Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7536047
"Краудсорсинг в проектной деятельности обучающихся как средство формирования коммуникативной компетентности"
Содержание - История, обществознание, право

Чешенова Татьяна Валерьевна, к.п.н., учитель обществознания ГБОУ Новороссийский казачий корпус, Краснодарский край.
В работе указывается важность проектной деятельности в образовательном процессе. Необходимость формирования у учащихся коммуникативной компетенции. Автор рассматривает возможность использования социальных сетей, в частности краудсорсинга в проектной деятельности обучающихся. Ключевые слова: проектная деятельность, ключевые компетенции, коммуникативная компетенция, краудсорсинг.

 


Дата публикации: 14.01.2016


Краудсорсинг в проектной деятельности обучающихся как средство формирования коммуникативной компетентности.

В достижении метапредметных результатов образования ФГОС придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность, т. е. обучению методом проектов. Этот метод в разных вариантах давно используется за рубежом. У нас же его применение было запрещено в 1932 г., и интерес к нему снова возник только в конце прошлого века. Идею метода проектов предложил Дж. Дьюи [4]. Он считал, что образование — это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни, что единственный путь дать возможность обучающемуся осознать его социальное наследие — это позволить ему опробовать те виды деятельности, которые делают саму цивилизацию тем, что она есть [3].

Участие в проектной деятельности, является одним из приоритетных в формировании у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Кроме того, рабочая программа предусматривает внеурочную деятельность и промежуточную аттестацию учащихся в форме участия в проектной деятельности.

Проектная деятельность помогает овладевать умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.

Всякий проект реализуется, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. Проект нужен тогда, когда сознается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить. В таком случае говорят, что существует проблема. В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. При выборе темы практического проекта и постановке практической проблемы учащиеся осваивают: понятие проблемы, критерии и способы оценки качества постановки практической проблемы, способы постановки проблемы.

Современный образовательный процесс должен решать более широкий круг задач, чем простая трансляция знаний и частных умений. Изменение общей парадигмы образования нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Лежащий в основе ФГОС общего образования системно-деятельностный подход означает переход:

- от изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [1].

Современные достижения позволяют существенно модернизировать метод проектов и увеличить его возможности. Однако основной смысл включения студентов в проектную

деятельность остается прежним: это развитие их интеллектуальных способностей, познание изменяющегося мира и решение практических проблем жизнедеятельности.

Чтобы найти свое место в современном обществе, юноши и девушки должны не просто быть активными, они должны вести поиск с пониманием себя и окружающего мира, им следует принимать решения, опираясь не только на интуицию, чувства или знаменитый «авось», а логически взвешивать все «за» и «против», им необходимо уметь вступать в эффективные коммуникации с другими людьми [4]. Т.е. необходимо развивать у студентов коммуникативные компетенции. Коммуникативные компетенции относятся к ключевым, ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и включают в себя:

1. Знание способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми навыки общения и взаимодействия в виртуальных сообществах;

2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого;

3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др [5].

При формировании у студентов коммуникативной компетенции следует учитывать реалии нашей жизни, а именно все возрастающую роль интернета, и социальных сетей в частности, на жизнь человечества и в первую очередь молодежи. Не секрет, что большинство молодежи сегодня предпочитает проводить свое свободное время, общаясь в социальных сетях. Виртуальное общение отличается от реального. Многим людям тяжело общаться реально, но им легко общаться в сети интернет. Если в реальной жизни они никак не могут себя проявить, то в виртуальном общении они зачастую становятся своим антиподом. Например, не являясь специалистом в какой-либо области, они легко идут на обсуждение проблем по этой тематике. Они рассматривают проблему непрофессионально, и иногда их дилетантское мнение позволяет специалистам по другому взглянуть на проблему и найти верное решение.

Развитие социальных сервисов привело к возникновению феноменов, которые называют по-разному: мудрость толпы, краудсорсинг, викиномика, общественная поддержка, паутина соучастия [6]. В основании этих феноменов лежит возможность привлечения широких масс к непосредственному участию в коллективном творчестве. В современной литературе сложилось понимание краудсорсинга как целого «пучка» решений, основанных на привлечении усилий открытого сетевого сообщества к решению тех или иных задач [2]. Большинство людей более склонны давать советы, чем заниматься практической деятельностью, готовы делиться с незнакомыми людьми самыми невероятными и фантастическими идеями и предлагать самые разнообразные пути решения проблемы, количество обсуждающих эти идеи также будет расти. Обсуждая достоинства и недостатки предложенного, будут выдвигаться все новые и новые предложения, и среди сотни абсурдных, обязательно найдется одно гениальное. Именно это и необходимо использовать студентам в своей проектной деятельности.

Социальные сети и ее участники будут своего рода генератором идей. Такой подход к проектной деятельности учащихся является инновационным по отношению к существующей практике. Включение посторонних участников в совместную деятельность проходит через социальные сети, где и обсуждается будущий проект, методы его исполнения и пр. Зарегистрированные участники могут оставлять свои комментарии; участники,

показавшие заинтересованность и компетентность могут получить статус соавторов готового проекта; Еще на стадии определения проблемы учащиеся могут провести опросы и анкетирования в социальных сетях с целью подтверждения актуальности выбранной проблемы или даже выявления новой. На стадии проектирования решения практической проблемы в ходе решения учебных задач учащиеся осваивают понятия «способ решения проблемы», «эффективность» и «результативность» действий, методы разработки решения проблемы, критерии и способы оценки решения проблем. При выборе способов решения проблемы студентов также стоит ориентировать на использование краудсорсинга, ведь как говорят «Одна голова хорошо, а две лучше».

Список использованной литературы:

1. Асмолов А. Г. (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

2. Буров В.В., Патаракин Е.Д. Ярмахов Б.Б. Использование технологии краудсорсинга в законотворческой деятельности Бизнес-информатика №2(16)–2011 г.

3. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо // На путях к новой школе — на стороне подростка. 2002. № 3 http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8

4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности Вопросы образования. 2015. № 3 с.293

5. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов Интернет-журнал Эйдос http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

6. Шуровьески Д., Мудрость толпы, М.: Вильямс, 2007, - 304 стр.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР