Русская лапта на уроках физической культуры. |
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология |
Зацепин Владимир Иванович, учитель физической культуры, МБОУ «СОШ №1 с УИОП» г. Новый Оскол Белгородской области.
Дата публикации: 24.12.2015 Русская лапта на уроках физической культуры Обучение и воспитание учащихся на уроках физической культуры проводится на основе государственных программ, ориентировано на реализацию проблемы школы «Повышение качества учебно-воспитательного процесса, уровня информированности и функциональной грамотности обучаемых посредством непрерывного совершенствования педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания предмета». Каждый учитель физической культуры при изучении в школе какой-либо спортивной игры сталкивается с рядом проблем. В частности, с такими, как невозможность вовлечения в игру всех учащихся класса (в волейбол, например, играет 12 человек), необходимость определенных климатических условий для разных игр, использование нужного спортивного инвентаря. Русская лапта – всепогодная игра, которая не требует дорогого инвентаря (его можно изготовить своими силами), особых условий, позволяет проводить её одновременно со всем классом. Она (игра) позволила вывести урок физической культуры под открытое небо. Но и в зале лапта не теряет своей прелести. Даже наоборот. Своеобразный отскок мяча от стен зала делает её ещё более эмоциональной. Вот почему именно русская лапта была включена в программу, её можно рассматривать и как одно из средств легкоатлетической подготовки школьников. Русская лапта – подвижная эмоциональная игра русского народа, самая знаменитая и самая любимая. Эта игра была верным другом не только ребят нашего поколения, но и многих уходящих вглубь веков поколений наших предков. Ведь в лапту играли ещё во времена Ивана Грозного, а может быть, и раньше. Долгие века лапта жила на нашей земле, принося радостный, увлекательный отдых и детям, и взрослым. И не только отдых… Лапта, как никакая другая игра, воспитывала отчаянную смелость, презрение к опасности, способность к самопожертвованию во имя победы, порой какую-то дьявольскую хитрость и всегда бесшабашную удаль. Именно игра в высшей степени соответствовала русскому национальному характеру, самой душе россиян. Русская лапта влияет на формирование физических качеств учащихся, она включается в уроки осенью и в весеннее время, и начинается знакомство с этой игрой с начальных классов. После приёма тестовых нормативов в младших классах приступаем к изучению, а в средних и старших – к совершенствованию техники и тактики игры. С младшими школьниками при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, в V-IX же классах – в саму лапту. Правила лапты доступны для учащихся: расстановка на площадке, перемещение игроков по площадке, ловля и броски (передачи) мяча, удары битой по мячу – всё это увлекает ребят, эмоционально настраивает на победу. На уроках осенью отводится по 15-17 мин. для освоения техники легкоатлетических упражнений, не входящих в технику игры (высокий и низкий старт, финиширование, прыжки в длину с разбега, передача эстафеты и др.). На уроках весной главный упор делается на легкую атлетику, а лапта является дополнением к ней. Она помогает в спокойной обстановке принимать учебные нормативы у одной из групп в то время, когда другая играет в лапту (например, мальчики – сдают нормативы, девочки – играют). Лапта, подвижные игры с её элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к метаниям и бегу. Метание выполняется на дальность и в цель – вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях метание имеет значительно большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Одним из слабых мест в метании, особенно у девочек, является выпуск мяча из рук. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча. Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции. Однако на уроках лапты школьники выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге по кругу. Причем перебежки ребята выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями (скорость и расстояние). Русская лапта включена в областную и районную спартакиаду школьников. И здесь я могу говорить о результатах участия учащихся нашей школы в этой игре: в 2014- 2015, 2015-2016 - учебном году сборная команда юношей заняла 1 место в районе в соревнованиях по русской лапте, в 2014-2015 учебном году команда девушек – 2 место в районе, в первом полугодии 2015-2016 учебного года – 3 место. В лапте широко раскрываются возможности соревновательно- игрового метода с целью развития физических качеств школьников. При правильном использовании данного метода дети всегда увлечены, внутренне подтянуты. И такое их отношение объясняется тем, что в соревновании каждый выступает с позиции успеха своей команды. А это увлекает всех участников игры. Рациональное использование соревновательно-игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Кроме того, соревновательно-игровой метод помогает формировать у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств… Играть в русскую лапту можно не только на уроках, но и после них, что с удовольствием делают учащиеся. Опыт работы позволяет утверждать следующее. В лапту можно играть без строгого соблюдения возрастных границ. Например, в одной группе могут участвовать ребята 3-6 классов, в другой - 7-9 классов. Игра позволяет проводить состязание смешанными командами, в состав которых входят и девочки, и мальчики. Причем интересно, что во многих случаях девочки проявляют себя лучше мальчиков. Лапта положительно влияет на успешное освоение многих разделов школьной программы по физической культуре, а также помогает в подготовке учащихся к сдаче норм ГТО. Она служит развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, которые необходимы для выполнения других физических упражнений, а также лапта способствует совершенствованию навыков бега, метания, ловли мяча. Русская лапта – народная подвижная игра, которая будет спутником жизни ещё ни одного поколения ребят, источником их радости, а самое главное – это игра, обладающая великой воспитательной силой. Не исключено, что русская лапта со временем будет включена и в программу олимпийских игр. Каждый человек хранит в памяти народные и подвижные игры своего детства. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Игры образуют своеобразный фундамент для развития нравственных качеств, сознания, внимания, разных видов памяти, физических умений и навыков, которые в дальнейшем проявляются в общественно полезной и творческой деятельности человека. Таким образом, народные и подвижные игры в комплексе с другими воспитательными и образовательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования всесторонне развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».