Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7434768
Программа элективного курса "Система живой природы".
Содержание - Естественные науки

Сердюкова МаринаАнатольевна, учитель биологии МАОУ СОШ №12 ст. Михайловская Курганинский район Краснодарский край.
Элективный курс "Система, многообразие и эволюция живой природы " позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы; классификации растений и животных; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биологическом разнообразии как основе устойчивости биосферы и результата эволюции. Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов. Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями. Изучение материала данного курса направленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации. Элективный курс "Система живой природы " предназначен для учащихся 11 классов средней школы.

 Дата публикации: 26.09.2014 г.


 

Авторская программа элективного курса

«Система живой природы»
 

Пояснительная записка.

       В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс "Система живой природы " предназначен для учащихся  11  классов средней школы. 

      Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта общего полного образования по биологии.

      Элективный курс "Система, многообразие и эволюция живой природы " позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы; классификации растений и животных; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биологическом разнообразии как основе устойчивости биосферы и результата эволюции.

      Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги (работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ), работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, что  позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

      Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями. Изучение материала данного курса направленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации.

      Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий в 11 классах средней школы.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.

Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

 

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Особенности строения бактериальной клетки;
  • Особенности строения тканей  растений и  животных;
  • Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

 

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов - 17ч.

Введение    (1 ч)

Систематика живой природы. Положение прокариотических  и эукариотических  организмов в системе живой природы. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1. Царство Растения  (6 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные);  семейства  покрытосеменных растений. Лишайники - симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц отражающих: строение клеток и тканей высших растений; строение органов высших растений; основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, многообразие и особенности строения  представителей основных отделов растений; многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений; многообразие и особенности строения  лишайников.

Лабораторные и практические работы:

  1. 1.Строение растительной клетки. Строение растительных тканей.

Тренинги:  Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

Раздел 2. Грибы (2 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными.

Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

многообразие и особенности строения   представителей различных групп грибов; съедобные и несъедобные грибы.

Лабораторные и практические работы

  1. 2.Строение шляпочного гриба

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

Раздел 3. Царство Бактерии (1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих форму, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

Раздел 4. Царство Простейшие (2 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения   простейших организмов.

Лабораторные и практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в формеЕГЭ.

Раздел 5. Царство Животные (5 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных.  Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих: особенности строения клетки и тканей животного организма; многообразие и особенности строения  основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые; многообразие и особенности строения  основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы

  1. 3.Строение животной клетки и  тканей животного организма..
  2. 4.Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
  3. 5.Особенности строения позвоночных животных.
  4. 6.Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

Методические рекомендации по проведению занятий

Использовать следующие методы - лекции, лабораторные работы, тренинги - работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов;  успешно пройти государственную  итоговую аттестацию.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. 1.Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
  2. 2.Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
  3. 3.Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
  4. 4.Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
  5. 5.Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
  6. 6.Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
  7. 7.Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
  8. 8.Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 - 3. М.: Мир, 2001.

Рекомендуемая литература для учителей:

  1. 1.Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М.: Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
  2. 2.2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
  3. 3.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
  4. 4.Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
  5. 5.Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. - М.: ВАКО,  2005. (В помощь школьному учителю).
  6. 6.Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
  7. 7.Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
  8. 8.Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
  9. 9.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. - М.:ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).
  10. 10.Программы элективных курсов. Биология. 10 - 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М.: Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
  11. 11.Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.:  Мир, 1992.
  12. 12.Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 - 3. М.: Мир, 2001.
  13. 13.ГИА -2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные  варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. - М.: АСТ: Астрель, 2010 - ФИПИ.
  14. 14.Ресурсы Интернета      http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html

 

Тематическое планирование элективного курса

" Система живой природы ".

 

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

Введение    (1 ч)

 

1

 

Систематика живой природы. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Лекция

Раздел 1.Царство Растения. (6 ч.)

 

2

 

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений Лабораторная  работа1 Строение растительной клетки. Строение растительных тканей.

Лекция, лаборатор-ный практикум

3

 

Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма.

Лекция

4

 

 Основные отделы растений, их отличительные признаки (низшие и споровые растения)

Лекция

5

 

 Основные отделы растений, их отличительные признаки (высшие растения)

Лекция

6

 

Эволюция растений

Лекция

7

                                                     

Тренинг:  Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

работа с тренировочными заданиями и кодифика-торами в форме ЕГЭ

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

 

8

 

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.

Лекция

9

 

Лабораторная работа №2 Строение шляпочного гриба.

Тренинг. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

Лаборатор-ный практикум работа с тренировочными заданиями и кодифика-торами в форме ЕГЭ

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

 

10

 

Особенности строения бактериальной клетки. Жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Лекция

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

 

11

 

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

Лекция

12

 

Тренинг:  Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

работа с тренировочными заданиями и кодифика-торами в форме ЕГЭ

Раздел 5. Царство Животные.(5 ч.)

 

13

 

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Лабораторная  работа№3

Строение животной клетки и  тканей животного организма.

Лекция лаборатор-ный практикум

14

 

 Общая характеристика и многообразие  беспозвоночных животных. Лабораторная работа №4 Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Лекция лаборатор-ный практикум

15

 

Общая характеристика и многообразие  позвоночных животных. Лабораторная  работа №5 Особенности строения позвоночных животных

Лекция лаборатор-ный практикум

16

 

Эволюция животного мира на Земле.

Лекция

17

 

Тренинг: Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

 

работа с тренировочными заданиями и кодифика-

тором ЕГЭ

 

Открыть в формате pdf

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР