Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии для 10 класса «Добрый или злой алкоголь?». |
Содержание - Естественные науки |
Сафронова Екатерина Николаевна, учитель химии, МАОУ СОШ №1, город Кировград Свердловская область.
Дата публикации: 25.11.2014 Скачать: Конспект Приложения Цели урока:
Тип урока:
Форма урока:
Методы:
Оборудование и реактивы:
Оформление: плакаты с надписями – изречениями (Приложение №1)
Добро и зло — противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире. Наша задача сегодня – составить свое мнение о проблеме употребления спиртного, решить – темная или светлая сторона жизни человека. В ходе нашей работы после каждого выступления, вы на выданных листах (Приложение №14) в колонках «Добро» или «Зло» ставите «+». Эпиграф «Dosis sola facit venenum» Theostratus Paracelsus.
Ассортимент напитков: Коктейль «Эллада» от этнографа Шипучее «Прозрей» от историка Грог «Стой» от нарколога Каберне «Будь здоров» от энотерапевта Пунш «Прощай молодость» от терапевта Бренди «Кто следующий» от социологов Наливка «Выбирай» от физхимков Коньяк «Приговор» от юриста Водка «Опытная» от химиков Настойка «Боярышник» от фармацевта Сок «Добрый» от ведущих (учитель химии и учитель физики)
Что же такое алкоголь? По существу, алкоголем можно назвать любой одноатомный спирт, однако в нашем случае речь идет об этиловом спирте, или этаноле С2Н5ОН. За последние два века было выполнено множество исследований, доказывающих, что алкоголь – враг здоровья. Этот факт известен буквально всем, включая маленьких детей, и, тем не менее, человечество (даже спортсмены и медицинские работники) от его употребления не отказываются. Великий Гете в 1870 г записал в своем дневнике: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым». Давайте узнаем некоторые этнографические подробности возникновения употребления алкоголя у разных народов, в том числе и на Руси. Выступление этнографа «Этнографические подробности возникновения употребления алкоголя у разных народов, в том числе и на Руси» (Приложение №2) Да, царь Петр и сам был не дурак выпить и похулиганить. Он пишет в письме к Федору Апраксину 16 марта 1703 года после грандиозной попойки: «Я как поехал от вас не знаю, понеже зело удоволен Бахусовым даром. Того для всех прошу, если какую кому нанес досаду, прощения, а паче от тех, которые при прощании были, и да не памятуйте всяк сей случай». Какие же спиртные напитки употребляли наши предки, обратимся к историку. Выступление историка «Спиртные напитки, употреблявшие нашими предками. Пословицы и поговорки» (Приложение №3). Итак, в состав алкогольных напитков входит этанол – представитель предельных одноатомных спиртов. Вспомним, что нам известно о его строении и химических свойствах. Выступление физхимика «Строение и химические свойства этанола» (Презентация) В организме человека и животных этанол образуется в соответствии со схемой: Н3С – СО – СООН → Н3С - СОН → Н3С – СН2ОН пировиноградная уксусный этиловый спирт кислота альдегид Эти химические превращения катализируются и регулируются ферментами оксидо – редуктаза. Содержание этанола в крови человека (эндогенный спирт), не употребляющего спиртные напитки, может колебаться в зависимости от генотипа и особенностей питания в пределах 0,1- 10 мг на 100 мл крови, т.е в сутки в организме здорового человека образуется и окисляется от 1 до 10 г чистого этанола. Эти процессы катализируются ферментными системами, локализованными в основном в печени. А что же происходит с этиловым спиртом, поступающим в организм человека, каков путь он проходит. Обратимся к терапевту. А в это время химики поставят и объяснят нам некоторые опыты с этиловым спиртом. Выступление терапевта «Путь алкоголя в организме человека и действие на жизненно важные органы» (Приложение №4) Почему при употреблении внутрь алкоголя появляется чувство тепла? Ответ: алкоголь вызывает расширение периферических сосудов и нарушается терморегуляция. Почему после употребления алкоголя повышается аппетит? Ответ: вследствие раздражающего действия спирта на слизистую оболочку полости рта и желудка усиливается отделение слюны и желудочного сока. То есть с этанолом в организме происходят какие-то химические превращения. Давайте обратимся к химикам. Выступление химиков «Химические реакции алкоголя в организме человека. Объяснение опытов» (Приложение №5) Человек считается:
