный продукт – биомассу животную. Затем они сами становятся кормовой базой для плотоядных животных.

Кроме того, грызуны распространяют семена растений, помогая распространяться озеленению. Бурундук, собирая и перетаскивая семена древесных пород, способствует возобновлению леса.

Однако многие виды грызунов могут наносить вред. Например, они могут уничтожать всходы хлебных злаков и зерно, повреждать продукты на складах. Также грызуны могут быть переносчиками опасных заболеваний, таких как чума, брюшной тиф, лихорадка, бешенство, холера, дизентерия, туберкулёз, ботулизм и другие.

2 группа. Отряд Парнокопытные/ африканский буйвол

3 группа. Отряд Зайцеобразные/ заяц русак

4 группа. Отряд Хищные/волк обыкновенный

6 группа. Отряд Непарнокопытные/ зебра

5. Выступление групп учащихся по плану

6. Вывод: Класс Млекопитающий очень разнообразный. У представителей сложное поведение и многообразное значение.

Как вы сейчас понимаете девиз нашего урока? «Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!

(При изучении животных, есть место и для наблюдений, удивлению и восхищения представителей данного класса)

7. Викторина: вопрос – ответ/ устно

  • Что такое зоология? наука о животных
  • Как называется группа верблюдов? караван
  • Какого цвета язык жирафа? фиолетового
  • У каких животных зубы никогда

не перестают расти? \у кроликов, белок и грызунов

  • какое животное, как известно, сажает тысячи деревьев по всему миру?/белка
  • что является единственным источником пищи для медведей-коала? /эвкалипт
  • у какого животного самое сильное обоняние? /у африканского слона

8. Итоги урока. Оценивание работы групп.

– Что интересного узнали на уроке?

– Что для себя нового открыли на уроке?

9. Домашнее задание: Приготовить информацию о животных, которых человек использует в хозяйственных целях.

Спасибо всем за урок!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР