Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7793478
Методическая разработка и реализация программы по преодолению трудностей обучающихся. Методика работы с интерактивной программой на уроках математики
Содержание - Информатика, ИКТ

Хайруллина Регина Михайловна, учитель математики и информатики МБОУ «Габишевская СОШ им. М.А. Гареева» с. Габишево, Лаишевский район, Республика Татарстан. 
Для детей 7-9 классов.

 


 

Разработка и реализация программы по преодолению трудностей обучающихся

Эффективным методом и средством повышения качества современной системы образования является применение электронных образовательных ресурсов.

Одно из перспективных направлений информатизации школьного математического образования это – использование в учебном процессе программных средств обучения, в частности, систем динамической математики (СДМ) и программ для работы с функциями и их графиками, которые должны охватывать все основные школьные дисциплины (физику, химию, географию, математику, биологию и др.), поскольку так можно хотя бы частично компенсировать недостаток учебной техники, дидактического материала.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 был утверждѐн Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).

Он включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Учитывая выявленные трудности, их устранение было решено провести с применением информационно-коммуникативных технологий. Свой выбор мы остановили на компьютерной программе Geogebra. Для этого были разработаны методические рекомендации «Использование на уроках математики компьютерной программы Geogebra».

Проанализируем эффективность применения ИКТ, в частности СДМ GeoGebra при обучении геометрии и алгебре.

Geogebra — бесплатная программа предоставляющая возможность создания динамических («живых») чертежей для использования на разных уровнях обучения геометрии, алгебры и других смежных дисциплин. Эта программа создана в 2002 году австрийским математиком Маркусом Хохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем), переведена на 45 языков, в том числе полностью поддерживает русский язык. Она не просто известна, но и пользуется среди многих учителей, в том числе и российских, большой популярностью, о чем свидетельствует невероятное количество учебно-методических разработок на базе данной программы, постоянно пополняемые открытые коллекции динамических моделей, разрабатываемых на базе Geogebra. Сообщество пользователей программы охватывает 195 стран мира и имеет постоянно пополняемую обширную библиотеку готовых моделей на Geogebra, которыми может воспользоваться любой желающий.

Интерфейс программы отличается простотой и понятностью. Geogebra обладает богатыми возможностями. Она предназначена, прежде всего, для решения задач школьного курса геометрии: в ней можно создавать всевозможные конструкции из точек, векторов, отрезков, прямых, строить графики элементарных функций, которые также возможно динамически изменять варьированием некоторого параметра, входящего в уравнение, а также строить перпендикулярные и параллельные заданной прямой линии, серединные перпендикуляры, биссектрисы углов, касательные, определять длины отрезков, площади многоугольников и т. д. 

В отличие от других программ для динамического манипулирования геометрическими объектами, идея Geogebra заключается в интерактивном сочетании геометрического, алгебраического и числового моделирования содержания задачи, которое позволяет организовать целенаправленное наблюдение за изменением и взаимосвязью величин данной задачи, предоставляет возможности для проверки экспериментальной проверки гипотез, возникающих при этом наблюдении. Например, при исследовании функций в курсе 8-го класса общей образовательной школы, и к началу ее изучения, согласно учебнику А.Г. Мордковича, учащиеся знакомы уже с тремя функциями: линейной y=kx+m, квадратичной y=kx2 и обратной пропорциональностью y=k/x

Для изучения параграфа «Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)» упомянутого выше учебного комплекта нами были взяты за основу функции y=x,y=x2  и y=1/x.

Восьмиклассникам предлагается преобразовать графики функции, зависящие от трех параметров a, l и m.

У учащихся есть возможность, поставив галочку напротив интересующей их функции, рассмотреть каждую из них в отдельности и, меняя значения параметров с помощью ползунков справа, пронаблюдать, какие преобразования происходят при этом с графиком, который представлен на рисунке 1.


alt 

Рис. 1. Преобразование графика квадратичной функции

 

Первое задание заключается в выяснении, на что влияет каждый из параметров, в нашем случае меняющийся в пределах от -5 до 5. Вначале предлагается менять параметры по одному и поочередно для каждой функции.

После этого учащиеся должны заполнить таблицу на основе своих наблюдений (табл. 1):

Таблица 1.

№№

Функция

График функции

(схематически)

Влияние коэффициента

a

Влияние коэффициента

l

Влияние коэффициента

m

11.

 

 

 

 

 

22.

 

 

 

 

 

33.

 

 

 

 

 

 

Переход к следующему этапу происходит, когда учащиеся самостоятельно провели анализ функции и их графики стали представлять для них некоторые объекты со своим набором свойств, возможностями и способами преобразований.

Для закрепления полученных навыков учащиеся письменно отвечают на следующие вопросы:

alt

Учёные, которые разрабатывали пакет учебных и методических материалов для пользователей, отмечают, что СДМ Geogebra имеет мощный набор инструментов, с помощью которых можно моделировать и решать различные типы математических задач, касающихся изучения математики в общеобразовательных учебных заведениях. Основная идея заключается в том, что на основе визуального наблюдения за смоделированной задачей, ученики могут самостоятельно выдвигать и обобщать гипотезы, осуществлять проверку этих гипотез и разрабатывать единый алгоритм для исследования процессов.

Так по алгебре и началам анализа в СДМ GeoGebra созданы динамические модели для исследования и решения следующих типовых задач:

-       вычисление значения выражений, тождественные преобразования дробно-рациональных выражений;

-       разложение на множители многочленов и чисел;

-       нахождения НОД и НОК нескольких чисел;

-       построение графиков функций и уравнений, заданных аналитически;

-       нахождения координат точек пересечения графиков двух функций на заданном промежутке;

-       графическое решение неравенств и их систем;

-       построение касательной и нормали к графику функции в заданной точке с одновременным нахождением их уравнений, трассировки графика, построение таблицы значений;

-       исследование функции на данном промежутке на нахождение наибольших и наименьших значений, на экстремумы, на вычисление длины кривой и нулей функции, нахождения точек перегиба функции;

-       выполнение численного интегрирования и его геометрическая иллюстрация,

-       нахождения первообразной, производной функции и построение их графиков.

Разработчики методического пакета СДМ GeoGebra отмечают, что для обучения математике целесообразно использовать компьютерные модели с разной целью, в частности интерактивные компьютерные модели можно использовать как дидактические наглядные пособия для организации эвристического обучения, автоматизации вычислений, в качестве упражнений на готовых чертежах, для автоматизации процесса создания учебных упражнений и заданий.

  

alt

alt 

 

 alt

 Программа имеет богатые возможности для работы с функциями (построение графиков, вычисления корней, экстремумов, интегралов и т. д.). Одной из значительных ее преимуществ является возможность пошагово отображать ход построения фигур. Таким образом, есть возможность анимировано менять координаты точек, тогда фигура будто оживает на мониторе, меняя свое изображение в результате изменения координат опорных точек.

Применение Geogebra на уроках геометрии дает возможность участникам учебного процесса создавать динамические модели для иллюстрации, визуализации и демонстрации различных математических понятий, определений, теорем, динамических изображений пространственных и плоских фигур.

Методический пакет к СДМ Geogebra содержит спектр инструментов для решения базовых задач геометрии:

построение различных геометрических фигур на плоскости (точек, прямых, лучей, ломаных, векторов, углов, многоугольников, правильных многоугольников, биссектрис углов, срединных перпендикуляров, параллельных и перпендикулярных прямых, окружностей, дуг окружностей и конических сечений, касательных к окружности и т.п.);

вычисление площадей: многоугольника, круга, части плоскости, ограниченной эллипсом, сектора;

нахождения: градусной меры угла, длины отрезка, периметра многоугольника, длины вектора, расстояния от точки до прямой, тангенса угла между прямой и положительным направлением оси абсцисс и тому подобное;

преобразование фигур на плоскости: симметрия относительно точки и прямой, поворот вокруг точки, гомотетия, параллельный перенос;

нахождения точек пересечения двух фигур (двух прямых, прямой и круга и тому подобное);

нахождения середины отрезка, центра окружности (эллипса).

Описывая графики с помощью соответствующих инструментов, ученики лучше смогут подобрать нужные функции. Такой вид работы заинтересует учащихся и мотивирует к изучению данной темы, ведь графики функций вокруг нас (рис. 5). Также математическое моделирование с использованием Geogebra будет способствовать более глубокому пониманию тем, которые изучаются.

 

alt

Рассмотрим решение геометрических задач с помощью интерактивной геометрической среды GeoGebra при подготовке к основному государственному экзамену позволяет акцентировать внимание учащихся наважности построения правильного и аккуратного чертежа к задаче, способствует формированию графической культуры учащихся и, как следствие, повышает результативность правильного решения задач по геометрии.Рассмотренные ниже задачи приведены нами из сборника задач для подготовки к основному государственному экзамену по математике.

Задание 1. Построение медианы треугольника. (рис. 6)

 

alt

alt

Построим параллелограмм (сначала по определению – четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, затем по одному из признаков – если в 4-угольнике две стороны равны и параллельны, то этот 4-угольник параллелограмм).

