Мотивация к учебной деятельности
|
коммуникативные
УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;
личностные:
самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
регулятивные:
целеполагание
|
Учитель: - До сих пор мы работали с простыми типами данных. При решении практических задач данные часто объединяются в различные структуры данных, например в массивы.
В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как последовательности и таблицы.
Действительно, эта тема является одной из важнейших для раздела программирования. Такие задания будут изучаться нами, поскольку они реализованы в тестах ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому обратите самое серьёзное внимание на её изучение.
|
Обучающиеся делают вывод о том, что надо осознавать мотивы своей деятельности, полезность своего учебного труда. Что эта тема является одной из важнейших для всего раздела программирования и в дальнейшем вплотную будет связана с задачами ОГЭ.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
|
- Посмотрите внимательно на тему. Давайте вспомним основные типы данных
/проводит фронтальный опрос/
- Совершенно верно, все эти типы могут быть использованы в массивах.
- Вспомните основные алгоритмические конструкции.
- Перечислите типы циклов и скажите, чем они отличаются.
- Давайте начертим на доске блок-схему для ЦИКЛА-ДЛЯ
- Какой блок лежит в основе конструкции?
- Дайте определение понятию «параметр».
|
Обучающиеся участвуют в коллективном обсуждении, уточняя формулировки.
Рассуждения учащихся.
|
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)
|
постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;
познавательные: применение методов информационного поиска
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
|
- Теперь давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока. (познакомимся с понятием «массив», «индекс»; узнаем как используется цикл при обработке массива; научимся формулировать алгоритмы словесно, записывать их в виде блок-схем и программ; анализировать простые блок-схемы и программы).
- Итак, дадим определение массива
/слайд №2/
Массив – это поименованная совокупность однотипных элементов.
Давайте запишем это определение себе в тетрадь.
- Мы будем рассматривать одномерные массивы. Представим, что у нас есть результаты тестирования по математике для 9 класса в виде тестовых баллов. Под массив ПК всегда резервирует определенный объем памяти (ячейки). Представим это схематически. (на доске пример заполнения массива mat[1..20]). Записываем пример себе в тетрадь.
/слайд №3/
- Делаем в тетради подзаголовок «Описание массива». Поскольку Паскаль – это типизированный язык программирования, перед использованием в программе массив обязательно должен быть описан, т.е. должно быть указано имя массива, количество элементов массива и их тип. Общий вид описания массива на слайде (переписываем себе в тетрадь)
/слайд №4/
- Рассмотрим примеры.
/слайд №5/
- Здесь описан массив а из десяти целочисленных значений. При выполнении этого оператора в памяти компьютера будет выделено десять ячеек целого типа. Небольшой массив с постоянными значениями может быть описан в разделе описания констант.
/слайд №6/
- В этом случае не просто выделяются последовательные ячейки памяти – в них сразу же заносятся соответствующие значения. Переписали себе примеры в тетрадь.
Делаем в тетради следующий подзаголовок «Заполнение массива». Существует несколько способов заполнения массива:
1)с помощью const
2)через присваивание в программе
3)с клавиатуры
4)с помощью генератора случайных чисел
Сегодня на уроке в рамках лабораторной работы мы разберем на практике все варианты заполнения массива.
1 вариант реализуется через блок описания данных, когда в разделе описания констант вы сразу задаете значение элементов массива.
Сейчас же остановимся на основном способе – ввод данных с клавиатуры (вариант 3). При этом как раз используется цикл с параметром.
/слайд №7/
Давайте запишем себе примеры заполнения массива.
Тот же цикл с параметром используется при случайном заполнении массива (вариант 4)
(еще примеры)
/слайд №8/
Так же этот цикл можно использовать, если задавать значения элементов массива с помощью оператора присваивания (вариант 2).
(еще примеры)
/слайд №9/
(вопросы учащихся, обсуждение вариантов заполнения массива)
- Рассмотрим теперь следующий пункт нашей темы «Вывод массива». По ходу изучения раздела, заносите основные моменты и примеры в свою тетрадь.
- Итак, во многих случаях бывает полезно вывести значения элементов массива на экран. Зачем? В каких ситуациях это может быть востребовано?
(учащиеся отвечают на вопросы)
Так, если значения массива генерировались случайным образом, то необходимо знать, каков исходный массив. Так же нужно знать, каким стал массив после обработки.
