Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5382765
Конспект урока «Рациональное использование семейного бюджета»
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология
21.02.2020 15:32

Ломакина Надежда Васильевна, учитель технологии, МОУ «СОШ №6 с УИОП», г. Надым, ЯНАО. 
Данный урок проводится по технологии в 8 классе в разделе «Домашняя экономика». Цель урока: сформировать у обучающихся понятие о структуре семейного бюджета, умение планировать расходы и доходы семьи, навыки принятия ответственных решений в моделируемых жизненных ситуациях.

 


 

Рациональное использование семейного бюджета 

Предмет: технология

Класс: 8

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, урок – игра.

Цель урока: Сформировать у обучающихся понятие о структуре семейного бюджета, умение планировать расходы и доходы семьи; формировать навыки принятия ответственных решений в моделируемых жизненных ситуациях.

Планируемый результат:

Предметные: формирование знаний о целях и значении семейной экономики, общих правил ведения домашнего хозяйства, составляющих семейный бюджет и источники его доходной и расходной частей.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность  сотрудничества, требующая совместной работы в группах с распределением ролей и разделением ответственности за конечный результат;  способность анализировать реальные социальные ситуации, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

Личностные: воспитание уважения к собственности, ответственности за общие семейные интересы, бережливости, предприимчивости; формирование экономического мышления, культуры потребления

Основные понятия: семья, домашняя экономика, потребность, ресурсы, бюджет, доход, расход, рациональное расходование

Межпредметные связи: обществознание, экономика, математика

Ресурсы: таблицы, бумажные деньги, карточки, условия задач.

Информационно-образовательное пространство: мультимедийная презентация

Технологии: приемы игровой технологии, проблемно- диалогическое обучение

Форма организации деятельности: групповая, фронтальная

Методы обучения: словесные, самостоятельная работа обучающихся.

 

Структура урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

Слово родителю (видеозапись)

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Учитель

       О чем эти строки?

       Мы создали с вами свои группы - семьи, чтобы принять роль полноправных членов семьи, и сегодняшний урок  мы проведем с вами в игровой форме.

       Задача каждой семьи:

1. выбрать главу семьи;

2. вписать в таблицу членов семьи;

3. выбрать фамилию (Приложение 1);

4. представить  семью (характеристика, увлечения – спорт, музыка, танцы и т.д.).

       Правила игры (напечатать и раздать каждой группе)

       На столе у каждой семьи находятся копилка и деньги. Принимая участие в игре, все ваши ответы на заданные вопросы, по пройденному материалу, по выполнению определенных заданий, по решению задач, будут оцениваться в денежной форме.

       Ваша задача заработать как можно больше денег для семейного бюджета, стоимость различных заданий будет оцениваться по 10 рублей, дополнительная информация оценивается по 5 рублей (Приложение 2).

       Для ответов у Глав семей есть сигнальные карточки, кто из вас первым поднимет карточку, той семье дается право отвечать. После каждого этапа Глава оценивает активность всех членов семьи.

Учитель

       Каждая семья работает активно, дружно, слажено, не шумно.

       Итак, мы начинаем.

Обучающиеся

       Создают группы – семьи из 3-4 чел.

       Принимают правила игры сегодняшнего урока. «Глава» семьи вписывает членов семьи в таблицу, выбирают общую фамилию, дают характеристику семье.

            Представление семей.

            Представление семьи 1

            Наша семья очень дружная, всегда помогает  друг другу в различных ситуациях. Занимается плаванием некоторые члены семьи, любят читать книги и смотреть совместно фильмы.

            Представление семьи 2

            Наша семья любит отстаивать свою точку зрения, распределяет домашние обязанности между членами семьи, занимается спортом, любит путешествовать.

            Представление семьи 3

            В нашей семье много шутят, уважают старших, традиции в семье – воскресные обеды.

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель:  тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения (разминка)

Вопросы к обучающимся

1. Что такое домашняя экономика?

            Домашняя экономика - это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение ее членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводство ее ресурсов, производство товаров и услуг.

2. Что такое бюджет семьи?

            Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц и год). Семейный бюджет, как правило, составляют на месяц.

3. Что такое доход?

     Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

4. Что такое расход?

     Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

 

III. Постановка учебной задачи.

Цель: подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Учитель

            Молодой семье необходимо приобрести бытовую электротехнику (морозильную камеру, телевизор - кинотеатр, посудомоечную машину).

            Посоветуйте, каким образом они могут быстро осуществить покупку?

Обучающиеся

            Молодая семья может воспользоваться кредитом в банке, кредитной картой, взять деньги в займы, взять у родителей определенную сумму.

Учитель

            Как вы считаете необходимо им знать доходную и расходную часть семейного бюджета?

Обучающиеся

            Необходимо знать доходную и расходную часть семейного бюджета для того, чтобы бюджет  был сбалансированным или избыточным.

Учитель

            Что же им нужно знать?

Обучающиеся

            Научиться расходовать семейный бюджет: планировать расходы, вести подсчет доходов и расходов, знать стоимость покупок.

Учитель

            Я вас правильно поняла, что необходимо рационально использовать семейный бюджет. Значит наша задача урока:

1. научиться планировать расходы семьи;

2. формировать навыки домашней бухгалтерии (решение задач).

            В жизни вам нужны эти знания?

Обучающиеся

            Да, необходимы такие знания.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца)

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Учитель

            Каждой семье дается карточка с заданием: найти либо расходы и либо доходы, либо выбрать основные продукты питания, которые должны быть всегда дома и  оформить работу на листе А4 (Приложение 3).

       Семья 1: Доходы

       (зарплата, коммунальные услуги, пособие, электроэнергия, стипендия, детсад, поход в театр, хозяйственные принадлежности, транспорт, питание, пенсия, приусадебный участок,  вязаный свитер, билет в театр, медицина, подарки, платье, рыба)

       Семья 2: Расходы

       (медицина, занятия детей, билет на автобус, кастрюля, дивиденды, книга, билеты в цирк, картофель, зубная паста, школьные принадлежности, квартплата, подарки, мебель, холодильник, коммунальные услуги, сотовая связь, платье)

            Семья 3: Основные продукты питания

       (картофель, помидоры, яйца, молоко, морковь, капуста, огурцы, лук, свекла, мандарины, яблоки, мясо, кефир,  бананы, конфеты, растительное масло, творог, хлеб, чай, сахар, пирожное, гречневая крупа, рыба, консервы, рисовая крупа)

Обучающиеся

            Прикрепить листок на доске и проанализировать проделанную работу, выявление ошибочных ответов, оценивание работы семей.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (действие по образцу или алгоритму)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Учитель

            Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать доходы и расходы в денежном эквиваленте. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, мы сейчас будем решать задачи.

Решение задач

            Составьте сбалансированный бюджет семьи на месяц, если известны следующие данные:

зарплата папы - 32000 руб., 

заработная плата мамы составляет 5/8 от заработка папы,

пенсии бабушки и дедушки на 4000руб. больше, чем заработная плата мамы,

стипендия сына в 10 раз меньше заработной платы папы.

Каждый месяц семья расходует на покупку продуктов – примерно 13000 руб.,

на оплату квартиры - 6000 руб.,

на предметы гигиены (мыло, зубную пасту, шампунь и т.д.) - примерно 1500 руб.,

на оплату проезда на транспорте - примерно 2000 руб.,

на лекарства бабушки и дедушки -3500 руб.

Кроме того мама хотела бы  купить новые сапоги за 6000 руб.,

сын  – билет на концерт любимой группы за 2000 руб.,

а папа давно мечтает отремонтировать телевизор, на что потребуется 5000 руб., поменять свой старый телефон, на что нужно 30000 руб. (Приложение 4).

Дополнение к задаче

Задача 1. Семья решила откладывать  ежемесячно 10 000 руб. на приобретение  компьютера. Какие изменения следует внести в бюджет семьи?

Задача 2. Плата за квартиру на 500 руб. повысилась. Какие расходы в этом случае следует изменить?

Задача 3. Из-за плохой учебы сын перестал получать стипендию. Какие теперь изменения придется внести в бюджет?

 

Задачи

1. В какой расфасовке стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит?

Ответ: Хозяйке выгоднее купить стиральный порошок в пакете весом 1кг 500 г, экономия 30 рублей.

2. Сколько рублей составит плата за электроэнергию? Если  на счетчике показания сегодняшнего месяца 7642, а показания счетчика в прошлом месяце были 7583, если известно стоимость 1 кВт/ч = 2,630 рублей

Ответ: Разница показаний 141, оплата за электроэнергию составит 370 рублей 83 копейки

3. Молодая семья откладывает каждый месяц по 2500 рублей  на покупку холодильника.

Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 27 000 рублей?

Ответ: Через 10 месяцев и 8 дней сможет купить холодильник. (27000 : 2500 = 10,8)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Учитель

            Чему мы с вами сегодня научились? Каким образом молодой семье можно сэкономить деньги на любые семейные нужды?

Обучающиеся

            Необходимо знать все потребности семьи. Покупки необходимо классифицировать по признаку рациональной потребности. Уровень потребностей: срочные, обязательные, желательные, но не обязательные, престижные.

1. необходимо планировать структуру семейного бюджета;

2. производить расчет затрат на потребности;

3. рационально использовать семейный бюджет, учитывая доход;

4. экономить деньги, на чем… (электроэнергии, платеж за сотовую связь, продукты питания, подарки, одежда и обувь, дополнительная работа….)

Учитель

            Семьям предлагается вскрыть копилки и подсчитать семейный бюджет. Оценить каждого члена семьи в таблице.

            Сложно ли было заработать «деньги»?

            А вам понравилось их зарабатывать?

       Я вам желаю, чтобы в будущем вам было так же легко зарабатывать деньги, и чтобы ваша будущая профессия вам доставляла удовольствие. А распоряжаться семейным бюджетом вы уже довольно хорошо научились на уроках технологии.

Итоговое слово учителя.

            Нажить много денег - храбрость;
            сохранить их – мудрость,
            а умело расходовать – искусство.                               Бертольд Авербах

 

VII. Домашнее задание.

            Составить планирование семейного бюджета «Экономия денежных средств на покупках» в преддверии Нового года (работу можно выполнить в виде, таблицы, правил покупки, памятка покупки, презентация).