Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4456060
Статья «Применение «КВЕСТ - ИГР» в практике учителя физической культуры и ОБЖ (методические рекомендации)
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология
21.03.2019 12:35

Костенюк Лариса Викторовна, учитель физической культуры МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского муниципального района, Кемеровская область. 
Игровой мир настолько богат и разнообразен, что создать полную классификацию его жанров пока никому не удалось. Тем не менее, одна из разновидностей игр под названием «квест» пользуется большой популярностью и привлекает многих любителей приключений. Методическая значимость данных методических рекомендаций заключается в том, что деятельность в данном направлении нацелена на творческое, физическое, интеллектуальное развитие и воспитание учащихся, на повышение мотивационной составляющей во время урока, привлечения внимания учащихся, а также квест - игра может рассматриваться как один из способов смены вида деятельности в период учебного занятия.


Игровой мир настолько богат и разнообразен, что создать полную классификацию его жанров пока никому не удалось. Тем не менее, одна из разновидностей игр под названием «квест» пользуется большой популярностью и привлекает многих любителей приключений.

Методическая значимость данных методических рекомендаций заключается в том, что деятельность в данном направлении нацелена на творческое, физическое, интеллектуальное развитие и воспитание учащихся, на повышение мотивационной составляющей во время урока, привлечения внимания учащихся, а также квест - игра может рассматриваться как один из способов смены вида деятельности в период учебного занятия.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся получают возможность:

- осуществлять самостоятельный поиск информации;

- самостоятельно выбирать и структурировать материал;

- анализировать полученную информацию;

- научиться выдвигать гипотезы и пути решения поставленных задач.

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно выделять и ставить проблему;

- доказывать возможные решения, исходя из данных;

- делать выводы применять выводы к новым данным;

- делать обобщение;

- применять полученный опыт на практике в учебной и исследовательской деятельности, на предметных практиках;

- творчески подходить к выполнению заданий, использовать умения и знания, полученные на других предметах.

Применение «КВЕСТ - ИГР»

в практике учителя физической культуры и ОБЖ

(методические рекомендации).

ЗОЖ - Квест «Рациональное питание».

Командам предлагается заполнить игровое поле, выполняя задание на тему «Рациональное питание».

Правила игры: дается определение, по которому необходимо определить исходное слово. Используя буквы этого слова нужно вписать другие слова, отгадывая ребусы и отвечая на вопросы. При этом допускаются только имена существительные единственного числа в именительном падеже (исключая имена собственные). Выигрывает тот, кто больше отгадает слов и быстрее выполнит задание. Каждая буква – 1 балл. Если при составлении слов буквы находятся на цветном поле, то команда получает дополнительные очки: красный +3 балла, синий +5 баллов, зеленый +7 баллов.

1 задание - исходное слово: 1. Наука о питании, которая изучает и обосновывает принципы питания при разнообразных заболеваниях. (Диетология)

2 задание. Ребусы.

3 задание. Составьте слово.


1.КЕМ-М+ФИЛ-Л+Р=                       (Кефир)

2.МОК-К+ЛО+КОЗ-З=                     (Молоко)

3.С+МИ-И+Е+ТИ-И+АНТ-Т+А=     (Сметана)

4.Р-А+ЯЖ+ЕН-МС+КА=                 (Ряженка)

5.Й+ОГИ+УМ-ИМ+РТ=                   (Йогурт)

4 задание. Определите виды заболеваний, связанные с неправильным питанием.


1. Заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины. Зависят от того витамина, которого не хватает организму. Чаще всего проявляется в головокружении, головных болях и тошноте. (Авитаминоз)

2. Группа эндокринных заболеваний, связанных с нарушением усвоения глюкозы и развивающихся вследствие абсолютной или относительной (нарушение взаимодействия с клетками-мишенями) недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозы в крови. Заболевание характеризуется хроническим течением, а также нарушением всех видов обмена веществ: углеводного, жирового, белкового, минерального и водно-солевого. (Диабет)

3. Хроническое обменное заболевание, возникающее в любом возрасте, проявляющееся избыточным увеличением массы тела преимущественно за счёт чрезмерного накопления жировой ткани. Развитие заболевания происходит в результате дисбаланса между поглощением и затратами энергии в организме. (Ожирение)

5 задание. Участникам команд предлагается в течение 3-х минут составить слова по теме «Рациональное питание» используя свободные клетки и открытые буквы на игровом поле.

