Сукнёв Юрий Иннокентьевич, учитель столярного дела по предмету «Технология». Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» МО Алданский район». Данный урок являлся продолжением занятий по изучению способов обработки древесины по темам «столярные работы». Практическая работа предполагала выполнение контурной резьбы на темном фоне национального изделия народа Саха в виде Чорона – символа плодородия и благополучия, как подарка, который бы мог украсить любой праздник независимо от национальности, что способствовало высокому уровню мотивации. При формировании и развитии межкультурных умений и навыков учитывался новый уровень мотивации учащихся, который характеризовался самостоятельностью при постановке целей урока, поиске необходимой информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Урок проводился согласно рабочей программы по технологии (Столярное дело) для 5 класса, составленной на основе Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Сб.2-240с.
Дата публикации: 24.11.2016
Тема: Контурная резьба на тёмном фоне.
Предмет: технология
Время: 40 минут.
Класс: 5
Данный урок является продолжением занятий по изучению способов обработки древесины по темам «столярные работы». Практическая работа предполагает выполнение контурной резьбы на темном фоне национального изделия народа Саха в виде чорона – символа плодородия и благополучия, как подарка, который бы мог украсить любой праздник независимо от национальности.
I.
|
Цели занятия:
|
|
1.
|
Образовательные цели:
|
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия через освоение технологии выполнения контурной резьбы изделия «Чорон» на темном фоне.
|
2.
|
Развивающие цели:
|
способствовать расширению представления о связи человека и природы, формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
|
3.
|
Воспитательные цели:
|
способствовать развитию эстетических качеств личности, мотивации к обучению через решение актуальной проблемы (сделать своими руками подарок).
|
II.
|
Тип урока:
|
урок ознакомления с новым материалом.
|
III.
|
Применяемая технология:
|
практическая работа.
|
IV.
|
Форма организации учебной деятельности:
|
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
|
V.
|
Приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:
|
перенос знаний в новую ситуацию, проблемные ситуации.
|
VI.
|
Методическое оснащение занятия:
|
|
1.
|
Материально-техническая база:
|
кабинет технологии
|
|
|
инструменты, приспособления: резцы по дереву, линейки, карандаши, шаблоны
|
|
|
материалы: заготовки из ДВП, окрашенные в тёмный фон
|
2.
|
Дидактическое обеспечение:
|
презентация
|
|
|
технологическая карта на изготовление изделия «чорон»
|
|
|
образцы поделок из древесины
|
|
|
карточки с индивидуальными заданиями
|
3.
|
Технические средства:
|
компьютер с операционной системой MS Windows
|
|
|
мультимедийный проектор
|
|
|
экран
|
VII.
|
Методы обучения:
|
объяснительно-иллюстративный
|
|
|
демонстрационный
|
|
|
репродуктивный
|
|
|
частично-поисковый (эвристический).
|
VIII.
|
Структура занятия:
|
|
1.
|
Организационный момент:
|
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2 минуты)
|
|
Введение в тему
|
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности (4минуты).
|
2.
|
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:
|
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний (4минуты).
|
3.
|
Ознакомление с новым материалом
|
Сообщение нового материала (8минут).
|
4.
|
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
|
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом)
|
|
|
Закрепление изученного материала.
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний. (3минуты).
|
5.
|
Этап применения знаний на практике
|
Практическая работа (15 минут).
|
6.
|
Подведение итогов урока:
|
диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели(2минуты)
|
7.
|
Постановка задания на дом
|
инструктаж по его выполнению
(2 минуты).
|
Технологическая карта на выполнение контурной резьбы
изделия «Чорон» на темном фоне
№ п/п
|
Последовательность и содержание операций
|
Рисунок или графическое изображение
|
Инструменты, приспособленияматериалы
|
1.
|
Взять заготовку и нанести осевые линии по центру
|
|
Заготовка из ДВП тёмного фона, линейка, карандаш
|
2.
|
Сложенный пополам шаблон чорона приложить к осевой линии справа и обвести по контуру карандашом
|
|
Заготовка из ДВП тёмного фона, шаблон, карандаш
|
3.
|
Сложенный шаблон развернуть и обвести по контуру карандашом слева
|
|
Заготовка из ДВП тёмного фона, шаблон, карандаш
|
4.
|
Четко выделить контур карандашом
|
|
Заготовка из ДВП тёмного фона, карандаш
|
5.
|
Выполнить контурную резьбу
|
|
Заготовка из ДВП тёмного фона, нож- косяк
|
Литература:
1. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. Программы и метод.материалы.-Кн.1/Под ред. А.М.Щербаковой.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2001-304с.
2. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:5-9кл.:В 2сб./Под ред. В.В.Воронковой.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.2001.-Сб.2.-240с.
3. Трудовое обучение.5-9классы.Слесарное дело. Столярное дело.: развернутое тематическое планирование/авт.-сост.О.В.Павлова.-Волгоград:Учитель,2011.-243с.
4. Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя.9 класс/Д.А.Скурихин.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2010.-216с.:ил.-(Коррекционная педагогика).
5.Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей.-М.: просвещение.1980.-183с.,ил.
6.Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы Издательство «Просвещение»,1988, Журавлев Б.А., 1992, с изменениями, 255с.
7.Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
8.Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ – № 12/2011.– С. 12-18
Ход занятия
№ п/п
|
Этапы урока/время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Методы и способы обучения
|
Формы организации деятельности
|
УДД
|
1.
|
Организационный момент(2минуты)
Введение в тему
(4 минуты)
|
приветствие
|
приветствие
|
Словесный
|
групповая
|
Познавательные УУД
-активное слушание учителя
-выдвижение предложений о теме урока
- формулирования собственных ожиданий
Коммуникативные УУД
-слушание собеседника
-построение понятных для собеседника высказываний
|
проверка готовности учащихся к уроку
|
занимают рабочее место
|
организация внимания к уроку через задание на развитие восприятий(слайд 1)
|
определяют слово (подарок) по стержневым основам
|
Видеометод упражнение
|
обеспечение мотивации и создание проблемной ситуации: В преддверии праздника мы своими силами можем изготовить подарок своим мамам, сёстрам, бабушкам. Мы его выполним из древесины.
|
проявляют желание и выдвигают гипотезу по решению проблемной ситуации (обсуждают возможность сделать подарок своими руками)
|
Вводная беседа
Учебная дискуссия
Работа с тетрадью
|
Сообщение темы урока, формулирование цели урока( через показ конечных результатов)
Тема занятия – «Контурная резьба на тёмном фоне», Цель нашего занятия – освоить технологию выполнения контурной резьбы на тёмном фоне” (слайд 2),
Обращает внимание учащихся на девиз занятия:
Высказывание (слайд 3):
“Перед тобой различные искусства, выбирай из них одно, которое пойдет тебе на пользу, изучи его, не унывай и не теряй терпения из - за трудностей, пока ты не достигнешь того, что оно станет доставлять тебе радость”. Альбрехт Дюрер
|
Совместно с учителем определяют цели урока, записывают тему занятия в тетради.
|
2.
|
Задача этапа
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
(4 минуты)
|
Устный опрос учащихся.
Какой материал вы изучали на уроках столярного дела (беседа с учащимися о видах деревьев и их использовании (включения в систему знаний и повторения через актуализацию опорных знаний и представлений с применением опорных схем).
Учитель предлагает записать большее количество способов обработки изделий из древесины в течении 15 секунд ( работа в парах с введением элементов соревнования) Оценивает работу учащихся.
|
Отвечают на вопросы. Работают по карточкам (упражнения для повторения пройденного материала на развитие памяти, мышления).
Соревнуются парами с активным обсуждением способов.
|
Словесный
Наглядно-практический
Упражнение
Обучающий письменный контроль
|
Индивидуальная
Работа в парах
|
Личностные УУД
-активизация имевшихся ранее знаний
-активное погружение в тему
-высказывание различных вариантов решения данной проблемы
-умение слушать в соответствии с целевой установкой
-принимать и сохранять учебную цель и задачу
-дополнять, уточнять высказанные мнения
по существу полученного задания
Познавательные УУД
- развитие и углубление потребностей и
мотивов учебно-познавательной деятельности
|
3.
|
Задача этапа
Ознакомление с новым материалом
(8 минут)
|
Мотивирует обучающихся на активную работу. Инструктирует обучающихся в ходе работы.
Изложение нового материала через объяснительную беседу с привлечением средств ТСО в виде презентации. Сегодня на уроке мы изучим один из способов обработки изделий из древесины- отделка резьбой.
Резьба по дереву- это увлекательный вид работы. Резьбой украшали избы, народные умельцы вырезали рисунки и узоры на предметах домашнего обихода.
(слайд 4) Резьба по дереву имеет много различных видов:
контурная резьба — похожа на выжигание, но линии рисунка не выжжены, а прорезаны канавкой. Она состоит из различных узоров в виде контуров предметов, животных, людей.
Разметка для этого вида резьбы выполняется способом самостоятельного нанесения рисунка или с помощью шаблонов, трафаретов, копирования.
Резьба на тёмном фоне - заготовка покрывается черным лаком или краской, а затем на ней прорезаются линии, таким образом и создается узор (слайд 5).
геометрическая резьба - основные элементы - геометрические фигуры получаются из множественного сочетания треугольников и пирамид (слайд 6).
Выполнение упражнения на классификацию видов резьбы с целью контроля усвоения новой темы
( слайд 7).
Сегодня вы научитесь изготовлению резьбы на тёмном фоне, данная техника очень проста в исполнении и не требует особых материальных затрат (в работу идут отходы от переработки древесины). Этот вариант интересен тем, что вы можете изготавливать изделия по своему желанию, добавляя дополнительные рисунки, узоры. Несомненный плюс идеи такой отделки в простоте и универсальности: ведь полученные изделия ручной работы можно использовать и для украшения помещений, в качестве подарков, рамочек. Ведь работы получаются авторские штучные.(слайд 8).
Учитель предлагает в качестве подарка изготовить поделку в форме чорона, устанавливая связь содержания нового материала с национально- региональным компонентом.
(слайд 9, 10, 11, 12).
Знакомит с инструментами, применяемыми при контурной резьбе
(слайд 13)
Объяснение приемов и правил безопасной работы с инструментами, а также возникающих трудностях при работе.
(слайд 14, 15)
|
Принимают участие в беседе в виде диалога (формирование и развитие коммуникативных навыков).
Классифицируют виды резьбы по основным признакам с опорой на предложенные образцы. Записывают в тетрадь виды резьбы.
Обсуждение предложенного проекта.
Определяют степени сложности при изготовлении изделия.
Выбирают инструменты для работы .
Знакомятся с правилами безопасной работы с инструментами.
|
Словесный
Видеометод
Наглядно-практический
Демонстрация
(Работа с образцами)
Видео-упражнение – тест
Письменный контроль
Работа с тетрадью
Дискуссия
Эвристическая беседа
|
Групповая
индивидуальная
|
Регулятивные УУД
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
-формирование умения учиться высказывать своё предположение
-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
-формирование умения слушать и понимать других
-формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
-формирование умения работать в парах, в группах
Познавательные УУД
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
- развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
- развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
- развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
- развитие умения строить простые рассуждения
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
4.
|
Задача этапа
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
(3 минуты)
|
Обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания через задания- тесты и вопросно-ответное общение.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
И. п. – стоя , руки на поясе. На счет "1" – правую руку вперед, левую вверх; "2" – переменить положения рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И. п. – стоя , кисти тыльной стороной на поясе. На счет "1–2" – свести локти вперед, голову наклонить вперед; "3–4" – локти назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз. Затем руки опустить вниз и расслабленно ими потрясти. Темп медленный.
|
Выполняют задания. Задают вопросы о возникающих трудностях в усвоении материала и совместно с учителем находят решения.
Выполняют предложенные физические упражнения
|
Словесный
Упражнение –тест на закрепление нового материала
Письменный контроль
Наглядный
|
фронтально, в парах или группах
|
Личностные УУД
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
- применение на практике и последующее повторение нового материала
-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД
-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
-формирование умения строить речевое высказывание
|
5.
|
Задача этапа
Этап применения знаний на практике
(15 минут)
|
Создает условия для выполнения практического задания по технологической карте через метапредметные связи( черчение, математика):
- обеспечивает измерительным и техническим инструментом;
-направляет деятельность согласно плана и технологической карты (слайд16, 17);
-следит за правильностью работы с инструментами;
-оказывает индивидуальную помощь при затруднениях в работе через объяснения отдельных действий
|
Выполняют практическую работу, осуществляют самоконтроль с использованием технологических карт. Соблюдают правила техники безопасности при работе.
|
Видеометод
Наглядный практический
Работа с эталоном
Самоконтроль
|
групповая
|
Личностные УУД
-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
- выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
-применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД
-самоконтроль выполнения задания
-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность
-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавательные УУД
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
-умения структурировать знания
-выбор наиболее эффективных способов решения задач
-построение логической цепи рассуждений
|
6.
|
Задача этапа
Подведение итогов урока
(2 минуты)
|
Организует обсуждение изготовленных изделий. Дает объективную оценку результатов индивидуального труда учащихся на занятии. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель сообщает о достижении цели занятия.
|
Делают отчет о проделанной работе. Обсуждают способы устранения недостатков.
Учащиеся отвечают на вопросы:
– Поделится мыслями о сегодняшнем занятии Вам помогут слова:
Я узнал…
Я заметил, что…
Я хочу узнать…
Я думаю……
Я доволен……..
|
Словесный
Дискуссия
Наглядный
Самоконтроль
Оценка работ учителем
|
Групповая
индивидуальная
|
Коммуникативные УУД
-формирование умений полно и точно выражать свои мысли
-оценка и самооценка учебной деятельности
-обобщение и систематизация знаний
-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
|
7.
|
Задача этапа
Постановка задания на дом
(2 минуты)
|
Разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания
(нанесение рисунка на Чорон) (слайд 18, 19)
|
Учащиеся обсуждают способы выполнения домашнего задания.
|
Наглядный словесный
|
Групповая,
индивидуальная
|
|
Самоанализ урока по предмету «Технология».
Учитель: Сукнёв Юрий Иннокентьевич. МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И 8 вида.
Предмет: технология
Тема урока: Контурная резьба на тёмном фоне.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Применяемая технология: практическая работа.
Время урока: 40 минут.
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные цели: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия через освоение технологии выполнения контурной резьбы изделия «Чорон» на темном фоне.
Развивающие цели: способствовать расширению представления о связи человека и природы, формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные цели: способствовать развитию эстетических качеств личности, мотивации к обучению через решение актуальной проблемы
Задачи урока:
1.Подготовить учащихся к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
2.Ознакомить с новым материалом.
3.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.
4.Применить полученные знания на практике.
5.Подвести итоги урока.
Данный урок являлся продолжением занятий по изучению способов обработки древесины по темам «столярные работы». Практическая работа предполагала выполнение контурной резьбы на темном фоне национального изделия народа Саха в виде Чорона – символа плодородия и благополучия, как подарка, который бы мог украсить любой праздник независимо от национальности, что способствовало высокому уровню мотивации. При формировании и развитии межкультурных умений и навыков учитывался новый уровень мотивации учащихся, который характеризовался самостоятельностью при постановке целей урока, поиске необходимой информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Урок проводился согласно рабочей программы по технологии (Столярное дело) для 5 класса, составленной на основе Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Сб.2-240с.
В своей работе я планировал сформировать следующие УУД :
Личностные УУД:
- 1.Формирование мотивации изучения предмета «технология» и стремление к совершенствованию.
- 2.Умение преодолевать посильные трудности.
- 3.Формирование ответственного отношения к учению.
- 4.Развитие таких качеств, как целеустремленность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, чувства коллективизма, толерантности, умения вести диалог.
Регулятивные УУД:
- 1.Формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- 2.Формирование умения самостоятельной работы по алгоритму.
- 3.Умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности.
Познавательные УУД:
- 1.Построение доступных логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.
- 2.Освоение ознакомительного, изучающего и поискового процесса.
Коммуникативные УУД:
- 1.Формулирование собственного мнения и позиции.
- 2.Получение возможности определять проблему, аргументировать ее актуальность, делать свои выводы.
- 3.Использование языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Предметные УДД:
- 1.Формирование умений классифицировать виды резьбы по признакам.
- 2.Выполнять практическое задание простой степени сложности.
Метапредметные УДД
- 1.Формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность.
- 2.Умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели.
- 3.Развивать логическое мышление, познавательную активность.
При построении урока использовал технологию модульного обучения. Выбраны рациональные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический).
Формы работы: парно - групповая, индивидуальная, фронтальная, которые позволили обучающимся развивать навыки их самостоятельной деятельности, а также показали их творческую активность.
Планирование урока построено на основе личностно-ориентированного подхода, когда в центре всей учебной деятельности на занятии стояла личность самого ученика. Урок полностью соответствовал возрасту обучающихся, их познавательным интересам. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной, поставленные задачи и этапы соответствовали содержанию урока. Предложенные упражнения и задачи способствовали высокой интенсивности деятельности учащихся.
Применение соответствующего иллюстративного и мультимедийного учебного материала вызывало повышенный интерес обучающихся к изучению данной темы урока. В технологической карте данного урока прописаны формируемые умения на каждом этапе урока (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные), деятельность учителя и обучающихся. Применение поэтапного контроля знаний учащихся позволило оценить их способности.
На уроке были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».
Структура урока выдерживалась: организационная часть, введение в тему, изложение нового материала, закрепление его, практическая работа и инструкции по выполнению домашнего задания (осмысление нового материала, рефлексия).
Изложение нового материала, что является основной частью этого типа урока, проводилось через установление связи содержания нового материала с национально- региональным компонентом.
Вся работа на уроке была направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся данного возраста. Закрепление нового материала обучающимися проводилось с помощью определенных упражнений (определение, заполнение, классификацию, сравнение), направленных на развитие высших психических функций.
Рефлексия позволила обучающимся выразить свое отношение к уроку: ответили на вопросы, обменялись своими мнениями, проговорили домашнее задание.
На мой взгляд, я считаю, что основные цели данного урока – достигнуты.
Слова великого педагога беру девизом своей дальнейшей работы:
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ |