Нормативно-правовые аспекты оснащения оборудованием и инвентарем спортивных залов и сооружений |
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология |
26.12.2018 05:41 |
Шевцов Иван Васильевич, учитель физической культуры МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского района, Кемеровской области.
Нормативно-правовые аспекты оснащения оборудованием и инвентарем спортивных залов и сооружений. В 2016 г. в связи с началом реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» начался новый виток развития спортивной отрасли. Для достижения целей, поставленных в ФЦП «Развитие физической культуры и спорта», необходима современная спортивная инфраструктура, в том числе спортивное оборудование и инвентарь. Разработка национальных стандартов позволяет установить и зафиксировать единый уровень требований к спортивному оборудованию и инвентарю, применяемым на территории Российской Федерации. На сегодняшний день в Российской Федерации разработана и реализуется серьезная нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы использования оборудования и инвентаря для спортивных залов и сооружений, которые предназначены для проведения физкультурных занятий общеобразовательными школами, а также детско-юношескими спортивными школами. Среди них множество Приказов Министерства образования и науки РФ об утверждении образовательных стандартов и требований в части охраны здоровья обучающихся, различные Сан ПиНы по организации учебного процесса, а также ГОСТы, касающиеся спортивного оборудования и инвентаря. Важным документом является Приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г. № 345 «Об утверждении «Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем». Также необходимо отметить, что в 2012 году начата разработка федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта в соответствии со статьей 33 Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». По заказу Минспорта России выполнена научно-исследовательская работа «Разработка научно обоснованных предложений по содержанию национальных стандартов на спортивное оборудование и инвентарь». В соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта организации (в том числе и ДЮСШ), осуществляющие спортивную подготовку должны быть оснащены основным спортивным оборудованием, инвентарем и экипировкой. По большинству видов спорта Минспортом РФ приказами установлены стандарты спортивной подготовки, где прописаны все требования к инвентарю и оборудования по конкретному виду спорта. Сборник стандартов и табелей спортивного оборудования, инвентаря и других спортивно-технологических средств включает в себя стандарты, разработанные с целью создания нормативной базы для обеспечения соответствия спортивного инвентаря, оборудования и спортивных сооружений требованиям международных норм и правил, а также табели спортивного оборудования, инвентаря и других спортивно-технологических средств, необходимых для организации учебно-тренировочных занятий и соревнований по видам спорта. Сборник дополняется по мере представления федерациями, ассоциациями, союзами по олимпийским видам спорта необходимых материалов и корректируется в связи с изменениями стандартов, правил проведения соревнований и нормативно-технической документации на спортивные изделия. Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта устанавливают перечень необходимого спортивного оборудования, инвентаря и экипировки, однако не устанавливают к ним конкретные требования. На сегодняшний день накопленный фонд национальных стандартов покрывает не все необходимые области, в частности требуется разработка национальных стандартов на лыжные крепления, ворота для игры в хоккей на льду, защитное снаряжение для хоккея на траве, гимнастические столы, скамьи и канаты, стационарные уличные тренажеры. Помимо стандартов для спортивного инвентаря и оборудования (объектов стандартизации) определения, российским законодательством закреплены определенные требования безопасности, установленные в действующих национальных стандартах по каждому виду спорта. Как видим, номенклатура учебного инвентаря и оборудования, технических средств и методик медицинского и педагогического контроля по образовательной дисциплине «Физическая культура» определяется стандартами по соответствующей области образования, минимумами содержания и примерными программами начальной, основной и средней школы. В основе отбора номенклатуры спортивного оборудования и инвентаря лежат главные принципы системы физического воспитания: направленность педагогического процесса на всестороннее и гармоничное физическое воспитание школьников; на прикладную физическую подготовку учащихся к трудовой и оборонной деятельности; на укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности. Помимо этого при определении номенклатуры спортивного инвентаря и оборудования нормативами регламентируются: а) гигиенические требования к организации и проведению занятий физическими упражнениями; б) наличие школьников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам (основной, подготовительной и специальной); в) требования к организации и проведению внеклассных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (организация физкультурных кружков и спортивных секций, проведение спортивных соревнований и физкультурных праздников); г) требования к организации двигательного режима учащихся в процессе учебного дня, организации площадок рекреации и активного отдыха; д) требования к организации условий для самостоятельных форм занятий школьников физическими упражнениями, организации их здорового образа жизни [8] . Во избежание травматизма образовательным ведомством разработаны «Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах», которые устанавливают ряд требований к спортивному инвентарю и оборудованию: - все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и надежно закреплены; - надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале; - гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов; детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены; - жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине; при обнаружении трещины жердь необходимо заменить; - гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой; - пластины для крепления крюков растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо; - бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусениц на брусе, заметного искривления; - опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса; - при выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении; - гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предполагаемого срыва и падения; - мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании; - мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся; - вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований; - размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда; - лыжный инвентарь следует подбирать в соответствии с ростовесовыми данными учащихся и подгонять индивидуально: палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо; поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусениц и сколов, скользящая поверхность просмолена и смазана специальной мазью в соответствии с погодными условиями. Необходимо отметить, что нормативно-правовая база содержит также и локальные акты общеобразовательных школ и детско-юношеских спортивных школ, устанавливающих на своих спортивных площадках и залах спортивное оборудование и инвентарь. Так, например, с целью профилактики детского травматизма во время занятий физкультурой большое значение в общеобразовательном учреждении должно уделяться ежегодным испытаниям спортивного инвентаря и оборудования, которые проводятся специальной комиссией, назначаемой руководителем образовательного учреждения, перед началом нового учебного года. Результаты испытаний регистрируются в специально заведенном журнале и оформляются актом испытания. Безопасность эксплуатации спортивного инвентаря и оборудования зависит от соблюдения соответствующих санитарных и гигиенических требований (СанПиН), сводов правил по проектированию и строительству (СП), стандартов на оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, стандартов безопасности на детское игровое и спортивное оборудование и инвентарь. СанПиН 2.1.2.3304-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта» - комплекс мероприятий по техническому обслуживанию, текущему ремонту, уборке, выполняемый для поддержания спортивных сооружений (спортивного оборудования и инвентаря) в надлежащем нормативном санитарно-техническом состоянии. В соответствии с СанПиН 2.1.2.3304-15 образовательными учреждениями должен проводиться регулярный визуальный осмотр спортивных сооружений (спортивного оборудования и инвентаря), т.е. проверка, позволяющая обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями. Также школами должен проводиться текущий функциональный осмотр спортивных сооружений (спортивного оборудования и инвентаря) - детальная проверка спортивных сооружений (спортивного оборудования и инвентаря) с целью оценки их рабочего состояния, эксплуатационных качеств, степени изношенности, а также прочности, устойчивости, пр. Ежегодный основной осмотр спортивных сооружений (спортивного оборудования и инвентаря) - тщательная проверка спортивных сооружений (спортивного оборудования и инвентаря), выполняемая с целью оценки соответствия технического состояния спортивных объектов требованиям безопасности. При выполнении ежегодного основного осмотра спортивных сооружений (спортивного оборудовании и инвентаря) особое внимание следует обращать на следующие характеристики и составные элементы спортивного оборудования: - состояние несущих поверхностей и конструкций спортивного объекта, к которым крепится оборудование; - крепление инвентаря и оборудования к поверхностям; - сохранность и исправность конструкции оборудования (особенно соединений, хомутов, движущихся элементов, состояние покрытий (краски, лаки и т.п.), состояние деревянных и металлических поверхностей); - соответствие оборудования и инвентаря требованиям СанПиН, стандартов безопасности; - соответствие применяемого инвентаря и оборудования требованиям спортивных технологий; - соответствие применяемого оборудования и инвентаря возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся. Таким образом, использование общеобразовательными учреждениями и спортивными школами спортивного оборудования и инвентаря строго регламентировано законодательством в сфере образования и спорта. Основными нормативно-правовыми актами являются ФЗ «Об образовании» и ФЗ «О физической культуре и спорте». На базе данных законов Госстандартом РФ разработаны стандарты по видам спортивного оборудования и инвентаря, подкрепленные приказами Министерства образования и науки РФ, с 2003г. действует приказ Госкомспорта России, утверждающий «Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем», а также Министерством спорта РФ. Кроме того, ряд нормативно-правовых актов, в частности СанПиНы, направлены на соблюдение безопасности эксплуатации спортивного инвентаря и оборудования во избежание детского травматизма.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».