Разработка урока по биологии «Класс Млекопитающие» |
Содержание - Естественные науки |
27.01.2025 04:42 |
Коньякова Людмила Ивановна, учитель биологии МБОУ СШ №41 им.А.Ф.Казанкина города Ульяновска.
Тема: Класс Млекопитающие. Роль в природе и жизни человека. Цель урока: изучение и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: «Класс Млекопитающие» Задачи: Образовательная: – Познакомить учащихся с разнообразием класса Млекопитающие; – Показать их значение в жизни человека и в природных сообществах; – Совершенствовать умение узнавать на рисунках, таблицах; – Объяснять особенности строения и жизнедеятельности; – Активизировать познавательную деятельность учащихся. Развивающая: – Продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать); – Продолжить развитие культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в группе; – Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой на уроке и при выполнении домашнего задания; – Продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее. Воспитательная: – Способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности мира; – Привлечь внимание детей к экологическим проблемам; – Формировать экологическую культуру учащихся. Оборудование: биологический атлас, коллекции животных, рисунки ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Девиз нашего урока: Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся! 2. Постановка целей и задач урока: Тему сегодняшнего урока нам помогут определить загадки! Будьте внимательны! Отгадайте: Я ем муравьёв день ото дня, Поэтому так прозвали меня. Кто я? (муравьед). Я житель Африки с длинною шеей, До верха деревьев достать я сумею. Кто я? (жираф). Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк. Промелькнул, как огонёк? (белка) Я прыгаю, когда иду, И сижу, когда стою. Кто я? (кенгуру) Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти-рожки... (рысь) Я сильный хищник, царь зверей, В саванне нет меня смелей! Кто я? (лев). На каждый ответ на доске появляется рисунок или картинка с изображение животного. 3. Сообщение темы и цели урока: Сегодня совершим путешествие в удивительный мир – мир животных! Тема урока: Класс Млекопитающие. Их роль в природе и жизни человека / запись в тетради. 4. Основная часть урока: Животные – самая высокоорганизованная группа животных, насчитывающая около 4500 видов. Слово животное в литературном языке XVIII в. означало: «живое существо» (ср. живот – «жизнь»). Изучением животных занимается наука – зоология / запись в тетради. – Посмотрите ещё раз внимательно на картинки с изображением насекомых, рыб и других животных (лиса, собака, голубь) Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять животных? /все животные активно передвигаются, животные гетеротрофы, заботятся о потомстве, размножаются, животные питаются различной пищей. Где можно встретить млекопитающих? В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном и южном полюсах, на экваторе. Особенности строения животных на примере собаки / работа с учебником и коллекцией животных. Класс Млекопитающие / работа учащихся по группам по отрядам животных. – Класс Млекопитающие делятся на отряды: насекомоядные, рукокрылые, неполнозубые, грызуны, зайцеобразные, непарнокопытные, парнокопытные, хоботные, хищные, приматы, трубкозубые, сирены, даманы, панголины / составление таблицы «Отряды животных, их особенности строения» План работы учащихся по группам / на столах биологические атласы и карточки с информацией о животных. Учащиеся должны выбрать из предложенного тот материал, который относится к описанию предложенного отряда: 1. Легенда про представителя. 2. Особенности строения животных, входящих в отряд. 3. Значение в природе и жизни человека. 1 группа. Отряд Грызуны/ белка обыкновенная (образец) Легенда. В славянских сказках не раз можно встретить этот символ – волшебная белка, скачущая по ветвям и грызущая золотые орехи. Белке близка стихия грозы – народные представления связывали скачущую белку со сверкающей молнией. Наши предки усматривали некое родство между бурей, грозой и войной, битвой. Соответственно, это значение переходило и на животных; орел и белка, связанные с громовником, становились одновременно и символами войны. Это подтверждают и народные приметы, говорящие об этих животных как о предвестниках мора и битв. Особенности строения. У беличьих, длинные пушистые хвосты, острые когти и крупные уши, иногда с кисточками. Наземные беличьи отличаются более плотным телосложением и короткими, сильными передними конечностями. У всех беличьих задние конечности длиннее передних, но не более чем в 2 раза. Задние конечности 5-, передние 4- или 5-палые. IV палец на передних и задних конечностях наиболее длинный. Волосяной покров густой и мягкий. Окраска однотонная или с полосами и пятнами, варьирует от чёрной и белой до рыжей или тёмно-жёлтой. Сосков от 2 до 6 пар. Зубов всего 20–22. Значение в природе и жизни человека. Значение грызунов в природе заключается в том, что они являются важным звеном пищевых цепей. Поедая растения, грызуны перерабатывают растительную биомассу в более энергетически концентрированный продукт – биомассу животную. Затем они сами становятся кормовой базой для плотоядных животных. Кроме того, грызуны распространяют семена растений, помогая распространяться озеленению. Бурундук, собирая и перетаскивая семена древесных пород, способствует возобновлению леса. Однако многие виды грызунов могут наносить вред. Например, они могут уничтожать всходы хлебных злаков и зерно, повреждать продукты на складах. Также грызуны могут быть переносчиками опасных заболеваний, таких как чума, брюшной тиф, лихорадка, бешенство, холера, дизентерия, туберкулёз, ботулизм и другие. 2 группа. Отряд Парнокопытные/ африканский буйвол 3 группа. Отряд Зайцеобразные/ заяц русак 4 группа. Отряд Хищные/волк обыкновенный 6 группа. Отряд Непарнокопытные/ зебра 5. Выступление групп учащихся по плану 6. Вывод: Класс Млекопитающий очень разнообразный. У представителей сложное поведение и многообразное значение. Как вы сейчас понимаете девиз нашего урока? «Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся! (При изучении животных, есть место и для наблюдений, удивлению и восхищения представителей данного класса) 7. Викторина: вопрос – ответ/ устно
не перестают расти? \у кроликов, белок и грызунов
8. Итоги урока. Оценивание работы групп. – Что интересного узнали на уроке? – Что для себя нового открыли на уроке? 9. Домашнее задание: Приготовить информацию о животных, которых человек использует в хозяйственных целях. Спасибо всем за урок! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».