Программа элективного курса "Система живой природы". |
Содержание - Естественные науки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сердюкова МаринаАнатольевна, учитель биологии МАОУ СОШ №12 ст. Михайловская Курганинский район Краснодарский край. Дата публикации: 26.09.2014 г.
Авторская программа элективного курса «Система живой природы» Пояснительная записка. В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс "Система живой природы " предназначен для учащихся 11 классов средней школы. Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта общего полного образования по биологии. Элективный курс "Система, многообразие и эволюция живой природы " позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы; классификации растений и животных; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биологическом разнообразии как основе устойчивости биосферы и результата эволюции. Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги (работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ), работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, что позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему. Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями. Изучение материала данного курса направленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации. Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий в 11 классах средней школы. Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации. Задачи курса: 1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов. 2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов. 3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов. 4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание курса Общее количество часов - 17ч. Введение (1 ч) Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов в системе живой природы. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов. Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы. Раздел 1. Царство Растения (6 ч.) Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений. Лишайники - симбиотический организм. Демонстрация схем и таблиц отражающих: строение клеток и тканей высших растений; строение органов высших растений; основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений; многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений; многообразие и особенности строения лишайников. Лабораторные и практические работы:
Тренинги: Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Раздел 2. Грибы (2 ч.) Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов; съедобные и несъедобные грибы. Лабораторные и практические работы
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ Раздел 3. Царство Бактерии (1 ч.) Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний. Демонстрация схем и таблиц, отражающих форму, строение и особенности размножения бактериальной клетки. Раздел 4. Царство Простейшие (2 ч.) Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека. Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов. Лабораторные и практические работы Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в формеЕГЭ. Раздел 5. Царство Животные (5 ч.) Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: особенности строения клетки и тканей животного организма; многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые; многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые. Лабораторные и практические работы
Методические рекомендации по проведению занятий Использовать следующие методы - лекции, лабораторные работы, тренинги - работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ, заслушивание сообщений и докладов учащихся. Ожидаемые результаты Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Рекомендуемая литература для учащихся:
Рекомендуемая литература для учителей:
Тематическое планирование элективного курса " Система живой природы ".
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».