Казмерчук Елизавета Викторовна, учитель физической культуры МБОУ СОШ №5 г. Саяногорска. Программа организации внеурочной деятельности «Спортландия». Это кружок по спортивно –оздоровительному направлению в форме проектной деятельности для учащихся 8 класса, срок реализации 1 год.
Рабочая программа организации внеурочной деятельности
Направление: спортивно-оздоровительное
Кружок: «Спортландия»
Среднее общее образование: 8 класс, 34 часа
Срок реализации: 1 год
Введение
Программа кружка «Спортландия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем физической культуры.
Рабочая программа составлена на уровень среднего общего образования по спортивно- оздоровительному направлению развития личности.
Актуальность программы - обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Практическая значимость программы – показывает эффективность применения метода проектов по предмету физическая культура, раскрывает практическое значение (применения) индивидуального проекта, описание того, как могут применяться полученные результаты в жизнедеятельности. В ходе исследовательской деятельности учащимся приходится искать ответы на основополагающий вопрос проекта, не имеющий однозначного тривиального ответа, и проблемные вопросы, отражающие сущность, основное противоречие рассматриваемой темы. Поиски ответа на проблемные вопросы активизируют самостоятельное творческое критическое мышление учащихся, вызывают дискуссию. Занятия в кружке «Спортландия» формируют у учащихся активную мыслительную деятельность, учат наблюдать и исследовать свое здоровья, понимать роль в формировании здорового образа жизни, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Реализация программы рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме аудиторных занятий (теоретических и практических) и занятий вне аудитории (экскурсии, походы, посещение библиотек, спортивных организаций города, встречи с интересными людьми). Возраст детей, которым адресована программа – 14 - 15 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговую защиту проекта на школьной научно практической конференции и дальнейшее участие на городской НПК.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены в проектах учащихся, где поэтапно собран материал по теме проекта. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются: компьютерная техника, мультимедийное оборудование.
1.Цель и задачи программы
Целью программы является - развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание сознательного отношения к труду;
- развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
- научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
- приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов в области физической культуры и спорта.
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в процессе исследования;
- воспитание трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к людям и их труду, ответственность.
- развивать творческие способности и креативное мышление;
- умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать интерес к поисковой и исследовательской деятельности.
2.Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Спортландия» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
Первый уровень (сентябрь, октябрь, ноябрь) результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень (декабрь, январь, февраль) результатов предполагает позитивное отношение учащихся к базовым ценностям общества, в частности к самореализации и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании учащимися метода групповых или индивидуальных проектов, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и анализа интересующей информации.
Третий уровень (март, апрель, май) результатов предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта, решение интересующей проблемы исследования. Результат - защита проекта на школьной научно практической конференции и дальнейшее участие на городской НПК.
3.Содержание курса кружка внеурочной деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:
Тематическое планирование
№ п/п
|
Название темы
|
Формы проведения
|
Формы организации
|
аудиторные
|
вне аудитории
|
1.Введение
|
1.
|
Введение в проектную деятельность.
|
беседы, анкетирование, просмотр видеофильмов, презентаций.
|
1
|
|
2. Виды проектов
|
|
2.
|
Виды проектов
|
Беседы, презентации, просмотр стендовых докладов, продуктов проекта
|
1
|
|
3. Этапы проекта
|
3.
|
Проблематизация
|
Беседы
|
1
|
|
4.
|
Планирование
|
1
|
|
5.
|
Поиск информации и обработка ее
|
Посещение библиотек города, работа с интернет ресурсами, встречи с интересными людьми, экскурсии.
|
|
6
|
7.
|
Реализация проекта
|
Практическая работа, проведения исследований, анализ и обработка информации.
|
|
8
|
8.
|
Презентация проекта
|
Доклад, презентация, беседа
|
1
|
|
9.
|
Коррекция проекта, рефлексия
|
1
|
1
|
|
4. Портфолио проекта
|
10.
|
Требования к оформлению проекта
|
Беседа, презентация.
|
1
|
|
11.
|
Оформление портфолио проекта
|
Работа на компьютере, схемы, таблицы, рисунки и др.
|
|
4
|
12.
|
Предзащита проекта
|
Выступление с докладом
|
|
1
|
13.
|
Защита проекта
|
Публичное выступление
|
|
1
|
5. Рефлексия
|
14.
|
Рефлексия деятельности
|
Беседы
|
1
|
|
6. НПК
|
15.
|
Подготовка портфолио на городскую НПК
|
Доработка проекта.
|
|
2
|
17.
|
Стендовый доклад
|
Изготовления стендового доклада: рисунки, схемы, графики.
|
|
3
|
Итого:
|
8
|
26
|
34
|
4.Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса для педагога:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. ЧураковаО.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2008. - 176 с.
2. ГребенкинаJI.K., АнципероваН.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4 . С. 52.
4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
6. ПиявскийС.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10-20.
7. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005.
8. ФайнТ.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.
Дополнительная:
1. Айзман И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого- педагогические аспекты формирования. - Новосибирск, 1996.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1.Использование каталогов и поисковых систем. 2.Российские каталоги: http://www.kinder.ru - Каталог детских ресурсов Рунета, http://www.potal.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование», http://school.holm.ru 3.Школьный мир: каталог образовательных ресурсов. 4.Поисковые системы
|