Таким образом, построили модель и провели внутри модельное исследование (использование инструмента Расстояние и длина, с помощью которого измерили длины сторон, и инструмент измерения углов Угол, измерение противоположных углов и внутренних односторонних при пересечении прямых и секущей).

Нетрудно убедиться, что чертеж динамичный. Для этого достаточно потянуть за одну из вершин фигуры. Форма и размеры треугольника изменятся, но окружность останется «привязанной» к треугольнику.

Рассмотрим решение задач в программе Geoпebra.

Задание 4. В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом С известны катеты: AC=6, BC=8. Найдите медиану CD этого треугольника. (рис. 9)

 

alt

 

Задания для самостоятельного решения

Задание 1.

Создайте интерактивный чертеж, с помощью которого можно убедиться, что сумма углов любого треугольника равна 180°.

Задание 2.

С помощью Geogebra создайте интерактивное пособие, демонстрирующее построение середины отрезка с помощью циркуля и линейки.

Задание 3.

Создайте интерактивное пособие, демонстрирующее построение правильного шестиугольника помощью циркуля и линейки. Используйте инструменты «Окружность по центру и точке», «Пересечение» и «Многоугольник».

Задание 4.

Создайте интерактивный чертеж, с помощью которого можно убедиться, что площадь треугольника равна половине произведения основания 18 треугольника на высоту треугольника.

Задание 5.

Построить остроугольный треугольник, в нем три серединных перпендикуляра и описанную окружность.

Задание 6.

Создайте динамический чертеж, иллюстрирующий следующее утверждение:

Центр окружности, описанной около треугольника, является точкой пересечения перпендикуляров к сторонам треугольника, проведенных через середины этих сторон.

Задание 7.

Создайте динамический чертеж, иллюстрирующий следующее утверждение:

Диагонали прямоугольника равны.

Задание 8.

Создайте динамический чертеж, иллюстрирующий следующее утверждение:

Диагонали ромба перпендикулярны.

Задание 9.

Создайте динамический чертеж, иллюстрирующий следующее утверждение:

Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360°.

Задание 10.

Построить окружность эйлера (известную окружность 9 точек).

Одна из красивых теорем геометрии – теорема об окружности Эйлера: в неравностороннем треугольнике середины сторон, основания высот и середины отрезков, соединяющих ортоцентр (точка пересечения высот) с вершинами треугольника, лежат на одной окружности, центром которой является середина отрезка, соединяющего ортоцентр с центром описанной окружности, а ее радиус в два раза меньше радиуса описанной окружности.

Т.е. точки А1, B1, C1, A2, B2, C2, A3, B3, C3 лежат на одной окружности, которая называется окружностью Эйлера.

Задание 11.

1. Постройте динамическую модель выпуклого пятиугольника.

2. Разделите его диагоналями на треугольники. выберите диагонали так, чтобы они не пересекались друг с другом.

3. Посчитайте количество получившихся треугольников. сравните это количество с числом вершин многоугольника. на сколько они отли­чаются?

4. Вычислите сумму углов выпуклого пятиугольника. (подсказка: используйте знания о сумме углов треугольника)

Задание 12.

повторите предыдущее задание для шести- и семиугольника:

1. Постройте динамическую модель выпуклого многоугольника.

2. Разделите его диагоналями на треугольники так, чтобы диагонали не пересекались друг с другом.

3. Посчитайте количество получившихся треугольников. сравните это количество с числом вершин многоугольника.

4. Вычислите сумму углов многоугольника.

5. Запишите вывод о соотношении между числом вершин выпуклого многоугольника и количеством треугольников, на которые он делится своими диагоналями. запишите формулу для вычисления суммы углов выпуклого n-угольника.

Задание 13.

В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом С известны катеты: AC=6, BC=8. Найдите медиану CK этого треугольника.

Задание 14.

Радиус OB окружности с центром в точке O пересекает хорду AC в точке D и перпендикулярен ей. Найдите длину хорды AC, если BD = 1 см, а радиус окружности равен 5 см.

Задание 15.

Точка H является основанием высоты BH, проведенной из вершины прямого угла Bпрямоугольного треугольника ABC. Окружность с диаметром BH пересекает стороны AB и CB в точках P и K соответственно. Найдите BH, если PK=15.

Таким образом, использование программы Geogebra закрепит устойчивый интерес к изучению математики. В этом мы убедились во время прохождения практики, апробировав разработанные методические рекомендации «Использование на уроках математики компьютерной программы «Geogebra». Рассмотрим применение программы Geogebra на уроках математики.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР