Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4456293
Статья «Формирование здорового образа жизни методами социально-педагогического воздействия»
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология
31.01.2019 05:36

Балобанова Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования, МАУ ДО ЦДОДД « Луч» г. Пермь. 
Физическое здоровье нации для школьников. Здоровый образ жизни как актуализированная ценность. Формирования здорового образа жизни человека. Возможность привлечения подростков к оздоровительным практикам и двигательной активности.


Формирование здорового образа жизни методами

социально-педагогического воздействия


Одним из важнейших социальных факторов формирования здорового образа жизни является физическая культура.

Мотивация на занятия физической культурой формируется под влиянием многих факторов, изучение которых даёт возможность выработать практические рекомендации по совершенствованию системы организации физкультурно-спортивной деятельности подростков.

Физическое здоровье нации, определяются ценностными ориентациями молодежи, той нормативностью повседневного взаимодействия, которая будет транслироваться в следующих поколениях. В настоящее время, становятся актуальны социальные технологии в области физической культуры и спорта, содействующие становлению культуры здорового образа жизни, как важнейшего основания конкурентоспособности и повышения качества жизни граждан.

Разработка и освоение нового всегда предполагает достижение относительного баланса наследования уже достигнутого и необходимого инновационного. В этой связи оптимизация реализуемой стратегии формирования физической культуры современного подростка потребует изучения ресурсной базы, выявления потребностей подростков и механизмов закрепления новых ценностей и приоритетов в реализации жизненных стратегий, а также существенного повышения качества преподавания физической культуры в школе.

Здоровый образ жизни как актуализированная ценность должен привлекать внимание подрастающего поколения, вызывать интерес, пробуждать желание и понимание роли этой новой потребности для повышения качества жизни. Когда социальные условия для такого рода направленных изменений существуют и цель достижима, происходит переход к конкретным действиям, воспроизводимым также и по образцам. Поведение человека, направленное на формирование здорового образа жизни, в которое входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены, имеет большее значение для его здоровья, чем характер действующих на него факторов.

Цель формирования здорового образа жизни человека – это, прежде всего, процесс самоизменения личности, а затем - его предметные знания, умения, навыки, получаемые в процессе подготовки и ходе профессиональной деятельности, приобретаемые жизненным опытом.

Важнейшим фактором, определяющим возможность привлечения подростков к оздоровительным практикам и двигательной активности, является система образования. Направленность образовательного процесса должна содействовать разностороннему развитию личности. Но вместе с ростом требований к организации учебного процесса в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования растет число факторов, отрицательно влияющих на здоровье обучающихся. Принципиальным становится вопрос о формировании потребности подростков в здоровом образе жизни, повышения её качества. К сожалению, по оценке информантов, подростки рассматривают физическую культуру, прежде всего, как дисциплину образовательного стандарта, «по которой необходимо получить оценку».

Вполне очевидно, что важнейшими факторами формирования физической культуры являются практика субъекта, условия окружающей реальности, его потребности, интересы, система ценностных ориентаций. В целом, можно выделить две группы факторов, обеспечивающих комплексное освоение основных ценностей физической культуры: объективные и субъективные.

Объективные факторы представляют собой зафиксированные, свершившиеся факты, относительно автономные от внутренних интенций личностей и групп, так или иначе участвующих в процессе формирования физической культуры, но, тем не менее, влияющих на этот процесс. Такими факторами являются материально-бытовые условия, наличие свободного времени, качество постановки физического воспитания в учреждениях общего и дополнительного образования, социальные общественные отношения, условия жизнедеятельности подростка, преподавательский состав, социальное обеспечение и т.д. Объективные факторы служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных факторов, которые рассматриваются как совокупность обстоятельств для отдельных индивидов.

Субъективность этой группы факторов заключается в том, что они проявляются в мотивационных установках субъектов, участвующих в процессе формирования физической культуры. К ним относятся морально-волевые качества личности, интересы, потребности, мотивы деятельности, ценностные ориентации и установки, а также индивидуальные особенности подростков – пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, уровень физической подготовки и развития. К субъективным факторам, интенсивно влияющим на формирование физической культуры личности, относятся: спортивная политика государства, семья, друзья, общеобразовательные учебные заведения, общественные организации.

Несомненно, ежедневная утренняя гимнастика должна быть для всех людей такой же привычкой, как умывание по утрам. Но это всего лишь минимум физической подготовки. Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, наряду с другими элементами, занятия физической культурой и спортом должны стать правилом и непременным атрибутом жизнедеятельности. В настоящее время нет никаких проблем с такими занятиями – многочисленные спортивные залы и фитнес-центры предоставляют свои услуги для всех желающих, но даже без их посещения можно легко найти спортивное занятие по душе на улице – и не обязательно на специальных спортивных площадках или стадионах. Бегом можно заниматься где угодно, так же как и плаваньем в любых водоемах. А зимой для поддержания физической формы вполне подойдут лыжные прогулки.

Основными качествами, которые характеризуют формирование здорового образа жизни средствами физической культуры человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, и совершенствование всех этих качеств, способствует укреплению здоровья.

   Организм человека при выполнении физических упражнений реагирует на нагрузку ответными реакциями – активизируется деятельность всех органов и систем, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, формирование здорового образа жизни средствами физической культуры весьма полезно для общего укрепления здоровья человека. Улучшается общая физическая подготовленность человека и как результат организм, когда нагрузки переносит легко. У занимающегося физическими упражнениями человека чаще хорошее самочувствие, настроение и сон. При регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, и таким образом человек находится в хорошей форме в течение длительного времени.

Среди множества важнейших проблем в настоящее время наиболее острой, неотложной, требующей внимания со стороны государства является проблема формирования физической культуры и здорового образа жизни детей и подростков в связи с общим ухудшением здоровья населения России. На протяжении почти двух последних десятилетий в стране отмечается высокий уровень заболеваемости, инвалидности, смертности, сокращение средней продолжительности жизни, рождаемости. В результате ежегодного превышения числа умерших, над числом родившихся происходит уменьшение численности населения страны. Обращает на себя внимание значительное ухудшение психического здоровья взрослого и детского населения. Наблюдается увеличение психозов, слабоумия, умственной отсталости, что чревато снижением интеллектуального уровня нации.

Происходящие в России социально-экономические, политические, социокультурные и мировоззренческие изменения, современные условия жизнедеятельности (ускорение ритма жизни, обострение экологии, уменьшение двигательной активности) предъявляют повышенные требования к здоровью населения, в том числе детей и подростков, и обусловливают необходимость физического воспитания, формирования здорового образа жизни и физической культуры личности.

В качестве одной из задач государства в Национальной доктрине образования в Российской Федерации ставится всесторонняя забота о здоровье, здоровом образе жизни и физическом воспитании и развитии детей, создании условий для полноценного и ответственного обучения и воспитания в семье и образовательных учреждениях. Задачи национального возрождения России, национальной безопасности требуют повышения физического, социального и психического здоровья россиян и, прежде всего подрастающего поколения как стратегического потенциала нации. Возникает актуальная необходимость пересмотреть сложившееся, представление о роли физической культуры в нашем обществе и ее значении в воспитании личности, вернуться к истокам понимания этой роли, давно открытой для мировой культуры. Именно сейчас, когда преобразования в России во главу угла ставят личность и деятельность человека, необходимо понимание значения физической культуры в гармоническом развитии личности, органической связи физического и духовного развития.

Проблема воспитания детей и подростков в условиях реформирования общества и перехода на рыночные отношения очень обострилась. Наряду со снижением уровня здоровья, физического и психического развития растут алкоголизм, наркомания, преступность среди подростков. Ослабление внимания ко всему блоку основных направлений воспитания в целом, наблюдающееся в течение более десяти лет, и особенно в сфере физического воспитания, привело к падению престижа физической культуры у населения.

В настоящее время, занятиями физической культурой и спортом охвачено в разных регионах страны от 40до 60% обучающихся. Более широкому охвату молодежи такими занятиями мешают существенные изъяны в учебно-материальной базе: многие учреждения дополнительного образования страны не имеют спортивного оборудования, не располагают комплексными спортивными площадками. Низка физкультурная грамотность руководителей образовательных учреждений, организаторов досуга, родителей учащихся. Не достаточно ведется просветительная работа среди детей и молодежи, направленная на здоровый образ жизни. В нашей стране в настоящее время внедрение здорового образа жизни предопределяет реальную возможность коренного изменения состояния здоровья населения.

Здоровый образ жизни предполагает, прежде всего, развитие духовности; духовно здоровый человек найдет способы сохранения физического здоровья и при стеснённых условиях и ограниченных финансовых возможностях. К настоящему времени наука о здоровье пришла к важнейшему выводу: только личные, осознанные усилия человека способны обеспечить его духовное, психическое и физическое здоровье. В целях формирования здоровья, здорового образа жизни надо создавать такую общественную атмосферу, такие духовно-нравственные, этические, правовые, психолого-педагогические, социально-экономические, культурологические, санитарно-гигиенические условия, чтобы каждый гражданин желал и сам активно стремился быть здоровым, а государство обеспечивало бы ему приобретение необходимых для этого знаний. Без восстановления духовного здоровья не может быть и речи об избавлении от многих пороков и болезней общества, таких, как наркомания, алкоголизм, проституция, преступность.

 

Работу по формированию здоровья с представленных выше позиций необходимо проводить в нескольких направлениях.

Во-первых, кропотливое, неустанное формирование у каждого человека, в первую очередь у детей, подростков, молодежи, мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья, установок на здоровый образ жизни. Иными словами, воспитывать всеми возможными способами и средствами, апеллируя не только к разуму, но и к сердцу, потребность, желание, стремление быть здоровым. Если человек захочет быть здоровым, он таковым станет.

Для создания положительной мотивации у подростков можно использовать следующие методы:

1. Убеждение и упражнение. Эти методы используются в работе с подростками, у которых по каким-либо причинам не сформированы или искажены понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения человека, что способствует формированию убеждений. Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. Упражнения необходимы для того, чтобы сформировать у развивающегося подростка нравственное поведение. Метод упражнения связан с формированием у подростка определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий (упражнений) и многократных повторений.

2. Рассказ и лекция - монологические формы, которые ведутся от одного лица - педагога или воспитателя. И тот, и другой метод используются для того, чтобы разъяснить подросткам определенные нравственные понятия.

3. Беседа и диспут - диалогические формы, при их использовании важное место имеет работа самой личности. Большую роль в использовании этих форм играют выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт подростков, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа - это вопросно-ответный метод. Эффективность беседы будет зависеть от умения педагога задавать необходимые вопросы, какие использует он примеры и насколько обоснованно их приводит.

4. Психологические методы: наблюдение (внешнее, самонаблюдение, свободное, стандартизированное и др.), опрос (письменный, устный, свободный и др.). Одним из наиболее распространенных психологических методов является тестирование.

5. Метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. Перевоспитание - это, прежде всего, изменение образа жизни подростка на основе обогащения его социально ценным опытом.

Использование этой методики предполагает вовлечение подростка в процесс совершения социально ценностных, нравственных поступков. Это способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательного в поведении подростка. Важным в ходе реализации этого метода является вовлечение его в образовательный процесс, побуждение его к совершению морально ценностных поступков, включение подростков в коллективную, социально полезную, творческую деятельность, создание для него ситуации успеха.

В результате такого подхода происходит переосмысление, переоценка ценностей, перестройка сознания, преобразование личности подростка. Педагог (воспитатель) помогает подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Важным в этой работе является тот факт, чтобы подросток поверил в реальность целей этой работы.

Методика практической реализации метода реконструкции характера подростка, в ходе формирования мотивации поведения подростков предполагает её поэтапность. Во-первых, этап изучения социально-педагогической и психологической характеристики подростка и окружающей его среды. Во-вторых, обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, побуждение его интереса к той или иной деятельности. В-третьих, это процесс накопления подростком нравственных принципов, положительных качеств, поступков. Важно для педагога постоянно контролировать этот процесс и при небольших изменениях поощрять подростка, направляя его дальше на улучшение своего поведения. Цель педагога в работе с подростками состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, и самостоятельно находить пути решения своих проблем. В этом ему помогает ориентация на идеал, который он находит с помощью педагога.