Безопасный Интернет в школе (рабочая программа) |
Содержание - Информатика, ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.04.2019 11:05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Котова Ольга Ивановна, учитель информатики, МБОУ «Среднеикорецкая СОШ», с. Средний Икорец, Лиискинского района, Воронежской области. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Безопасный Интернет в школе» Пояснительная записка Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов:
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать». (П.А. Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка). Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Цель и задачи программы Цель: обеспечение информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет). Задачи: - формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков; - формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности; - изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; - формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет; - организации просветительской работы с родителями и общественностью. Формы проведения мероприятий в ходе реализации программы: - медиауроки, тематические недели, дни, конкурсы, мониторинги, беседы, классные часы, практикумы, тренинги, конференции, родительские собрания и др. Обеспечить безопасность детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа не всегда готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются. Опасности, которые ждут школьника в сети Интернет (некоторые): - суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью; - сайты-форумы потенциальных самоубийц; - наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”; - сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм; - сайты порнографической направленности; - сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка; - секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир. Это не полный список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет–зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр). Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении проводится целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Выработана единая стратегия безопасности совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся. План работы
Обучение педагогических работников проводится в форме семинаров, мастер – классов, круглых столов, в рамках которых рассматриваются проблемы информационной безопасности личности в сети Интернет, нежелательный контент и меры борьбы с ним, виды и формы информационно - психологического воздействия и методы защиты от него, правила и нормы сетевого этикета, причины возникновения девиантной формы поведения детей и методы работы по их профилактике и устранению. Работа с обучающимися ведется в зависимости от возрастных особенностей: среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе осуществляются специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры осуществляется не только на уроках информатики, но и на других предметах (обществознания, права, ОБЖ и т.д.), а также и во внеурочной деятельности. С родителями проводится разъяснительная работа, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения. Формы работы с родителями разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы. Разработаны специальные методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет. Они содержат классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей). Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет. Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МБОУ «Среднеикорецкая СОШ» им. Героя Советского Союза Д. М. Яблочкина:
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».