Статья «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в школе» |
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология |
Елина Галина Евгеньевна, учитель физической культуры МАОУ СОШ № 9 г. Североуральска, Свердловской области.
Дата публикации: 31.05.2018
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в школе. В настоящее время в связи с разрушением целостной государственной поддержки развития массового спорта и физического воспитания, ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровья населения, и совершенствования физического воспитания детей и подростков [постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 916]. В связи с этими приоритетными направлениями в работе общеобразовательных учреждений являются совершенствование процесса физического воспитания, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта. Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также приспособлением к новым условиям. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе, где у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и систематично ведётся физическое воспитание в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования. Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют физическому воспитанию, включающего выполнение правил личной гигиены, режим дня, организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребёнка. В младшем школьном возрасте закладываются основы физического воспитания, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. Физическое воспитание — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Физическое воспитание — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическое воспитание — система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание — процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта. Физическое воспитание — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Физическое воспитание — одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств. Авторы определили физическое воспитание, как педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека. Цель физического воспитания – всестороннее физическое развитие личности, укрепление его здоровья и повышение социальной активности. Задачи физического воспитания: • формирование потребности обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом; • совершенствование физических качеств; • формирование навыков здорового образа жизни; • расширение двигательного опыта за счёт овладения двигательными действиями. Принципы физического воспитания: • принцип всестороннего гармоничного развития личности; • принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой; • принцип оздоровительной направленности. Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека. Таким образом, в физическом воспитании детей младшего школьного возраста 6-7 до 11 лет используют разнообразные методы. Основные методы физического воспитания: • наглядные — метод натуральной демонстрации; • словесные — метод образного слова, рассказ, оценка, команда; • методы упражнения — стандартно-повторный (для обучения); игровой, повторно-переменный и стандартно-повторный (для развития физических качеств). Применяются две группы методов: • специфические; • общепедагогические. Специфические методы физического воспитания: 1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы). 2. Игровой метод (использование упражнений в игровой форме). 3. Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). Общепедагогические методы физического воспитания: 1. Словесные методы. 2. Методы наглядного восприятия: К средствам физического воспитания детей младшего школьного возраста относятся: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. А физические упражнения являются основным средством физического воспитания младших школьников. Физические упражнения делятся на три группы: 1) общеразвивающие упражнения; 2) подводящие, имитационные упражнения; 3) основные упражнения. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Формы организации физического воспитания младших школьников: 1. Урок физической культуры. Основной формой занятий, физическими упражнениями, в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он: а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения; в) осуществляется под руководством педагога при учёте возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы. 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности. 3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слёты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала. б) удовлетворять интересы к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определёнными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Проанализировав деятельность МАОУ СОШ № 9, по физическому воспитанию младших школьников делаем вывод: в школе практикуются следующие формы работы по физическому воспитанию младших школьников в школе: урок – 100%; дни здоровья – 45%; спортивные праздники – 56%; соревнования – 45%; секции – 33%; подвижные игры – 22%; походы –22%; дополнительные занятия –11%. Исследование проводилось в период с сентября 2014 по май 2015 года на базе МАОУ СОШ № 9 г. Североуральска. В сентябре 2014 года и мае 2015 года были проведены контрольные тесты и анкетирование обучающихся 4 «А» класса, по результатам которых определялось влияние комплексной системы физкультурно-оздоровительных мероприятий на уровень физического воспитания, физической подготовленности и воспитания мотивационных установок младших школьников. Из анкет мы выяснили, что физическое воспитание очень влияет на здоровье детей младшего школьного возраста. Многие из опрошенных детей с удовольствием и радостью занимаются разными видами спорта, которые, в основном им привили школа и их родители. В анкете все обучающиеся отмечают высокий положительный результат от занятий физической культурой, чаще спортивный образ жизни влияет на хорошую физическую форму. На втором месте, обучающиеся 4 «А» отметили бодрое настроение, повышение иммунитета, что очень важно для здоровья младшего школьника и, конечно же, все эти факты влияют на успеваемость в школе. Для выявления уровня развития разносторонних физических способностей обучающихся 4 «А» класса были проведены тесты. Тесты включали в себя 5 упражнений: • бег 1 000 м. - общая выносливость; • бег 30 м. - скоростная выносливость; • наклон вперёд из положения, стоя - гибкость; • подъем туловища из положения, лёжа за 30 сек. - сила мышц сгибателей туловища; • прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества. Комплекс мероприятий по физическому воспитанию младших школьников в школе включал: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассные формы организации занятий. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание. Внеклассные формы организации занятий с младшими школьниками включают: спортивные соревнования, кружки физической культуры, спортивные секции. Использование комплекса мероприятий по физическому воспитанию младших школьников в школе, позволил повысить качество усвоения знаний о составляющих процесса физического воспитания и как следствие, улучшить физическую подготовленность, обеспечить полноценное физическое развитие и воспитание мотивационных установок младших школьников к осознанному использованию средств физической культуры для самовоспитания.
Список использованной литературы 1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: ФиС, 2000. 256 с. 2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: "Физкультура и спорт", 2001. 228 с. 3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург 2000 г. 937 с. 4. Дудьев В.П. Психомоторика: Словарь-справочник. М.: Владос, 2008 . 366 с. 5. Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. Л.: «ВИФК», 2000. 126 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».