Вы знаете, что употребление алкоголя может привести к страшной болезни – алкоголизму. Алкоголизм – неумеренное, частое употребление спиртных напитков, пьянство. Коротко и туманно и как-то не по-медицински. Какой же врач сталкивается с людьми, заболевшими алкоголизмом – слово наркологу. Выступление нарколога «Алкоголизм и белая горячка» (Приложение № 6). Что мы все о плохом и о плохом. А ведь сколько пословиц, поговорок говорит об обратном. Например, вино молодит и силы вселяет. О пользе вина нам расскажет энотерапевт. Выступление энотерапевта: «О пользе вина» (Приложение №7) Да практически люди всех стран употребляют спиртные напитки, обратимся к социологам – статистические данные о потреблении алкоголя в разных странах. Выступление социологов «Статистические данные о потреблении алкоголя в разных странах» (Приложение №8) Конечно же, польза от употребления алкоголя есть, например многие настойки, принимаемые внутрь, настаиваются на спирту – обратимся к фармацевту. Выступление фармацевта «Настойки, примочки, антисептическое действие спирта» (Приложение №9) Очень часто вместо пищевого спирта, люди (в основном алкоголики) употребляют суррогаты алкоголя, при этом человек может отравиться и умереть. Очень часто происходят отравления денатуратом – так называют неочищенный спирт – сырец, который содержит сивушные масла – бутанол, метанол, пиридиновые основания. Нередки отравления жидкостями, которые заливают в автомобиль, особенно антифризами. В их состав чаще всего входит двухатомный спирт этиленгликоль. Особенность денатурата в том, что содержащиеся в нем примеси невозможно выделить простыми физико-химическими методами, такими как перегонка, вымораживание. Попадание в организм 5-10 мл метанола уже вызывает отравление, которое может привести к потере зрения, а доза метанола в 30 мл является летальной. Давайте обратимся к физикам - можно ли по физическим свойствам распознать метанол и этанол. Выступление физиков «Физические свойства метанола и этанола». У доски работают два ученика. Вначале каждый получает бутылку с соответствующей этикеткой (излишне напоминать, что в обеих бутылках этанол, различаются только этикетки) и описывает внешние признаки метилового и этилового спирта, записывая их на доске в таблицу (Презентация) Вернемся снова к фактам: мужчины, потребляющие алкоголь, заболевают на 20-25% чаще, смертность у них в 2-3 раза выше. Женщины спиваются раньше, чем мужчины, т.к фермента алкогольдегидрогенеза (обезвреживает алкоголь, вырабатывается в печени) у женщин меньше, чем у мужчин. У несовершеннолетних хронический алкоголизм наступает в 8 раз быстрее, чем у взрослых. Если взрослым необходимо в среднем 5-10 лет для развития хронического заболевания, то подростки через 1 год могут стать алкоголиками. Алкоголь и потомство – вот еще одна тема для разговора. Обратимся к социологам. Выступление социологов «Алкогольный синдром плода (АСП) и его проявление у новорожденных» (Приложение №10) А как страшен пьяный человек и сколько преступлений совершено на почве пьянства – об этом нам поведает юрист. Выступление юриста «Алкоголь и преступность» (Приложение №11) Куда попадает пьяный человек чаще всего – в вытрезвитель, и снова выступают социологи с данными о вытрезвителях по странам и по городу Кировград. Не секрет, что наш город постепенно спивается, но люди всегда старались ставить преграды на пути пьянства, обратимся к историку – как боролись с пьянством в разных странах. Выступление историка «Борьба с пьянством у разных народов» (Приложение №12) Наши социологи провели анкетирование среди учащихся старших классов нашей школы «Отношение учащихся к употреблению алкоголя». Школьникам предлагалось заполнить анонимные анкеты, в которых требовалось закончить предложения:
В анкетах указали пол – мужской или женский. Выступление социологов «Анализ анкет» (Презентация) Эта анкета проводилась до нашего мероприятия, может быть, некоторые учащиеся уже поменяли свое мнение на эту проблему. Вы должны посчитать количество плюсов каждой колонке и определится: алкоголь добро или зло. И пока вы ведете подсчет, ученица прочтет стихотворение Бориса Кардаша «Очнись, Великая Россия» (Приложение №13) Прежде чем вы проголосуете - алкоголь добро или зло, мы вам зададим 3 вопроса. Поднимите руки, если вы положительно на них ответите.
Посчитайте количество плюсов в таблице, которую вы заполняли в течение всей нашей встречи. А теперь поднимите руки, кто считает, что алкоголь – добро, а теперь, кто считает, что алкоголь – зло. Заключительное слово учителя. О вредном влиянии алкоголя на организм мы уже говорили. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя. Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем, как взять бутылку пива, ведь внимательное и серьезное отношение к своему здоровью, а значит и к здоровью будущего ребенка, должны служить руководством во всех действиях и поступках. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства» - писал Л.Н.Толстой. Многие проблемы современного общества можно решить в ближайшем будущем, если сейчас серьезно отнестись к проблеме употребления алкоголя и других наркотических веществ. Ваше будущее и будущее страны в Ваших руках! Ваш выбор – это ответственность перед своим здоровьем, своей семьей, своей Родиной! И в конце урока мы вернемся к нашему эпиграфу и переведем его на русский язык «Только доза делает ядом. Теофраст Парацельс». Задумайтесь над этим изречением. Список использованной литературы
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».