ЗОЖ – квест «Спорт и здоровье».

Для проведения данного квеста необходимо: подготовка маршрутного листа и схема школы, территории для прохождения этапов. Выбор пословиц или заданий. Каждый участник получает маршрутный лист. Задача: пройдя по дистанции в указанной последовательности, собрать слова или часть слова, вписав в клетки маршрутного листа. Побеждает участник, который первым собрал слова и составил пословицу.

Возможные варианты пословиц и поговорок:


1.Кто спортом занимается, тот силы набирается.

2.Кто любит спорт, тот здоров и бодр

3.Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

4.Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.

5.Пешком ходить — долго жить.

6.В здоровом теле здоровый дух.

Возможные варианты заданий:

На этапах участник находит задание или вопрос. Первая буква ответа вписывается в маршрутный лист. По окончанию прохождения дистанции зачитывается ключевое слово.

Вопросы и задания:


1.Завершите предложение “Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков принято называть …”. (Здоровьем)

2.Какая страна является родиной Олимпийских игр? (Греция)

3.Как называют молодых спортсменов? (Юниоры)

4.В старину, надевая на ноги, их называли «скороходами». А как называют их сейчас? (Коньки)

5.Какой врач лечит глаза? (Офтальмолог)

6.Болезнь, при которой вам плохо видны далекие предметы и хорошо близкие? (Близорукость)

7.Фрукт для лечения температуры? (Лимон)

Квест - игра «Проблема Робинзона».

Суть данного квеста заключается в поиске решения поставленных ситуационных задач с помощью подручных средств и раннее приобретенного опыта.

Например: Чтобы покинуть необитаемый остров, на котором он оказался в результате кораблекрушения, Робинзон месяц рубил огромное дерево. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы выдолбить из этого дерева лодку. Все это время Робинзон отгонял от себя мысль: а как же спустить эту лодку на воду? Когда же лодка была готова - а получилась она такая большая и надежная, что на ней смело можно было пускаться в плавание через океан - отгонять этот вопрос было уже некуда. Как спустить лодку на воду?

Квест- игра «Домино по ОБЖ»

Игры в процесс преподавания ОБЖ рекомендуем использовать для придания процессу обучения эмоциональной окраски. В коллективной деятельности обучающихся происходит осмысление и усвоение материала.

Они учатся предвидеть первоочередные и перспективные действия в экстремальных ситуациях. На занятиях целесообразно применять дидактические, сюжетно - ролевые, военизированные, деловые игры.

Таблицы с заданиями «домино» раздаются учащимся. В левой графе представлены вопросы, в правой – ответы. Начинает любой учащийся с зачитывания вопроса со звездочками. Все остальные, услышав вопрос, пытаются найти правильный ответ в графе «ответы», и, подняв руку, зачитывают свой вариант ответа. Если ответ правильный, учащийся зачитывает вопрос в графе «вопросы» в той же строке, где находится правильный ответ, и так до того момента, пока на все вопросы не будут найдены ответы. Преподаватель следит за правильностью и порядком зачитывания вопросов и ответов по специальному бланку.

Важным является следующее правило – тот, кто зачитывает вопрос, отвечать на него уже не может. В этой главе, наряду с заданиями для учащихся, мы представили шаблоны с ответами для учителей. По ним можно проследить правильность ответов.

Не только преподаватели-организаторы ОБЖ могут использовать принцип «домино» для составления своих игровых заданий.

Количество баллов за правильный ответ начисляются по согласованию команд.

На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, для организации каникулярного, летнего отдыха рекомендуем использовать квест - игры типа «Веревочный курс».

