Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7960126
Реализация деятельностного метода обучения на уроках химии.
Содержание - Естественные науки

Мужикова Эльвира Владиславовна, МБОУ «Кыласовская СОШ», Кунгурский район, Пермский край, учитель химии.

В «Стандарте основного общего образования по химии » сказано, что учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Для достижения поставленных целей использую технологию деятельностного метода обучения, элементы теории развития критического мышления, ИКТ. Использование этих технологий позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в преподавании химии. В работе особое внимание уделено способам и приёмам формированию практических знаний о веществах и их свойствах. В организации учебного процесса широко использую задания с практико-ориентированным содержанием.

Дата публикации: 10.10.2014 г.


         Реализация деятельностного метода обучения на уроках химии.

 «Химия более,  чем какая либо другая наука

 лежит в основе современной материальной культуры»

С.А.Аррениус.

          В последние годы снижается качество усвоения обучающимися учебного материала курса химии. Это связано с сокращением часов учебного плана в 8 классе с 3 часов до 2 часов, в 10-11 классе  изучение химии сведено до минимума - одного часа в неделю. Сокращено количество лабораторных  опытов и решений экспериментальных задач. Всё это  сказывается  на мотивации к учению, переводит  интересную, экспериментальную науку в мало понятную и абстрактную. Понятно, что привычные методы обучения стали неэффективны. Обучение, построенное на запоминании фактов, не является хорошим. Исходя из этого, главной задачей современного школьного образования  становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, - формирование умения учиться, овладевать новыми видами деятельности, а также способности выстраивать дальнейшую траекторию собственного образования и смело реагировать на разные жизненные ситуации.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основных образовательных программ (планируемым результатам). В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечит достижение планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных).

В педагогической практике:

- реализую технологию деятельностного метода обучения. Ход познания - от «учеников».  Продумываю содержательную цель урока (формирование системы понятий на данном уроке) и деятельностную (формирование умений реализации новых способов деятельности). План урока обсуждаю вместе с учащимися. Ученики должны осознать  и провести личное целеполагание к каждому уроку как собственную учебную задачу. Создаю у учащихся положительную мотивацию к деятельности на уроке за счёт: позитивного эмоционального фона; актуализации опорных знаний; постановки проблемы; создания на уроке «точки удивления» и.т.д..Стремлюсь максимально увеличить долю самостоятельной работы обучающихся. Ученик  сам оценивает результат своей деятельности. Для контроля степени сформированности  предметных результатов  на уроках «открытия нового знания» применяю экспресс-диагностику. Урок всегда заканчиваю рефлексией, с приёмами которой дети знакомятся на уроках общеметодологической направленности.

-применяю ИКТ технологии для моделирования химических процессов и явлений,  которые  невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использую в своей работе диск « Химия  (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»(2004 год). Методические пособия с электронными приложениями. Цифровые образовательные рессурсы «Химия-8,9,10,11» Издательства «Просвещение».

Тренажеры по химии. Учащиеся сами готовят презентации к урокам, презентации к защите  учебных проектов и исследовательских работ. Использование  ИКТ - технологии позволяет  формировать познавательный интерес, развивать научное мышление, повышать мотивацию к учению.

      Особое внимание уделяю формированию практических знаний о веществах и их свойствах:

  • §ознакомлению с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, удобрения,строительные материалы).
  • §раскрытию химической сущности процессов приготовления пищи и напитков, стирки, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств.
  • §реализации межпредметных связей (с физикой, биологией, экологией).
  • §знакомство со способами решения жизненно важных проблем – с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды осуществляется следующими способами:
  • §ознакомлению с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных  жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила поведения при пожарах, ожогах).
  • §организации профориентации обучающихся (формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях, связанных с химией).

В организации учебного процесса широко использую задания с практико-ориентированным содержанием. Эффективными формами, методами и приемами практикоориентированного обучения при формировании  предметных результатов школьников являются:

-составление кроссвордов, ребусов, анограмм, учениками 8 класса;( приемлемо для начинающих изучать предмет)

- домашний химический эксперимент как вид самостоятельной работы обучающихся.

 - учебный химический эксперимент в рамках урока;

- исследовательская и проектная деятельность школьников;

-составление условий и решение задач по готовому уравнению химической реакции;

- поиск материалов исторического характера, биографических справок о великих учёных, объяснение загадок природы;

  Убеждаю школьников, что химическая безграмотность опасна для окружающих. Не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим, чтобы безграмотное использование обычных средств бытовой химии не нанесло вреда здоровью.

Чтобы заинтересовать школьников практической химией, применяю задачи прикладного содержания. Проанализировав условия задач, обучающиеся отмечают закономерность - в их содержании заложены сведения о связи знаний по химии и повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах.

    Включение задач межпредметного содержания дает возможность повысить интерес обучающихся к предмету, сформировать убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, внимательно относиться к собственному здоровью.

   Формирование  предметных, личностных, метапредметных результатов   осуществляю не только  на   уроках, но и через организацию элективных курсов. Это один из путей расширения возможности школьника выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. С этой целью мною разработана программа элективного курса для учащихся 10-11 класса «Химический практикум: проверь свои знания по химии». Этот курс не только способствует формированию  предметной   компетенции, но и создает основу для положительной мотивации учения, готовит к успешной сдаче ЕГЭ. Для учащихся 9 класса веду курс по выбору: « Решение качественных, количественных и экспериментальных задач по химии».

     Особую ценность приобретают такие способы организации деятельности учащихся на уроке как работа в парах, в группах, фронтальная беседа, самоконтроль, взаимоконтроль, самостоятельная работа, лабораторная работа, решение расчетных задач, ролевые и дидактические игры. Все эти формы  способствует развитию личностных, а также метапредметных результатов учащихся.

     В ходе практической деятельности, направленной на достижение планируемых результатов  достигнуты следующие успехи:

Предметные результаты:

- Качественные результаты ГИА и  ЕГЭ по химии:

- все экзаменуемые преодолевают минимальную границу ГИА и  ЕГЭ по предмету;

- выпускники, показывают хороший уровень подготовки к экзамену, сданному в форме ЕГЭ (2013 г., -74 балла). ГИА в 2013году-100 баллов.

- качество обучения по предмету за 3 года:

2011год-59%, 2012 год-64%, 2013-62%

- за период с 2011 по 2013 год 4 выпускника награждены золотыми и серебряными медалями (1 серебряная и 3 золотых медали). В 2009 году 34% выпускников 11 класса поступили в медицинскую академию. Выпускница 2013 года успешно обучается на химическом факультете классического университета.


skachat

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР