Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2971827
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТРУДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология

Коломицина Валентина Викторовна, преподаватель технологии, МБОУ СОШ № 57, г. Астрахань. 
Учитель-предметник может и должен стать специалистом по эстетическому воспитанию, определяя эстетические возможности каждого урока по своему учебному предмету, а также условия квалифицированного привлечения на свои уроки произведений искусства. На занятиях в мастерских учащимся прививают общие правила культуры труда (содержание в порядке рабочего места, рабочей одежды, оборудования, соблюдение правил хранения инструментов), воспитывают бережливое отношение к школьному имуществу. Правильная организация предмета «технология» способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, чувства хозяина, способность воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда на общую пользу, служат базой для развития у них эстетического вкуса.


Дата публикации: 29.03.2018


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТРУДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Учитель-предметник может и должен стать специалистом по эстетиче­скому воспитанию, определяя эстетические возможности каждого урока по своему учебному предмету, а также условия квалифицированного привлечения на свои уроки произведений искусства. Всё это не только создает положитель­ный эмоциональный фон для освоения основного учебного материала, но и за­кладывает основы общей эстетической культуры выпускника школы, необхо­димые для любой профессиональной деятельности в современном обществе.

На занятиях в мастерских учащимся прививают общие правила культуры труда (содержание в порядке рабочего места, рабочей одежды, оборудования, соблюдение правил хранения инструментов), воспитывают бережливое отно­шение к школьному имуществу. Этот вид трудовой деятельности отмечает органическое сочетание творческого и исполнительского компонентов, умствен­ного и физического труда. Правильная организация предмета «технология» способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, чувства хозяина, способность воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда на общую пользу, служат базой для развития у них эстетического вкуса. Доказано, что трудовая активность школьников значительно увеличива­ется при сознании значимости выполняемых заданий.

В основе эстетики поведения лежит единство этического и эстетического, заложенное в природе человека, в его стремлении к добру и к красоте - внут­ренней и внешней.

Эстетика поведения должна включать следующее:


1)знание и соблюдение в практике общения с окружающими правил веж­ливости, скромности, уважения и взаимопонимания к людям;

2)умение эстетически выражать этические требования: их соблюдение не должно вызывать у окружающих антипатии, отрицательных чувств и эмоций;

3)умение выражать свои мысли и чувства грамматически правильно, не коверкая русский язык грубыми бранными словами и выражениями, крикливой интонации;

4)знание и соблюдение эстетических требований к одежде: цветовая гармо­ния всего её ансамбля, умелое сочетание модных форм с материалом, правильный подбор дополнений, соответствие одежды назначению, обстановке, сезону.

Учитель, считай доску экраном, на котором планируется твоя совместная с учениками познавательная жизнь на уроке, и помни, что от того, как ты бу­дешь владеть культурой работы с доской, как изящно будешь держаться у дос­ки, с какой ловкостью и красотой будешь чертить и писать на ней нужные фи­гуры, примеры и буквы, - будет во многом зависеть не только успешность учебной деятельности учеников, но и их отношение к учителю. Основными по­мощниками на уроках являются источники информации, получаемые через ин­тернет. Для организации поиска информации через интернет необходимо уме­ние работать с компьютером. Основные навыки обучения работы с компьюте­ром учащиеся получают на уроках информатики.

Правильная организация поиска - залог успеха в работе всякого, кто обращается за нужными сведениями к разнообразными хранилищам человеческих знаний: библиотекам, архивам, информационным системам. Недаром говорят, что, не имея возможности передать ученику за его школьные годы все накоп­ленные человеком знания, учитель должен в первую очередь научить школьника учиться, то есть уметь отыскивать нужную информацию.

Ребенок в младших классах должен получить объём знаний, позволяю­щих сознательно выполнять программы по основным школьным дисциплинам. В средних классах для ученика важно научиться составлять программу на язы­ке универсального выполнителя.

В старших классах вырастет трудность задач, появятся сложные выпол­нители и языки с развитой структурой. Это потребует изучения определенной технологии программирования (составления программ).

­Педагогическая этика в понятии добра включает всю совокупность дей­ствий учителя, соблюдающего его моральные нормы, принципы, требования, его высокие нравственные качества, добросовестное отношение к профессии, к коллегам и к обществу в целом.

Такие важнейшие качества, как отзывчивость, чуткость, внимательное отношение к окружающим, любовь к детям, оцениваются как положительные добродетели, которые помогают ему любить детей, вести их от незнания к зна­нию, не считаясь с трудностями и собственным настроением.

Сила влияния учительского слова... В чём источник этой силы? Хочется вспомнить слова И.Е. Репина: «Педагог может научить своего ученика только тому, чем сам владеет, что знает, во что верит, чему предан...» Ведь дело не в фактах, которые нужно толковать на уровне современной науки, не могу пойти на урок, не настроившись на тему разговора. Я должна заинтересовать себя ма­териалом занятия, по-настоящему увлечься им, если хотите, должна непремен­но начать жить тем, о чем стану говорить учащимся.

Некто сказал: «Самое несчастное отношение между учителем и ученика­ми то, когда в них закрадывается сомнение относительно познаний учителя» К этому прибавлю, что еще несчастное положение учителя тогда, когда это сомне­ние детей касается его нравственных достоинств. Как только нравственное дове­рие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу. Хочу добавить, для решения воспитательных задач формирования ду­ховно-нравственных качеств личности на уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. Бывает так, что к месту и вовремя приведенные, они вра­зумляют быстрее, точнее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использова­ние на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережное отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе «спустя рукава», учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретенными трудовыми навыками, и приучат к взаимопомощи и ответственности.

Огромное значение имеет и эстетическая среда семьи. Внимание к чисто­те и аккуратности, к декоративным элементам быта, интерес к рукоделию и за­нятия художественными поделками не только разнообразят эстетическую сре­ду, но и соответственно развивают привычку к красивому и интерес к искус­ству. Имеется большое количество семей, где интерес к художественным по­делкам, занятиям по изготовлению игрушек, посуды, плетению кружев переда­ется вместе с навыками от поколения к поколению. Интерьер дома такой семьи отличается эстетичностью, целесообразностью. В этом доме не может быть стремления к бесполезному украшательству, погоне за дорогими и модными вещами. В подлинной эстетической среде вещи должны служить человеку, они должны облегчить ему труд и облагораживать отдых. Занятия декоративно-­прикладным искусством содержат большие воспитательные возможности. На уроках технологии я применяю различные виды рукоделия, тем самым выпол­няя одну их поставленных перед собой целей - научить детей разнообразным видам рукоделия.

Методика - очень важный инструмент учителя, но она лишь тогда повы­шает эффективность преподавания, когда его умело пользуется педагог, глубо­ко и всесторонне знающий предмет, основы наук.

Методика обучения, активизирующая самостоятельный поиск, включение школьника в самодеятельность с целевой жизненной установкой, способствует тому, что каждый ребенок, находит себя, свое место в определенном деле, ви­дит, как оцениваются малейшие его успехи, он начинает верить в себя, в свои возможности.

Давая учащимся задание на изготовление каких-либо предметов, я пред­лагаю найти и соответствующие материалы, и подобрать фурнитуру, и приду­мать, как это все можно наиболее целесообразно использовать. Когда такая ра­бота проводится систематически, учащиеся уже не проходят мимо выброшен­ных старых вещей. Они опытным взглядом оценивают, применяют и в своем воображении конструируют, видят очередную вещь, осмысливают, где, как и что можно приспособить в дело. Так воспитывается трудовая сметка, конструк­торская жилка, бережливость, хозяйское отношение к школьному и государ­ственному имуществу, что позволит в дальнейшем успешно трудиться в любой профессии, интересно проводить досуг.

Особую воспитательную ценность приобретает творческая деятельность в том случае, когда выполняемая вещь имеет свое целевое назначение, может стать полезной, тогда дети переживают радость и гордость за свой труд.

 

Литература

1.Ахвердов А.А. Человек в единстве трех сред обитания: природа - общество - техника/А. А. Ахвердов, - Астрахань, 1999

2.Ахвердова В.Я., Ахвердов А.А. Образовательная область «Технология» в ре­гиональном компоненте базисного плана: проблемы - опыт - внедрение / В.Я. Ахвердова, А.А. Ахвердов. - Астрахань, 1997

3.Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников/ И.С. Марьенко. - М., 1982

4.Мельникова JI.B. Методика трудового обучения/ Л.В. Мельникова. - М., 1985

Похожее изображение