А называется эта квест - игра – веревочной, потому что главная идея - все вместе, словно связаны одной веревкой.

В процессе выполнения квеста необходимо создать атмосферу творческого поиска, чтобы обучающиеся прорабатывали возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений обучающиеся учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения, думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом.

Применение данного вида квеста дает:

  • выработку стратегии группой;
  • творческий подход;
  • самовыражение;
  • результативное лидерство;
  • уверенность в себе;
  • решение проблем;
  • преодоление себя.

На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением коллектива. Рекомендуем использовать его в организационный период.

Необходимо соблюдать все условия выполнения квеста:


1.Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 обучающихся.

2.Упражнения выполняются под руководством руководителя, хорошо знакомого с курсом.

3.Время на подготовку задания не ограничено.

4.Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей.

Если же хоть одни ученик допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

Такие квест-игры желательно проводить на свежем воздухе. Не обязательно делать сложные упражнения, все задания даются с учетом возраста учащихся.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что квест можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере!

Узелки

Участники образуют круг и берутся за руки. Теперь попросите их расцепить и перехватить ребят за руки напротив так, чтобы руки одного человека были сцеплены с руками разных людей. Как только это сделано, объявите задачу: не расцепляя рук, распутать узел и образовать снова круг.

Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

Электрическая цепь

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов, вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно. Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

Как упрощенный вариант электроцепи – Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки (т.е. замкнули цепь руками и ногами). Задание: "Пускаем ток" - всем участникам одновременно (синхронно) подняться, не расцепляя рук и не меняя положения ступней. Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Сидячий круг

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

Отжимания

Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

Подсказка руководителю: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Все на борт

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок). Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. Может быть и третий этап и т.д.

Для обучения умениям и навыкам в ориентировании на местности, пользовании картой и компасом, для воспитания наблюдательности, выносливости, находчивости, инициативности, смелости целесообразны кольцевые квест – игры, включающие задания в игровой форме.

"Компас". На земле рисуют круг диаметром 2-3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга пишут, согласно направлению сторон горизонта, буквы С, Ю, 3, В. Играющие становятся спиной к центру круга. По команде руководителя "Север!" все должны повернуться в сторону севера. Тот, кто ошибся, получает штрафной балл. Побеждает набравший наименьшее число баллов.

"Кто наблюдательнее". Ребята получают задание определенный отрезок пути идти молча, внимательно смотреть по сторонам, стараясь все увидеть и запомнить. Побеждает тот, кому удалось запомнить больше всего деталей, подробностей, ориентиров.

"Определить расстояние". Играющим предлагается определить расстояние до видимого ориентира: дерева, дома, столба. Затем расстояние измеряется. Побеждает тот, кто точнее указал величину.

"Поиски пропавшей группы". Игра проводится на лесистой пересеченной местности размером примерно 2Х1,5 км. Играющие делятся на три группы. Участники одной группы заранее прячутся в наиболее удобном месте (скрываясь, маскируясь как на земле, так и на деревьях) на участке не более 100 м2.

Литература

1.Быховский, Я. С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс], -http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php – статья в интернете

2.Жемчугов М. К. Цель и целеполагание в теории социальной организации [Текст] / М.К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. —— № 4. – С 12 -18.

3.Как сделать квест на уроке? [Электронный ресурс]/ Newtonew: новости сетевого образования, - Режим доступа: https://newtonew.com/school/live-quest-lesson, свободный (Дата обращения: 12.02.2017 г.)

4.Как создать веб-квест [Электронный ресурс], -http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6 - статья в интернете

5. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования; под редакцией, В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 5-е изд., М. : Просвещение, 2014.-79 с.

6.Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов) [Электронный ресурс], - http://festival.1september.ru/articles/662352/ - статья в интернете.

7.Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Н.В.Николаев. – Режим доступа: http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm.

8.Россинская, А.Н. Организация и проведение игры-квеста в детской библиотеке. [Текст] / А.Н. Россинская // Детская библиотека и читатель: проблемы, решения, опыт работы: [сборник].- 2011. – 106с.