Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4669906
Рабочая программа по элективному курсу “Создание и обработка рисунков в векторном графическом редакторе Inkscape”
Содержание - Информатика, ИКТ
17.04.2019 10:34

Лыжин Сергей Павлович, учитель информатики, МАОУ "Холмогорская средняя школа имени М.В.Ломоносова" с. Холмогоры, Холмогорского района, Архангельской области. 
Рабочая программа по элективному курсу предмета информатика для учащихся 11 класса (базовый уровень).

 


 

Рабочая программа по элективному курсу

“Создание и обработка рисунков в векторном графическом редакторе Inkscape

11 класс (базовый уровень)

Сроки реализации: 1 год (34 часа)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Залоговой Л. А., 2009 г.

Учебный комплекс по Элективному курсу “Создание и обработка рисунков в векторном графическом редакторе Inkscape ” включает в себя:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 11 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  • Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  • Залогова Л. А. Компьютерная графика. Практикум: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

В мире современных технологий компьютерная графика становится все популярнее. Компьютерная графика используется в кино, играх, полиграфии. На её основе работают системы автоматического проектирования. Наконец, появились художники, которые предпочитают экран традиционному холсту, а графический редактор — волосяным кистям и масляным краскам.

Inkscape – это векторный графический редактор на основе формата SVG, который называют прямым потомком Sodipodi. Свою популярность программа приобрела благодаря тому, что позволяет создавать иллюстрации различной сложности широкому кругу пользователей: от начинающих иллюстраторов до профессиональных художников.

Задачи курса:

- привлечь учащихся к углубленному изучению информатики и информационных технологий;

- формирование умений работать с векторным графическим редактором.

Цели курса:

- изучить правила и приёмы создания изображений с помощью программы Inkscape;

- формировать компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний;

- прививать учащимся навыки самостоятельной работы;

- развивать логическое мышление учащихся;

- развивать эстетический и художественный вкус.

Общая характеристика учебного предмета

Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале предмета. Изложение теории и практики опирается на следующее:

  • закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
  • информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
  • понятия: информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;
  • методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
  • математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
  • основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

Знания и умения, полученные учащимися при изучении курса «Создание и обработка рисунков в векторном графическом редакторе Inkscape», могут быть использованы ими при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретённые, в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Описание места учебной дисциплины в учебном плане

Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. На изучение элективного курса по информатике в 11 классе в учебном плане школы отводится 34 часа (1 час в неделю).

Результаты освоения учебной дисциплины

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

- особенности достоинства и недостатки векторной и растровой графики;

- основные приёмы решения графических задач при помощи редактора Inkscape;

- основные элементы интерфейса главного окна программы;

уметь:

- настраивать для себя главное окно программы;

- задавать параметры страницы и масштаб при работе с документом;

- создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);

- формировать рисунки, используя различные виды заливок;

- работать с контурами объектов;

- создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

- создавать рисунки из кривых;

- создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;

- применять различные графические эффекты (визуализация, изменение, использование контура, отрисовка и др.);

- сохранять документ, перемещать содержимое документа в другие программы.

Содержание тем учебного предмета

1. Интерфейс программы Inkscape

Знакомство с интерфейсом. (Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния).

2. Основы работы с объектами.

Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.

3. Закраска рисунков.

Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки

4. Вспомогательные режимы работы.

Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура). Вспомогательные режимы работы.

5. Создание рисунков из кривых

Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

6. Методы упорядочения и объединения объектов.

Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами.

7. Работа с текстом.

Создание текстового объекта Кернинг. Расположение текста вдоль кривой. Заверстывание текста в блок.

Календарно тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные

понятия

1

Знакомство с программой Inkscape. П/р «Рисуем стрелку».

Интерфейс Inkscape. Инструменты рисования.

2

П/р     «Создаем простой векторный текст». РК

Инструмент Надпись

3

П/р     «Рисуем сердечко».

Круги, эллипсы и дуги

4

П/р     «Рисуем звездочку с глазками».

Звезды и многоугольники

5

П/р     «Рисуем бильярдный шар».

Круги, эллипсы и дуги

6

П/р     «Рисуем карамель Чупа-чупс».

Круги, эллипсы и дуги

7

П/р     «Рисуем табличку с вырезанной надписью». РК

Инструмент Надпись

8

П/р     «Рисуем валентинку (часть 1)».

Инструмент Надпись, прямоугольники и квадраты

9

П/р     «Рисуем валентинку (часть 2)».

Инструмент Надпись, прямоугольники и квадраты

10

П/р     «Рисуем граффити на кирпичной стене». РК

Инструмент Надпись, прямоугольники и квадраты

11

П/р     «Создаем надпись “Жизнь жуков”».

Инструмент Надпись, прямоугольники и квадраты

12

П/р     «Создаем сердечко, нарисованное карандашом или фломастером».

Спирали

13

П/р     «Фильтры Inkscape».

Фильтры

14

П/р     «Рисуем куклу в стиле кантри (часть 1)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

15

П/р     «Рисуем куклу в стиле кантри (часть 2)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

16

П/р     «Создаем шарик из пазлов».

Круги, эллипсы и дуги

17

П/р     «Рисуем пингвина (часть 1)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

18

П/р     «Рисуем пингвина (часть 2)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

19

П/р     «Создаем обои с бликами». РК

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

20

П/р     «Создаем обои с рыбкой (часть 1)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

21

П/р     «Создаем обои с рыбкой (часть 2)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

22

П/р     «Рисуем стеклянный стакан с соком (часть 1)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

23

П/р     «Рисуем стеклянный стакан с соком (часть 2)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

24

П/р     «Рисуем мордочку кошки Hello Kitty».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

25

П/р     «Рисуем поросенка Деда Мороза (часть 1)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

26

П/р     «Рисуем поросенка Деда Мороза (часть 2)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

27

П/р     «Создаем векторный пейзаж “Грустный камень”».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

28

П/р     «Создаем символ Инь-Янь (часть 1)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

29

П/р     «Создаем символ Инь-Янь (часть 2)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

30

П/р     «Рисуем елочные игрушки (часть 1)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

31

П/р     «Рисуем елочные игрушки (часть 2)».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

32

П/р     «Рисуем снежинку».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

33

П/р     «Создаем почтовую марку».

Круги, эллипсы и дуги, звезды и многоугольники

34

Свободная тема. РК