Элементы массива можно вывести в строку, разделив их пробелами. Более наглядным является вариант вывода с комментариями
/слайд №10/
|
Толкование понятия «массив», поиск цели урока, формулирование темы.
Работа с учебником – сверка правильного определения одномерного массива.
Работа в тетрадях – рассмотрение примеров описания массива
Работа в тетрадях – рассмотрение примеров заполнения массива
Учащиеся в рабочей тетради составляют список способов заполнения массива, подкрепляя их примерами.
Работа в тетрадях – рассмотрение примеров вывода массива
Рассуждения учащихся.
|
Первичное закрепление
|
познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
|
Лабораторная работа
(фронтальная).
- Для закрепления изученного материала мы сейчас выполним практическую лабораторную работу на ПК.
- Запишем условия задания и на примере одного массива разберем все рассмотренные варианты описания, заполнения и вывода массива.
- Итак, задача №1: «Дан массив с названием a, состоящий из десяти целочисленных элементов. Необходимо заполнить и распечатать элементы данного массива. Составить блок-схему и написать программу на языке Паскаль».
/предлагает всем прочитать условие задачи, затем проводит фронтальный опрос/
(к доске приглашается 1 учащийся, остальные участвуют в коллективном обсуждении)
Вопросы:
- Приглашаю для работы на доске желающих. Еще раз записываем условие:
Массив a[1..10] ofinteger
- С чего начинается любая блок-схема?
- Как заполняется блок описания данных?
- Какой вариант будем использовать для заполнения массива? (1 вариант – через const)
- Как будем выводить (распечатывать) массив?
- Совершенно верно, теперь построим блок-схему и составим программу на Паскаль.
- Помним правило, что каждому блоку блок-схемы соответствует один оператор языка программирования.
/учащиеся строят блок-схему и пишут программу на Паскаль одновременно с работой на доске/
Вопросы:
- Из скольких блоков состоит программа на Паскаль?
- Если используем 1 вариант заполнения массива, какой раздел описания переменных используем?
- Какой цикл будет реализован для вывода массива?
- Как будем выводить элементы массива: в строку или в столбец?
/выполняют задание, сверяя решение с решением на доске, в процессе и по итогам – обсуждение решения/
- Теперь перейдем к практическому выполнению этого задания на компьютере
/предлагает всем пересесть за рабочие места за ПК, включить компьютеры, запустить программную среду PascalABC/
- Что необходимо сделать?
- Совершенно верно: набираем программу, запускаем, проверяем, сохраняем в своей личной папке под именем «Заполнение массива – 1 вариант».
program n_1a;
const a:array[1..10] of integer=(12,18,9,11,27,33,67,11,13,10);
var i:integer;
begin
for i:=1 to 10 do write (a[i],' ');
end.
/учащиеся набирают в программной среде готовую программу и тестируют ее. Если есть ошибки- исправляют в своих рабочих тетрадях/
- Переходим ко 2 варианту выполнения задания.
- Какой способ будем использовать?
- Что требуется выполнить?
/приглашает за компьютер учителя кого-то из учеников для выполнения этого задания с выводом через проектор на экран. По ходу помогает и комментирует, проводя фронтальное наблюдение в классе/
program n_1b;
var a:array[1..10] of integer;
var i:integer;
begin
a[1]:=12; a[2]:=18; a[3]:=9;
a[4]:=11; a[5]:=27; a[6]:=33;
a[7]:=67; a[8]:=11; a[9]:=13;
a[10]:=10;
for i:=1 to 10 do write (a[i],' ');
end.
/учащиеся набирают в программной среде готовую программу и тестируют ее. Записывают получившийся результат в тетрадь/
- Не забываем сохранить результат своей работы в своей личной папке под именем «Заполнение массива – 2 вариант».
- Переходим к 3 варианту выполнения задания.
- Какой способ будем использовать?
- Что требуется выполнить?
- Это самый часто используемый способ ввода данных. Для удобства при вводе тоже используются комментарии. Оператор read используется в связке с оператором write.
/приглашает за компьютер учителя кого-то из учеников для выполнения этого задания с выводом через проектор на экран. По ходу помогает и комментирует, проводя фронтальное наблюдение в классе/
- Поскольку в теле цикла при заполнении массива будет использовано два оператора, что нам нужно дополнительно?
- Совершенно верно: операторные скобки – begin … end;
program n_1c;
var a:array[1..10] of integer;
var i:integer;
begin
for i:=1 to 10 do
begin
writeln ('введите ',i,' элемент массива');
readln (a[i]);
end;
for i:=1 to 10 do write (a[i],' ');
end.
- Не забываем сохранить результат своей работы в своей личной папке под именем «Заполнение массива – 3 вариант».
- Теперь разберем последний 4 вариант с использованием генератора случайных чисел.
- Запишем функцию random (x);
- В данном случае значение аргумента задает интервал, в котором будут сгенерированы элементы массива.
- Давайте вместе со мной внесем изменения в предыдущую программу и проверим этот способ заполнения массива.
- Что необходимо добавить в блок описания данных?
- Как будем определять границы интервала для генератора случайных чисел?
/учитель через свой компьютер выводит программу через проектор на экран. По ходу помогает и комментирует, проводя фронтальное наблюдение в классе/
program n_1a;
var a:array[1..10] of integer;
var i,x:integer;
begin
writeln ('введите интервал для генератора случайных чисел');
readln(x);
for i:=1 to 10 do a[i]:=random(x);
for i:=1 to 10 do write (a[i],' ');
end.
- Не забываем сохранить результат своей работы в своей личной папке под именем «Заполнение массива – 4 вариант».
|
Учащиеся записывают условия задания в рабочих тетрадях.
Учащиеся отвечают на вопросы, коллективное обсуждение, формулирование решения.
Учащиеся составляют блок-схему.
Рассуждения учащихся.
Учащиеся отвечают на вопросы, коллективное обсуждение, формулирование решения.
Все ученики пересаживаются за рабочие места за ПК, включают их, запускают программную среду PascalABC
Учащиеся набирают в программной среде готовую программу, выполняют ее, сохраняют.
Рассуждения учащихся, предположения, формулирование решения, написание программы, тестирование в программной среде.
Переписывают готовую работающую программу в тетрадь.
Рассуждения учащихся, предположения, формулирование решения, написание программы, тестирование в программной среде.
Учащиеся проверяют программу, вводя данные с клавиатуры.
Переписывают готовую работающую программу в тетрадь.
Рассуждения учащихся, предположения, формулирование решения, написание программы, тестирование в программной среде.
Учащиеся проверяют программу, вводя данные с клавиатуры.
Переписывают готовую работающую программу в тетрадь.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;
познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи
регулятивные: оценка результатов работы.
коммуникативные:
управление поведением партнера
|
- Теперь я вам предлагаю выполнить самостоятельно несколько заданий. Вам будет лишь необходимо внести некоторые изменения в уже существующую программу. Какую из четырех выберете сами.
– Задача 2. Напишите программу для описания, заполнения и вывода массива целочисленных элементов с именем bio, состоящего из 15 элементов. Данные введите с клавиатуры. Программу сохраните в своей личной папке с именем «Заполнение массива 2».
/проводит фронтальный опрос с обсуждением условий задачи и выбором варианта, который будем корректировать/
- Вопросы? Если больше нет – выполняем задание.
- Задача 3. Напишите программу для описания, заполнения и вывода массива целочисленных элементов с именем z, состоящего из 30 элементов. Данные сгенерируйте случайным образом в диапазоне от 0 до 1000. Программу сохраните в своей личной папке с именем «Заполнение массива 3».
/проводит фронтальный опрос с обсуждением условий задачи и выбором варианта, который будем корректировать/
- Вопросы? Если больше нет – выполняем задание.
|
Рассуждения учащихся, коллективное обсуждение.
Учащиеся проверяют программу, вводя данные с клавиатуры.
Рассуждения учащихся, коллективное обсуждение.
Учащиеся проверяют программу, вводя данные с клавиатуры.
|
Включение в систему знаний и повторение
|
познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,
логические: выведение следствий,
коммуникативные:
владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,
|
- Подводя итоги занятия, постараемся включить новые знания в систему уже имеющихся. Для этого ответим на ряд вопросов. (Учитель проводит фронтальный опрос, уточняя и уделяя значительное внимание умению формулировать определение и свойства одномерных массивов, способов их описания и заполнения)
- Что такое массив?
- Какие типы данных в нем могут использоваться?
- Как объявляется массив?
- Какие способы заполнения массива существуют?
- Как удобнее заполнять массив?
- Давайте еще обратим внимание на задания из КИМов ОГЭ №10, в котором рассматривается массив элементов.
/учитель выводит через проектор на экран варианты такого типа заданий из ОГЭ, обсуждает предложенный способ заполнения массива/
|
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы, систематизация изученного материала с заданиями ОГЭ
|